Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Два Мастера (Говорухин о Высоцком)

В день прощания со Станиславом Говорухиным невозможно не говорить о нем, не вспоминать его замечательные фильмы...Скорее всего мы еще не вполне осознаем всю горечь потери для нашей культуры... Фильмы то сняты! Мы ведь всегда можем их пересмотреть... Но мы еще не осознаем самого главного - что больше такого "кина не будет"!
Нет, конечно новое кино будет, и талантливое и интересное , сейчас бум патриотических фильмов о спортсменах, космонавтах и т.д... Но до уровня Говорухина необычайно сложно дотянуться - кто еще сможет вот так вот о чести по-мужски сильно и без пафоса, как в "Место встречи изменить нельзя"!

Ко многим достижениям Говорухина нужно добавить еще одно - он открыл для большого кино Владимира Высоцкого.

1a (700x524, 209Kb)

Когда в декабре 2011-го Станислав Говорухин неожиданно возглавил предвыборный штаб кандидата в президенты Путина. (ВВП был тогда премьером), ему во время телеэфира был задал вопрос одного телезрителя, представившегося моряком. Вопрос звучал так:

- Высоцкий - после того, как вы возглавили штаб Путина, руку бы вам подал?
Говорухину очень не хотелось на это отвечать...После того, как "вопрос моряка" озвучили ещё раз, Станислав Сергеевич сказал:
- Вопрос оскорбительный, но я не оскорблюсь. Потому что я знал Володю Высоцкого лучше, чем этот моряк...

Мне, как жительнице Казани, было волнительно узнать, что Станислав Говорухин окончил Казанский государственный университет, получив не только востребованную, но и модную в начале 1960-х профессию — геолога. Тем более что и сама училась там же и кафедру Геологии с её завалами всяческих минералов, очень любила, как и сам предмет.

2955487269266002_b312 (700x393, 242Kb)

Свою профессиональную деятельность, но уже не геолога, будущий режиссер начинал здесь же, на Казанской студии телевидения. Проработав там несколько лет редактором и ассистентом, Говорухин уехал в Москву, где поступил во ВГИК. Сразу после выпуска, в конце 1960-х Говорухин стал работать на Одесской киностудии.

2011-09-14_264 (700x525, 388Kb)

Далее выдержки из интервью и воспоминаний самого Станислава Говорухина о съемках фильмов "Вертикаль" и "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Высоцким.

-- Еще студентом ВГИКа я был уверен, что буду работать на Одесской киностудии. Во всяком случае, очень этого желал: ведь, собственно, отечественный кинематограф зародился именно в Одессе. Я горд тем, что свои лучшие ленты снял именно здесь.

47-1024x651 (700x445, 90Kb)

В 1966 мы приехали в Одессу с Борей Дуровым работать над двумя короткометражками... А тут предложили горящий сценарий с вызывающим названием "Мы идиоты", мы поменяли его на "Мы одержимые". Сразу было ясно, что будущий фильм немыслим без песен. Единственной кандидатурой на роль персонажа-песенника был Юрий Визбор, не только популярный автор и исполнитель, но и альпинист, тренер по горнолыжному спорту. Впрочем, в то время он дебютировал как киноактер в фильме Марлена Хуциева "Июльский дождь". Мы назвали ленту "Вертикаль" и пригласили на главную роль (радиста Володи) Владимира Высоцкого.

3-3 (700x476, 197Kb)
Съемочная группа фильма "Вертикаль"

Профессиональные альпинисты потом говорили, что в этом фильме показана их настоящая жизнь, полная опасностей и романтики. Несмотря на достаточно примитивный сюжет, картина стала очень созвучной времени и живет по сей день...

2018-06-16_04-57-27 (455x700, 215Kb)


Зрительским успехом фильм обязан, прежде всего, Высоцкому -- и новым его песням, и появлению его перед миллионами зрителей. А потом появилась его первая пластинка -- песни из кинофильма "Вертикаль". "Но мне в Одессу надо позарез!", "Я готов сто крат умереть и снова здесь родиться!" -- так Володя не пел, пожалуй, ни об одном городе...

4-4 (700x524, 257Kb)

...Хотя мое первое высшее образование -- геолог, не все получилось, как хотелось. К тому же, было мало времени: одновременно снимали и монтировали. "Вертикаль" едва успели сдать до Нового, 1968, года! Худсовет ее одобрил за полтора часа до боя курантов! А потом еще полтора месяца доснимали, монтировали...

74 (700x525, 225Kb)

В это время на пике Вольная Испания случилось несчастье. Погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя - то и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненого товарища, кого-то несли на носилках. Палатка наших актеров превратилась в перевязочный пункт. Здесь восходителей ждал горячий чай, посильная помощь.
Мы стали не только свидетелями мужества восходителей, но и их добровольными помощниками. Образ сражения, боя вошел в текст первой же песни: "Опасный, как военная тропа...

Да, можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.




Высоцкий. "Здесь вам не равнина".

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах.

Люди воевавшие были уверены, что он их боевой говарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась воина, исполнилось три года.

01 (700x541, 227Kb)

Он был мужчина, если хотите. По природе своей, героическому нутру он должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Он, будучи артистической натурой, как бы становился на мгновение тем, кем хотел быть. Свою несостоявшуюся ипостась находил он в этих песнях.

Но мало хотеть, надо знать. Судя по его песням, он всегда знал предмет досконально. Откуда? У него была изумительная память, а слушать он умел, как никто. Это редкий дар. Мне кажется, не умеющий слушать, слушающий самого себя (таких мы часто встречаем в компании), как художник слова - конченый человек. Ему уже не узнать ничего нового, поскольку ничего не услышать.

Для Володи общение с интересными людьми значило очень много. Он как поэт питался тем, что видел и слышал. Для него интересные люди были окном в мир, куда он, перегруженный заботами, не имел легкого доступа. Он искал таких встреч.

51f8871779117cac8c56fef79835a794 (580x386, 129Kb)

Однажды пришел к нему человек удивительной судьбы, золотоискатель из Сибири. я видел, как Володя слушал его. Весь - напряженное внимание, боязнь упустить слово из рассказа. Живая реакция на смешное, искренняя боль в глазах, когда речь заходит о несправедливости. И опять добрая улыбка, раскрепощающая собеседника, робевшего поначалу перед любимым поэтом, популярным артистом. Человек этот рассказывал всю ночь. Володя несколько раз брал гитару, начинал песню, но обрывал ее, откладывая гитару в сторону. Выстраданное другими всегда казалось ему более значительным, чем свое, собственное.




Владимир Высоцкий "Прощание с горами" х/ф "Вертикаль"

... Мне больше нравится "Оставляя в горах свое сердце", которая звучит в конце фильма. Песни Высоцкого были у всех на устах. Более того, в 1968-м, после выхода "Вертикали", группа альпинистов покорила на юго-западном Памире безымянную вершину высотой 6200 метров и назвала ее "Пик Владимира Высоцкого". К сожалению, это название официальные советские инстанции не утвердили...

73 (700x532, 254Kb)




Владимир Высоцкий - Скалолазка 1966
Песня "Скалолазка" также была написана для "Вертикали" но не вошла в фильм

17 (700x504, 245Kb)
Станислав Говорухин, Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.

в 68-м, на обратном пути из Красноярска мне надо было на один день заехать в Новосибирск к знакомым. А Володя всегда был легок на подъем - и мы решили поехать вместе: он хотел посмотреть Академгородок.

1552405 (700x466, 223Kb)
Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин и Ирина Яковлевна Шалаева в Батуми. СССР. 1966 г.

Ночь. Подошел полупустой поезд. В вагоне две проводницы - девчонки-практикантки. Володя говорит:

- Девочки, дайте нам отдельное купе - мы хоть отдохнем как следует.
- Хорошо,- говорит одна из них.- Но у тебя, я вижу, гитара. Тогда ты нам споешь!
Только поезд тронулся - они пришли к нам. Володя спросил:
- Ну что вам спеть?

Одна говорит:
- Из "Вертикали" что-нибудь знаешь?
- Знаю.

А вторая:

- А он похож на этого, бородатого.
И вот Володя пел им под стук колес всю ночь, почти до утра, пел вполголоса, чтобы не мешать соседям.

Бедные девчонки так и не узнали, с кем они ехали. Как бы они были счастливы, если бы знали, что весь репертуар Высоцкого исполнял им в этом ночном поезде сам Высоцкий!

ja28 (700x535, 265Kb)

Телевизионный сериал"Место встречи изменить нельзя" также снимался на Одесской киностудии.
Он увековечил главных героев — Глеба Жеглова и Владимира Шарапова. Памятники им были установлены не только на Петровке, 38, в Москве, но и в Киеве и Мариуполе. Причем московский монумент из всех — самый молодой.

mesto (700x476, 204Kb)

IMG_7958-800x600 (700x466, 360Kb)
Памятник Жеглову и Шарапову на Петровке

Глеб Жеглов - предпоследняя роль Владимира Высоцкого
Подбор так полюбившихся зрителям исполнителей главных ролей — заслуга как раз режиссерская. Это Станислав Говорухин «продавил» кандидатуру молодого Конкина. А с Высоцким Говорухин просто дружил. Правда, дружба не помешала Говорухину запретить Высоцкому проводить на площадке самодеятельные концерты — он не разрешил ставить привезенные им собственные пластинки, потому что посчитал, что это будет «мешать работе».
Работа и дисциплина на площадке для Говорухина стояли прежде всего.

1236048_900 (700x495, 114Kb)

Можно сказать, что не я пригласил Высоцкого на картину "Место встречи изменить нельзя", а он - меня.

Однажды он говорит мне:
- Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда - в Парижск уезжаю... (Именно так он называл этот город.)

Я взял у него роман, он назывался "Эра милосердия", прочел и... просто обалдел. Когда Володя приехал, я сказал ему:
- Роман, действительно, классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь...

И когда мы сразу после этого разговора поехали к Вайнерам, Володя еще не читал книги (впрочем, авторы этого так и не узнали). Нас встретили два добродушных полных человека, два гостеприимных хозяина, любители поговорить, посидеть за столом... Мы понравились друг другу, быстро нашли общий язык - наши представления о фильме не расходились - ив общих чертах договорились о совместной работе.

Stanislav-Govoruhin-Vladimir-Vysotskij-i-Stanislav-Sadalskij-semki-telefilma-Mesto-vstrechi-izmenit-nelzya-Moskva-1978 (700x542, 203Kb)
"Место встречи изменить нельзя": Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий, Станислав Садальский

Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут - такая одиозная фигура - в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило.

- Конечно, только Высоцкий! - сказали они и довольно легко утвердили его на роль.

Книга ему тоже очень понравилась. Когда мы писали режиссерский сценарий, он приезжал к нам в Переделкино, принимал участие в работе. В частности, Володя придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак - указать дверь, ведущую к спасению.

e274d766_resizedScaled_680to854 (557x700, 249Kb)f83bcb36 (455x700, 194Kb)

Он очень хотел спеть в этом фильме. Среди предлагавшихся им песен были и "За тех, кто в МУРе", и "Песня о конце войны", и "Баллада о детстве". Но, хотя песни мне и нравились, я был категорически против. Я считал, что это разрушит образ, и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил:

- Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского.

Нашел в записной книжке такую запись. "Володя: у меня все наоборот - если утону, ищите вверх по течению".
Откуда это? Так не похоже на Высоцкого. Он был человеком, который твердо знал - куда, ради чего и на что он идет. Хотя...

Так хотел сниматься, так волновался: утвердят - не утвердят на роль Жеглова, и вдруг...

10 мая 1978 года-первый день съемок. И день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот - неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: "Отпусти Володю, снимай другого артиста". И Володя: "Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!"

Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер.

Однажды, когда я рассказал этот случай на встрече со зрителями, из зала пришла записка: "А стоит ли год жизни Высоцкого этой роли?"

Вопрос коварный. Если бы год, который заняли съемки, он потратил на сочинение стихов, тогда ответ был бы однозначным: не стоит! Быть поэтом - таково было его главное предназначение в этой жизни! Но у Володи были другие планы, я знал их, и мы построили для него щадящий режим съемок, чтобы он мог осуществить все задуманное: побывать на Таити, совершить гастрольное турне по городам Америки...

Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Ёту просьбу мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины. Но Высоцкий был неумолим: - Нет, форму я не надену ни за что! Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух.

2018-06-16_05-33-38 (639x478, 171Kb)

И тогда мне пришлось придумать ему сцену, где он стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такой текст:

- Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.
- Почему? - спрашивает Шарапов.
- Да потому что никогда не носил, да, наверное и носить не придется.

2018-06-16_05-34-10 (700x551, 261Kb)

Потом он, с большим трудом уговоренный мной садится в этом кителе к роялю и произносит несколько строк из "Лилового негра" Вертинского, но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращенными к Шарапову. И тут же снимает китель. Это и осталось единственным его появлением в милицейском мундире.


Когда режиссеру потребовалось улететь на несколько дней со съемок, свое кресло на площадке он уступил именно Высоцкому:

Он давно подумывал о режиссуре. Хотелось на экране выразить свой взгляд на жизнь. Возможность подвернулась сама собой. Мне нужно было срочно уехать на фестиваль, и я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.

Когда я вернулся, группа встретила меня словами: "Он нас измучил!"

Шутка, конечно, но, как в каждой шутке, тут была лишь доля шутки. Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашила его неслыханная требовательность. Обычно ведь как? "Почему не снимаем?" - "Тс-с, дайте настроиться. Режиссеру надо подумать". У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был "готов" за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили.

ja3 (511x700, 221Kb)

Он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты.

На зато входил он в павильон абсолютно готовым к работе, всегда в добром настроении и заражал своей энергией и уверенностью всех участников съемки. По этой короткой пробе легко было представить его в роли режиссера большой картины.




Песня о конце войны (1979) песня Высоцкого, не вошедшая в фильм

Зато на тонировке с ним было тяжело. Процесс трудный и не самый творческий - актер должен слово в слово повторить то, что наговорил на рабочей фонограмме, загрязненной шумами, стрекотом камеры. Бесконечно крутится кольцо на экране. Володя стоит перед микрофоном и пытается "вложить в губы" Жеглова нужные реплики. Он торопится, и оттого дело движется еще медленнее, он безбожно ухудшает образ. "Сойдет!" - кричит он. Я требую записать еще дубль. Он бушует, выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону. Ему хочется на волю, а кольцо не пускает. Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового, впереди ждут Дон Гуан и Свидригайлов, а внизу, у подъезда, нетерпеливо перебирают ногами и звенят серебряной сбруей его Кони.
(С.Говорухин)

Говорухин-80-2 (700x466, 268Kb)




"Facty i kommentarii ". 26-Февраль-2003. Культура
http://www.facts.kiev.ua/Feb2003/2602/09.htm#2

ttps://tverdyi-znak.livejournal.com
https://www.kazan.kp.ru/daily/26843.7/3883552/
https://www.kazan.kp.ru/daily/26842.4/3883104/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments