Колымские медведи - 1.
Всю зиму медведи проспали в берлоге.
Берлога – это зимнее убежище зверя, которое обеспечивает оптимальные микроклиматические условия, позволяющие пережить длительный период неблагоприятных кормовых и погодных условий с минимальными затратами энергетических ресурсов. Для самок она служит также родильным домом, а для новорожденных – яслями.
Жизнь медведя в берлоге поддерживается за счет питания жировыми запасами, накопленными осенью. Процессы, протекающие у спящего медведя, похожи на процессы, происходящие в организме голодающего человека, но у медведя они идут намного рациональнее.
Несмотря на долгую неподвижность в берлоге, прочность костей не снижается. Температура тела медведей может упасть до 30 градусов (при нормальной 38). Обмен веществ падает до 25% от нормального.
На Колыме выход медведей из берлог происходит с третьей декады марта до конца первой декады июня. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Ученые предполагают, что руководит процессами ожирения и умеренного похудения у медведей особый гормон, который каждую осень поступает из гипоталамуса. Медведь после спячки полностью сохраняет мускулатуру и не испытывает чувства голода еще две недели. Этим объясняются его игровое настроение после выхода из берлоги и бесцельное бродяжничество в районе обитания.
Медведи выходят из берлог на снег, а в воздухе весна – днем температура до +4°С, ночами заморозки до -6°С. Снег медленно увлажняется, уплотняется, структурируется. Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Первые лежки, как правило, расположены в двух-трех метрах, затем зверь начинает отходить на 50-100 метров.
Днем под солнышком отлеживается на открытом снегу, на ночь уже не возвращается в берлогу, а устраивается на снежных лежках. Он делает подстилку, подминая под себя вытаявшие из снега верхушки ольховых или кедровых веток, либо сдирает кору с дерева, под которым ложится на отдых, либо разносит сухой пень в щепки и спит на его трухлявых обломках.
Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться.
Сосательный рефлекс у медвежат, оторванных от матери на третьем-четвертом месяце жизни, сохраняется до трехлетнего возраста. Медвежата обсасывают друг у друга шерсть на спине и боках с таким же урчанием, с каким они сосут грудь матери. Поскольку они не получают пищевого подкрепления, для них важен сам процесс.
Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, "голодный", по-нашему представлению, а на самом деле – совершенно нормальный для зверя.
Секрет в так называемом эндогенном питании – использовании жировых запасов, накопленных с осени, когда объем потребляемого нажировочного корма превышал суточную норму в 3-4 раза. Зверь вынужден был наедаться впрок, поскольку питательность травянистой растительности низкая.
Так вот откуда у нас подснежники.
.
.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru