Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Русская зима в Федоскинской лаковой миниатюре

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Русская зима в Федоскинской лаковой миниатюре

 

 

Я представлю вам краткую историю и технологию Федоскинской лаковой миниатюры -прекрасного образца народного промысла в России.

Мой рассказ будет иллюстрироваться   зимними пейзажами и сюжетными сценами , выполненными на   этих чудесных изделиях . 

Федоскинская миниатюра - не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может украсить любую коллекцию. Они создавались на заказ для фонда президента РФ, королевы Елизаветы, принца Уильяма и других... Миниатюры хранятся в коллекциях по всему миру и представлены в музеях разных стран.

Этот промысел сложился в конце XVIII в. Искусство возникло из-за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье-маше). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами.

Есть в России небольшой поселок, где вот уже больше двухсот лет традиционно занимаются росписью. В 20-и километрах от Москвы, в небольшом, уютном селе Федоскино, располагается исторический центр лаковой миниатюры, основанный купцом Петром Коробовым в 1795 году. 

 На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании.

Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи, в 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие разные!

Федоскино – школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру. Шкатулка Федоскино – изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.

Федоскинская миниатюра — это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».

Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек. Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии.

Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной, размоченной и спрессованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду.

Об успешном человеке в то время говорили: "И сыт, и пьян и нос в табаке". Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать.

Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили... Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.

Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу и положил глаз купец – Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. Жених оказался шустрый, не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.

 А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо, герб Российской империи – двуглавого орла, – но! – только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Так Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А это означало почёт и уважение, и качество, соответствующее требовало. Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но каждый по-своему.

Сын Лукутина Александр что называется "горел" на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде.

В результате такого "управления" в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово (кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие возвратились и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.

 В начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая "производила искусство" на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе.

Кстати. Очень интересный факт: в те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.

Процесс изготовления Федоскинской миниатюры

Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого – чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри – красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!!

В основе Федоскинской лаковой миниатюры лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике работали старые мастера классической живописи – Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс... Эта техника позволяет создавать наиболее реалистические, живые изображения.

Процесс изготовления лаковой миниатюры включает в себя несколько этапов:

Грунтовка

Грунт – это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин.На грунт с помощью кальки переводится силуэт рисунка.

Замалёвок

Накладывают первым слой живописи. Называется "замалёвок". В нем следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет.

Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" – вообще не сохнут.

Перемалёвок

Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи.Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. И снова сушим. И снова покрываем лаком

Бликовка

Последний слой – "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали.Затем сушим. Покрываем лаком. Не менее десяти слоев.

Готовая шкатулка

На корпусе тоже надо красоту навести. Тоненьким стальным перышком рисуем орнамент, подписываем имя художника и дату изготовленияКорпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоев) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

Я привела подробную технику изготовления и росписи шкатулки для того, что бы было понятно насколько трудоемкий этот процесс.

Техника Федоскинской миниатюры

Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: "письмо по-плотному" и "письмо по-сквозному"Традиционной федоскинском миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект.

Подробности этих техник я приводить не буду, кого заинтересует, можно почитать по ссылкам.

Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментом преимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлипа гульфарбу накладывается сусальное золото. 

Наряду с миниатюрной живописью и золотым орнаментом в Федоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, под ясень, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева и др.

Завершающие стадии производства изделий из папье-маше

От художников-миниатюристов изделия попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков. Вещи покрываются тремя слоями светлого масляного лака с обязательной просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом. Остается последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира – металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия. Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Федоскинская лаковая миниатюра – это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон

Источник:

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/fedoskino/fedoskino.htm

https://ru.russianarts.online/crafts/2725

https://fishki.net/2449190

http://новости-мира.ru-an.info/новости

http://ucrazy.ru/interesting/1447312834

Серия сообщений "Миниатюра":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments