Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

"Снегурочка"- дебют Алевтины Пасхаловой

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
"Снегурочка"- дебют Алевтины Пасхаловой

20181129b (517x700, 276Kb)

На фотографии из коллекции Музея музыки – красивая черноглазая девушка в костюме Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова – на фоне декорации, изображающей заснеженный лес.
Эту партию исполняли лучшие колоратурные сопрано. И одна из них – Алевтина Михайловна Пасхалова.
Она родилась в 1875 году в Саратовской губернии. В детстве ее учителем по фортепиано был Федор Михайлович Достоевский, племянник и полный тезка великого писателя, ученик Антона Рубинштейна. У девочки был красивый голос. Приехав в Москву, она поступила в консерваторию в класс известной певицы Елизаветы Лавровской.

А затем произошло главное событие в ее жизни: судьба свела начинающую певицу с меценатом, основателем Московской частной оперы Саввой Ивановичем Мамонтовым.

В поисках новых артистов для своего театра он часто бывал на консерваторских концертах. Алевтина Пасхалова приглянулась ему – красивым, теплым тембром и юной, трогательной внешностью. Приглашение Мамонтова поехать с Частной оперой на гастроли в Санкт-Петербург и спеть партию Снегурочки в опере Римского-Корсакова, да еще в присутствии композитора – заставило певицу буквально трепетать.

В воспоминаниях, написанных на склоне лет, Алевтина Михайловна так рассказывала о своеобразном экзамене, который ей пришлось выдержать перед тем, как выйти на сцену:
«При встрече с Римским-Корсаковым Мамонтов сказал:
– Вот Вам Снегурочка, лучшая ученица Лавровской, прошу любить и жаловать. – На эту милую рекомендацию Римский-Корсаков протянул мне сухую руку и процедил: посмотрим, знаете ли Вы партию, могу сейчас Вас проверить». Взволнованная и убитая его приемом, я совершенно потеряла самообладание и заявила, что петь не буду. После чего со мной сделался истерический припадок, я залилась слезами и умоляла освободить меня от этой пытки. Мамонтов метался как зверь, вызвали врача, еле меня откачали, и около часа я была вполне беспомощна. Холодно и зло сидел за пианино Римский-Корсаков и ждал конца моей истерики. Наконец меня успокоили, и я решилась запеть. Римский-Корсаков изрек: - М-да, тембр красивый, музыкальная, партию знаете».


В своей “Летописи” Н.А. Римский-Корсаков писал: “К великому посту мамонтовская опера в целом своем составе появилась в Петербурге и поместилась в театральной зале консерватории... А для Снегурочки Мамонтов выбрал покровительствуемую им молодую певицу Пасхалову. При небольшом в то время, но красивом голосе, она была совершенно неопытна и из партии своей сделать ничего не могла”.

“Оказалось, что если бы Мамонтов не назначил петь меня партию Снегурочки, то пела бы Н.И. Забела-Врубель, которая служила в труппе и была любимицей Н.А.Римского-Корсакова, — вспоминала Пасхалова. — В дни репетиций я часто видела Р.-К, беседующего с Забелей, видела, как она плакала, и я понимала, что я была причиной ее слез, мне было жалко ее, но Мамонтов упрям, его желание выпустить меня в юбилейном спектакле было непреклонным, и автор должен был покориться. У него не было иного выхода. Дело в том, что у Римского-Корсакова были неприятности с императорскими театрами, а Мамонтов решил дать ход всем его операм, что он и сделал в течение последних трех лет… Настал день спектакля. Я не умела гримироваться, и мне помогла танцовщица Торнаги — жена Ф. Шаляпина. Начался спектакль, наступил момент закулисного “Ау” Снегурочки и выхода на сцену... От волнения я ничего не помнила. Зал был переполнен. Как во сне, я спела свою арию, и вдруг раздались шумные аплодисменты... я не поняла, кому это... Я стояла, как в столбняке, пока суфлер не крикнул: “Кланяйтесь, ведь это вам аплодируют!” Требовали “бис”, но Р.-К. повел оркестр дальше... Осмелев, я стала петь увереннее. Когда закончился первый акт, я выбежала за кулисы, меня почти на руки подхватил Мамонтов со слезами на глазах, говоря: “Молодец, девочка!..” На поклоны Р.-К. меня не брал, окружал себя другими солистами. Так шло до сцены с Весной, после этого акта Р.-К., выходя на сцену на вызовы, взял и меня за руку. Овациям в его адрес не было конца. Он весь был засыпан венками... Спектакль кончился, и я сейчас же уехала к подруге, и мы проболтали всю ночь, делясь впечатлениями о “Снегурочке”.

Как же сложилась ее дальнейшая карьера? Алевтина Пасхалова стала настоящей оперной примадонной, выступала на лучших сценах Москвы, Петербурга, стажировалась в Италии и пела в театре Ла Скала. Ее репертуар насчитывал шестьдесят оперных партий. Больше всего она любила роль Татьяны в «Евгении Онегине». Великий знаток и ценитель искусства, Савва Мамонтов не ошибся, пригласив начинающую певицу, и открыл ей дорогу к славе. А дебют Алевтины Пасхаловой запечатлела музейная фотография.

Фрагметы из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"
партия Снегурочки-Ирина Журина
















http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/exp...omuzyka-paskhalova-snegurochka
https://music.yandex.ru/album/3889560

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments