Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Собор Святой Софии в Стамбуле. Часть 1.

Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения
Собор Святой Софии в Стамбуле. Часть 1.

Святая София Константинопольская, Собор Святой Софии – Премудрости Божией, соборная церковь Святой Софии, Айя-София, Великая церковь  у этой интереснейшей постройки существует множество названий.

4878453_tyr_1124t (700x524, 53Kb)

Бывший патриарший православный собор, впоследствии  мечеть, ныне  музей. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София.

4878453_tu1 (700x525, 127Kb)

Под цифрой 3  Айя-София, 2  Голубая мечеть, 4  дворец Топкапы.

4878453_tyre_689 (700x525, 320Kb)

На площади между Айя-Софией и Голубой мечетью всегда многолюдно. И зимой и летом здесь работают фонтаны, цветут цветы.

4878453_tyre_697 (700x525, 340Kb)

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: "Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет".

4878453_tyre_692 (700x525, 324Kb)

Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали.

4878453_tyr_1111t (700x517, 66Kb)

Вход в Айя-Софию с запада. Так вышло, что мы сюда явились не с самого утра, когда нет народу, а в полдень, уже была огромная очередь, пришлось постоять.

4878453_tyr_1373 (700x525, 268Kb)

Это удивительное сооружение – продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия Тралльского. Оба они выходцы из Малой Азии. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев.

4878453_tyr_1148 (700x525, 264Kb)

Предназначался этот храм прежде всего для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.

4878453_tyr_1362 (700x525, 276Kb)

Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса – зеленый мрамор, из Ясоса – красный, из Фригии – розовый.

4878453_tyr_1360 (700x525, 273Kb)

Применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде. Но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное  жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней  мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора. 

4878453_tyr_1374 (700x525, 255Kb)

Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. Айя-София  самая ресурсозатратная византийская постройка.

4878453_tyr_1375 (700x525, 314Kb)

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

4878453_tyr_1376 (700x525, 247Kb)

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. По велению Махмеда II Фатиха он был превращен в мечеть Айя-София. Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана.

4878453_tyr_1363 (525x700, 324Kb)

Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы.

4878453_tyr_1377 (700x525, 358Kb)

На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 году Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

4878453_tyr_1379 (700x525, 312Kb)

Наконец-то мы вошли во двор храма.

4878453_tyr_1378 (700x525, 281Kb)

Немного отталкивающе выглядят четыре гигантских грубых контрфорса, пристроенных в X веке. Но их необходимо было соорудить, они остановили расползание стен наружу.

4878453_tyr_1514 (700x525, 331Kb)

Перед входом  археологический раскоп 1935 года. Здесь виден портал предыдущего храма Святой Софии, построенного в 415 году.

4878453_tyr_1509 (700x525, 289Kb)

За свою историю храм неоднократно разрушался. 553 год  землетрясение; 577  землетрясение; 558  купол и часть стен обрушились, уничтожив при этом все внутреннее убранство.

4878453_tyr_1513 (700x525, 276Kb)

859  пожар; 869  землетрясение; 989  землетрясение...

4878453_tyr_1512 (700x525, 314Kb)

998  сильнейший пожар. 1453 год  к зданию храма пристроили минареты, одновременно служившие стабилизаторами-подпорками.

4878453_tyr_1510 (700x525, 334Kb)

В XVI веке Мимар Синан укрепил здание храма дополнительными контрфорсами, остановившими расползание здания.

4878453_tyr_1511 (700x525, 326Kb)

1847 год  угроза обрушения. Была проведена первая реставрация итальянскими архитекторами.

4878453_tyr_1380 (700x525, 359Kb)

При дворе есть уютное кафе, в него мы заглянем после осмотра. А сейчас  в храм. 

Серия сообщений "Турция и Иран":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments