Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

К светлому пасхальному празднику решила сделать всем православным(и не только!) читателям Клуба небольшой подарок,познакомить с  необычными ,по архитектурному решению, православными храмами России.Где еще можно такие встретить как ни в русской глубинке,затерявшейся на бескрайних просторах России...С монастырем в Истре знакомила вчера

здесь

Сегодня мы посетим монастырь уже  в Нижнем Поволжье.Итак...

У западной части города Серафимович, недалеко от Дона, стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Момент его возведения ориентировочно датируется 1652 годом и связан с благословлением Св. патриарха Иоакима. В настоящее время обитель практически полностью отреставрирована и заселена монахинями. Усть-Медведицкий монастырь является одним из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Это своего рода донская жемчужина, как по духовному значению, так и по внешнему виду 
 

Арка с колокольни, оставшаяся от разрушенной церкви

История Усть-Медведицкого монастыря Серафимовича тесно переплетается с историей здешних краев, неразрывно связана с ней, и столь же богата событиями, многие из которых подчас очень трагичны. Созданный в 1652 году, спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком сползает в воду и разрушается.

К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь отстраивается заново. Были карательные экспедиции, направляемые сюда Петром Первым в годы Булавинского восстания, и упразднение обители в 1788 году, и гремевшие здесь сражения во время Великой Отечественной войны. Но всегда, в любые эпохи и при любых событиях Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче имел большое значение для казачества, служа оплотом православия и защиты Отечества на окраине Донской земли, оставаясь надежным прибежищем для людских душ.

Собор Казанской иконы Божией Матери на территории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

Варваринская церковь и Сиротинское девичье собрание, предп. 1913 г.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

Митрополит Платон (в миру Николай Иванович Городецкий; 1803 — 1891) — епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.

Построен Усть-Медведицкий монастырь в Серафимовиче в стиле итальянской базилики и поистине восхищает своей красотой. Но наибольшее впечатление производит 33-главый Спасо-Преображенский храм. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа.

Храм имеет форму креста. Колонны, поддерживающие храм изнутри, были доставлены из Венеции за 1,5 года и обрабатывались в Петербурге . Уже в наше время за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги г. Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым немцам. Некогда вершину храма украшали пять позолоченных куполов, в отличие от нынешнего одного. Перекрытие между нижним и верхним храмами использовалось ещё и для обогрева – в нём была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие.

В Советские времена храм превратили в груду обветшалого камня. Не было ни крыши, ни перекрытия между верхним и нижним храмами, все оставшиеся стены были изгажены надписями, а фрески расстреляны и закрашены. Всё, что содержало золото, было распилено и растащено (купола, алтарь, иконостас) До нынешнего времени ещё остался дом игуменьи Арсении, арка бывшей колокольни, часть пещер с главной святыней монастыря чудо-камнем игуменьи Арсении. Сейчас, благодаря вниманию верующих, Усть-Медведицкий монастырь постепенно восстанавливается. Удалось так же привлечь внимание Москвы к удивительному памятнику архитектуры.


Вернемся к истории:


В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения, с именем которой связаны времена самого расцвета деятельности Спасо-Преображенского монастыря.В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874).

Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

часовня

Преподобный Арсений Великий (фреска храма Протата на Афоне)

После октябрьского переворота обитель была закрыта и подверглась осквернению и разорению. Более 50 построек на территории Усть-Медведицкого монастыря были разрушены.В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало "коммуну". Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. 

Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область, город Серафимович несколько раз переходил из рук в руки. Бои продолжили разрушение обители. После войны в обители расположилась исправительная колония, потом в единственном уцелевшем храме – иконы Казанской Божией Матери – местная электростанция. В конце 60-х годов ее демонтируют весьма радикальным способом — с помощью проведения взрывных работ. В результате от здания монастыря уцелели лишь стены и мраморные колонны. 

В начале 90-х годов прошлого века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия, главой которой назначен архиепископ Герман. В 1991 году на заседании Синода Русской Православной Церкви, по ходатайству Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению в Серафимовиче Усть-Медведицкого монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

Пожалуй, самым первым шагом к поднятию из руин Преображенского храма и возвращению ему былого облика, стало закрытие в него доступа — дабы исключить проникновение вандалов, были заграждены оконные и дверные проемы. Далее, буквально по крупицам, началось непосредственное восстановление некогда блиставшей донской жемчужины. Первоначально к участию в строительстве храма предполагалось привлечь молодежь. Но местные власти отклонили вариант любительского благоустройства, предпочтя ему профессиональную реставрацию.


9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.


Монастырские пещеры



10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игуменья Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игуменья рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменьей «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». 
Существует иная версия возникновения пещер.

Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игуменья Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.
Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игуменьи Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

Это главное чудо обители находится в не менее чудесном месте — в рукотворных пещерах под монастырём. Молва накрепко связывает их с именем легендарной подвижницы настоятельницы монастыря игуменьи Арсении.

Дочь знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова Анна, умница и красавица, в 17 лет ушла в монастырь и стала сестрой Арсенией. Не гнушаясь грязной работы, она прошла путь от простой послушницы до настоятельницы монастыря. Так, словно была рождена не в богатой дворянской семье, а в бедной крестьянской. В 1863 году игуменья по просьбам сестёр обители возглавила монастырь. Кроме того, она прославилась как замечательная художница и иконописец.

Первым делом Арсения устроила при монастыре школу, чтобы обучать грамоте девочек из окрестных сёл и неграмотных монахинь, которых в обители было множество. Потом собрала средства и начала на территории монастыря строительство Казанского храма в форме креста, который и поныне украшает берег Дона. Колонны для храма везли из самой Венеции!

А в 1874 году Арсения решила устроить под ним ещё один храм — пещерный.

По преданию, в один прекрасный день монашки заметили холмик свежевырытой земли; каждое утро он становился всё больше и больше. Выяснилось: матушка Арсения копает... пещеры. Руками! Монахини — а их тогда в обители было шестьсот — стали проситься к ней в помощницы. Но она отобрала только троих — своих духовных дочерей Никодиму, Агнию и Викторину.

Водопад Усть-Медведицкого монастыря

Длина вырытых ходов впечатляет — около 200 метров. В пещерном лабиринте можно ходить во весь рост. Температура в рукотворных пещерах постоянная: и зимой, и летом примерно +9°С. Своды высокие. Проходы довольно широкие. Свод и пол выложены кирпичом и оштукатурены. Но, говорят, во времена Арсении ходы были гораздо длиннее. Они соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Был также тоннель под Доном, который в этом месте, где соединяются устье реки Медведицы и донские воды, довольно широк. Тоннель вёл в Монастырский лес на другой стороне реки.

Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. В советские годы чего там только не устраивали: и тюрьму, и пионерский лагерь. Так вот, действительно обнаружился ход, ведущий к Дону. Но у самой воды тоннель был затоплен, и лаз просто завалили.Сейчас большая часть сохранившихся пещерных ходов закрыта для туристов и паломников. Туда ходят только сами монахини, и то редко.

Попасть в пещеры можно из притвора церкви Арсения Великого. Главный ход назван самой матушкой Арсенией «Крестный путь Спасителя»; часть пещер, идущая вокруг главного хода, называется «Страстной путь Божией Матери». Арсения намеревалась создать под землёй пещерный храм, но не успела.

Перед входом в подземелье под Казанским собором находится небольшое помещение. Из исторического описания известно, что в нём раздавались свечи и что на западной стене было изображение Страшного суда. Затем шла ещё одна комнатка с иконой «Вход Господень в Иерусалим». Дальше начинается спуск.

В ходах по стенам встречаются различные ниши — ранее в них находились иконы, изображавшие путь Христа на Голгофу. Кое-где остались следы креплений для решёток: очевидно, иконы запирались. Отдельные короткие ходы соединяют основные галереи с кельями «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», кельей Троицы. Ходы сходятся в южном секторе и ведут к отдельному помещению, называемому Голгофой.

Путие же преподобных подобне свету светятся... (Прит. 4:18)


   В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игуменья Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины.


   Малоизвестная шумному свету, игуменья Арсения была одной из редких избранниц Божиих не от мира сего, все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям и, как светильник горяй и светяй (Ин. 5:35), она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами, столь высокими в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками

Впрочем, историки сомневаются, что пещерный комплекс был вырыт самой Арсенией и тремя монахинями — слишком уж неподъёмный труд для четырёх женщин.Надо сказать, древних рукотворных пещер и ходов в Волгоградской области множество. Тут и старообрядцы постарались. Близ станицы Трёхостровской в Донском заповеднике до сих пор находят их рукотворные лазы и пещеры, устроенные так, чтобы отшельник мог опустить тяжёлую плиту, замуровав себя заживо.И разбойники Стеньки Разина изрыли Ураков бугор, как мыши головку твёрдого сыра. Всё искали удобное место для клада...

А в Каменнобродском монастыре рукотворный четырёхъярусный комплекс пещер протяжённостью 140 метров вообще вырублен в твёрдых меловых скалах. По легенде, в одной из пещер, дно которой дошло до песчаного грунта, до сих пор хранятся сокровища монастыря — золотые паникадила и подсвечники, которые монашки спрятали от разбойников. Рассказывают, когда закрывали входы в нижние ярусы, 12 монахинь добровольно ушли под землю и остались там. Этот скальный комплекс близ монастыря, который сейчас является не женским, а мужским, был вырыт задолго до появления здесь христиан. Возможно, ещё во времена татаро-монгольского ига.

Вероятно, поэтому кандидат исторических наук Людмила Курышова пишет в своём научном труде: «Для того чтобы устроить подземный монастырь, необходимо приложить огромный труд. Могла ли Арсения со своими монашками проделать такую работу, ведь к тому времени ей было уже за сорок. И ещё один вопрос — почему Арсения не приступала к этой работе раньше? К 1874 году она уже одиннадцать лет была настоятельницей монастыря, и двадцать лет прошло с того дня, когда ею было совершено богомолье в Киев, где она впервые увидела Киево-Печерские пещеры. Скорее всего, связанные со строительством собора работы коснулись и подземелья. Арсения занималась обновлением уже существующих пещер — цементированием потолков, заливкой цементом кирпичных полов. Можно предположить, что пещерный комплекс сформировался раньше. Окончательно точную дату их возникновения сможет дать только очень тщательное обследование и изучение пещер».

Матушка Онуфрия в знаменитых пещерах монастыря, вырытых игуменьей Арсенией. Фото: Екатерина Ландина/ «Русская планета»

Но даже если матушка Арсения не вырыла все ходы сама, а лишь реставрировала и реконструировала по своему плану часть пещерных ходов, потрудиться ей пришлось всё равно немало.




 Т.В. Полякова. Моя семья. — Провинция, 2004. — С. 11-12. — 148 с.

Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. — ВолгГАСА. — Волгоград, 2005.
 

http://v1.ru/text/photoreport/838006.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments