Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Три музы художника Ивана Айвазовского

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Три музы художника Ивана Айвазовского

 

Иван Константинович Айвазовский

29 июля исполняется 201 год со дня рождения выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского (по старому стилю – 17 июля). Наверное, нет человека, который не был бы знаком с его творчеством, но не всем известно о том, что источником вдохновения для художника было не только море, но и еще одна стихия, нередко приводившая к кораблекрушениям в личной жизни. Он говорил, что женился так же, как писал лучшие свои картины, – по вдохновению. Любовь окрыляла его, но дважды приводила к катастрофам. И только после 65 лет он наконец обрел то, что искал так долго.

А. Э. Шалон. Мария Тальони в балете *Зефир и Флора*, 1831 

История первой любви художника обросла домыслами, и сегодня сложно отделить правду от вымысла. Точно известно то, что это была итальянская балерина Мария Тальони. Однажды 20-летний художник зазевался на улице, и его сбила проезжающая мимо карета. Как оказалось, это был экипаж Марии. Она предложила юноше довезти его до дома и подарила пригласительный билет в театр. С тех пор он стал бывать на всех ее выступлениях. 

Мария Тальони на картине неизвестного художника, 1830-е. 

 Снова встретились они в Венеции.На картине «Вид Венеции со стороны Лидо» мы видим мужчину и женщину в гондоле. Они сидят рядом, женщина опустила руку в воду. Айвазовский изобразил себя и Марию Тальони. Вид Венеции со стороны ЛидоИван Константинович Айвазовский1855, 71×99 см

Мария ответила взаимностью на чувства художника, но ее смущала разница в возрасте – она была старше его на 13 лет. Поначалу их отношения были бурными и счастливыми, но когда он сделал ей предложение, Мария ответила отказом. На тот момент ей было 38 лет, и она не хотела обременять молодого человека обязательствами. 

Разрыв отношений Айвазовский переживал очень долго и мучительно. На прощание балерина подарила ему розовую балетную туфельку, которую он бережно хранил до последних дней. Впрочем, об их романе не сохранилось никаких письменных свидетельств, поэтому сложно судить, как все происходило на самом деле. По легенде, Мария Тальони любила Айвазовского до самой смерти и каждый год в Вербное воскресенье посылала ему букет ландышей.

Мария Тальони закончила выступать в 1847 году, а прожила до 1889 года. После завершения балетной карьеры она обосновалась на вилле в Италии. Считается, что за отправкой ландышей Айвазовскому после смерти балерины следила ее дочь, жена графа Александра Васильевича Трубецкого. Роман с этим же Трубецким был ранее и у самой Тальони, она даже родила от графа сына. Отцом же ее дочери был граф де Вузан, за которого Тальони вышла замуж еще 1832-м.

Первая любовь Айвазовского – балерина Мария Тальони 

Вокруг Айвазовского всегда было много женщин, желающих обратить на себя внимание известного и богатого художника, но он долгое время после расставания с Тальони не замечал ни одной из них. На тот момент многие знатные дамы считали его завидным женихом для своих дочерей. Одна из них пригласила его давать уроки живописи, рассчитывая на то, что он выберет одну из ее дочерей себе в жены. 
 

И. Айвазовский. Семейный портрет (автопортрет с женой Юлией), 1849 

Но этот план реализовался только наполовину: Айвазовский действительно влюбился и сделал предложение, но только не одной из дочерей, а их гувернантке Юлии Гревс. Художник писал другу: «…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так как я женился». 
Увидел, полюбил, сделал предложение и услышал заветное «да». Лев Вагнер и Надежда Григорович в «Повести о художнике Айвазовском» утверждают, что сразу после знакомства он всю ночь напролет рисовал прекрасную гувернантку. Утром подписал картину «Юлия, жена моя». Возможно, так и было, но до нас это изображение не дошло. Но Юлию мы можем видеть на крошечном карандашном автопортрете самого Айвазовского.

А как замечательно рассказывает о женитьбе художника, так удивившей высший свет Петербурга, писательница Юлия Андреева в своей книге «Айвазовский»: «Те, кто не поняли, что Айвазовский все время рисует только себя, не поняли о нем ровным счетом ничего. Вот и теперь, он мог годами жить бобылем, наблюдая, как опытные охотницы ставят на него сети. Он ждал, приучая тело двигаться на мягких кошачьих лапах, глаза не излучать бушующий в них пламень, чтобы однажды,заметив ту, которая ему действительно необходима, даже не как вода, еще острее — как воздух, броситься в любовь, как, должно быть, не раз кидался в объятия моря». 

И. Айвазовский, Ю. Гревс и их дочери 

Родословная Юлии Гревс,между тем, таит в себе сюрпризы. Она была дочерью петербургского врача, британца Якова Гревса, причем есть версия, что не просто врача, а личного доктора Александра I, загадочным образом исчезнувшего после смерти императора. Если бы не исчезновение отца, Юлия могла бы быть зачислена фрейлиной императрицы. Помимо молодости и красоты девушка была прекрасно образованна и воспитана. Собственно, иначе у нее не было бы шансов стать гувернанткой в великосветском семействе.

Юлия Айвазовская (Гревс). Фото из книги воспоминаний Гаяне Микеладзе, правнучки Ивана Айвазовского

Поначалу этот брак был очень счастливым, у пары родилось четверо дочерей. Но Юлия Гревс мечтала блистать в высшем свете, к тому же в Феодосии – родном городе Айвазовского, куда они переехали после свадьбы – было очень сложно найти для дочерей подходящие партии. Между супругами участились размолвки, во время которых Юлия забирала дочерей и уезжала в Петербург или в Одессу. Через 12 лет совместной жизни она окончательно решила не возвращаться в Феодосию и осталась вместе с детьми в Одессе.

Художник неоднократно после расставания с Юлией пытался возобновить отношения,но она не соглашалась. Однако после женитьбы Айвазовского на Анне Саркизовой Юлия засыпала все инстанции жалобами на него. Она требовала признать Айвазовского многоженцем и считала, что их брак до сих пор действителен. Возможно,так и не смогла отпустить и забыть мужа? 
Отметим безупречное поведение Айвазовского по отношению к бывшей жене и детям в финансовом отношении: им не приходилось нуждаться, он даже сам подыскивал арендаторов для подаренного Юлии поместья.
 

И. Айвазовский. Автопортрет, 1874. Фрагмент 

Сохранилась «Памятная записка тайного советника Ивана Константиновича Айвазовского по бракоразводному делу», в которой сообщается: «При болезненно-раздражительном характере, в жене Айвазовского развилось нечто вроде линии – жаловаться, клеветать, позорить своего мужа не только на словах и в частном быту, но и письменно, в многочисленных прошениях и жалобах, которые по своей неосновательности не могли иметь никаких других последствий кроме того, что совместное жительство сделалось далее невозможным, и в последние 20 лет супруги почти не виделись».

Иван Константинович Айвазовский. Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского

Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский

Художник снова чувствовал себя брошенным и снова тяжело переживал расставание. Он остался один и уже не рассчитывал обрести свое счастье, но судьба подарила ему любовь на склоне лет. Свою вторую жену и третью любовь он встретил в 65 лет… на кладбище! Он увидел в похоронной процессии молодую женщину, идущую за гробом мужа, и неожиданно для самого себя влюбился. Айвазовский узнал, что она была вдовой феодосийского купца и звали ее Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Выждав время, как того требовали рамки приличия, он сделал ей предложение, и его избранница ответила согласием.

Сбор фруктов в Крыму. 1882, Иван Константинович Айвазовский

Несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, супруги были очень счастливы и прожили в полном согласии до самой смерти художника. Анна сопровождала мужа во всех поездках, не оспаривала первостепенной значимости для него живописи, не жаловалась на недостаток внимания. Единственное, чем жена была недовольна, – это розовая туфелька Марии Тальони, которую художник хранил в сундучке.После его смерти она ее сожгла.

В последующие 25 лет Анна обрекла себя на добровольное затворничество.. 25 лет она не покидала стены дома, в котором узнала любовь и счастье. Она пропустила Первую мировую, революцию, Гражданскую войну, не обращала особого внимания на резко изменившиеся условия жизни и терпела бедствия экспроприации. Не уехала в эвакуацию во время Второй мировой войны, во время оккупации меняла последние чудом уцелевшие драгоценности на хлеб и крупу. Когда немцы оставили Феодосию, вдову Айвазовского, постаревшую, всеми забытую, отыскал художник Николай Самокиш и забрал в свой дом в Симферополе. Анна похоронена рядом с мужем, в сквере армянской церкви, где их когда-то повенчали.

Три музы художника Ивана Айвазовского

Использованы материалы статьи Елены Эсауловой 

https://artchive.ru/artists/13825
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments