Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Шаляпин и фирма "Брокар"

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
Шаляпин и фирма "Брокар"


Из рассказов о редких, необычных экспонатах
директора Всероссийского музейного объединения
музыкальной культуры имени Глинки
Михаила Брызгалова.


07_duxi (588x528, 174Kb)


Один из мемориальных предметов в фонде Шаляпина – флакон духов «Федор Шаляпин».
07_duxi (588x528, 174Kb)

Федор Иванович, как и все российские подданные, прекрасно знал и высоко ценил продукцию этой прославленной, награждённой многими медалями, фирмы. Империя Брокара была широко признана и в России и за рубежом.

Своё дело Генрих Брокар поставил на широкую ногу. Француз по рождению, он стал основоположником традиций русской парфюмерной школы. Глава фирмы был разносторонним человеком, сочетавшим в себе и удачливого бизнесмена, и великолепного химика, и даже знатока искусств.

Супруги Генрих и Шарлотта Брокар, 1870-е гг.

До Брокара предметы личной гигиены считались роскошью и, как правило, ввозились из-за рубежа. Брокар предложил замену дорогому мылу, ориентируясь на массового покупателя. По совету жены, он начал с детей и на свет появилось познавательное «Детское» мыло, на каждом бруске которого была оттиснута какая-нибудь буква русского алфавита; затем появилось «Янтарное», «Медовое», мыло в виде шара и в виде зелёного огурца и, наконец, чрезвычайно дешевое «Народное» – по копейке за кусок.

Мыло Брокара "Мандарин" с натуральными красителями, и одновременно - елочная игрушка и забавный сувенир

Большое внимание уделялось названиям и дизайну упаковок. Например, в рекламных целях, на бумажных обёртках мыла печатались схемы вышивок крестом в русском стиле. Все это придумывала жена Брокара – Шарлотта Брокар, которую с полным правом можно было назвать первой в России женщиной-менеджером.

После смерти Генриха Брокара его дело продолжили сыновья. В 1914 году фирма праздновала свое 50-летие. Юбилей широко отмечался в обеих столицах, роскошный каталог фирмы создавался замечательными художниками и был напечатан в типографии поставщика двора Его Императорского Величества А. Левенсона.

Тираж каталога был невелик и рассылался только высокопоставленным особам и наиболее знаменитым артистам, художникам, музыкантам.

Получил такой каталог и Фёдор Иванович Шаляпин. Слава Шаляпина в то время была огромной, имя считалось притягательным магнитом для всех слоёв общества.
шаляпп (470x541, 406Kb)

Этим широко пользовались различные предприниматели: витрины и прилавки украшали «шаляпинские» конфеты и шоколад, выпускались гребенки «Шаляпин» и даже «шаляпинские» обои. А на выставке Российского общества канароводства была выставлена в качестве экспоната канарейка «Шаляпин».

В 1916 году к Федору Ивановичу обращается с письмом представитель фирмы «Брокар»:
«Глубокоуважаемый Федор Иванович! С Вашего разрешения мы выпускаем в продажу новые духи, посвященные Вашему имени, образцы которых мы почтительнейше просим Вас принять, как дань нашего глубокого к Вам уважения и почитания Вашего таланта. Надеемся также, что Вы соблаговолите нам дать Ваше позволение и на публикацию в газете о выходе означенных, посвященных Вам, духов».

Вскоре «Шаляпинские» духи появились в продаже. В состав этих духов входил любимый аромат Федора Ивановича – пачули. Этому аромату он не изменял всю жизнь и его дети всегда ассоциировали присутствие в доме отца с разносившимся по комнатам древесным, терпким и изысканным запахом пачули.

Дело, созданное Генрихом Брокаром, оказалось долговечным и сегодня парфюмерная фирма «Брокар» всем нам известна под другим именем – «Новая Заря».


Пусть духи пусть останутся духами,мыло мылом,а голос Федора Ивановича будем слушать всегда.
Предлагаю самые трогательные и душещипательные романсы и песни.













Ещё немного о парфюмерии...

Первым обратил внимание на сходство труда музыканта и парфюмера композитор Александр Скрябин. У профессионалов даже существует определенная таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Так, например, нота «ре» первой октавы означает запах фиалки, а «до» четвертой - ананаса.

Так вот, когда Брокары справили «серебряную свадьбу»,Генрих Афанасьевич поднес жене скромный флакон с новыми духами.
— Спасибо. Надеюсь, ты придумал им название?
— Какой же композитор выносит на суд публики симфонию, не именуя ее? Понюхай, это — «Персидская сирень».

Духи с таким названием обошли все европейские столицы, завоевывая золотые медали на выставках, признанные чудом мировой парфюмерии…

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments