Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Художники Возрождения:Пьетро Перуджино

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Художники Возрождения:Пьетро Перуджино

Умбрия на карте Италии
Сегодня мы поговорим об умбрийской школе. Она известна с XIII века. В XIV — начале XV века мастера умбрийской школы работали еще в традициях позднеготического искусства (можно хотя бы вспомнить Джентиле да Фабриано), но со второй половины XV века в работах умбрийских мастеров уже чувствуются черты Ренессанса, и их интерпретация довольно интересная. Исследователи считают, что формирование этой школы происходило под влиянием тосканских мастеров, но эта земля рождала и собственных гениев, о чем мы сегодня и будем говорить. Умбрия находится в центре Италии. С севера она граничит с Тосканой, с юга — с провинцией Лацио.

Умбрия, Италия

Это очень красивая область. «Умбрия — страна легких теней», — так о ней говорят. Цвет умбрийской земли, коричневая глина с зеленым оттенком, дала название и краске, умбра, известной художникам. Изумрудные холмы Умбрии с плывущими над ними облаками и чистейший прозрачный воздух создают этому краю особое очарование. Как тут не родиться живописцам! Как писал Муратов в своей книге «Образы Италии», «умбрийские пейзажи сияют светом и наполняются воздухом, свивающимся в нежнейшие туманы, которые плывут над Тразимено (это озеро) и делят цепи далеких гор». Регион получил название «зеленое сердце Италии». Не случайно именно в этом краю родился и жил величайший поэт и величайший святой Италии Франциск Ассизский.

Перуджа, Умбрия
Столица Умбрии — Перуджа. Именно здесь родился, можно сказать, прославился даже, потому что родился он в местечке Читта делла Пьеве (это 35 километров от Перуджи, но это область вокруг этого города), герой нашего сегодняшнего рассказа Пьетро Перуджино, или, как полностью его имя звучит, Пьетро ди Кристофоро Вануччи.

Автопортрет. 1497–1500
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Палаццо Приори, Перуджа

Перуджино — это именно потому, что он связан был с Перуджей, перуджинец. Перуджино — это прозвище. Как мы знаем, многие итальянские художники этого времени вошли в историю под теми или иными прозвищами. Умбрийскую школу долгое время считали провинциальной. Даже некоторые писали, что это ответвление сиенской школы, но так можно было говорить только до Перуджино, хотя, помимо Перуджино, умбрийская школа знает и других хороших мастеров: Лука Синьорелли, Бенедетто Пинтуриккио, Мелоццо да Форли. И, наконец, уроженцем Умбрии был Рафаэль. О нем мы тоже упомянем как о ученике Перуджино. Ну, о нем будет речь, конечно, когда мы будем говорить о Высоком Возрождении. Умбрийская школа, конечно, особая. Ей свойственен лиризм, мягкость, тонкое чувство природы, нежный колорит. Все это идет, конечно, от природы Умбрии и от какого-то чуткого глаза умбрийских художников.

Вымышленный портрет Пьетро Перуджино. 1568
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари. Британский музей, Лондон

Итак, Пьетро Перуджино, или Пьетро Вануччи. Родился он примерно в 1445-46 году в местечке Читта делла Пьеве недалеко от Перуджи, в состоятельной семье. Сначала обучался у местного живописца Фьоренцо ди Лоренцо, по другим сведениям — у Франческо ди Бонифации, а в 1470 году уехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Верроккио. Исследователи пишут, что во Флоренцию направил его не кто иной, как Пьеро делла Франческа, бывший для него большим авторитетом.

Pittura del Quattrocento italiano, Louvre

Вазари пишет, что художник прибыл во Флоренцию без гроша в кармане. Долгое время он был настолько беден, что даже не имел возможности приобрести хорошую постель, и поэтому он спал в старом сундуке. Позже, получая немалые гонорары, он не изменил своей привычке, не тратил деньги на удобства и продолжал спать на том же неудобном ложе. Об этом Вазари саркастически сообщает в своем «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Вазари считал, что, пережив бедность, Перуджино сделался скупым, прижимистым человеком, но, видимо, как всегда, Вазари немножко преувеличивает, поскольку других сведений о том, что Перуджино был бы скупым, нет, а его жизнь говорит совсем о другом.

Cerchia del perugino, madonna col bambino, san giovannino e angelo musicant

 

Во Флоренции Перуджино быстро выделился среди молодых живописцев, и уже в 1475 году имя Пьетро Вануччи значится в списках гильдии живописцев святого Луки. Отец Рафаэля, Джованни Санти, в своей поэтической хронике писал о двух юношах, равных по возрасту и пылкости, имея в виду Леонардо да Винчи и Перуджино. Вот так высоко гений Перуджино ставили современники.

Святой Себастьян. 1478
Фрагмент фрески. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Церковь Санта Мария Маддалена, Черквето

Наиболее ранней из сохранившихся и датированных работ является фрагмент фрески, вот только это сохранилось. Это «Святой Себастьян» из церкви Санта Мария Маддалена в Черквето. Образ святого Себастьяна сохранился и рядом части фигур святого Рокко и святого Петра. Но уже вот по этой ранней работе виден характер Перуджино. Действительно, он склонен к лиризму. У него очень мягкие черты лица у персонажей, такой мягкий мазок, хорошее владение пластикой, тяготение к правильным пропорциям.

Интерьер Сикстинской капеллы, Ватикан
В 1481 году в числе лучших художников Италии Пьетро Перуджино был приглашен Сикстом IV, папой, в Рим для росписи капеллы, которую позже в честь папы назовут Сикстинской. Вообще речь об этой капелле может идти отдельно, потому что обычно ее знают по произведениям Микеланджело, а на самом деле здесь отметился целый ряд замечательных художников Кватроченто. Сохранилось не все, потому что для того, чтобы сделать уже потом работу Микеланджело, пришлось несколько композиций удалить.

Крещение Христа. Ок. 1482
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Сикстинская капелла, Ватикан

Перуджино писал алтарную стену, изобразил в центре «Вознесение Богоматери», по бокам «Рождество» и «Нахождение Моисея». Теперь на их месте как раз знаменитый «Страшный суд» Микеланджело.

Путешествие Моисея. Ок. 1482
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Сикстинская капелла, Ватикан

А вот сохранились композиции на других стенах. Это «Путешествие Моисея», «Крещение Христа» и «Передача ключей апостолу Петру». Вот «Крещение», с таким затейливым немножко пейзажем, такая многофигурная композиция. Явно здесь выстраивается перспектива, чтобы показать много-много планов.«Путешествие Моисея» — и здесь, может быть, не такое столпотворение, как на предыдущей фреске, а как раз больше места занимает пейзаж.

Вручение ключей св. Петру. Ок. 1482
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Сикстинская капелла, Ватикан

Но самая интересная и самая знаменитая, может быть, — «Вручение ключей апостолу Петру», где мы видим городской пейзаж, что не так часто встречалось в картинах Кватроченто или в данном случае фреска. И мы видим такую идеальную архитектуру, которой увлекались тогда, которая, конечно, восходит к античности: арки по бокам и в центре идеальный храм. Четко подчеркнутая расчерченными плитами площади перспектива, и как рельеф, в виде рельефа на первом плане выстроились апостолы, и в центре Христос дает ключ апостолу Петру.

Вручение ключей св. Петру. Фрагмент. Ок. 1482
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Сикстинская капелла, Ватикан

Но если мы приглядимся поближе, такое впечатление, что сам Петр вручает Христу этот ключ. Это нужно понимать, вот эту условность или язык этих жестов в контексте тогдашних отношений с папством, потому что, конечно, папы этого времени претендуют на роль наместника Христа, и это, конечно, что-то говорило для людей того времени. Хотя он стоит коленопреклоненный, Петр, но явно его жест более активный, и Христос как будто берет этот ключ, как бы благословляя Петра на владение этими ключами.Вот эта вот замечательная, идеальная архитектура в духе Альберти здесь прекрасно выстроена и пластически совершенно исполнена Перуджино.

Вручение ключей св. Петру. Фрагмент с «идеальной архитектурой». Ок. 1482
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Сикстинская капелла, Ватикан

Ну, идемте дальше. После этой работы авторитет художника стал неоспорим. На него сыплются заказы. Он оформляет виллу Медичи в Кареджи, пишет для папы и других знатных вельмож отдельные композиции. В 1486 году Перуджино открывает во Флоренции мастерскую на территории больницы Санта Мария Нуова. У него появляются ученики. Они помогают ему в исполнении огромного количества заказов, в которых он уже давно не испытывает недостатка. Перуджино много работал во Флоренции, общался с самыми известными художниками, впитывал все, что могли они ему дать. В 1494 году он посещает Венецию, где знакомится с искусством Беллини и Карпаччо, и следы влияния венецианцев тоже видны на некоторых его картинах.

Полиптих Албани Торлония. 1491
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Коллекция Торлония, Рим
Вот это соотношение сцены на переднем плане и пейзажа, очень часто даже контрастного, — вот драматизм, например, «Пьеты» (оплакивания) и умиротворенность пейзажа очень характерны для Перуджино. Пейзаж служит для него таким мерилом вечности и в то же время выходом из драмы, например, в данном случае оплакивания, и в то же время он показывает, что есть гармония в мире, есть гармония, несмотря на все эти вещи, как смерть, страдания и так далее.

Пьета. 1495
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Палаццо Питти, Флоренция

Ну, распятие или положение во гроб, оплакивание писали разные художники, и почти у всех есть этот эпизод, но, может быть, у Перуджино он имеет особые свойства. Он подчеркивает, что это прекрасное тело становится мертвым, становится таким деревянным, негнущимся, то есть вот эта вот умиротворенность смерти — это противоположность умиротворенности пейзажа, где все гибкое, тонкое, растет. Конечно, здесь далеко до, скажем, голландцев, до «Мертвого Христа» Гольбейна, но все-таки сквозь эту гармонию пробивается вот эта нотка смерти, которая тело делает из прекрасного ужасным.

Пьета. 1494–1495
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Галерея Уффици, Флоренция

Что касается тела, то излюбленный сюжет для итальянцев, вообще для эпохи Возрождения, святой Себастьян, почти всегда делается прекрасным. Мы видели у Мантенья, какой он, почти атлет. Можно посмотреть, как у Антонелло да Мессина, наоборот, он такой юный, почти еще не сформировавшийся. И вот это прекрасное тело у Пьетро Перуджино.

Святой Себастьян. Ок. 1495–1506
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Галерея Боргезе, Рим

Святой Себастьян. 1493–1494
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мы уже видели одного Себастьяна, вот есть еще несколько у него картин на этот сюжет, более позднего времени.

St Sebastian (Pietro Perugino) - Nationalmuseum 

И вот он показывает это вот тело прекрасное, которое, даже кажется, вроде бы и не страдает из-за стрел, которые в него вонзились, но все-таки он этим телом любуется и показывает эту красоту мученичества. Интересно, что один из его Себастьянов — или это фрагмент, или он так и задуман, такой полуфигурный святой Себастьян — попал в Эрмитаж и находится в коллекции санкт-петербургского музея.

Мадонна с Младенцем. Кон. XV в.
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва


Еще более интересны и характерны для Перуджино мадонны. Это опять же то, что пишет почти каждый художник, даже не почти, а точно каждый художник. Это один из самых востребованных образов, потому что это заказывал любой заказчик обязательно, будь то церковный или светский – образ Мадонны.

Мадонна с Младенцем. 1500
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524)

Но мадонны Перуджино отличаются особой какой-то грацией, своеобразной красотой и тоже какой-то нежностью. Они очень узнаваемы, и этому есть объяснение. В 1493 году Пьетро Вануччи женится на 20-летней дочери архитектора Франчелли, красавице Кьяре. Она родила ему семь детей, и все они были мальчики. Пьетро было 47 лет, когда он женился, а его жене, как я уже сказала, 20 лет, но брак, как ни странно, оказался счастливым. Отношения супругов были трепетными. Рассказывают, что он так обожал свою супругу, что покупал ей богатые наряды и сам ее постоянно наряжал. В своих мадоннах он, конечно, отразил черты своей любимой супруги: нежной, задумчивой, любящей и так далее. Вот одна из них тоже есть в наших российских собраниях, Музее изобразительных искусств в Москве. Ее можно видеть в экспозиции.

Мадонна с Младенцем, св. Екатериной и св. Розой. 1493–1495
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524)

Какая-то особая женственность у этих мадонн, задумчивость. Они тоже сродни этому пейзажу, который чуть-чуть как бы покрыт дымкой, в нем нет ярких красок, но он привлекателен, и хочется все время смотреть, и думать, и созерцать его. И вот эта созерцательность есть и в мадоннах. Иногда черты буквально повторяются одни те же, даже в окружающих Мадонну святых, но вот так, видимо, он так любил свою супругу, что он придавал всем женским персонажам ее черты.

Видение святого Бернарда Клервоского. 1493–1494
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Старая пинакотека, Мюнхен

Интересна картина «Видение святого Бернарда Клервосского» в 1494 году, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, где за пюпитром сидит Бернард, рядом стоят разные святые, и перед ним вдруг является Мадонна. Известно, что святой Бернард, такой средневековый святой, очень интересный, живший в XII веке, очень любил Мадонну, очень любил Богородицу, и даже говорили о том, что когда он молится и произносит «Аве, Мария», то он слышит запах роз, а розы, розарий — так называли четки, по которым, собственно, и молились Богородице католические монахи и до сих пор молятся.

Так интересно построена эта картина. Ее разделяет арка, и в арке мы видим пейзаж. Опять же всегда вот это присутствие пейзажа, с этими тонкими деревцами, как будто бы вот такими же юными, как эти мадонны, с такими далями, с холмами — умбрийский пейзаж с прозрачным воздухом.

Мария Магдалина. Ок. 1500
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Палаццо Питти, Флоренция

Вот еще одна картина, «Мария Магдалина», тоже имеет, конечно, черты те же самые, что и его мадонны, и тоже такая вот нежная девушка с матовой кожей, с задумчивым взглядом.

Мадонна на троне с младенцем и двумя святыми. Лувр. Париж

Perugino, madonna in gloria e santi, da s. giovanni in monte, 1500 ca.

Perugino, madonna in gloria e santi, da s. giovanni in monte, 1500 ca

Circle of Perugino - Madonna and Child, Currier

Портреты работы Перуджино
Надо сказать, что портреты Пьетро Перуджино довольно интересны. Вроде бы он всему придает такой немножко идеализированный вид и даже как бы поднимается над действительностью, меньше стремится к реализму, чем другие художники, но вот в портретах он достаточно реалистичен.

Портрет юноши. Ок. 1480–1495
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Галерея Уффици, Флоренция

Во всяком случае, вот «Портрет юноши» 1495 года довольно интересный, с таким, я бы сказала, почти психологическим настроем, потому что в больших глазах этого юноши видно очень много, тут целый спектр чувств: то ли он хочет заплакать, то ли он куда-то ушел вглубь себя, но, в общем, такое неустойчивое равновесие, которое характерно для подросткового возраста.

Портрет Франческо делле Опере. 1494
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Галерея Уффици, Флоренция

Или, например, известный портрет Франческо делле Опере, в Уффици находящийся. Если юноша на таком нейтральном темном фоне, то вот этот портрет Франческо опять же на фоне пейзажа, и опять же мы видим очень устойчивый умбрийский пейзаж, даже город там где-то сбоку присутствует. Вода, обязательно присутствует вода, дерево, горы, холмы, небо, то есть как бы вселенная в разрезе, вселенная, которая окружает человека. Человек в центре этой вселенной, человек возвышается над этой вселенной. Опять же мы вспомним итальянских гуманистов, которые ставят человека в центр вселенной, которые говорят о том, что он есть единственно образ Божий, и, как образ Божий, он имеет свои достоинства, и самое главное — эти достоинства сохранить и умножить.

Портрет Лоренцо ди Креди. 1488
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Национальная галерея искусства, Вашингтон

Вот тоже очень интересный портрет. Перуджино написал своего собрата по перу Лоренцо ди Креди.


Как и многие, он писал и античные сюжеты, потому что эпоха увлекалась античными сюжетами. И ему предоставился большой заказ в 1496 году расписать зал аудиенций в Палаццо Приори. Здесь размещались гильдия купцов Колледжо делла Мерканца и гильдия менял Колледжо дель Камбио. Эти корпорации заказали ему композиции с аллегорическими фигурами. Здесь и символы планет, знаки зодиака и пророки, и сивиллы, и герои античности, и, конечно, евангельские сцены: Рождество, Преображение. Работа продолжалась до 1500 года. Видимо, это был последний крупный заказ.

Стойкость, Сдержанность и шесть античных героев. 1496–1500
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Палаццо Приори, Перуджа

Мы видим, что конец XV века — взлет карьеры Перуджино. Его мастерская огромна, у него там много помощников, которые ему помогают, и даже часто в некоторых больших композициях большую часть работы делали ученики. Сегодня очень трудно часто различить это, но есть такие исследования: где кто из учеников работает, где сам мастер, который часто осуществлял общее руководство или прописывал какие-то отдельные композиции, отдельные фигуры.

Алтарь св. Петра. Центральная часть. Ок. 1496–1500
Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Музей изобразительных искусств, Лион

Вазари пишет, что Перуджино брался за кисть только в исключительных случаях, когда за заказ предлагали очень высокую плату и когда был он чрезвычайно почетен, когда к нему с почетом обращались. Но и в таких случаях художник позволял себе определенные вольности. Например, он долго не соглашался на уговоры властей города Аравьето закончить фрески, начатые еще Фра Беато Анджелико. В конце концов, он принял предложение, запросив баснословную цену, и даже получил аванс, однако к работе так и не приступал. В течение нескольких лет власти Аравьето безрезультатно пытались добиться выполнения художником его договора.

Поклонение волхвов. 1504
Фреска. Художник – Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, 1446–1524). Ораторий Санта-Мария-деи-Бьянки, Читта-делла-Пьеве

Но опять же я думаю, что Вазари питается слухами и легендами, и был ли такой случай или не был, доказать очень трудно. Во всяком случае, действительно Перуджино брался за многие работы и много действительно исполнял, много от него осталось, но видно, что уже после 1500 года слава его начинает закатываться, угасать, но даже не потому, что он сам стал писать хуже.

Просто пришло новое поколение, те художники, которые составят уже славу Высокого Возрождения, а Пьетро Вануччи остался ярким представителем Кватроченто, и об этом говорят, например, его композиции, посвященные Рождеству, где все достижения Кватроченто очень хорошо видны.

Perugino, scene della vita di cristo, 1500-05 ca

Опять же вот этот пейзаж, вот с такой перспективой, не нарочитой, а очень мягкой, так сказать, почти доходящей до состояния сфумато, которое будет потом любить Леонардо и развивать, действительно с умением поставить фигуры так, чтобы показать вот эту глубину пространства, свободные композиции, очень естественные позы, — действительно то, к чему стремились художники, вот та гармония, которую, собственно, и искало Возрождение. Вот, может быть, в композициях Перуджино это больше всего видно.

Perugino, scene della vita di cristo, 1500-05 ca. 03 battesimo.

Perugino, scene della vita di cristo, 1500-05 ca. 04 la samaritana al pozzo.

Perugino, scene della vita di cristo, 1500-05 ca. 05 noli me tangere.

Вазари восхищался и недолюбливал Перуджино. Иногда он пишет о нем, как о великом художнике, иногда — как вот о странном, скупердяе и так далее. И даже пишет так: «Пьетро был человеком весьма маловерующим, и его никогда не могли заставить уверовать в бессмертие души; он упрямейшим образом отказывался от праведной жизни.

Pietro Perugino 

Pietro Perugino - Prophets and Sibyls (detail)

Все свои надежды он возлагал на блага судьбы и за деньги пошел бы на любую дурную сделку. Он нажил большие богатства и во Флоренции строил и покупал дома, а в Перудже и Кастелло делла Пьеве приобрел много недвижимого имущества. В жены он взял красивейшую девушку и имел от нее детей, и так он ее любил, когда она носила изящные наряды на улице и дома, что, говорят, часто наряжал ее собственными руками».

Perugia, statua di Pietro Vannucci

Однако вряд ли, кроме любви к собственной жене, все правда. Может быть, он и был богатым человеком, потому что заказов было много, но все-таки неверующим он был вряд ли, потому что, помимо красоты пейзажа и красоты, собственно, модели, которую он все время писал, все-таки очень много какого-то благоговейного чувства в его картинах, но, может быть, это мое личное впечатление.

Могила Пьетро Перуджино
Церковь Санта-Мария- Аннунциата, Фонтиньяно

В любом случае Перуджино остался в истории искусства как один из великих художников Италии. С ним работали и у него учились многие другие мастера. И самый знаменитый из его художников — Рафаэль. Перуджино умер от чумы в Фонтиньяно в 1524 году, пережив своего знаменитого ученика Рафаэля, который умер в 1520 году совсем молодым. Перуджино даже успел завершить незаконченные им фрески в церкви, но именно на этих работах он заразился и умер.

источники:

Canuti F., Il Perugino, v. 1-2, Siena, 1931.
Элиасберг Н. Пьетро Перуджино. М., Искусство, 1966.
 

Серия сообщений "Религиозная живопись":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments