Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Родом мы из нерчинской "девятки"!

Автор - Agnieszka75. Это цитата этого сообщения
Родом мы из нерчинской "девятки"!

 

 

Родом мы из нерчинской «девятки»,

Учившей, обучившей, научившей нас.

Воспоминания тех  лет приятно сладки…

Вышли мы из школы   - в добрый час!

 

Учителям своим безмерно благодарны,

Так тонко и умело направлявшим нас!

К вам одой обратиться бы  высокопарной…

 Но мы простым и  добрым словом вспоминаем вас.

 

Как нам хотелось повзрослеть скорее:

«Капрон», помада,  броский цвет волос…

А вы стремились сделать нас мудрее,

Сберечь от бурь соблазнов  и от гроз.

 

Седьмой мой «А», восьмой, десятый…

«Иных уж нет, а те – далече».

Но памятью той школьною объяты,

О нерчинской мечтаем мы о встрече…

 

Пройти  знакомой улицей, Советской,

По настоящему, но в прошлое с оглядкой…

С открытою улыбкой, ясной, детской…

И гордой:

мы из нерчинской «девятки»!

 

image (6) (700x525, 296Kb)

Нет уже в городе детства моей любимой школы… Деревянной двухэтажки и фотографий-то мало осталось. Но живут в памяти бревенчатые стены, того особенного теплого оттенка состарившегося дерева, и ее огромные окна, в клеточку…

Помните  финальные кадры из «Весны на Заречной улицы»? Учительница у такого же распахнутого окна,  в которое тянутся цветущие ветки…мне всегда казалось, что черемухи, как у нас, в Нерчинске. У моих школьных весен всегда был черемуховый аромат.

Живы в памяти наши знаменитые вечера «За честь школы»! В конце учебного года. Классы выстраивались на торжественную линейку, мне даже кажется, играл духовой оркестр…а вокруг цвела черемуха, пьяня голову надеждами на наступающее лето. Лето неминуемого взросления. Лучшим ученикам вручались  книги с дарственной надписью, да, ведь мы учились в то время, когда  книга была лучшим подарком…

И помнится, как на 8 марта своей классной руководительнице Ольге Ивановне наш 7 « А» преподнес две книги, купленные в «Когизе». То была моя последняя нерчинская весна 1965-го. Я стояла на линейке, получив очередную книгу – «За отличную учебу», а внутри все рыдало…

Никто не знал о моем отъезде в Читу. 

На фото 1 сентября. Судя по девчонкам, уехавшим задолго до 65-го, это класс 4-5. Лене Орловой я и писала подробные письма, которые она мне потом отдала.

7а (700x544, 321Kb)

Мы часто прибегали в школу просто так. Нас влекло  туда, манило. Мы чувствовали своими детскими сердцами, что нас там ждут, нам искренне рады. Отчетливо видится  залитый солнцем июньский уже день. Мы в школьном дворе, стайка девчонок. Сидим, наверное, на штакетнике(слово-то не забыли?) Болтаем о том, о сем, может, на отработку пришли, на пришкольном участке.

Появилась  Лариса Самойлова, для меня она всегда была  Ларкой.  Подошла к нам, щурясь от солнца, веснушки  золотились на аккуратном носике, непослушные завитки  рыжеватых волос выбились на висках из косичек. Миролюбиво улыбаясь, произнесла: «Девчонки, в универмаге капрон дешевый. Идите, покупайте».  Мы с ней  на тот момент были   в очередной ссоре, в классе нас мир не брал, вечно объявляли друг дружке бойкоты, и девчонок невольно разбивали на два лагеря. Может,  два лидера в одной лодке не умещались…  Забылось, что я ответила, но разговор поддержала, уже зная,

что это последние мои деньки с ЛЮБИМЫМИ «ашками».

А как мы интересно жили в нашей «девятке»! Вчера читала на сайте школы о  ее истории,  как в военные годы  дети под руководством учителей собирали лекарственные растения, пресловутый металлолом, макулатуру… Так мы тоже ходили классом за шиповником! Никто не отлынивал, воспринимая это дело, как приятное с полезным.  Лишний раз встретиться с друзьями, «подуреть» на воле ( без опаски что-то сломать в школе), перебивая друг друга, рассказывали, хохотали, пели,  самые задиристые сыпали прибаутками. Собранные ягоды там же перебирали и несли, гордые, в аптеку. Безвозмездно.

А сбор металлолома! Шли группкой, уже зная, где и что можно найти. Тащили, хохоча, старые железные кровати  и прочие  ржавые ненужности. Каждому классу был отведен свой уголок во дворе. Помню, кому-то из мальчишек отдала свои варежки, им предстояло нести нечто огромное и тяжелое, а у самой потом застыли до нытья руки. Зима, однако, в Нерчинске…  Не дождавшись мальчишек, мы заставили Павла Петровича взвесить принесенный нами лом. 200 кг осилили девчачьими руками. (Два центнера…)

Чем только мы не были заняты в свободное от уроков время! Перед праздниками  делали «цветы» для демонстраций. Несли в школу тополиные ветки и  лоскуты ткани. Вырезали цветочки, прикрепляли нитками. Выпускали стенгазеты, мне, постоянному члену редколлегии, доверялось сочинять «передовицы». К Новому году собирали  сломанные стеклянные шарики, измельчали их в крошку и украшали праздничные выпуски – ватой, блестками и  причудливыми красочными мерцающими осколками.

Вот, кстати, уроки помнятся отрывочно. Нас ведь  тогда учили в школе уму-разуму, не развлекали, как сейчас,  не пытались изо всех учительских сил сделать детям интересно. Нам и без искусственных ухищрений было ИНТЕРЕСНО, мы учились с огромным удовольствием! И оценки воспринимали не как отметки, «меня отметили», а действительно как оценки приобретенных знаний. Как поработал, то и получил. И друг дружке помогали – бескорыстно (мне порой конфеты давали за...шпаргалки). Но не только списывать  позволяли да шпаргалки рисовали на «контрошках», мы объясняли трудный материал "отстающим", сами оставались с ними после уроков, приходили домой. И радовались успехам одноклассников.

Такой, себе на уме, была в нерчинской "девятке".

image (3) (322x480, 59Kb)

  Помню отлично уроки Раисы Григорьевны! Как  я в те годы любила географию! Брала в библиотеках книги о путешествиях, обожала «бродить» по карте, по рекам-океанам, с энтузиазмом разрисовывала контурные карты. Конечно, в этом моем интересе заслуга самой Раисы Григорьевны, умевшей увлекательно рассказать, а не просто передать материал из учебника.

Но, конечно, главным уроком для меня был английский. То ли  по природе лингвистика давалась  легко, без напряга, то ли благодаря чудеснице Лидии Николаевне, сделавшей язык иной страны, далекого туманного Альбиона, понятным и доступным. Но  именно нерчинской «девятке»,  Лидии Николаевне, я обязана той крепкой базовой основой английского, с которой я приехала в Читу. И в 8-10 классах читинской неплохой школы № 5 этот заданный Нерчинском высокий уровень мне очень помог. Как и в дальнейшем, в годы учебы на ин/язе. Во всяком случае, во временах никогда не путалась...

7VHKE_croper_ru (557x700, 312Kb)

В первый класс, в 1958 году, нас приняла не та ставшая легендарной двухэтажка. Малышне была отведена избушка с высоким крылечком, здесь же, в школьном дворе. Помнится залитый светом огромный класс, с беленными известью стенами, с печкой(!), а на подоконниках стояли бутылочки с чаем,  в портфелях лежали бутерброды. Время пирожково-буфетных завтраков для начальной школы еще не пришло. 

 
А  встретила нас в этой сказочной избушке Антонина Гавриловна, приняла  радушно, с открытым сердцем, с любовью, но настоящей любовью - строгой и требовательной. И мы сразу поняли, что пришли УЧИТЬСЯ!И учились с удовольствием! И НАУЧИЛИСЬ... Первую свою учительницу вспоминаю с благоговением. Мы смотрели на нее широко раскрытыми пытливыми глазенками, как те девчушки в фильме "Первоклассница" и были готовы верить каждому ее слову. Да и весь строгий прекрасный облик Антонины Гавриловны, с ее гордой осанкой, спокойной выразительной речью, некая аристократическая сдержанность в проявлении чувств, все напоминало величавую героиню Тамары Макаровой.

image (2) (700x461, 274Kb)

Я ее боготворила, и у нее, хоть и не выделялись явные любимчики, но, думаю,  девчонка, бегло читающая с 5 лет, была на особом счету. Для меня Антонина Гавриловна так и ассоциируется с образом первой учительницы из того  фильма. Помните, какими влюбленными глазами, зачарованно, смотрел  киношный дечоночий класс на великолепную Тамару Макарову?

Мы, реальные нерчинские дети, точно также  вытаращив пытливые глазенки, внимали той волшебной ауре, исходившей от всего учительского облика Антонины Гавриловны. Кстати, я не помню каких-либо дисциплинарных эксцессов в нашем 1 классе. Ангелочками, конечно, мы не были, но школу сразу восприняли как место, где нас учат уму-разуму, и немалая заслуга в этом принадлежит по праву Антонине Гавриловне, сумевшей приручить росших на нерчинских вольных просторах языкастых девчонок и озорных мальчишек, развившей нашу природную любознательность, распахнувшей перед нами волшебный мир знаний. А ведь было нашей учительнице в 1958 году всего-то 27 лет… А нам, мальцам, она казалась недостижимо взрослой, серьезной.

Посмотрите на две фотографии нашего первого класса. На верхнем мы в полном составе, а на нижнем – только хорошисты и отличники. Оцените блестящий результат Антонины Гавриловны!

DSC03659 (700x525, 208Kb)

Учительница первая моя…
Слова, волнующие нас.
У каждого из нас своя,
к кому вошли мы в первый класс.

Нас научившая  мечтать,
ценить добро и размышлять о жизни,
за правду, если надо, постоять,
исполнив с честью долг перед Отчизной.

Нас нынешних создавшая,
умеющих, любя, не предавать,
нас с вами воспитавшая,
вторая наша
с большой буквы  Мать.

3а клас (700x540, 247Kb)

Как же много мне еще хочется поведать о  нашей жизни в «девятке», о той «буче», бурной, кипучей!

О, урок рисования. Задание было нарисовать одноклассников. У кого-то из сидящих сзади мальчишек не было красок, и он подавал мне кисточку, чтоб я обмакнула в нужную ему коричневую. Но я та еще штучка -   вместо коричневой  подсовывала то зеленую, то красную, то синюю… Попросила посмотреть, что вышло. И подрисовала зеленые волосы, соседка по парте Аленка тень на лице сделала красную с синей, а присоединившаяся к нам Лариса – светлые места оттенила желтым. Мы со смеху покатывались.  Павел Петрович забрал у нас рисунок, мы замерли в ожидании разноса… Но учитель, показав классу, неожиданно похвалил: «Вы представить себе не можете, насколько это хорошая работа!» Мы услышали под хохот класса про свою фантазию, про сочетание красок и т.д. На предложение встать автору, поднялись мы вчетвером…Что поставили авторам, почему-то не помню.

хор василий Федорович рудненко (640x346, 165Kb)

Да, рассказ, конечно, будет неполным без  нашего школьного хора и смотров художественной самодеятельности. С первого класса мы пели в хоре. Учили слова песен, пели и революционные, к датам, и патриотические, и детские. Репертуар тогда был на выбор. Цитатой из моего письма к подруге  - о концерте  26 марта 1965 года. (Кстати, упомянутую сценку про дояров  я видела позднее в Чите по телевизору, наша школа привезла номера на областной смотр).

o8pJ5_croper_ru (700x628, 372Kb)

На обороте листка написано про вокальную группу 11-классников. Я помню, как на каком-то вечере «За честь школы» девчонки пели «Баркаролу» Шуберта – волшебно проникновенно. Мы называли это известное в то время классическое произведение «Песней про лебедя».

Сколько я еще могу рассказать! О дежурствах на сеансах в кинотеатре «Октябрь», о библиотеках, о читальном зеркальном зале Дворца пионеров(наш бутинский Версаль), о том, как нас принимали в комсомол и как мы серьезно к этому  готовились, о сдаче норм БГТО, о волейболе девчоночьем… Мы даже дежурили на Острове, охраняли местность от баловников со спичками. Кстати, пожаров тогда не было, мы сами за порядком следили.

И вся эта наша учебно-урочная и общественно-полезная деятельность была тщательно продумана и организована прекрасным преподавательским коллективом нашей средней школы № 9. Фамилии многих стерлись из памяти да и знали мы своих учителей больше по имени-отчеству.

Вот эти великие Мастера педагогики учили нас в мои 7 лет нерчинской «Девятки», с 1958 по 1965.

 

1-4 классы  -Антонина Гавриловна Эпова

математика  -  Юлия Петровна

зоология  - Тамара Михайловна Баранова -Лужецкая, уехавшая в Ленинград, мы писали ей письма и слали к празднику телеграммы.  После нее - Лилия Викторовна Журавлева(Перунова)

русский язык и литература  - Мария Матвеевна

"Слесарка" – Александр Александрович Федоров

Алгебра -  Светлана Амосовна

Рисование - Павел Петрович Протасов

химия  - Агриппина Дмитриевна

история - Ольга Ивановна Карпова

физ-ра -  Альберт Иосифович Васильев

география - Раиса Григорьевна Деревцова

английский -  Лидия Николаевна Самойлова

 

Вам, наши дорогие учителя, эти строки:

 

 Школьных , славных немало  лет
пролетело, промчалось…
Много ярких и громких   побед
позади в вашей жизни осталось.
Но не надо грустить,
подводя под чертою итоги:
У учеников все еще впереди,
продолжаются жизни дороги.
Бесценны ваших знаний свет,
характер, воля – как из стали.
Ведь про таких, как вы, сказал поэт:
«Да будет честь на пьедестале!»

image (1) (640x441, 194Kb)

Посвящается

нашей нерчинской "девятке",

куда мы пришли в 1 класс

60 лет назад.

 И ровно полвека, как  прозвенел для нас

последний школьный звонок.

50 лет нас ведет по жизни ум-разум,

приобретенный в средней школе № 9

города Нерчинска.

 

На снимке мой любимый класс на выпуске, в 1968 году. Без меня.

 

СПАСИБО родной школе!

 

СПАСИБО ПОИСТИНЕ ВЕЛИКИМ ЕЕ УЧИТЕЛЯМ!

 

Моя первая учительница Антонина Гавриловна ЗДРАВСТВУЕТ...

 

Стихи в тексте от меня - 

с огромной благодарностью нерчинским учителям.

 

История средней школы № 9 г. Нерчинска здесь

 

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • О платках. Синий платочек

    Наверное нет ничего более женственного, чем шаль, уютно накинутая на плечи, или легкий платочек, изящно обвивающий тонкую шейку. Для нас, русских,…

  • Как учили и учились в старину на Руси.

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения Как учили и учились в старину на Руси. Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными…

  • В Старой Ладоге. ч. 3.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения В Старой Ладоге. ч. 3. История Старой Ладоги насчитывает более 1260 лет. Сейчас это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments