Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Казанский кремль(3)Благовещенский собор.

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Казанский кремль(3)Благовещенский собор.

Благовещенский собор 

Казань всегда стояла особняком в ряду крупнейших российских городов. Столица гордого татарского народа хранит в себе дыхание сотен лет истории, и культурное сердце её воплощено в Казанском кремле. Благовещенский собор Казани — один из древнейших и красивейших архитектурных памятников города на территории КремляРядом с большой мечетью, в самом центре татарской столицы, расположен один из столпов православия — Благовещенский собор Казанского Кремля. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Храм должен был стать символом русского владычества над татарскими и сибирскими землями и центром местной епархии.

В облике Благовещенского собора отчётливо проглядываются мотивы Успенского собора в Москве. Сходство это отнюдь не случайно — архитекторы сознательно ориентировались на московский храм, как бы объединяя таким образом две столицы. При этом к строительству привлекли целый отряд специалистов из Пскова, и они привнесли нотки своей архитектурной школы в облик нового собора.Наряду с псковскими мотивами, Благовещенский собор Казани вобрал в себя и черты владимирского, московского, украинского зодчества. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного.

Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры.

Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров.

Святой Алтарь.строенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор – памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокупольного типа -первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами – Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев.

Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в ХVI-ХVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров ХVII-ХIХ вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII век).

Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI века. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг).

Благовещенский собор в 1837 г., литография Э. Турнерелли

Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.

В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора.

С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована, появилась крытая галерея, соединявшая собор с архиерейским домом.

В 1841 году по проекту Ф.И.Петонди трапезная часть была перестроена в высокую и двухсветную с лестницей на хоры. Тогда же Благовещенский собор, бывший до этого времени холодным (зимним), был обращен в теплый. Новая трапезная часть серьезно изменила облик древнего кафедрального собора. Храм принял тот вид, который был взят за основу при реставрации 1977 года. В 40-е годы XIX века к главному входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году было сделано крытым; а в западной части трапезной устроено хорошо защищенное помещение для богатейшей соборной ризницы.

Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 года и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 года при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе.

19 июня 1630 года св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.

Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани — «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.

Праздничные службы святителю Гурию совершались 3 раза в год: 5 декабря в воспоминание его блаженной кончины, 20 июня — перенесения св. мощей его из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор и с особенной торжественностью 4 октября — в день обретения св. мощей, когда в собр из Казанского Богородицкого монастыря приходил крестный ход с чудотворной явленной иконой Казанской Богородицы. Особым императорским указом от 12 апреля 1854 г. этот день в Казани был объявлен нерабочим.

Келья Святителя Гурия

В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия — небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В. Ф. Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней

В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года;

Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа, на этих платах совершались литургии) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны, и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов.

Собор в начале XX века

В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона.

Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг. В сентябре 1919 года чекисты обнаружили соборную ризницу и, “как не имеющую исторического значения”, собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М.Дульскому и И.А.Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей.

Рака с частью мощей свт. Гурия
архиепископа Казанского.

Рака с частью мощей свт. Гурия
архиепископа Казанского.

Впоследствии большая часть соборной ризницы бесследно пропала. Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг ХVI-ХVIII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловой печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания “Казанского первенствующего Благовещенского собора”. На всех книгах имеется рукописная помета “К.К.С.” (Казанский кафедральный собор).

Собрано множество книг – подарков от именитых особ, церковных иерархов. Среди дошедших и до сего дня ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции , хранящихся в Государственной объединенном музее РТ, - т.н. Ефремово Евангелие. Это Евангелие с высокохудожественными миниатюрами было написано в 1606 году и подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись.

Благовещенский собор является уникальным храмом, поскольку сохраняет нетронутым часть соборного некрополя. Под алтарем Благовещенского собора располагался храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Этот храм являлся усыпальницей казанских архиереев, здесь находилось семь погребений, которые не сохранились. Зато сохранились погребения пяти митрополитов и трех архиепископов в самом Благовещенском соборе и погребения двух архиепископов в придельном храме. Таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имеет то же значение, что Ризоположенский храм Московского кремля для Края Московского и Софийский собор для Новгородского.

Фрагмент росписи свода Благовещенского собора в Кремле Казани.
8 августа 2012 года
Фот. Печка Александр Вячеславович

В соборе до революции хранилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Среди других святынь Благовещенского собора – одна из наиболее известных – древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году при перестройке Борисоглебского придела. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI века – образ Нерукотворного Спаса. В 1906 году была отстроена часовня над этой кельей. В советское время часовня использовалась как подсобное помещение для дворника. Однако сама келья при реконструкции 90-х годов была обнаружена заложенной кирпичом, в результате чего древняя фреска в не пострадала и сохранилась до настоящего времени. После пожаров XIX века собор долгое время не расписывался. И только в 1870 году для росписи кафедрального собора из Владимирской губернии был вызван известный иконописец Н.Л.Сафонов.

Так в трапезной части Благовещенского собора возник уникальный цикл росписей, связанный с обретением и прославлением Казанской иконы Божией Матери; рукоположением митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретением митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия. На сводах и стенах трапезной части собора находятся изображения святых, во имя которых были освящены казанские храмы – св.Киприана и Иустины; Кизических мучеников; благоверных князей Феодора, Давида и Константина и т.д.

В начале XX века в соборе были проведены реставрационные работы: обновлены придельные храмы и колокольня, позолочены кресты, устроено калориферное отопление и вентиляция. В сентябре 1918 года вместе с покинувшими Казань белочехами ушла и часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (автор дореволюционной книги о кафедральном соборе). С сентября  Левый придел во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

фрески

после реставрации,2005

Самые тяжёлые страницы своей истории Благовещенский собор открыл с приходом большевиков. Во время Гражданской войны Казань была во власти чешских войск, воевавших на стороне белых. Известен приказ Ленина: «Город не жалеть», и при штурме большевики не стеснялись подвергать красивый, исторический город массированным обстрелам из артиллерии. Благовещенский храм был серьёзно разрушен, и восстанавливать его коммунисты не спешили.

Верующим и священникам удалось спасти только мощи св. Гурия и несколько икон. Всё остальное разграбили красноармейцы, которые не в состоянии были оценить историческую и культурную ценность убранства храма. Большая часть хранившихся книг, икон, посуды пропала навсегда. В течение 20-х годов священнослужителям то разрешали проводить службы в Благовещенском соборе Казани, то снова запрещали. К концу десятилетия советские власти определились: арестовали последних представителей церкви и стали разбирать сооружение на стройматериалы. К счастью, центральный объём уцелел — его можно было только разломать, но не разобрать.

Не признававшие религию коммунисты приспособили церковь под архив и овощехранилище. Во второй половине 80-х годов впервые предприняли попытку вернуть храму исторический вид. Но главное возрождение произошло уже после распада СССР. С 1995 по 2005 год провели успешную реставрацию, сделав строение одним из важнейших культурных и туристических объектов Казани.

С мая 1920 по сентябрь 1925 года собор был действующим, но решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. Это было спасением для древнего собора. Благоприятный и постоянный температурный режим способствовал сохранению храмовой живописи. От богатейшего собрания икон сохранилось всего несколько “таблеток” XVIII века (двухсторонних аналойных икон), ныне хранящихся в музее Изобразительных искусств РТ.

Благовещенский собор Казанского кремля: Мощи Св.Гурия

Сам собор подвергся частичному разрушению: была снесена колокольня, купола, четыре световых барабана, венчавших храм, западное крытое крыльцо. В процессе реставрационных работ 70-80-х гг. внешний облик Благовещенского собора (кроме колокольни) был практически восстановлен.

Указом Президента РТ М.Ш.Шаймиева и постановлением Кабинета министров РТ комплекс Благовещенского собора в 1995 году был передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника “Казанский кремль”. Для комплексных и целенаправленных работ по реставрации Благовещенского собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора. При разработке научной концепции реставрации собора консультативную помощь оказала Казанская епархия.

После многолетних реставрационно-восстановительных работ собор был торжественно освящен 19 июля 2005 года архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (ныне – митрополитом), а 21 июля 2005 года, в дни празднования 450-летия Казанской епархии, состоялось открытие храма. Юбилейные торжества возглавил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В настоящее время Благовещенский собор ежедневно открыт для верующих, а в праздничные дни в храме совершаются богослужения.

В соборе работает музей

На сегодняшний день в музейной экспозиции насчитывается более ста предметов, повествующих об истории собора. Все они относятся к разным периодам — от 16-го столетия до наших дней. Здесь представлены старинные книги православной тематики, датированные 16-20 столетиями, на фотографиях дореволюционных лет можно увидеть, как выглядел собор больше ста лет назад. Особыми экземплярами являются модель кареты, которую казанцы преподнесли в дар Екатерине II в 18-м столетии, и жезл из дерева, принадлежавший самому Архиепископу Гурию, который он использовал, будучи в преклонном возрасте. Особенным он является и потому, что прежде этот экспонат нигде не выставлялся.

В музее также представлены разнообразные иконы, выполненные мастерами в различных техниках. Большая часть выставки посвящена иконе Казанской Божьей матери, её истории и значению.

Не менее значима и келья святителя Гурии, доступ в которую был открыт в ходе реконструкции 1841 года. На одной из её стен можно увидеть образ, предположительно, нанесённый самим архиепископом. Утверждают, что с годами образ не бледнеет, а становится только ярче. Со временем рядом была пристроена часовня, которая существует и сегодня

Православный собеседник № 1 (9) 2005 г. 

http://www.tat-e.ru/temples/kazan/bl_s/

http://kds.eparhia.ru/bibliot/period/sobes/ps9/eldashev/

Яблоков А. П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. — Казань, 1909.
Ключевская Е., Саттарова Л. Наследие великих мастеров // Дизайн и Новая Архитектура : журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2005. — № 20.
Пинегин М. Н. Казань в её прошлом и настоящем. — СПб., 1890.
Фехнер М. В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М., 1978.
Загоскин Н. П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. — Казань, 1895.
Калинин Н. Ф. Казанский кремль. — Казань, 1952.

Настоятель собора: правящий архиерей. Наместник: иерей Константин Колыганов

http://tatmitropolia.ru/all_publications/hramy_tatarstana/

Серия сообщений "моя Казань":

Серия сообщений "Кремли":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments