Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Единорог. Чудодейственные особенности рога

Dent_de_narval.jpg

Животных сих, молва гласит,
Прекрасных дев пленяет вид.
Вернейший способ есть поймать их:
Охотник юный в женском платье
Туда тихонько проберись,
Где любит этот зверь пастись.
Едва завидев деву, тот
Главу в колени ей кладет.
Обманный сбросив свой покров,
Рог отпили - и будь таков.


Рог единорога, или аликорн, составлял его славу, и он же послужил его падению.
Складывающаяся вокруг таинственного зверя мифология наделяла его рог чудодейственными свойствами, среди которых особо выделялись способность обнаруживать и противодействовать ядам (любого характера), а также лечить всевозможные заболевания от чумы до проказы и от лихорадки до последствий змеиных укусов. В основе этого верования лежал древний рассказ о том, что единорог очищал своим рогом источники, чтобы другие животные могли пить.
Так, предполагалось, что чаша, вырезанная из рога единорога, от любого соприкосновения с ядом должна закипать, сам же рог мог указать владельцу на близость опасной субстанции, ведь сколь распространены были в те времена яды и практика отравлений (приводящих порой к долгим мучениям), особенно в высшем свете. Это отчасти и порождало спрос. К тому же снадобье, не сильно отличавшееся по описанию своего действия от панацеи, могло стать в глазах больного последним шансом.

rassuzhdenija_o_roge_edinoroga_5_1941.jpg
Кубок из «рога единорога» (зуба нарвала) Яна Вермеера, изготовленный в мастерской Мизерони в Праге в 1600 году.


Говорили, что в присутствии яда аликорн запотевает и меняет цвет. Если кусочек рога опустить в яд, или яд налить в рог, то аликорн вспенит и нейтрализует отраву или, по крайней мере, снизит ее силу. Наилучший способ уберечься от ядов – пить из аликорнового сосуда. Говорили, что такие сосуды также способствуют счастливой, здоровой и долгой жизни их владельцев.

RochesterBestiaryFolio021rMonoceros_s.jpg
Миниатюра из средневекового манускрипта


Первые сведения о медицинском применении рога единорога восходит как минимум к VI веку. Доктор Конрад Геснер из Цюриха (XVIв.), резюмировавший накопленную за века мудрость, писал, что неподдельный аликорн хорош против всех ядов. Всякий отравившийся ядом и даже уже раздувшийся от его действия восстанавливает здоровье немедленно после принятия малой толики единорожьего рога. Вероятно миф о единороге возник из-за того, что на европейском рынке стали появляться неопознанные рогоподобные объекты. Рогов водилось множество. Ими торговали на вес, украшали скипетры, троны, прочие атрибуты знати и королевских особ.
Не трудно догадаться что рога единорога, имевшие хождение в средние века, были фальшивками. Поддельный порошок аликорна изготовлялся из смеси различных жженых рогов и костей с добавкой известняка и глины, зачастую вымоченной в благовониях, чтобы она удовлетворяла тестам на истинность. Часто за рога единорога выдавались сталагмиты и ископаемые останки животных.
Цельные рога часто изготовляли из слоновой кости; известны случаи, когда для этой цели выпрямляли клыки слонов и моржей. Знаменитый путешественник XVI века Андре Теве наблюдал этот процесс на острове в Красном море, откуда поддельные рога экспортировались во все концы света.

Walking-Stick Flute/Oboe
Трость и флейта как рог единорога


Самым известным аликорном в Британии был рог, принадлежавший Елизавете I, в списке сокровищ британской короны он числится как Виндзорский Рог.

Другой аликорн, известный как Башенный Рог, описан Эдвардом Топселлом в его знаменитой "Истории четвероногих": "Никогда не встречал я ни у одного из живых существ чего-либо более достойного восхваления, чем этот рог. Вещество его создано самой природой, а не ремеслом, и все знаки истинного рога налицо. Длина его столь велика, что и самый высокий человек едва дотянется до острия его, ибо он достигает полных семи футов. Он весит тринадцать фунтов и весьма толст с одного конца, делаясь все тоньше по мере приближения к острию. Завитки его спирали глубоки и гладки, напоминают завершение улиточного домика или же вьющиеся вокруг дерева стебли лианы. Они проходят справа налево от начала рога до самого его конца. Цвет не вполне белый - результат длительного воздействия времени".

De_unicornu_observationes_novae_frontispice.jpg


Простым людям у которых не было ни малейшей возможности владеть аликорном, единственный шанс увидеть рог или воспользоваться его целительной силой предоставлялся тогда, когда им владела и выставляла для всеобщего обзора церковь. Самым известным был рог, принадлежавший церкви Сен-Дени близ Парижаи хранившийся в специальной раке. Один конец его помещалься в купель, воду из которой раздавали больным и немощным. Описание его почти полностью совпадает с описанием Башенного Рога, приведенного Топселлом. К сожалению, он исчез во время Французской революции.

Три знаменитых рога находились во владении собора Сан-Марко в Венеции, равно как и Миланского собора, собора Святого Павла и Вестминстерского аббатсва в Лондоне и многих других. Честерский собор а Англии до сих пор гордиться наличием аликорна среди своих сокровищ; рог, проданный на аукционе "Кристи", вероятно, принадлежал когда-то Херефордскому собору. Он был куплен за гроши в 50-х годах нашего века в связке тростей, когда очищали находившееся на территории собора здание.

unicorn_004.jpg
Восемь видов единорогов. Ян Джонстон. “Historia Naturalis de Quadrupedibus” (1652).


Единорог, вопреки распространенному мнению, отнюдь не ассоциировался у европейцев с носорогом. К примеру, в книге знаменитого французского хирурга Амбруаза Парé (Ambroise Paré, 1510–1590) приводится описание носорога одновременно с рассуждением о единороге. Придворный хирургом при королях Генрихе II, Франциске II, Карле IX и Генрихе III, считающийся одним из отцов современной медицины, активно занимался этим вопросом.

20_15.jpg
Ambroise Paré

Паре как личность отличали изрядная независимость, наблюдательность и практические навыки, ставшие лучшим учителем великого хирурга и врачевателя,
ему принадлежит ряд инноваций в области лечения ран, а также изобретение и усовершенствование хирургических инструментов и протезов.

Obas-de-Pare.-1585.jpg
Ambroise Paré, Les oeuvres d’Ambroise Paré…. End paper with gold-stamped border.
(Произведения Амбруаза Паре)
Для наглядности несколько страничек:
R128_6_P373_1585_vcxciiii_big.jpg
R128_6_P373_1585_ixcxvi_big.jpg
R128_6_P373_1585_ixcxx_big.jpg
R128_6_P373_1585_vicxxiii_big.jpg
R128_6_P373_1585_mxci_big.jpg


Соответствующая книга Паре («Discourse de la Licorne», 1586) во многом положила начало концу продажам и применению рога единорога. Но, быть может, не только она стала началом конца легенды о чудодейственном снадобье... Паре с присущей ему дотошностью занимался свойствами рога единорога и... признал последнего всего лишь сказочным существом. Столь же критично Паре высказался о перспективах применения рога в медицине. Впрочем, — вот парадокс! — перечислив все причины, по которым верить в единорога не стоит, Паре всё же в итоге признается, что сам в него верит... ибо единорог упоминается в Библии, и вера в его реальность поддерживалась церковью.

Главной заслугой Паре в этой истории можно считать то, что, отрицая особые свойства рога единорога, свою позицию он подкреплял не только обращением к древним и современным авторитетам, но и апеллируя к разуму и эксперименту. И столь робкие поиски можно даже назвать предвестием зарождения новой науки, основой которой станет практика.

19_14.jpg
Фреска в Больнице Санта Мария делла Скала. Сиена


Аргументы знаменитого хирурга Паре не смогли убедить знаменитого аптекаря Лорана Кателана (Laurent Catelan, 1568–1647). В своем труде “Histoire de la nature, chasse, vertus, proprietez et usage de la lycorne”, увидевшем свет в 1624 году, Кателан резко выступает против доводов Паре, защищает идею существования зверя и целебных свойств его рога, указывает на обеззараживающие и антитоксические свойства рога, а также на иные весьма деликатные моменты его возможного применения.

Licornarval.jpg
Licorne, narval et licorne fossile comparés dans le Museum Museorum, en 1704.


Лишь в 1638 году один датский зоолог заключил: так называемый рог единорога — не что иное, как зуб нарвала. Однако эта точка зрения не снискала популярности на протяжении еще по крайней мере столетия. И под видом рога единорога длительное время продавался нарвалий зуб, о происхождении которого в Европе имели тогда весьма смутное представление.

rassuzhdenija_o_roge_edinoroga_4_1200.jpg
Зуб нарвала, считавшийся рогом единорога, преподнесенный императору Священной Римской империи Фердинанду I в 1540 году. Вена, Schatzkammer.

jd-B5W2dERE.jpg


Рог нарвала - на самом деле клык, растущий из передней части его челюсти, а не изо лба. Он представляет собой чрезвычайное удлинение одного из передних зубов самца, достигающее в длину четырех с половиной метров - более половины длины тела арктического кита. Назначение его, насколько можно судить, - взламывать ледяной покров.

ifnpdfc1VnQ.jpg

Таким образом, на рубеже XVI–XVII веков назрел вопрос о реальности приписываемых рогу единорога чудодейственный свойств.
Закономерен тот факт, что с ростом знаний как у фармакологов, так и у зоологов популярность этого средства неуклонно снижалась. Вслед за этим падала и цена. С начала XVI века стоимость падала с 64 флоринов за половину унции до жалких 10 крон в 1743 году, что всего лишь в пять раз превосходило стоимость слоновой кости, используемой в обычных поделках.
В действительности к тому времени общество уже успело разочароваться в роге единорога как в волшебном снадобье и смогло убедиться в его истинном происхождении. Промысел нарвала привел к тому, что бывшая диковинка стала вполне обычным явлением, спрос на нее упал, как падает потребность в переставшей быть модной игрушке. Одно хорошо еще, что до этого не успели перебить всех нарвалов, ведь современность демонстрирует нам, что и такое возможно...

В заключение вполне себе домашний и доступный вариант рога единорога:
funny-cats-34.jpg


использован материал:
Святослав Горбунов
«Троицкий вариант» №16(185), 11 августа 2015 года
http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka...vogo_vremeni?page_design=print
http://simbol-of-amber.diary.ru/p208577207.htm?oam#more2
http://exhibits.hsl.virginia.edu/treasures/ambroise-pare-1510-1590/

Серия сообщений "Мой взгляд. Необычное в обычном":
Часть 1 - Мультик про маму
Часть 2 - Новый год по миру мчится...
...
Часть 46 - Единорог. Геральдические особенности. (часть 4)
Часть 47 - Единорог. Россия.
Часть 48 - Единорог. Чудодейственные особенности рога

Серия сообщений "Мой взгляд. Мифы и легенды":
Часть 1 - Нарцисс (мифы и легенды)
Часть 2 - Дафнис и Хлоя
...
Часть 38 - Единорог. Чисто английские особенности битвы со львом (часть 5)
Часть 39 - Единорог. Россия.
Часть 40 - Единорог. Чудодейственные особенности рога

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments