Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Часослов Анны Бретонской, часть II

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Часослов Анны Бретонской, часть II

Продолжаем листать Часослов...любуйтесь ...

Для начала пара евангельских сюжетов, они у Жана Бурдишона  (Jean Bourdichon ) совершенно живописны — сказывается то, что это уже начало XVI века, вон она, итальянская живопись, со всеми перспективами и светотенями.

Изумительные синие пейзажи дальнего плана, видные сквозь вполне ренессансные окна, чем не Мона Лиза?.. вообще, синие мэтра Жана — отдельный разговор, такой глубокой, не-бытовой, синевы одеяния Богоматери были на средневековых изображениях, но здесь, при сохранении цвета, появляется принципиально иная лепка складок, игра в объём, и вышивка по краю делается затейливо-орнаментальна, привет маньеризму.

Чем не жанровая сцена: святая Анна учит Марию читать. 

И ещё одна ночная сцена, которой Часослов закрывается, после только гербы. Посмотрите, как по-другому у Бурдишона начинает играть традиционное золото книжной миниатюры: им было принято сплошь заливать фон или детали, а мэтр Жан им штрихует, акцентирует — и получается вот это тревожное мерцание, неправдоподобное и магическое вместе. Да, и, конечно, подробности мизансцены, в этом весь мастер: как Христос положил руку на голову раненого Малха, за это всё отдать.

Есть в Часослове и отдельные страницы со святыми. Покажу несколько, там дивное.
Любимый мой святой Мартин.

Святой Губерт с оленем, как положено. Оленя так и хочется погладить, собаки и не такое в жизни видали, а доезжачий на заднем плане, судя по всему, делится впечатлениями с лошадями — во всяком случае, лица у лошадей понимающие.

По понятными причинам, святая Екатерина, с интересом взирающая на орудия своей пытки и убийства. Ткань юбки, однако, затмевает всё.

Святая Елена, обретшая истинный крест. Держит она его, тем не менее, платочком, руки бережёт.

Святой Лифар, ещё один победитель дракона словом Божьим и молитвой. Выглядит всё, однако, так, словно святой выводит дракона на прогулку — на поводке, как положено сознательному гражданину.

И моё любимое чудо святого Антония Падуанского. Согласно легенде, лошадь постилась три дня, не прикасаясь к овсу, а потом поклонилась Святым Дарам в руках святого. Судя по этой миниатюре, она ещё что-то сказала — такое осмысленное лицо не у каждого человека увидишь.

Разумеется, святых куда больше, и у меня сердце разрывается от желания всех показать, но тогда пост треснет по швам, а ведь ещё ангелы, да какие!..
Зеленокрылый архангел Михаил в золотых доспехах.

Гавриил с девизной лентой Ave Maria, на которой имя спряталось в складку, немыслимая в прежние времена вольность.

И Рафаил с, надо так понимать, аптечкой через плечо — он же целитель.

А теперь — ботаника и прочие развлечения.
Густонаселённый чертополох.

Вишня.

Гранат.

А вот и тихое веселье: орешник изобразить с безукоризненной тщательностью, насекомых тоже, но и  хулиганских мартышек контрабандой протащить в уголок. 

На сливе мартышки уже освоились, будучи при этом меньше сливы по размеру. И не в том же дело, что мэтр Жан не видел мартышек, или сливы сроду не видал, просто книжным рисовальщикам большого средневековья позволено шалить, дразнить реальность.

Ошалевшую белочку, одного роста с гусеницей, посадить под репейник, улитку в синий цвет покрасить, отправить смешную ящерку штурмовать "библейскую смоковницу".
  
Дотошности и правдоподобия это не отменяет, более того, одно другому тут совершенно не противоречит. Что до синей божьей коровки, которая в прошлый раз показалась мне просто выцветшей, но попалась ещё неоднократно, думаю, это — своего рода аллегория, поскольку божья коровка в средневековой Европе традиционно символизирует Богоматерь, а синий — её цвет.
            
Меня особенно трогают самые простые и знакомые растения у Бурдишона, они словно особое значение обретают. 
   
   
   
Впрочем, то, что для нас экзотика, для мэтра Жана в силу другой климатической зоны было вполне привычной флорой. А нет, так и нет беды, разнообразие и необъятность мира и Замысла — основная тема жанров перечня в средние века.
   
Отдельно прекрасна в Часослове садово-огородная тема. Если виноград — часть традиционного орнамента, то крыжовник и огурец — вовсе нет. Зайку, зайку под огурцом не пропустите.
  
А равно тыква и лук с чесноком.
  
Фрукты — другое дело, их рисовали всегда. Правда, немножко не так.
   

И цветы конечно...
 

Это конечно не все страницы Часослова, их очень много, а наиболее типичные и интересные...

 

https://quod-sciam.livejournal.com/

Серия сообщений "Книжные иллюстрации":

Серия сообщений "Религиозная живопись":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments