Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Трагедия любви в замке Майерлинг

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Трагедия любви в замке Майерлинг

Rudolf 1889-

В ночь с двадцать девятого на тридцатое января 1889 года наследник престола Австро-Венгерской империи кронпринц Рудольф и его любовница баронесса Мария Вечера уединились в одной из спален охотничьего замка Майерлинг, что в Венском лесу. А на следующее утро здесь были обнаружены два трупа.


«Никого не допускай в мою комнату, даже самого императора»

Так распорядился эрцгерцог Рудольф около двух часов ночи, после чего ушел в спальню. Камердинер Иоганн Лошек ничего подозрительно в приказе не заметил, поскольку наследника престола в спальне ждала его любовница – баронесса Мария Вечера.
 

монастырь
Парочка прибыла в охотничий замок, расположенный в двадцати пяти километрах от Вены, еще двадцать восьмого января. Причем наследник был без охраны. По официальной версии, он прибыл для охоты вместе со своим другом графом Хойосом и родственником принцем Кобургским. Нахождение в замке Марии держалось от гостей в строжайшем секрете. Ее тайно привезли в Майерлинг и спрятали в одной из спален. Вообще, о нахождении в замке молодой любовницы эрцгерцога знал лишь один проверенный и надежный человек – Лошек.

монастырь кармелиток Майерлинг

Утром камердинер попытался разбудить хозяина, но сколько был он не стучал в дверь, ответа так и не последовало. Испуганный Лошек обратился за помощью к графу Йозефу Хойосу и принцу Кобургскому. Заодно он раскрыл им тайну, что в спальне кронпринц не один, а с женщиной. Граф и принц приказали камердинеру взломать замок или выбить дверь. Лошек исполнил приказ при помощи топора.


Когда мужчины вошли в спальню, они увидели Рудольфа сидящего (по другой версии – лежащего) на краю кровати. Его голова была опущена вниз, а из открытого рта капала кровь. Возле кронпринца на столике находились стакан и зеркало. Камердинер сначала подумал, что наследник престола принял яд. Например, стрихнин, который вызывает кровотечение. Кроме Рудольфа, на кровати находилось бездыханное тело Марии Вечеры. Поскольку окна в комнате были закрыты ставнями, то из-за плохой видимости мужчины не стали подробно осматривать тела. Они подумали, что любовница сначала убила Рудольфа, а потом уже покончила с собой.



Граф Хойос сразу же направился в Вену, чтобы сообщить страшную новость. Однако у него не хватило смелости рассказать о случившемся императору. Поэтому первой о смерти сына узнала его мать – императрица Елизавета. Причем ей он поведал первую версию, мол, Вечера отравила и себя, и Рудольфа. Елизавета рассказала о трагедии Францу-Иосифу. Затем ее встретила мать Марии – баронесса Хелена. Императрица подтвердила гибель девушки, после чего сказала: «Но помните, Рудольф умер от сердечного приступа!»



Императорская семья приложила максимум усилий, чтобы никто не узнал о роковом событии в Венском лесу. Местные газеты выходили сначала с заголовками о сердечном приступе, затем появилась информация о «случайном выстреле». Любопытно, что о Марии Вечере не говорилось ни слова.

Последнее письмо кронпринца жене Стефании (недатированное). Стенд музея в Майерлинге

Вскоре в Майерлинг прибыла комиссия во главе с лейб-медиком Хофратом фон Виндерхофером. Он-то и заметил на полу револьвер, о котором не упоминали ни Лошек, ни Хойос. Выяснилось, что из-за плохого освещения они его просто не увидели. Фон Виндерхофер установил, что наследный принц и его подруга погибли не из-за действия яда (кстати, в стакане была чистая воды, никаких отравляющих веществ в ней не обнаружили), а от огнестрельного ранения в височную часть головы. В комнате были найдены и две гильзы.

Рудольф

Когда император узнал, что его сын покончил с собой, испытал шок. Новость о том, что Рудольф застрелился, произвела на него куда большее впечатление, чем сам факт смерти наследника. Император был уверен, что кронпринца забрала с собой на тот свет его «девка». Поначалу Франц-Иосиф хотел скрыть самоубийство, но министры убедили его сказать правду, поскольку в стране уже никто не верил в версию о сердечном приступе.

Два трупа в замке Майерлинг

Рудольф
Вскоре «Венская газета» опубликовала материал, посвященный трагедии в императорском доме. В статье, кроме описания последнего дня жизни Рудольфа, было еще и заключение медицинской комиссии. В нем говорилось, что исследование мозга кронпринца выявили «его патологические изменения, напрямую связанные с неустойчивой психикой». А сам факт суицида объяснили «болезненной неуравновешенностью».

с родителями

Заключение медицинской комиссии лишь подтвердило опасения императрицы. Она панически боялась, что традиционные близкородственные браки скажутся на ее детях. После того, как результаты были озвучены, Елизавета произнесла: ««Зачем Франц-Иосиф однажды вошёл в дом моего отца, зачем я увидела его и почему должна была с ним познакомиться?»



Часть «Турецкой комнаты», чличной комнаты наследного принца Рудольфа Австрийского 

Рудольф был единственным сыном императора, поэтому на его плечи уже с ранних лет лег тяжелый груз в виде огромного государства. Наследника воспитывали так, чтобы он никогда не забывал – многоязычная страна, занимающая большую часть Центральной Европы, когда-то станет подчиняться только ему. На этом настоял отец. Как и на том, чтобы Рудольфа с детства начали посвящать в военные дела. По мнению Франца-Иосифа только большая и сильная армия могла бы удержать империю на плаву, сохранив ее дуалистическую монархию. Поэтому эрцгерцог прекрасно знал, что такое армия и солдатский быт.

Смертный одр наследного принца Рудольфа из Майерлинга, теперь в Императорской коллекции мебели в Вене.

В качестве противовеса строгому отцу, выступала мать. Именно она для сына пригласила учителя Йозефа Латура фон Турнбурга. Елизавета хотела, чтобы Рудольф получил не только «спартанское воспитание», а узнает гуманитарные науки и познакомится с гуманистическими взглядами. И кронпринц проникся. Он пришел к выводу, что настало время перемен. В своей учебной работе пятнадцатилетний Рудольф писал: «Империя - всего лишь мощные руины, до сих пор стоящие, но приговоренные временем к разрушению. Хотя монархия держалась сотни лет, пока люди слепо признавали ее власть, теперь ее срок истек. Все человечество движется к свободе, и при следующем шторме этому кораблю предопределено судьбой затонуть».



Кроме этого кронпринц говорил, что государство отца имеет «неприятный запах затхлости и разложения». Подобные мысли единственного наследника не остались незамеченными для Франца-Иосифа. Поэтому он волевым решением отстранил его от любых государственных дел.
Поступок отца не удивил Рудольфа. Наоборот, он, словно окрыленный рухнувшими оковами, принялся с удвоенной энергией критиковать своего монаршего родственника и саму империю. Эрцгерцог с завидной регулярностью отправлял отцу письма, в которых пытался убедить его, что время Габсбургов прошло, на смену идет волна демократии.

Франц-Иосиф эти послания читал крайне редко, считая их бредом. Однако пропустить материалы сына, публиковавшиеся на страницах «Neues Wiener Tagblatt», было куда сложнее. Рудольф стал полноценным автором радикального издания, хотя и печатался там либо под псевдонимом, либо анонимно. И это сильно раздражало монарха. Особенно он опасался того, что вскоре личность рьяного критика империи будет раскрыта.

Так и произошло. Сначала об этом стало известно в Вене, затем новость добралась до Берлина. Германия быстро отреагировала на поведение наследника Австро-Венгерской империи. Канцлер Бисмарк приказал агентам следить за потенциально опасным кронпринцем. Дело в том, что Рудольф открыто высказывался против сближения своей страны с Германией. По его мнению, Австро-Венгрии стоило налаживать дружеские отношения с Российской империей, а также поддерживать славянскую часть населения огромной страны. Все это беспокоило Бисмарка.

Рудольф и Стефания

Рудольф верил, что вскоре Европа изменится, ведь было еще два наследника, которые поддерживали его точку зрения. Речь идет, о немце Фридрихе и британце Эдуарде. Но мечтам австрийца не суждено было сбыться. Первый умер от рака спустя год после коронации. Освободившийся престол занял Вильгельм II, который придерживался полярных взглядов.

Второй же прочно засел в наследниках, его мать – королева Виктория – правила страной до 1901 года. И Рудольф чувствовал себя одиночной и изгоем в высшем свете Европы. А нарастающее сближение с немцами лишь усугубляло ситуацию. В конце концов, он осознал и признал свое поражение на политической арене. Поскольку больше Рудольф не видел глобальной цели в жизни, его накрыла мощная депрессия. И наследник, что называется, ударился во все тяжкие.

От загулов его не останавливала даже жена – принцесса Стефания (они поженились в 1881 году), дочь Бельгийского короля. А единственный ребенок – девочка - никак не способствовал укреплению брака. Скорее всего, Рудольф заразил свою жену венерическим заболеванием, из-за которого она больше не могла иметь детей. Но видимость счастливого брака они сохраняли, хотя и жили в отдельных покоях.

Мысли о суициде все чаще посещали кронпринца. Но уходить из жизни одному ему не хотелось. Поэтому сначала он рассказал о своем желании Митци Каспар – своей любовнице, которая числилась в свите как «помощница по хозяйству». Но Каспар отказалась.

Die Familie des Kaisers von Österreich

Вскоре у Рудольфа (благодаря стараниям принца Уэльского) появилась новая пассия – баронесса Мария Вечера.

Она просила называть себя Мери на английский манер. Графиня Лариш-Валлерзее говорила, что «из-за гибкой, хорошо развитой фигуры» Мария выглядела старше своих семнадцати лет. Также она отмечала, что у баронессы была «грациозная, невероятно соблазнительная походка».



Конечно, Рудольф не мог упустить такую женщину. Его не смутило и то, что у баронессы к тому времени уже было несколько влиятельных любовников. Их роман развивался стремительно. Однажды, Мария нашла в кабинете Рудольфа пистолет, а рядом с ним – череп. Она взяла его и стала рассматривать. В этот момент в кабинет вошел кронпринц. На его вопрос о смерти, девушка ответила, что не боится ее.



Вскоре Рудольф подарил ей кольцо с выгравированными буквами ILVBIDT. Эта аббревиатура расшифровывается как «In Liebe Vereint Bis In Den Tod» («Любовью соединены на смерть»). Вечера, конечно, приняла подарок и написала своей гувернантке: «Если бы я могла отдать жизнь для его счастья, я бы с радостью это сделала, потому что я не дорожу своей жизнью... После нескольких счастливых часов в никому не известном месте мы оба умрем».

Мария Вечера


Кронпринц и баронесса заключили соглашение о самоубийстве. Это произошло примерно в середине января 1889 года. В ответ на подаренное кольцо, Мария преподнесла своему любовнику золотой портсигар с надписью «В благодарность судьбе».



В свободное время Рудольф продолжал работу над иллюстрированной историей Австро-Венгерской империи, а также вел активную переписку с венгерскими сепаратистами. В письмах он выражал им свое покровительство и сочувствовал по поводу австрийской диктатуры. По стране начали расползаться слухи о том, что Рудольф захотел стать правителем отколовшейся от империи Венгрии. Император Франц-Иосиф пристально наблюдал за возродившейся политической активностью сына, ожидая предательства.

Так или иначе, но они встретились в конце января. О чем говорили в тот вечер венценосные родственники – точно неизвестно. По версии некоторых исследователей, беседа началась с вопроса о браке со Стефанией, затем последовал выговор за многочисленных любовниц. Тогда же Франц-Иосиф сказал, что ему известно о попытке Рудольфа развестись с женой, ведь тот отправил просьбу в Ватикан. И, конечно, император не мог не заговорить о политических играх Рудольфа. Отец пытался предостеречь сына, поскольку дружба с сепаратистами не могла привести ни к чему хорошему. Один из лакеев слышал, как император бросил в след уходящему кронпринцу: «Ты не достоин быть моим наследником!»



После этого разговора Рудольф выглядел «страшно расстроенным, просто потерянным», а его руки дрожали. Тогда-то, похоже, наследник и пришел к выводу, что пора покинуть сей бренный мир. Вечера согласилась разделить судьбу эрцгерцога. Отдельно друг от друга они прибыли в охотничий замок…

с супругой Стефанией

Перед самоубийством Рудольф написал несколько писем. Они были адресованы матери, жене, Лошеку, а также Митци Каспар. Но никому из них он не назвал истинную причину суицида. Вот, что Рудольф написал Стефании: «Теперь Вы свободны от моего присутствия и мучений. Я спокойно встречаю смерть, так как это единственный способ спасти мое доброе имя». А верного Лошека кронпринц поблагодарил за безупречную службу. Письмо матери он, скорее всего, написал уже после того, как «помог» Марии расстаться с жизнью: «Я не имею права жить дальше. Я убил…»

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечера и его супруги Хелены Бальтацци.Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию.Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.


Что касается отца, то ему Рудольф не написал и строчки. Видимо, этого не требовалось, поскольку все точки над «и» были расставлены во время тяжелого для обоих мужчин разговора.



Когда причина гибели наследника стала общеизвестной, высокопоставленные представители духовенства отказались хоронить его по церковному обряду. Однако Франц-Иосиф настоял на этом. Также он распорядился как можно скорее избавиться от тела Вечеры. По мнению императора, она должна была просто исчезнуть, как и все воспоминания о молодой баронессе. Поэтому в Майерлинг вместо катафалка за Марией прибыли ее родственники. Они смыли с баронессы кровь, одели ее в пальто и шляпу, а потом «вывели» под руки из замка и посадили в экипаж. А чтобы тело не падало во время пути, к платью прикрепили палку. Таким образом, была создана иллюзия, что Вечера жива. Марию доставили в монастырь Хайлигенкройц, где ее надлежало в тайне похоронить.

Вот что об этом вспоминал один из дежурных полицейских: «Как только часы на башне пробили полночь, появился экипаж, а не катафалк, как я ожидал. Когда я вышел в темноте посмотреть, кто приехал, передо мной предстала дьявольская карикатура. Между двумя мужчинами на задней скамейке сидела Мария Вечера, полностью одетая, надменно прямая. Но совсем мертвая!». После быстрых и тайных похорон полицейские отправили в Вену зашифрованную телеграмму: «Все сделано».

Свидетельство о смерти, конечно, не никто родственникам Марии не выдал. Лишь через несколько недель о ее смерти была сделана запись в приходской книге. Правда, информация о смерти баронессы все же просочилась. И, несмотря на усилия императорских цензоров, одна из газет написала, что Вечера внезапно умерла в Венеции, а похоронили ее в семейном склепе, находящемся в Богемии. Любопытно вот еще что: пока Франц-Иосиф находился у власти, имя баронессы больше ни разу не появлялось в газетах.


Рудольфа же похоронили в фамильной усыпальнице Габсбургов в церкви Отцов-капуцинов. Его одели в генеральский мундир, скрыли рану на голове и выставили для прощания. На церемонию собралось несколько тысяч людей. Никому не запрещалось проститься с кронпринцем, кроме иностранцев. Их на похороны не пустили. Император даже воспрепятствовал приезду Вильгельма II: «Примите нашу самую горячую благодарность за Вашу верную дружбу и за Ваше намерение прибыть сюда. И если я прошу Вас не делать этого, Вы можете судить, насколько глубоко подавлена моя семья, что даже Вам мы вынуждены адресовать эту просьбу». Исключение сделали лишь для монаршей семьи Бельгии, да и то по просьбе Стефании.

Мемориальная церковь и обитель кармелиток в Майерлинге



Во вторник пятого февраля Вена замерла. Тысячи людей выстроились вдоль улиц, по которым ехал катафалк с телом Рудольфа. У церкви Отцов-капуцинов траурная процессия остановилась. По традиции, камергер императорского дворца постучал в ворота золотым посохом и сообщил монаху, что прибыл «Твой брат Рудольф. Бедный грешник». После этого дверь распахнулась. В конце церемонии император Франц-Иосиф встал на колени у гроба и шепотом прочитал молитву. Затем он, смахнув слезы платком, вышел из церкви

алтарь
Франц-Иосиф еще долго правил страной. И все это время он старался скрыть истинную причину ухода сына из жизни. Монарх говорил так: «Все, что угодно, лучше, чем правда». А версий было много. Среди них встречались и те, которые в гибели эрцгерцога обвиняли то ли немецких агентов, то ли венгерских. Первые опасались возможной смены политического курса и не хотели терять сильного союзника. Вторые же могли отомстить Рудольфу за слабость. Некоторые исследователи считают, что Мария Вечера как раз и была тайным агентом, которой поручили убрать «неудобного» наследника. Но что в действительности случилось в роковую ночь – навсегда останется тайной.


Сейчас охотничий замок является кармелитским монастырем. А комната, в которой ушли из жизни Рудольф и Мария, стала часовней.

Прощальные письма Марии фон Вечера
В 2015 году, во время ревизии архива находящегося в Вене банка Schoellerbank в одном из сейфов был обнаружен альбом с фотографиями и документами баронов фон Вечера, анонимно сданный на хранение в 1926 году

Среди документов были обнаружены письма Марии фон Вечера, написанные незадолго до смерти. В них она обращается к матери, сестре и брату. Письма косвенно подтверждают версию о том, что инициатором двойного самоубийства был Рудольф, а не Мария. В данное время все документы находятся в Австрийской национальной библиотеке (Österreichische Nationalbibliothek).

В искусстве
Трагедии в Майерлинге посвящены многочисленные кино- и телефильмы и произведения для сцены:

Фильм «Трагедия в доме Габсбургов» (1924); режиссёр — Александр Корда;
Фильм «Майерлинг» (1936); режиссёр — Анатоль Литвак; в главных ролях: Даниэль Дарьё — Мария и Шарль Буайе — Рудольф;
Фильм «От Майерлинга до Сараево[en]» (1940), режиссёр Макс Офюльс;
Оперетта «Маринка» (1945); либретто Джорджа Мариона-младшего и Карла Фаркаша; композитор — Имре Кальман;
Фильм «Тайна Майерлинга» (1949); режиссёр — Жан Деланнуа

Телефильм «Майерлинг[en]» (1957); режиссёр — Анатоль Литвак; в главных ролях: Одри Хепбёрн — Мария и Мел Феррер — Рудольф;


Фильм «Майерлинг» (1968); режиссёр — Теренс Янг; в главных ролях: Омар Шариф, Катрин Денёв, Джеймс Мэйсон и Ава Гарднер;

Один из эпизодов британского телесериала «Fall of Eagles» (1974) — «Реквием по кронпринцу»;
Фильм «Частные грехи, публичные добродетели[en]» (1975); режиссёр — Миклош Янчо;
Балет Кеннета Макмиллана на музыку произведений Ференца Листа «Майерлинг» (1978);


Мюзикл «Элизабет» (1992), либретто Михаэля Кунце, композитор — Сильвестр Левай; двойное самоубийство воплощено в танцевальном 
Опера-кроссовер «Майерлинг — Реквием любви» (2006) стихи Зигфрида Карла, музыка Рикардо Урбеча;
Мюзикл «Рудольф» Фрэнка Уайлдхорна, либретто Джека Мёрфи и Фиби Хванг. Премьера состоялась в Будапештском театре оперетты 26 мая 2006 года, представления давались до 2009 года, чередуясь со спектаклями на открытом воздухе в Сегеде;
Мюзикл Utakata no Koi, поставленный японской театральной труппой Takarazuka Revue и периодически исполняемый с 1983 года (2013 год — седьмая постановка);


«Кронпринц Рудольф» — австралийский телефильм 2006 года; режиссёр Роберт Дорнхелм, в главных ролях Макс фон Тун и Виттория Пуччини, в эпизоде — Омар Шариф; в США фильм вышел в 2010 году под названием The Crown Prince>;
Фильм «Иллюзионист» (2006); режиссёр — Нил Бергер, в главных ролях — Эдвард Нортон, Руфус Сьюэлл, Джессика Бил. В сюжете фильма реальные события 1889 года получили другую трактовку.
В балладе Велимира Хлебникова «Мария Вечора» (1909) Мария, девушка-славянка, похищенная Габсбургом, убивает его.

А здесь: https://w1.zona.plus/movies/maierling

можно посмотреть чудесный фильм Майерлинг(1968) с Катрин Денёв и Омаром Шарифом в главных ролях

[url]https://topwar.ru/

Серия сообщений "Австрия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments