Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Замок Эльц,достающий до облаков

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Замок Эльц,достающий до облаков

   

Замок Эльц — замок в земле Рейнланд-Пфальц близ Виршема в долине реки Эльцбах, отделяющей Майфельд от предгорьев Айфеля

Если полный в душе разлад,
и на сердце темным-темно,
нужно просто закрыть глаза
и цветное включить кино.

И увидеть холмы и лес –
им уж больше семи веков -
и сверкающий замок Эльц,
достающий до облаков.

(mahavam)
 

Замок Эльц  расположен на скалистом, заросшем лесом, холме в долине небольшой речки Эльцбах на территории земли Рейнланд-Пфальц. Несмотря на свою многовековую историю, замок ни разу не был разрушен. Именно этот факт делает его одним из самых посещаемых замков не только в Германии, но и в Европе.

Замок изначально занимал стратегически важное положение между Мозелем и Майнфельдом. С течением времени его изначальный военный характер перестал быть столь актуальным, и он превратился просто в жилой замок, наследованный членами одной династии. В связи с тем, что замок утратил свои оборонительные функции, его архитектурные особенности сильно отличаются от других немецких замков.

В разные периоды истории в помещениях замка, а их здесь почти сотня, проживало одновременно до 100 представителей династии Эльц. Представители династии Эльц неоднократно занимали высокие посты, в том числе духовные. Так, Якоб фон Эльц был с 1567 по 1581 год курфюрстом в архиепископстве Трира, а Филипп Карл также был избран курфюрстом в 1732 году. Эльцкой династической линии Золотого Льва за заслуги перед империей был присвоен титул имперских графов.

Филипп Карл фон Эльц

Замок Эльц - уникальный образчик средневековой культуры; здесь и винтовые лестницы, и башни с крошечными окнами, и старинные гобелены на стенах. Эльц, на протяжении многих столетий принадлежавший одной семье, будто собран по кусочкам: сотня небольших строений и построек, окружающих замок, создаёт удивительное собрание архитектурных стилей.

Замок состоит из 8 жилых башен, высотой от 30 до 40 метров, расположенных вокруг внутреннего дворика овальной формы в романском стиле. Архитектура башен варьируется от романтики до барокко. Дом Платтэльц – самая старая часть замка, расположен на самой высокой точке. Он состоит из 6-ти этажной жилой башни, в позднеромантическом стиле, относящейся к XIII веку, и из остатков дворца в романском стиле.

Первые упоминания о замке можно найти в грамотах, датированных 1157 годом. Известно, что до 1268 года замок принадлежал трем братьям Эльц: Вильгельму, Элиасу и Теодориху. Они дали начало трем линиям династии Эльц, каждая линия называлась согласно их геральдическому гербу: Эльц Серебряного Льва, Эльц Золотого Льва и Эльц Буйволиных Рогов. Каждый род проживал в своей части замка. Были составлены специальные грамоты, которые разделяли и регламентировали права каждой ветви.

Эльц всегда был замком имперским, но вокруг него была территория, находящаяся во владении архиепископа. Когда имперская власть ослабла, архиепископ приказал рыцарям Эльц дать ему присягу. Они отказались, что в 1331—1336 гг. привело к событиям известным как «Эльцская вражда»  — военное противостояние между 21 имперским министериалом с Мозеля и архиепископом Трирским Балдуином Люксембургским.

Скорее всего идейным вдохновителем и предводителем мозельских рыцарей стал владетель Эльца — Иоганн фон Эльц, который уже имел опыт борьбы с Балдуином во время так называемой Кемпенхской вражды (1330/31 г.) Вероятно, именно поэтому конфликт получил свое название по имени его замка.

Архиепископ Балдуин первоначально атаковал замок Эльц. Однако замок успешно сопротивлялся. Тогда в 1331 г. Балдуин быстро построил осадную крепость , которой он дал свое имя — Бальденельц (также используется название Труцэльц).

Расстояние между двумя замками по прямой составляло 290 м, кроме того, Труцэльц практически нависает над Эльцем. В замке мог находится лишь небольшой гарнизон, однако для рыцарей фон Эльц он был неприступен. Кроме того, Труцэльц отрезал Эльц от дороги на плодородный Майфельд и контролировал дорогу в Айфель, идущую вдоль реки, и собственно главный вход в замок Эльц.

Из Бальденельца замок Эльц обстреливался камнями при помощи катапульты, а также применялся ранний вид огнестрельного оружия (Pfeilb?chsen). Несмотря на обстрелы, замок не был взят.

В 1333 г. рыцари, оказавшиеся в осаде, были вынуждены просить о мире. Однако мирный договор в итоге подписали только в 1336 г. Лишь Иоганн фон Эльц продолжал сопротивление и покорился в 1337 г. Балдуину удалось подчинить владетелей Эльца и Шёнека, назначив их бургграфами курфюршеских креспостей Труцэльц и Раушенбург соответственно. После того как все распри между властями закончились, построенный контр-замок под названием Труцэльц потерял свою значимость, опустел и вскоре был совсем заброшен.

С 1490 по 1540 гг. в замке Эльц возвели т.н. «родендорфские дома» в честь свадьбы Ханса-Адольфа фон Эльц на Катарине фон Брандшайд цу Родендорф в 1563 г. На фасаде этих домов в XIX в. появилась мозаика с изображением Мадонны.

В 1604—1661 гг.в замке были возведены «кемпенихские дома». Красота фахверка и верная композиция этих домов подчеркивают общий прекрасный облик замка изнутри.

В 1688—1689 гг.замок принадлежал Антону Эльц Юттингемскому и именно благодаря этому не был разрушен во время войны за пфальцское наследство, т. к. хозяин этого замка в то время имел офицерский чин в армии.

В 1736 г. пресеклась линия Эльц-Родендорф, их часть замка перешла во владение Эльц-Кемпенихер.В 1815 г. граф Хуго-Филипп выкупил дом Рюбенах и через 450 лет замок Эльц вновь оказался в одних руках

1845—1888 гг. — это время реставрации замка под руководством Карла Эльцского, на которую была потрачена очень значимая сумма в 184 тысячи марок. При пересчете на современные деньги сумма реставрация имела порядок около 8 млн евро. Реставрация была проведена очень аккуратно и бережно, что способствовало сохранению архитектурного облика.

На данный момент замок Эльц уже около 800 лет находится во владении семьи Эльц. Настоящий его владелец предоставил замок к осмотру публики, способствует его дальнейшей сохранности для передачи в наследство следующему поколению, уже 34-му по счету.

Строительство замка шло в течение 500 лет, и в данный момент в его центре стоит 10 башен, самая высокая из них — 42 метра. Дом Платэльц, также именуемый старым замком, — это романская старейшая часть замка.

Родендорфер и Рюбенахер — дома этого замка — относятся к позднеготическому стилю. Кемпенихер — к барокко. В каждом доме есть стандартный комплекс помещений: зал, спальные палаты, капеллы и другие комнаты. В целом в замке более ста комнат, самых разных размеров и назначений. Сейчас все дома соединены друг с другом последним, четвёртым, этажом. Однако раньше всё было совсем по-другому. Дома никак не зависели друг от друга, а их владельцы порой могли находиться между собой в довольно напряжённых отношениях. В подвальных помещениях отсутствуют окна, а начиная со второго этажа окна большого размера, но они находятся на очень большой высоте, и потому это не снижает уровень обороны замка.

У замка существует два входа: с северной и юго-восточной стороны. Главный вход находится с северной стороны, и к нему идёт длинный мост. Ко вторым воротам можно попасть, только спустившись по реке.


В XV веке Ланцелот и Вильгейм, принадлежавшие линии Серебряного Льва, начинают активно достраивать замок. В 1472 году они закончили строительство Дома Рюбенах, который был расположен в северо-западной части замка. В это же время началось строительство Дома Родендорф в восточной части замка, которое завершилось только в 1540 году. А в начале XVII века в южной части замка был возведен Дом Кемпених. Так за 5 веков сформировался сегодняшний облик замка.

В 1786 году умер последний потомок линии Родендорф и все владения этой ветви перешли роду Кемпених. А в 1815 году, представитель этого рода граф Хуго Филипп выкупил Дом Рюбенбах и стал единоличным владельцем замка Эльц. 

Рюбенахский дом

На первом этаже Дома Рюбенах находится оружейный зал и Рюбенахский нижний зал. Именно эта часть замка наиболее наглядно демонстрирует условия жизни зажиточной дворянской семьи XV–XVI веков. Особой ценностью обладают картины, написанные на досках, принадлежащие кисти мастеров Кельнской школы и школы Кранаха. На верхнем этаже спальные покои, богато расписанные в XV веке цветочными узорами. В первозданном виде сохранилась и позднеготическая капелла в эркере.

Строительство дома закончено в 1472 году во времена Вильгельма фон Эльца и его супруги Катарины (их портреты можно увидеть в капелле спальни наверху). 8-этажное строение получило своё название от замка и земель вблизи города Кобленц, отошедших в наследство к ветви Серебряного льва. И с тех пор эту ветвь стали называть Рюбенахской.

Оружейная

В холле Рюбенахского дома сегодня располагается Оружейная комната, где выставлена коллекция средневекового оружия: доспехи, кольчуги, шлемы и т.д. (оригиналы). Оружейная здесь появилась в XIX веке во времена расцвета романтизма и паломничества романтиков в рыцарские замки, вошедшие в моду.

Во времена средневековья оружие, как одну из ценностей замка, хранили в хорошо защищенном помещении. Сегодня эта комната дает представление о средневековых предметах и их предназначении, а также об украшении жилья.

 

В Оружейной можно увидеть полный набор кольчуг и шлемов XV-XVI веков, маленькую пушку арквебус, набор стрел, которые применяли защитники замка Эльц в 1333 году, коллекцию огнестрельного оружия, а также алебарды из бронзы и железа, топоры и пики, специальные разрывающие топоры, предназначенные для сбрасывания всадников с лошади. Здесь также можно увидеть коллекцию восточного оружия XVII-XVIII веков, которое предположительно использовалось турками в битве под Веной в 1683 году. Один из представителей семьи Эльц принимал участие в победном сражении над турками и привез домой эти трофеи.

Нижний зал


Это помещение даёт представление о типичном жилье богатых аристократических обитателей замка начала XV столетия. Мощные дубовые балки и камины сохранились в оригинале. Стены покрыты ткаными коврами XVI века фламандской мануфактуры с изображением экзотических животных (леопард, страусы, крокодилы и одногорбый верблюд).

Окна в помещении заменили в XIX веке в полном соответствии с окнами XV века. При этом была полностью сохранена технология выдувания стекла, изготовления витражей и сборки на месте. Зал украшает большое количество ценных картин, написанных большей частью по дубу, которому в то время отдавали предпочтение больше, чем холсту. Особого внимания стоит картина "Мадонна с младенцем и виноградной гроздью" (автор Кранах, Лукас (Старший), XVI век). Между окнами расположена "Сцена распятия", выполненная в 1495 году в Кёльне. Два других интересных объекта - светильник "Русалка" XV века и часы, которые во владении семьи Эльц с 1500 года.

Верхний зал

Здесь полностью сохранена первоначальная конструкция жилого помещения. Эта комната являлась господской спальней в течение многих столетий. Кровать 1520 года поднята высоко над полом, чтобы лучше сохранять тепло. По периметру она покрыта позднеготическим балдахином со сценами охоты, боевых турниров и семейными гербами с передней стороны. Полог также служил цени сохранения тепла. Стены помещения расписаны фресками XV века.

Последние работы по росписи стен были завершены в XVI веке и уже более 300 лет не требуют реставрации. Позднеготический эркер с витражным окном сохранил свой первоначальный вид. В нем располагалась домашняя капелла.

Рабочий кабинет

Роспись эркера начинается изображением сцен Благовещения Марии на своде, продолжается в витражах сценами поклонения Волхвов и заканчивается, переходя на стены, изображением сцен распятия и снятия с креста. Хуго Эльц освятил эту капеллу в память о своих родителях - Вильгельме и Катерине Эльц, портреты которых расположены в нижней части витража начала XVI века.

Хозяева замка пошли на хитрость, устроив в эркере, выступающем за основные стены замка, капеллу. Дело в том, что церковь запрещала людям жить в помещении, где установлен алтарь, поэтому капеллу разместили как бы вне стен замка. Ещё одна особенность этого зала - встроенный туалет (один из 20 средневековых туалетов замка).

Отгораживающая его деревянная панель появилась только в XIX веке, хотя сам туалет размещался здесь с XV века. Слив туалетных шахт осуществлялся с помощью дождевой воды. Большой сборник дождевой воды находился под съёмной крышей, от него вниз шли шахты, по которым сточная вода свободно уходила из туалетов и происходил слив дождевой водой. Затем в обход замка сточные воды, а также жидкие и непищевые отходы кухни по шахтам сбрасывались вниз - в долину.

Гардеробная

Гардеробная

Родендорфский дом

В Большом Доме Родендорф в восточной части замка с тремя многоугольными фахверковыми башенками на внешней стороне находится самое большое помещение замка — Рыцарский зал, украшенный гербами, картинами и оружием, и комната курфюрстов, получившая это название в XIX веке, после того как сюда поместили портреты обоих курфюрстов — Филиппа Карла и Якоба.

Зал курфюстов

Двумя этажами ниже расположен Знаменный зал с позднеготическим стрельчатым потолком, украшенным звездами, и построенная в 1500 году кухня замка с оригинальной печью из туфового камня. В замке есть ресторан, по замку проводятся экскурсии. Можно также отдельно посетить сокровищницу, в которой собрано более 500 экспонатов, датирующихся XII–XIX веками.

Строительство дома было начато в 1477 году при Филиппе Эльцском. 10-этажный Большой родендорфский дом получил название от наследственных владений в Лотарингии. Малый родендорфский дом расположен с южной стороны замка и был построен в середине XVI века. По последним открытиям ученых дом был построен в 1290 г.

Чрезвычайно влиятельными являлись 7 немецких выборщиков, т.е курфюрстов, которые имели право выбирать немецких королей. Трое из семерки курфюрстов были одновременно духовными правителями-архиепископами (трирским, майнским и кёльнским). Они также имели право ходатайствовать перед папой римским, если считали личность короля достойной титула императора Священной Римской империи. Два представителя семьи Эльц имели полноту этой власти - Якоб, трирский архиепископ, правивший в 1567-1581 годах) и Филипп Карл, майнский архиепископ, правивший в 1732-1743 годах). Их портреты можно увидеть в этой комнате.

Большой (рыцарский)зал

Этот зал является самым большим помещением замкового комплекса. Он был предназначен для проведения семейных праздников, балов, семейных советов, где собирались все взрослые представители трех ветвей семьи Эльц. Если для каждой ветви семейства строились отдельные помещения и семьи жили обособленно, то этот зал был доступен для всех строений. Здесь обсуждались тактика военной и политической обороны замка.

Маски глупцов под центральными балками и в углах зала символизируют свободу слова, а над входом на перемычке двери выгравирована роза - аллегорический символ молчания, обозначающий, что то, о чём говорится в стенах этого зала, нельзя говорить за его пределами. Здесь также представлено оружие и рыцарские доспехи, включая 3 роскошных набора снаряжения XIX века, которые было выковано для крепких и выносливых мужчин, ростом не меньше 1,8 м (вес доспехов 60 фунтов).

На стене представлен ковер мануфактуры семьи Гобелен (Париж, 1700 год), изображающий пиршество греческого бога солнца Гелиоса со своей сестрой, богиней луны Селеной. В комнате также представлены 15 картин станковой живописи. Роспись по дереву представляет сцены Ветхого завета, украшенные перламутровой инкрустацией (конец XVII века). В средневековом сундуке, снабженном сложным механизмом замка, хранили монеты. При простом повороте ключа одновременно приходили в движение 7 защёлок.

Зал трофеев(охотничий)

Комната графини

Комната получила своё наименование в XVIII веке, когда здесь появился портрет знатной дамы. Здесь расположена одна из многочисленных спален замка. Подлинный, характерный потолок с открытыми мощными балками-перекрытиями, во избежание пожаров их покрывали толстым слоем глины, а затем белили известкой.

Представленная в комнате кровать 1525 года - редкий экземпляр, чудом сохранившийся экземпляр, часть незатейливой обстановки комнаты. Эта кровать признана самой старой кроватью эпохи Ренессанс из сохранившихся на всей территории Германии. Рядом с кроватью расположена небольшая лестница, ведущая в другую комнату (спальню или комнату кормилицы). В комнате представлены доспехи - нагрудный панцирь, почти детского размера. Легенда приписывает его Агнес Эльц, защищавшей замок от вероломного соискателя её руки, который, получив отказ, напал на замок, а его избранница защитила своё родовое гнездо ценой собственной жизни.

Знамённый зал
Самый ценный и богатый зал замка, хотя настоящее значение этого зала не известно. Возможно изначально здесь задумывалась домашняя церковь.

Чаще всего зал использовался для устройства званых обедов и больших торжество. Характерная особенность этого зала - его позднеготический ребристый свод. Каменный рёбра свода не только несут нагрузку стен и потолка, но и являются декоративным украшением зала, каменным орнаментом. Изразцовая печь XIX века является точной копией её предшественницы XVI века.Она называется "Печь евангелистов", т.к. рядом с фамильными гербами изображены 4 евангелиста. Пол зала частично сохранен с XIII века, частично - XV века.

Комната рукоделия

Кухня

Так как три ветви семьи Эльц вели раздельное хозяйство , то в замке было 3 кухни. Кухня родендорфского дома была построена в 1500 году. Огромных размеров печь служила для копчения окороков и колбас, которые затем подвешивали к потолку. Для того, чтобы продуктовые запасы не стали добычей грызунов, практически все продукты хранили в подвешенном состоянии. Для этих целей к потолку были приделаны кольца, к которым крепили подвешенные продукты.

Печь внутри выложена туфом - вулканическим природным камнем. Когда хворост прогорал, туф раскалялся настолько, что хлеб выпекали прямо на камне, предварительно очистив его от золы и пепла. Большой сундук, сохранившийся с XV века, он служил для хранения запасов муки. Практически вся сохранившаяся мебель - оригинал XV века.

Замок Эльц был одним из самых комфортабельных средневековых замков в Германии.
Если в обычном замке насчитывалось три-четыре камина, то в Эльце их было около четырех десятков, что связано с тем что в нем жили несколько семей.

В некоторых живописных эркерах, украшающих фасады, расположены туалеты. Причем, смыв осуществлялся с помощью как воды из кувшинов, так и во время дождя — водой, попадавшей к туалетам по специальным желобам с крыш, что для того времени было очень прогрессивным решением.

Сокровищница замка

В сокровищнице собрано более 500 экспонатов. Это драгоценные кованные работы из золота и серебра, миниатюры из слоновой кости, ювелирные изделия, фарфор, гравюры по стеклу, хрустальные кубки, мечи, сабли, кинжалы и многое другое.

Мадонна’ Лукаса Кранаха старшего

Диана

       

     

                 

  

          

          

          

Советы
К замку ведут несколько дорожек - и с каждой открываются живописные виды, поэтому при наличии времени можно обойти территорию вокруг и насладиться прекрасными пейзажами. Отправляясь в Эльц в дождливые дни, возьмите с собой удобную непромокаемую обувь, поскольку тропы вокруг замка могут быть скользкими и опасными.

Поездку в замок в теплое время года можно совместить с прогулкой на теплоходе по реке Мозель (www.k-d.de).

Замок Эльц расположен к югу от Кёльна, в нескольких километрах от городка Münstermaifeld, на отвесной скале, огибаемой с трех сторон небольшой речкой Эльцбах, впадающей в Мозель. Удобнее всего добираться до замка на автомобиле. Из Кёльна следуйте по автомагистрали А553 в направлении города Brühl до пересечения с автомагистралью А61. Повернув налево, следуйте по трассе А61 до пересечения с автомагистралью А48 в городе Кобленц. Далее, двигаясь по трассе А48, возьмите поворот налево рядом с городом Polch и двигайтесь в направлении Münstermaifeld по трассе L113, откуда по дороге K37 следуйте до городка Wierschem.

Парковки расположены неподалеку от часовни St. Antonius, рядом с городком Wierschem, а также в городке Moselkern. Тропы, ведущие к замку от автомобильных стоянок, можно преодолеть пешком или на рейсовом автобусе.

Владельцы замка Эльца сейчас в замке не живут. он находится в городе Франкфурте-на-Майне. Он и предоставил замок для посещения туристам, за счет этого, замок Эльц содержат и делают периодические ремонты, это позволит сохранить его следующим поколениям. Экскурсии по замку проводятся в летний период - с апреля по ноябрь, продолжительность которых составляет около 40 минут. Но когда ходишь по его залам, кажется, что он в любой момент готов принять своих хозяев, а повара из огромной кухни только что вышли в кладовку за продуктами. Обстановка вся оригинальная. Стены, например, украшают не только редчайшие гобелены, но и картины Кранахов — династии немецких живописцев эпохи Ренессанса.

Общественным транспортом из городов Германии удобнее всего добираться на поездах, с пересадкой в городах Кобленц и Trier. Оборудованные туристические тропы с указателями ведут к замку от железнодорожных станций в городках Moselkern и Karden (время в пути - около часа).

http://www.travel.ru

Эльц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ute Ritzenhofen: Burg Eltz, Deutscher Kunstverlag (2002), broschiert, 96 S.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments