Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Шедевры Царского села.Часть 4.Александровский лицей

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Шедевры Царского села.Часть 4.Александровский лицей

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.

(А.Пушкин."Разлука", 1817) 


 

Создание Лицея — детища «дней Александровых прекрасного начала» — относится к началу царствования Александра I и находится в тесной связи с планами преобразования Российского государства. Это было время надежд и ожиданий, время грандиозных проектов и планов переустройства России. Исторический опыт показал, что коренные реформы, связанные с государственным преобразованием, неизменно влекли за собой перестройку школы. Так было и в начале царствования императора Александра I, когда работа «над реформой безобразного Здания государственной администрации» требовала людей грамотных, университетски образованных.

 




Аркой с крытым переходом лицей соединился с дворцом - результат планов по обучению здесь Великих Князей.

Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I.

В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. 

Первым директором Лицея стал В. Ф. Малиновский (1811—1814). После его смерти директором был назначен Е. А. Энгельгардт (1816—1823). Затем директором был Ф. Г. Гольтгоер (1824—1840. При следующем директоре Д. Б. Броневском (1840—1853) лицей был переведён из Царского села в Санкт-Петербург.

Лицей на литографии 1820-х годов

Лицей  предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М. М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.

Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству


Императорский Царскосельский Лицей: улица Садовая, 2, Лицейский сад, Малая, Пушкин, Пушкинский район, Санкт-Петербург

6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Лицей на рисунке XIX века

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:

  • нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание)


В фойе  небольшой памятник А.С.Пушкину-лицеисту


Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе..

Кандидаты в учищиеся Лицея принимались по предварительному испытанию, то есть вступительным экзаменам, Принимали детей в возрасте от 10 до 12 лет. В первый прием предполагалось принять не менее 20 и не более 50 учащихся, в последующие годы количество принимаемых воспитанников зависело от состояния средств: обучение производилось за государственный счет. Длилось оно шесть лет. В отличие от европейских лицеев, готовящих для поступления в университет, Императорский Лицей давал образование, приравненное к университетскому.

Устав предписывал принимать в Лицей только отличных детей «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье».

Торжество в Царскосельском лицее Неизвестный худ. 1830-е гг. Холст, масло. На картине изображены торжества 1836г. по поводу 25-летия Лицея.

Выпускники Лицея имели большие права И преимущества. В вависимости от успеваемости, они  поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную — на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса. В первые годы существования Лицея ученики имели право выбора между гражданской и столь любимой дворянами военной службой.

Права, получаемые выпускниками Лицея, свидетельствуют о стремлении привлечь дворян к воспитанию детей в этом учебном заведении. Но основная причина этих привилегий объясняется следующим: перед выпускниками Лицея, получившими прекрасное образование и воспитание, должны были открываться широчайшие возможности применения знаний и способностей. Для молодого поколения дворянской России создавалась школа с истинно русским воспитанием, стремившаяся дать своим питомцам убеждение, что они должны жить, трудиться «для общей пользы», ставившая целью воспитать «истинных сынов Отечества».

Яковлев.Лицей

Наиболее ярко образ выпускников Лицея был очерчен в знаменитой речи на открытие Лицея 19 октября 1811 года адъюнкт-профессора нравственных и политических наук Александра Петровича Куницына. Речь Куницына — программная, она о будущем высоком предназначении воспитанников, об обязанностях гражданина и воина, о том, каким должен быть государственный человек. Молодой профессор нарисовал портрет государственного человека, которого должен воспитать Лицей.

Один из параграфов устава Лицея гласил: «Само собой разумеется, что Российская история должна занять предпочтительное место». Особое внимание к российской истории в лицейской программе неслучайно. Частные учебные заведения и иностранцы, занимавшиеся домашним обучением, не ставили своей задачей вызвать у учеников интерес к родной стране. Иностранные воспитатели, «не стыдясь, печатали в газетах объявления, что будут учить нас любви к отечеству, приверженности к вере и государю. Вместо того… внушали детям неуважение к родителям, и если не презрение, то полное равнодушие ко всему русскому и сочувствие ко всему иностранному.

Лицейское воспитание, лицейский способ учения прежде всего должны были способствовать развитию национального самосознания, воспитанию гражданственности, патриотизма. Великому служению отечеству учили на примерах знаменитых мужей прошлого, жизнь и деяния которых всегда должны быть примером. «Особенно должно остановлять внимание на деяниях великих людей и заставлять воспитанников пересказывать их, указуя между тем им испытанные отличительные черты каждого характера».

Воспитанники 3-го класса XXXII курса Александровского лицея
1869 г.

Лицеисты XXXII курса Александровского лицея через двадцать пять лет после выпуска
1897 г. 

Трудно представить, но в программах гимназий отсутствовал родной язык и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы. В Лицее же изучение русского языка и словесности начиналось с первого года обучения. Уважение к родному языку, к русскому слову тоже способствовало развитию патриотических чувств.

Царскосельский лицей. Первая половина XIX века / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО М.ЗОЛОТАРЕВЫМ

И сегодня поражает, сколь обширна была лицейская программа: одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории – всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трёх западных), языки – латинский, русский, французский, английский, немецкий, а ещё – психология, логика, география и все точные науки… И никто не жаловался на перегрузки, поскольку обучение в классах чередовалось с уроками танцев, фехтования, верховой езды, гимнастики. Лицеисты росли здоровыми, ловкими, закалёнными. Их жизнь была одухотворена девизом Лицея: «Для общей пользы».

Знание не рассматривалось как самоцель. Главным было воспитание хорошего человека. Таким был в ХIХ веке государственный заказ. Все были согласны в том, что хороший человек и со скромными познаниями принесёт пользу Отечеству, а бездушный и бессердечный себялюбец, да ещё образованный и облечённый властью, может послужить лишь погибели родной страны

В начале января 1811 года Стасов осмотрел Новый флигель и счел возможным перестроить здание для учебных целей.

Фасады в духе классицизма зодчий почти не переделывал. Он лишь удалил некоторые декоративные детали (гирлянды под окнами верхнего этажа), изменил карниз и, возможно, укрупнил горизонтальную рустовку нижних этажей. Фасады до сих пор сохранились без существенных изменений, если не считать увеличения высоты верхних окон в 1840-х годах. Он выстроил двувсходное крыльцо главного входа со стороны Певческого переулка и осуществил перепланировку.

Новое назначение здания потребовало больших переделок. В августе 1810 г. архитектор В. П. Стасов, уже имевший опыт строительства школьных зданий, сделал проект и предварительные подсчеты стоимости перестройки, а с начала следующего года развернул строительные работы.  

Внутри четырехэтажного здания Стасов произвел значительные переделки:

Была заложена часть старых и пробито несколько новых проемов, устроен дополнительный вход со стороны сада и вместо прежнего печного устроено воздушное отопление. Вместо существовавших деревянных лестниц возвели две овальные  в плане каменные  лестницы до самой кровли,  третью — со стороны березовой рощи и Знаменской церкви — только до второго этажа, отодвинув ее к внешней стене.

Пройдемся по основным помещениям лицея




Прообраз актового зала-для торжественных мероприятий

Оформление этого зал, как и других помещений Лицея, принадлежат талантливому архитектору В.П. Стасову.

Актовый зал запечатлен на рисунке П. Бореля. Четыре дорические колонны греческого типа выделяют в нем среднее пространство и поддерживают архитравы, которые расчленяют потолок, покоящийся на мутулах. Этот прием позволил эффектно и оригинально решить интерьер.

Актовый зал Лицея. Литография П. Бореля (1856 г.).

Соседние помещения соединены с залом арочными проемами, между которыми на торцовых стенах находились росписи под барельефы с изображением характерной для Стасова композиции из военной арматуры.

Высокие окна по обеим сторонам зала, в простенках — зеркала в золоченых рамах; стены, окрашенные под розовый мрамор, и потолок украшены живописью. На торцовой стене — изображение богини Минервы, обучающей юношество, а также воинских спехов.

Зал носил название рекреационного. Здесь воспитанники проводили часы досуга, занимались танцами, ставили спектакли. И в то же время парадное помещение Лицея, с которым связаны важнейшие события в жизни учебного заведения. Сегодня здесь воссоздана обстановка торжественного дня.



В центре зала стоит стол, покрытый красным сукном, и золоченые кресла. На столе — жалованная грамота, содержащая Устав Лицея. Она лежит на столе в Большом зале, где 19 октября 1811 г. в присутствии императора, членов императорской фамилии, первых лиц государства, послов иностранных держав состоялось открытие Лицея.В ту пору для любого учебного заведения было важно иметь грамоту, поскольку права учреждаемой школе давались не по общему закону для всех учебных заведений, а по милости создающего. Грамота эти права закрепляла. Не случайно, так добивался когда-то грамоты для Московского университета М.В. Ломоносов.

В знак особого расположения к Лицею император пожаловал ему грамоту. Основное ее содержание -Устав Императорского Лицея, которому предшествуют вступительные слова, после текста устава следует небольшое заключение. Устав написан на двенадцати пергаментных листах. Все они (за исключением первого и последнего) имеют один и тот же рисунок, выполненный акварелью художником Новоселовым

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Купицын

Приветствием меж царственных гостей...

Была пора: наш праздник молодой...

В первом этаже он расположил администрацию, лазарет и несколько жилых комнат;
во втором — столовую и младшие классы;
На третьем этаже по его проекту были разобраны несколько поперечных стен. Стасов здесь распланировал актовый зал, в котором для поддержания перекрытия были поставлены четыре дорические колонны. С соседними учебными помещениями зал соединялся высокими арочными проемами; старшие классы, а в дворцовом переходе—библиотеку.

в четвертом— спальные залы, на этаже был устроен широкий коридор, по обеим сторонам которого размещались комнаты воспитанников. Для чистоты комнатного воздуха потолочное перекрытие четвертого этажа было при этом поднято на семьдесят сантиметров за счет чердака.
Помещения были окрашены в светлые тона, а столовая и рекреационные залы расписаны клеевыми красками.

 В переходе, ведущем во дворец, располагалась библиотека.

Библиотека Лицея была основана уже в первый год его существования. Фонды Лицейской библиотеки формировались постепенно.

По случаю передачи личной библиотеки Екатерины II,  хранившейся в Агатовых комнатах, Царскосельскому императорскому лицею в 1817 году был составлен Реестр библиотеки. Александр I, радеющий "о пользе юношества" и  процветании созданного по его инициативе государственного учреждения, пожаловал Лицею и бабушкину библиотеку, полученную им по наследству, и свою собственную учебную, скомплектованную для него Екатериной и хранившуюся до того времени в Александровском дворце.

Документы свидетельствуют, что Александр Павлович мало уделял внимания этим царскосельским библиотекам: с момента принятия решения об их передаче до фактического перемещения в Лицей прошло 15 месяцев. Всё это время Придворная контора и Царскосельское дворцовое правление выясняли, в чьем ведении находятся эти библиотеки и у кого хранятся ключи от них.

Реестр переданных Лицею екатерининских книг включает 256 наименований (около1000 томов). Библиографический уровень каталога невысок: в лучшем случае указан автор книги, а зачастую только название, и то в вольной интерпретации писаря. Книги в реестре разделены на две части, в соответствии с их расположением в шкафах.  При каждом названии указано количество томов, что облегчает идентификацию изданий.

. Некоторые из представленных книг находились здесь во времена Пушкина.



 В первые годы существования в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой и французской эпохи Просвещения,чему способствовали преподаватели 

На полке за Вольтером Виргилий,

Тасс с Гомером. Все вместе предстоят.

В час утренний досуга

Я часто друг от друга

Люблю их отрывать.

А. С. Пушкин. «Городок». 1815




В течение шести лет обучения в Лицее изучались нравственные науки: закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.




Изучалась российская и всеобщая история, физическая география.



. Из гуманитарных наук были представлены русская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика.




 Преподавали начала физики и космографии, математическую географию, статистику.












 Рядом с библиотекой находилась Газетная комната.





 На столе разложены страницы и карикатуры из рукописных лицейских журналов.



Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, и многие другие лицеисты входили в творческий литературно-поэтический кружок, издававший рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др.




 После классов лицеисты занимались и физическими упражнениями, такими как танцы, фехтование, верховая езда, плавание.




Класс рисования.




Физический кабинет


Из кабинетов он образовался первым, и уже в 1812 году в нем были машины И приборы, необходимые для изучения курса. В нем же находилось и полное собрание геометрических инструментов.

Заботами министра народного просвещения в первый год была приобретена электрическая машина. В числе аппаратов — искусственный глаз и искусственное ухо. Приборы изготавливались лучшим петербургским механиком — мастером Роспини. Здесь же в кабинете находился и дар госпожи Грязовской — планетарий — прибор с демонстрацией вращения планет вокруг Солнца.







 





Учебный класс.Потолок украшен изображениями знаков Зодиака.

Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

Воспоминания в Царском Селе. 1814

Комната для занятий лицеистов

На стене представлены правила поведения лицеистов.






 Расписание занятий. Стоит обратить внимание, что к завтраку воспитанники допускались лишь после двух уроков и молитвы.




Таблица успеваемости. Пушкин был на 26-м месте из 29-ти. Самый прилежный из учеников, князь Горчаков и по службе преуспел больше других - дорос до министра иностранных дел и канцлера.




 На четвёртом этаже располагались жилые комнаты, причём не только для лицеистов. В 2011 году была открыта воссозданная на прежнем месте квартира гувернёра и учителя рисования С. Г. Чирикова, прослужившего в лицее больше 40 лет. Квартира располагалась на втором этаже Лицейской арки.




. Всю остальную часть этажа занимал длинный коридор, на обе стороны которого выходили комнаты лицеистов.


 В Царскосельском лицее, вспоминает Пущин («Записки о Пушкине»), белье постельное и столовое менялось раз в неделю, а нательное – два раза. Баня была раз в неделю по субботам. А в остальные дни – «стол умывальный, он же и ночной». Эти скромные по меркам современного горожанина гигиенические условия вспоминались ему как роскошные. Еще бы – ведь предполагалось, что в Лицее будут учиться братья, великие князья. Народ же еще в конце XIX века жил в привычной грязи, как колхозный скот. «Все кишит паразитами, всюду блохи, вши, тараканы... Едят здесь вообще без тарелок – все хлебают из одного горшка сразу, и матери дают детям из своего рта прожеванную пищу», – пишет революционерка (и врач) Кочеткова из Смоленской губернии.



Фактически этаж представляет собой дортуар - общую спальню, поделённую перегородками на комнатки, или «кельи», как называл их А. С. Пушкин.


 Отопления на этаже не было, единый объём помещения помогла сохранить тепло.


Над дверями вешались таблички с именами проживавших в них на тот момент воспитанниками.




В каждой комнате - железная кровать, стул, конторка, комод, стол для умывания.




За окнами - двор Екатерининского дворца.




 Комната Ивана Пущина, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный».


 Комната Пушкина была по соседству, их разделяла тонкая перегородка, через которую друзья перестукивались по ночам.




Комната Пушкина - крайняя, дальше Лицейская арка с квартирой наставника.




Из-за своего расположения «келья» Пушкина была теснее других. Если у Пущина между стенкой и окном помещается конторка и стул, то у Пушкина - только конторка.




. А такой вид открывался лицеистам, когда они выбегали в коридор.


Простимся, братья!

Руку в руку! Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту дружбу с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде — да, неправде — нет.

В несчастьи — гордое терпенье,

И в счастьи — всем равно привет!

А.Пушкин

Источники

Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. — СПб.: Тип. В. Безобразова, 1861.
Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., Лениздат, 1976.
Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. — Л., Лениздат, 1986.
Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 с.
Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 с.
Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—1817 гг.): Историко-педагогический очерк. — М., 1999.
Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. — Паритет, 2002. — 256 с.
Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. — М.: Вита Нова, 2007. — 480 с.
Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского Лицея в эмиграции. — М.: Русское Зарубежье, Русский путь, 

Особая благодарность  сайту за фото -http://deletant.livejournal.com/131490.html

http://www.museumpushkin.ru

http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/ob...orskii-licei.html#.VwvHGB9BRS7

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Дивы в шляпках по-русски. Нина Русланова

    Все-таки прав Владимир Владимирович: Украинцы и русские один народ. Хотя об этом порой так хочется забыть...Но нельзя, да и не получится. Ведь…

  • Cher

    Богиня поп-музыки Шер, американская певица, актриса, кинорежиссёр, музыкальный продюсер и автор песен является единственным исполнителем в истории…

  • СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения СЕМЬЯ БЕССМЕРТНОГО ПРУТКОВА Все, кому известно имя Козьмы Пруткова, знают, что его придумал поэт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments