Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Лувр:Этрусское искусство

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Лувр:Этрусское искусство

Этрусские города на Аппенинском полуострове

Этруски— древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX — началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Демонстрируемые на выставке изделия из металла, керамики, рисунки, скульптуры и монеты представляют этрусков как создателей первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове.

Реконструкция некрополя Монтероцци, сделанная Каниной. Тарквиния

Черветери — город-государство этруссков, после завоевания римлянами в 358 г. до РХ. Был переименован в Цере. Город известен своим некрополем с богатыми захоронениями в виде насыпей и каменных гробниц.Римляне называли этрусков «тусками» (отсюда название области Тосканa), а сами этруски именовали себя «расна» или «расенна».

Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.

На выставке в Лувре демонстрируются артефакты, найденные при раскопках на территории Черветери и хранящиеся ныне в Лувре. Выставка рассказывает также о религиозности и суевериях этрусков, поклонявшихся многочисленным божествам и соблюдавших различные обряды и церемонии.

Зал 18

 

Терракота (импасто) между 8-м  и 7-м веками до нашей эры

Саркофаг Супругов

б р о н з о в ы е   и з д е л и я

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Карманное зеркало. III век до н. э.

Бронзовая фляга для масла. II век до н. э.

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи — стулья со спинками и столы с четырьмя ножками — свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи.

В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы — на такие ставились кратеры и ойнохойи.

По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Зал 19

Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или чёрного цвета.

Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро — характерная для этрусков чёрная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то своё. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к чёрной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами. Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо, использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса, янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы, изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

Амулет. Около 460 г. до н.э.

Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

Браслет. 400-350 гг до н.э.

Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Золотая подвеска. VI век до н.э.

подвеска

золотая серьга

Зал 20

До недавних пор никто не мог дурного слова сказать об этрусках. Приятнейшие были люди – культурные, образованные, очень религиозные. Умели красиво жить, в том числе и после смерти: этруски были буквально одержимы качеством загробной жизни. Гробницы этрусских аристократов воплощают земные радости своих владельцев – яркие фрески, почти домашнее убранство, любимые личные вещи… Даже саркофаги и урны с прахом имеют вид не скорбный, а вполне жизнеутверждающий.

Статуи на саркофагах

В захоронениях "попроще", без гробниц и мраморных саркофагов, чувствуется та же трогательная забота о комфорте покойников. Из свежих примеров – результаты сенсационных раскопок в Вульчи: любимые украшения в могиле знатной этрусской девушки, детали прялки и бронзовые зеркала - в женских захоронениях, копье и бритва – в могиле мужчины.

Конечно, подобные погребальные традиции характерны для многих культур, но именно этруски соблюдали все "правила" с особой тщательностью, без исключений. Одной из причин была вера этрусков в то, что усопший, обделенный должным вниманием и заботой, становится злобным и мстительным. Вместо того чтобы упокоиться с миром в уютно обставленной могиле и наслаждаться радостями загробной жизни, недовольный дух мог вернуться и всячески досаждать живым. 

Археологи, привыкшие к благообразию этрусских захоронений, были поражены недавней находкой в Популонии (Пуплуне) – портовом городе Этрурии. Раскопки некрополя Сан Чербоне на берегу залива Баратти ведутся очень давно. Это древнейший участок городского кладбища с могилами VII-VI веков до н.э. До сих пор все найденные здесь захоронения были "нормальными", по выражению руководителя раскопок Джорджио Баратти (Giorgio Baratti), профессора археологии Миланского университета (сходство с названием залива Баратти – случайное совпадение).

"Ненормальная" могила, обнаруженная под конец археологического сезона в Популонии, представляет собой простую яму, выкопанную в прибрежной песчаной почве. В ней лежал хорошо сохранившийся скелет молодого мужчины – по предварительным оценкам, возрастом старше 20, но младше 30 лет. Никаких личных вещей и погребальных даров, никаких попыток умилостивить дух усопшего. Единственные посторонние предметы, обнаруженные в могиле, – железные кандалы на ногах юноши и железный обруч на шее."Он умер в этих в кандалах и был в них похоронен", – сказал Джорджио Баратти в интервью Seeker, подчеркивая тот факт, что этруски, известные своей щепетильностью в погребальных вопросах, не потрудились снять железо даже после смерти человека, словно хотели продлить его мучения на веки вечные.

Это первая находка такого рода за всю историю изучения этрусских захоронений. К тому же кандалы и ошейник оказались лишь частью более изощренной конструкции. Под головой покойного археологи обнаружили темное пятно – очевидно, след от разложившегося деревянного предмета, который был как-то связан с железным ошейником. Судя по другим следам органики в могильной почве, железный ошейник и ножные кандалы были соединены между собой веревками или полосками кожи – анализ почвы позволит точнее определить использованный материал

Необычное захоронение определенно относится к этрусскому периоду – в отсутствие типичных погребальных артефактов ученые смогли это определить по косвенному, но надежному признаку. Некрополь Сан Чербоне — весьма "густонаселенный", заполнялся "слоями", он неплохо изучен и все его захоронения, по словам Баратти, "нормальные". В 2015 году ровно над "могилой с оковами" археологи раскопали одно из таких "нормальных" захоронений, с личными вещами и погребальными дарами, удобными в датировке. Могила принадлежала состоятельной этрусской женщине, похороненной по всем правилам в IV веке до нашей эры. Таким образом, оказавшийся "под ней" юноша в кандалах был погребен раньше – в V или даже в VI веке до н.э., считают археологи.

Традиционное представление об этрусках включает их обязательную загадочность (исчезнувшая цивилизация, оставившая очень мало письменных свидетельств, да и те не поддаются полной расшифровке), выдающиеся познания в строительстве, гидравлике, металлургии (большинство своих знаменитых умений римляне переняли от этрусков), передовое устройство общества (исследователи особо отмечают социальную свободу и независимость этрусских женщин, невозможные ни в Греции, ни в Риме), искреннее почитание богов и предков, любовь ко всем видам искусства и тонкий художественный вкус – в целом все то, что создает образ благополучной европейской цивилизации: зажиточной, культурной, беззаботной, толерантной…  

Баратти говорит о жестокости, выходящей за рамки "стандарта" даже для древнего мира: на интеллигентных этрусков за годы исследований накопилось немало компромата. Впрочем, улики по большей части косвенные: артефакты с изображением сцен жестокости и насилия, среди которых попадаются подозрительно похожие на человеческие жертвоприношения и ритуальные убийства. Упоминания подобной практики содержатся и в литературе – впрочем, письменные свидетельства оставили не сами этруски, а их соперники, римляне.

Самым сильным аргументом в пользу существования у этрусков "варварских" ритуалов стали находки в Тарквинии: при раскопках главного святилища были найдены человеческие останки, состояние и расположение которых явно намекает на ритуальные жертвоприношения.

В разных зонах святилища археологи обнаружили останки десяти человек, погребенных в VIII-VI веках до нашей эры. Пятеро из них были обезглавлены. К VIII веку относятся расчлененные тела младенцев и кости "иностранца" (возможно, греческого моряка) со следами тяжелых травм, к VII веку – обезглавленный 8-летний ребенок, ноги которого располагались в основании стены, останки женщины и мужчины без следов насильственной смерти, но также лежавшие в основании каменных стен, к VI веку – обезглавленный младенец и еще один детский скелет, сохранившийся частично и, возможно, расчлененный.

Европейские и некоторые американские исследователи рассматривают те же доказательства под другим углом и не готовы однозначно признать этрусков кровожадными варварами (вернее, более кровожадными, чем соседние народы). Известно, что даже самое реалистичное искусство далеко не всегда отражает действительность. Часть найденных изображений – фрески, барельефы, перстни, рисунки на керамике и бронзе – мрачные сюжеты из древней истории: сцены из "Илиады" Гомера или легендарного противостояния "Семеро против Фив". Смысл других изображений может быть истолкован по-разному – от иллюстрации этрусских представлений о посмертном наказании за те или иные грехи (все же основной источник подобных артефактов – гробницы) до мрачной памяти об ужасах войны, этрусских победах и расправах над побежденными.Ученым еще предстоит разобраться, какие изображения считать "документальными", а какие – символическими, аллегорическими, мифологическими, иными словами, вымышленными.  

Историки любят цитировать знаменитый пассаж из Тита Ливия, римского историка, в качестве примера этрусского варварства. В 358 году этруски одержали победу над римлянами и, согласно Ливию, в честь этого события казнили 307 римских пленников на центральной площади Тарквинии – причем не просто умертвили, а принесли в жертву своим богам, что можно расценивать как ритуальное убийство.

Котелок (лебес) с подставкой (холмос).Двухконусная урна и шлем

Кратер с колпаком.Киатос

Крылатый лев.Внутренняя обшивка стен


Антефикс женской головы.Курильница в форме колесницы

Чернофигурные:гидра,амфора

В Лувре также есть  анатомические скульптуры с внутренними  органами человека

В конце июня 2011 года Лувр приобрёл на аукционе в Шеверни уникальную этрусскую статую за 249 тысяч евро. Ранее бюст находился в частном владении французского врача, который купил его ещё в 1960-х годах. По данным прежнего владельца, статуя была обнаружена к северу от археологических раскопок в Канино (в Риме). Именно там располагался древний этрусский город Вульчи.Итак, бюст, приобретённый Парижским музеем, имеет высоту 68 см. и принадлежит к 3 или 2 веку до н.э. Он демонстрирует, насколько хорошо люди разбирались в анатомии уже в этрусскую эпоху. Приглядитесь к иллюстрации: скульптор изобразил внутренние органы – лёгкие, сердце, кишечник, селезёнку, печень, мочевой пузырь и даже предстательную железу. Это означает, что древние этруски проводили вскрытия (или, по крайней мере, расчленяли трупы) и имели чёткое представление о расположении органов. Можно также предположить, что знания были получены в ходе выполнения распространённого тогда обета жертвы (то есть жертвоприношения, например, в качестве благодарности высшим силам за исцеление от болезни).

Этрусками (так их называли греки, сами себя они именовали расенами), как мы помним, назывался народ, представители которого правили северной Италией до того, как эту почетную обязанность взяли на себя римляне. Считается также, что их влияние простиралось на все западное Средиземноморье. Об этом древнем европейском народе, который еще греческий ритор и исторический писатель Дионисий Галикарнасский, современник Юлия Цезаря, называл "не похожим ни на один другой ни языком, ни обычаями", до сих пор говорят как о самом загадочном.

Этрусская бронзовая модель печени, якобы II века до н.э. Модель, возможно, была изготовлена для преподавания медицины в каком-либо этрусском университете.  Museo Civico"

Прошедшие тысячелетия не только не умалили восхищения перед его достижениями, но и прибавили новых поводов — один из которых перед вами. Прекрасные агрономы, умевшие совладать с силами природы, этруски оказались гениями в строительстве городов. Им первым пришла в голову идея не просто возводить произвольные скопления домов на определенном участке, но как бы воссоздавать живой организм, живущий по собственным законам и освященный ритуалами.

Кроме того, именно этруски первыми в Италии начали строить дороги, возводить арки, строить колесницы и устраивать гладиаторские бои. Получается, этим достижениям можно добавить еще одно — они первыми на Аппенинском полуострове стали составлять подробные анатомические атласы. Правда, оформляли их весьма оригинально. Но зато выполненный в форме скульптуры атлас, как ни крути, более нагляден. И, в общем-то, понятно, кто в этрусском обществе в первую очередь пользовался этими каменными атласами.

Этрусские зубные протезы

Специалистам давно знакомо учение этрусских гаруспиков (гадателей по внутренностям жертвенных животных), изложенное в священных книгах. Особенно Libri haruspicini, посвященные искусству осмотра внутренностей (в первую очередь печени) жертвенных животных.

Впрочем, находки археологов неоднократно доказывали, что стереотипные представления о примитивности древней медицины явное заблуждение. Так, например, известно, что трепанация черепа практиковалась еще 12 000 лет назад, то есть в бронзовом веке. Установили это следующим образом: около десяти лет тому назад британские археологи подняли со дна Темзы череп. На нем присутствуют явственные следы операции, проведенной на головном мозге. В черепе взрослого мужчины проделано большое отверстие размером 4,5 на 3 сантиметра. Часть черепной коробки, по-видимому, оказалась удалена во время операции. Примерное время проведения трепанации черепа — 1750 год до нашей эры.

Зубной протез этрусков. VII – VI века до н. э.

Примечательно, что в те далекие времена был высокий процент выживаемости среди пациентов, а ведь, как утверждают историки, скорее всего, трепанация производилась без наркоза. Из 214 инков, которым была сделана такая операция, выжили и полностью и выздоровели 118 человек, или 55 процентов; 60 погибших пациентов составили 28 процентов. В Древней Германии процент известных погибших тоже не превышал 23 процентов. Для сравнения: операции, проведенные в Лондоне в период с 1870 по 1877 год, оказались успешными лишь в 25 процентах случаев. Однако дело не только в процентах. На черепе одного древнего перуанца было проведено не менее семи успешных операций.

Протез из могильника этрусков

Историки полагали, что анестезирующих средств, появившихся на Западе в 1840-е годы, не было в древности и в античные времена. Однако не стоит забывать: человечество издавна знакомо с опиумом и другими снотворными и болеутоляющими препаратами. Так, в римском военном госпитале в Нейсе (ФРГ) наряду с другими лекарственными травами были найдены семена белены. В белене содержится вещество скополамин, которое в небольших дозах вызывает сонливость и амнезию. Также для анестезии римляне пользовались другим растением с дурной репутацией, а именно мандрагорой.



Операции на глазах, как известно, также представляют определенную сложность, но и их успешно проводили в древности. В частности, операция по ликвидации трихиаза (неправильного роста ресниц в сторону глазного яблока) для римских хирургов была, судя по всему, обычной процедурой. Кроме того, врачи великой империи успешно оперировали катаракту, которая ведет к слепоте пациента (а вылечиться от нее можно только хирургическим путем). Поэтому любой житель Вечного города воспринимал поход к глазному хирургу как нечто столь же обыденное, как посещение терм или Колизея.

Однако для подобного рода хирургического вмешательства требуется соответствующий инструмент. И он, без сомнения, был. Качеству центровки тонкозубых зажимов-щипцов, найденных в Помпеях, могут позавидовать и сегодняшние хирурги. А специальный инструмент для гинекологов был настолько гладко обработан, что сходный инструмент, изготовленный в эпоху Возрождения, не идет с ним ни в какое сравнение. Так что можно сказать, что в Древнем Риме не только медицина, но и производство специального оборудования было развито так же хорошо, как в Европе XIX-XX веков. И, судя по всему, это производство было серийным.


Статья об этрусках отсюда  -  http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/19-09-2011/1091609-etrumed-0/

https://www.vesti.ru/doc.html?id=2824195

Продолжение следует...
 

Серия сообщений "Лувр":
Часть 1 - Лувр:Архитектура.
Часть 2 - Музей Лувра(1)
...
Часть 6 - Лувр:Древний Египет(2)
Часть 7 - Лувр.Древний Египет(3)
Часть 8 - Лувр:Этрусское искусство
Часть 9 - Лувр:Французская живопись
Часть 10 - Лувр. Декоративно-прикладное искусство(1)
...
Часть 33 - Белфегор — призрак Лувра.Фильм.
Часть 34 - Лувр:шедевры мировой живописи(12)
Часть 35 - Подвиг Эрмитажа

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments