Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Художники Возрождения:Пьеро делла Франческа(2)

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Художники Возрождения:Пьеро делла Франческа(2)

 

Предполагаемый автопортрет. Фрагмент фрески «Воскресение Христа». 1460
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Пинакотека Сан-Сеполькро

Фрески в Ареццо

Ареццо

Идем дальше. В 1452 году Пьеро делла Франческа был приглашен в Ареццо могущественной семьей Ваччи для завершения работы в хоре церкви Сан-Франческо, прерванной смертью флорентийского художника Виччи ди Лоренцо. Т.е. ему пришлось доделывать фрески. И надо сказать, что он очень интересно с этой работой справился, это очень знаменитые фрески, связанные теперь в основном с именем Пьеро делла Франческа.

Вид на Пьяцца Гранде
Ареццо

Два слова о городе Ареццо. Это снова один из замечательных итальянских городов, знаменитый и красивый до сих пор. Это древний город Тосканы, первое поселение здесь возникло еще в VI в. до н. э. Латиняне называли этот город Аретиум, это был один из двенадцати городов-государств Этрурии. Он достиг значительной степени процветания благодаря торговле с другими городами Центральной Италии. Он так хорошо расположен, что через него проходили многие пути.

От древнего этрусского города сохранились остатки крепостной стены, развалины некрополя на Поджи-дель-Соль, а также бронзовые скульптуры Химеры и Минервы. Сегодня они находятся во флорентийском археологическом музее. Тит Ливий называл Ареццо столицей этрусков.

Во времена Рима город был широко известен благодаря производству терракотовых изделий. Аретинские вазы экспортировались в самые отдаленные уголки Римской империи и даже за ее пределы. Именно из Аретиума происходил Гай Цильний Меценат, близкий соратник императора Октавиана Августа, знаменитый своим покровительством искусствам. Собственно говоря, мы сегодня покровителей искусств так и называем – меценаты.

Руины римского амфитеатра. I–II вв. н. э.
Ареццо

Правители Римини тоже были меценаты, и они заказали у Пьеро делла Франческа доделать фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Главная тема здесь – история Креста, на котором был распят Господь. Его происхождение, его нахождение царицей Еленой.

Здесь очень много интересного. Очень красивый плафон вот с такими ангелами и евангелистами. «Воздвиженье Креста», «Нахождение Креста». Здесь очень много интересных живописных находок.

Цикл фресок «Истории Животворящего Креста». 1452–1466
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

Сон Константина. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

Например, в композиции «Сон Константина» Пьеро делла Франческа попробовал, может быть, впервые в живописи, сделать вечернее освещение. Т.е. мы как бы видим вечер и видим свет, идущий изнутри этого шатра. Понятно, с точки зрения сегодняшних достижений живописи это кажется немножко наивным. Но вспомним, что это было сделано первый раз, потому что до Пьеро делла Франческа все всегда делалось при чистом солнечном свете, и никаких свето-теневых или вечерних эффектов никто особенно себе не позволял.

«История царицы Савской». Церковь Сан Франческо в Ареццо

Но самой известной композицией из этого фрескового цикла, наиболее часто репродуцируемой, является композиция «Приход царицы Савской к Соломону». Это действительно очень красивая композиция, поделенная на две части: интерьерная часть, пейзажная часть. А свита царицы Савской – очень красивые девушки в таких… хочется сказать – флорентийских одеяниях, хотя это Ареццо. Флоренция была законодательницей моды в это время. Во всяком случае, девушки выглядят современницами в нарядах, похожих на те, что носили соотечественницы Пьеро делла Франческа.

Arezzo. San Francesco. 

стена с фресками

Около этого же времени исполнены им фрески в церкви Святого Франциска в Ареццо, изображающие легенду об обретении Креста Господня (1452—1465) в главной капелле базилики. Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой», стал не только самым значительным произведением художника, но и одним из шедевров живописи эпохи Ренессанса.

Воздвижение Креста. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Базилика Сан-Франческо в Ареццо

И это, конечно, тончайшая живопись, тончайшее сочетание цветов. Он, опять же, любит профили, показывает эту сцену не развернутой как бы на зрителя, как всегда показывали священные сцены, а здесь зритель как бы созерцает это. Он не то чтобы подглядывает, но он становится сторонним зрителем происходящего, и это его положение дает ему возможность разглядеть, не просто созерцать, а разглядывать. И, собственно говоря, живопись Возрождения очень часто создана специально для разглядывания. Не для созерцания, а для разглядывания. Потому что вдруг ты начинаешь замечать множество интересных деталей, множество эстетических нюансов для глаз. И в то же время есть и мистические вещи, которые, может быть, не сразу замечаются, но вот атмосфера у Пьеро делла Франческа всегда какая-то завораживающая.

Поклонение Кресту и встреча Соломона с царицей Савской. Фрагмент. 1452–1466
Фреска. Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492)

The Clark, Williamstown. Virgen con el niño y ángeles. Piero della Francesca

У герцогов Урбинских
Идемте дальше, потому что ни в одном городе долго Пьеро делла Франческа не задерживается. Наверное, больше всего он задержался в Урбино. Это тоже замечательный город. Здесь Пьеро делла Франческа сближается с герцогом Урбинским Федерико да Монтефельтро, врагом Сиджизмондо Малатеста, или соперником, скажем помягче. Ну, он мог дружить с самыми разными людьми и был любезен разным воюющим кланам. Урбино – это известный город, который считается родиной Рафаэля. Город не очень древний, надо сказать. Возникает он в раннем Средневековье, а сформировался окончательно к XIII в. Но при Федерико да Монтефельтро он становится одним из центров интеллектуальной жизни Италии.

Федериго да Монтефельтро

Урбинский герцог Федерико да Монтефельтро был очень образованным человеком, тоже военным, поднявшимся от простого солдата до кондотьера, женатым на замечательной женщине Баттиста Сфорца, которая принадлежала к знаменитой и богатой семье миланского происхождения. И, наверное, самая знаменитая работа Пьеро делла Франческа – это двойной портрет герцогов Урбинских Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. И, наверное, это программное произведение для самого Пьеро делла Франческа.

Вид на собор и герцогский дворец
Урбино

Портреты герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

Что мы здесь видим: опять профильное изображение. Уже учитель его Доменико Венециано любил профильное изображение, и многие художники любили профильное изображение. Но здесь не просто профили: супруги обращены друг к другу, но на отдельных створках. Они как бы соединены единым пейзажем, но разделены рамами. Т.е. они как бы и вместе, и отдельно. Они и супруги, и в то же время каждый из них удивительная, самостоятельная, яркая личность.

Соединение фигур и пейзажа у Пьеро делла Франческа, наверное, наиболее интересно среди многих художников. Часто художники делали как бы пейзаж через окошко. Исследователи очень часто пишут, что человек Возрождения, в общем-то, не знал и боялся природу. Он человек города. И это правда! Действительно, основная жизнь происходит в городах. Но у Пьеро делла Франческа это пейзаж, над которым властвует человек.

Триумф Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. 1465–1472
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Галерея Уффици, Флоренция

Это пейзаж, который дополняет и объясняет скорее человека. Вот этот горизонт – пейзаж становится и фоном, и одновременно как бы поддержкой. Потому что представить себе, что эти портреты на нейтральном фоне – это, может быть, было бы и эффектно, но менее значимо. А здесь мы действительно видим человека, который и часть пейзажа, и возвышается над пейзажем. Его голова оказывается на фоне неба. Это человек, который совмещает землю и небо, человек, который знает и помнит о своем небесном происхождении, и в то же время он крепко стоит на земле, этой землей старается овладеть и эту землю подчинить себе. Что говорить, действительно, цивилизация этого времени все больше и больше наступает на природу.

Кабинет Федерико да Монтефельтро
Палаццо Дукале, Урбино

Что касается профильного изображения, здесь еще есть некоторая хитрость. Потому что выбор именно такого профильного изображения продиктован тем, что Федерико имел изуродованную половину лица. В бою ему перебили нос, это видно – нос с такой горбинкой, и изуродовали часть лица. И вот чтобы не показывать эту изуродованную часть лица, Пьеро делла Франческа разворачивает профиль Федерико влево. Исследователи пишут, что характерная форма носа – результат работы хирургов, он совсем не родился с таким. Именно перебитый и восстановленный нос вот так теперь и выглядит. Но это придает ему еще больше достоинства и делает его орлиным. И взгляд его немножко из-под таких прикрытых век, и волевой подбородок – все это дает такую мощную характеристику этому человеку. И мы понимаем, что перед нами очень значительная личность. И красное одеяние, красная шапочка и красный камзол, тоже придают какую-то значительность этому человеку.

Надо сказать, что портреты дополнены еще очень интересными символическими композициями, которые помещены на оборотной стороне диптиха. Там изображен триумф Федерико и Баттисты. Это древнеримский обычай: обычно люди значительные ехали на какой-то повозке, колеснице, сопровождаемые свитой, въезжали в город или им отдавали честь, сопровождая их на таких повозках. И здесь все очень интересно. Пьеро делла Франческа изобразил Федерико как победоносного полководца, в стальных латах, с жезлом в руке, на колеснице, запряженной восьмеркой белых коней. Позади его стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком. У его ног – четыре добродетели: Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность. Впереди – фигура Амура, потому что он едет навстречу своей любимой жене.

Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов – символом невинности и чистоты. Она держит в руках молитвенник. Ее сопровождают три христианских добродетели: Вера, Надежда и Милосердие, или Любовь. И тот же смысл имеют две фигуры за ее спиной. И внизу латинские надписи: «Тот славен, едет в блестящем триумфе, кого, равного высоким князьям, прославляет достойная вечная слава, как держащего добродетелей скипетр»; «Та, которая в счастье придерживалась превеликого супруга, на устах всех людей, украшенная славой подвигов». Такие вот латинские надписи, которые торжественно прославляют и его и ее.

Интересно, что они здесь уравнены. Не просто прославляется супруг, кондотьер, а его сопровождает, скажем, жена, верная и невинная. А они едут навстречу друг другу! Они нарисованы глядящими друг другу в глаза. Вот это уравнивание женщины и мужчины – это тоже часть того человеческого достоинства, которое воспевает Пьеро делла Франческа. И надо сказать, что тут нет ни капли лести. Да, конечно, эти фигуры были сложными. Наверное, Федерико да Монтефельтро не всегда прибегал к честным способам, чтобы уничтожить своих противников. Но он сделал очень много важного и интересного и для своего города, и вообще для своей страны.

Идеальный город. Ок. 1470–1490
Художник – возможно, Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Марке, Урбино

Два слова о том, кто же были эти люди. Федерико да Монтефельтро был капитаном наемных солдат, правителем и герцогом Урбино. Он был талантливым полководцем, покровителем искусств, превратил средневековый город Урбино в высокоразвитое государство с процветающей культурой. Он не ограничивал себя лишь ролью предводителя наемного войска, но, будучи первым герцогом Урбинским, собрал при своем дворе большое количество деятелей искусств и науки.

Он задумал перестроить дворец Монтефельтро, т.к. он хотел создать идеальный город. Для этой цели он пригласил архитекторов Лучано да Лаурана и Франческо ди Джорджо Мартини. Над украшением палаццо работали художники не только из Италии. Он приглашал и Пьеро делла Франческа, и Паоло Уччелло у него работал, и Джованни Боккати, и голландцы, в частности Юстус ван Гент.

Madonna del parto piero della Francesca

Он дружил с голландцами, выписывал голландских художников. Собственно, может быть, по большей части с работами голландских художников Пьеро делла Франческа познакомился именно у Урбинского герцога Монтефельтро. Он был коллекционером рукописей, составил обширную библиотеку. У него были прекрасные работы разных художников, в том числе и голландских. Он был гостеприимным хозяином и принимал здесь великих людей. Собственно говоря, он очень много сделал. Единственное, как человек, уже сделавший себя, накопивший много, он был известен как противник книгопечатания, которое уже начинало в это время распространяться. Он любил рукописи и отрицал книгопечатание, не принимал, называл это механическим искусством, за которым нет будущего. На самом деле мы понимаем, что это не так.

Его жена Баттиста Сфорца – герцогиня Урбинская, вторая жена Федерико да Монтефельтро, мать герцога Гвидобальдо да Монтефельтро и бабушка знаменитой поэтессы Витторио Колонна, в которую потом будет влюблен Микеланджело. Он будет посвящать ей стихи, и мы еще будем вспоминать это имя. Как раз ее бабушка здесь и представлена.

«Алтарь Монтефельтро» — знаменитая алтарная картина Раннего Возрождения, написанная художником Пьеро делла Франческа по заказу изображённого на полотне герцога Федериго да Монтефельтро.Картина написана по случаю рождения герцогу в 1472 году его супругой наследника, что было воспринято как чудо после предшествовавших ему восьми дочерей. Дополнительный оттенок скорби в полотно привнёс тот факт, что сама герцогиня родов не пережила.

Баттиста свободно говорила на греческом и на латыни. Впервые она публично выступила с речью на латыни в возрасте четырех лет. Т.е. она имела очень хорошее образование уже в детстве. Имея большие способности к ораторскому искусству, однажды даже выступила перед папой Пием II, тем самым, который изничтожил Сиджизмондо Малатеста. Поэт Джованни Санти описывает Баттисту как девушку, наделенную редкими дарами, добродетелью и т.д. Дядя Баттисты Франческо Сфорца договорился о ее браке с Федерико да Монтефельтро, герцогом Урбинским, который был старше ее на 24 года. Свадьба состоялась в феврале 1460 года, когда Баттисте было всего 13 лет. Но, как ни странно, брак оказался очень счастливым, супруги хорошо понимали друг друга.

Став супругой герцога Урбинского, она принимала участие в управлении государством. Более того, она брала это на себя, когда муж находился в отлучке, а он, как военный человек, часто отлучался. И она держала все это государство, пусть не очень большое – герцогство Урбинское не было великим, оно не было сравнимо с Флоренцией и т.д., но тем не менее это все-таки маленькое государство, и она с этим справлялась. Федерико часто говорил с ней о государственных делах, а она часто представляла его даже за пределами Урбино, т.е. выполняла и дипломатические акции. Была матерью пятерых детей. Сначала были дочери, но наконец 24 января 1472 года она наконец родила мальчика, наследника Гвидобальдо. Но три месяца спустя после рождения сына Баттиста Сфорца, так и не оправившись от тяжелой беременности и тяжелых родов, заболела и скончалась в июле того же года.

Некоторые исследователи считают, что как раз вот этот двойной портрет был написан именно в память о супруге, т.е. когда ее уже не было. В любом случае это очень значительное произведение. И, может быть, среди художников Кватроченто мы мало кого можем поставить рядом, потому что здесь действительно просто гимн этой супружеской чете, причем сделан он с потрясающей художественной выразительностью, смелостью, я бы сказала. Даже что касается перспективы – она уже не условная, а совершенно потрясающе разработанная. И, конечно, это необыкновенной красоты вещь.

Madonna di Senigallia

Пойдемте дальше, потому что даже эта значительная вещь – не финал карьеры делла Франческа, хотя Урбинский герцог был последним меценатом и крупным заказчиком работ художника. Для него же он сделал знаменитую Мадонну Монтефельтро, где Федерико тоже представлен в латах, коленопреклоненным перед троном Мадонны. Но опять хочу обратить ваше внимание, что и здесь Пьеро делла Франческа обходится совершенно без нимбов: святые и реальный человек, современник, его заказчик практически уравнены. Более того, если мы поставим фигуру Федерико да Монтефельтро с колен в полный рост, фигура окажется даже выше, чем святые, его масштаб здесь окажется бо́льшим. Задумано ли это так Пьеро делла Франческа или нет, мы не знаем, но, во всяком случае, сближение земного и небесного у него явно подразумевается.

Accademia - San Girolamo e un devoto - Piero della Francesca

Здесь мне хотелось бы показать, как он шел к тому, чтобы вообще отказаться от нимбов. Вот тоже одна из его знаменитых вещей, Мадонна дель Парто. Если вы помните, она встречается в кино у Андрея Тарковского в фильме «Ностальгия». Там ведь дело происходит именно в Ареццо. Это беременная Мадонна. Тоже в ней есть и некоторая театральность, и тайна, и какое-то внутреннее ощущение того, что в ней происходит. И мы здесь видим такой вполне для этого времени традиционный нимб в виде тарелочки, как бы парящий над головой Мадонны. Но он как бы не обязателен. Если бы его не было… И даже ангелы могли бы обойтись без нимбов. Может быть, это было требование заказчика.

Вот еще одна работа, которая показывает такой, я бы сказала, переходный период между нимбами в виде тарелочки и полным отказом от нимбов.

Полиптих святого Антония. 1460–1470
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Умбрии, Перуджа

     

Это известный полиптих Пьеро делла Франческа со святым Антонием, даже достаточно ранний, где тарелочка сделана явно из золота или какого-то полированного металла, где даже отражается голова Мадонны. Такое овеществление нимба показывает, что уже понимали, что просто сияние света вокруг головы невозможно, его как-то обыгрывали материально. Конечно, Рафаэль будет обходиться просто условной тоненькой полосочкой над головой, но Пьеро делла Франческа пришел в конце концов к тому, что для изображения святости вовсе не обязателен нимб ни у ангелов, ни у святых.

Вот еще одна из его Мадонн, Мадонна Сенигаллия(фото повыше), где мы видим такую, я бы сказала, крепкую крестьянскую девушку в образе Мадонны, крепыша-младенца на ее руках, и ангелы тоже вполне как крестьянские дети в красивых праздничных одеяниях, подростки, предстают на праздник. Это тоже такой интересный ход: с одной стороны, вроде бы с небес на землю, а с другой стороны, это как бы и освящение самых простых вещей. Да, Мадонна была такая же как мы, она была простой крестьянской девушкой. И если что-то с ней происходило такое чудесное, она была вовлечена в тайну боговоплощения, значит, каждый из нас может быть причастен к чему-то чудесному, божественному, может войти в соприкосновение с тем миром совсем без вот этих лишних атрибутов. Вот так размышляли люди этого времени.

Полиптих святого Антония. Фрагмент. 1460–1470
Художник – Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Умбрии, Перуджа


Я уже сказала, что работы Пьеро делла Франческа в Урбино были последними большими работами, последними заказами. Потом нет датированных вещей. Писал он или не писал, мы не знаем. Вазари пишет, что он рано ослеп и чуть ли не двадцать лет вообще не работал. Он умер в 1492 году. Десятью годами ранее скончался его покровитель Федерико да Монтефельтро. И то, что он не работал, ничего не писал, Вазари объясняет тем, что он ослеп.

Mary Magdalene by Piero della Francesca.Arezzo -Duomo

На самом деле завещание, продиктованное Пьеро делла Франческа в 1487 году, за пять лет до смерти, характеризует его как человека со здоровым телом и духом и заставляет думать, что если и была слепота, которую упоминает Вазари, то, скорее всего, она поразила мастера совсем на поздних годах, а в последние годы он просто отошел от живописи и посвятил себя научным трудам.

Piero della francesca, san girolamo nel deserto, 1450

Именно в это время он написал два своих самых известных научных трактата. Первый – «О перспективе, применяемой в живописи», своеобразный такой учебник о перспективе.  Мы знаем, что многие писали о перспективе. Но, может быть, у Пьеро делла Франческа впервые это явление как-то очень четко научно, математически обосновано. И он написал также «Книгу о пяти правильных телах», содержащую практические решения вопросов стереометрии. Своими научными работами он снискал большой авторитет, как я уже говорила. Может быть, даже кто-то его ценил больше за это, чем за живопись.

Piero della Francesca - Polyptych of St Augustine 

И именно к этим трактатам он сделал ряд ведут, т.е. городских пейзажей, с идеальным городом. Мы говорили, что Федерико да Монтефельтро мечтал из Урбино сделать такой идеальный город. Скажем прямо, ему это не удалось. То ли это была его идея, то ли он заразился этой идеей от Пьеро делла Франческа – чья здесь идея, кто был основоположником, сказать трудно, но тем не менее идею идеального города, еще вот так красиво, с перспективой вычерченного, воплотил в своих трактатах и в иллюстрациях к ним Пьеро делла Франческа.

Resurrection by Piero della Francesca

Интересно, что был и третий трактат. О нем мало пишут, потому что вот эти два – значительные трактаты, а третий был о вычислениях и содержал вещи, казалось бы, далекие от живописи и перспективы. Он был продиктован практическими интересами и нуждами. Казалось бы, такой интеллектуал, как Пьеро делла Франческа, снизошел до писания трактата «О некоторых началах арифметики, потребных торговцам, и о некоторых торговых операциях». Т.е. на самом деле его интересовала экономика, бухгалтерия, такие практические вещи. Об этом он тоже писал с долей, я бы сказала, такого научного интереса, и это лишний раз подчеркивает, что были теснейшие связи между искусством, наукой и жизнью. Они это не разделяли.

Проекции головы человека. 1474–1482
Рисунок из рукописи Пьеро делла Франческа «О перспективе в живописи». Библиотека Амброзиана, Милан

Как я уже сказала, Пьеро делла Франческа скончался в 1492 году. Это вообще очень интересный год, может быть, о нем особо стоит поговорить, много что случилось в этом году. Его смерть относят к 11 или 12 октября, т.е. это практически конец этого года. Он оставил большое наследие. Он был учителем многих живописцев, в частности Луки Синьорелли, оказал влияние на Мелоццо да Форли, на Джованни Санти, отца Рафаэля, и на других умбрийских мастеров. И даже в ранних работах самого Рафаэля исследователи находят какие-то следы влияния Пьеро делла Франческа.

Statue de Piero della Francesca à Sansepolcro

Но подлинных наследников Пьеро делла Франческа нужно искать, конечно, в Венеции, куда в начале 70-х годов Джованни Беллини, с которым он тоже был знаком, принес новое понимание перспективы и колорита, почерпнутые как раз у мастера из Борго-Сан-Сеполькро, маленького городка в Италии, который сделал так много для итальянского искусства.

Курс лекций по истории искусств.Возрождение

https://magisteria.ru/quattrocento/piero_della_francesca/

Иллюстрации-Википедия

Серия сообщений "Италия":

Серия сообщений "Религиозная живопись":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments