Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Собор Святой Софии в Стамбуле. Часть 3.

Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения
Собор Святой Софии в Стамбуле. Часть 3.

Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа Айя-Софии. 

4878453_tyr_1452 (700x525, 279Kb)

Вид на внутренние пространство с хоров потрясает своим могучим и возвышенным образом.  Жалко, что одна четверть внутреннего объема собора закрыта конструкциями для реставрации.

4878453_u56t22s (700x512, 118Kb)

Вот как выглядел собор без строительных лесов, шикарно!

4878453_ut16t (700x522, 95Kb)

На хоры ведет пандус, то есть подъем без ступеней. Это было сделано для императрицы, чтобы, когда ее заносили наверх на паланкине, ей было удобно, и она не испытывала бы никаких сотрясений. Пандусы довольно крутые, закручиваются по спирали. 

4878453_tyr_1471 (700x525, 304Kb)

Айя-София – свидетельница давно ушедших веков, гибели одних цивилизаций и возникновения новых, волею Провидения она всегда была в самой гуще событий.

4878453_tyr_1456 (700x525, 263Kb)

Можно заметить, что стены здания немного перекорежены, окружности арок искривлены, они уже не полукруглые – на них сверху давит колоссальная масса камня, заставляя сплющиваться и разъезжаться в стороны.

4878453_tyr_1461 (700x525, 264Kb)

В стенах образовывались огромные трещины.

4878453_u52t (700x519, 89Kb)

Собор всегда украшали великолепные мозаики.

4878453_tyr_1491 (700x525, 261Kb)

Мозаичное искусство достигло своего наивысшего расцвета в Византии, и конечно же в столичном Константинополе создавались его лучшие образцы.  

4878453_tyr_1468t (700x518, 83Kb)

Некогда собор встречал своих посетителей ослепительным сиянием своих золотых мозаик – все те огромные пространства стен и куполов, которые сегодня мы видим закрашенными желтой краской с нарисованными на ней узорами, когда-то были сплошь покрыты золотой мозаикой. 

4878453_tyr_1466 (700x525, 285Kb)

Мозаики страдали от стихийных бедствий – землетрясений и протечек, а также многие из них пали жертвой варварского разграбления собора в 1204 году, учиненного крестоносцами. 

4878453_tyr_1503 (700x525, 283Kb)

Но даже и того, что дожило до наших дней, вполне достаточно, чтобы понять – внутреннее мозаичное убранство собора было не просто красивым, оно было ослепительным. 

4878453_umramor101ts (700x521, 104Kb)

Мраморные парапеты южной галереи.
4878453_u102t (700x480, 89Kb)

За мраморным парапетом  красочное металлическое ограждение хоров южной галереи с характерным орнаментальным узором. 

4878453_u103t (700x510, 61Kb)

На парапетах можно обнаружить высеченные рунические надписи.

4878453_u104t (700x478, 53Kb)

Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века.

4878453_tyr_1487 (700x525, 276Kb)

Самая красивая из древних уникальных мозаик – великолепный Деисус. ("Деисус"  моление святых за человеческий род – каноническая композиция иконописи, включающая Христа в центре и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя). Нижняя часть мозаики, к сожалению, разрушена.

4878453_tyr_1489 (700x525, 266Kb)

Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. 

4878453_tyr_1480 (700x525, 286Kb)

Потрясает образ Богородицы. Сколько боли, принятия в этих глазах и во всем образе Девы Марии. 

4878453_tyr_1478 (700x525, 276Kb)

Иисус как будто видит тебя, твою истинную суть, а в его глазах глубочайший эмоциональный посыл принятия и веры в наш бренный Мир. 

4878453_tyr_1481 (700x525, 282Kb)

Образ Иоанна Крестителя также одухотворен пониманием, что ждет этот Мир, и принятием его роли в божьем промысле. 

4878453_tyr_1483 (700x525, 243Kb)

Справа совсем небольшая мозаичная икона. 

4878453_tyr_1485 (700x525, 274Kb)

Так по представлению реставраторов должна была полностью выглядеть мозаика Деисуса.

4878453_tyr_1499 (700x525, 261Kb)

В самом конце южной галереи расположены еще два интересных мозаичных цикла. Первый из них – мозаика с изображением восседающего на троне Христа, которому преподносят дары императрица Зоя и Константин IX Мономах.   

4878453_tyr_1493 (700x525, 245Kb)

Соседняя мозаика изображает Деву Марию в окружении Иоанна II Комнина, императрицы Ирины и их сына Алексея. В свое время император Иоанн II выделил очень большие средства на строительство храма Святой Софии в Константинополе.  

4878453_tyr_1492t (700x525, 38Kb)

Из окна Айя-Софии можно увидеть Голубую мечеть.

4878453_u91t (700x520, 76Kb)

Храм со стороны Мраморного моря. 

И по сей день на поприще Айя-Софии трудится огромный интернациональный коллектив ученых, потому что Айя-София это символ единства людей, культур и религий. Сохранить и передать его потомкам – дело наипервейшей важности. Она не принадлежит какой-то конкретной нации, религии – она принадлежит всему миру. 

Серия сообщений "Турция и Иран":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments