Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Суздальский кремль

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Суздальский кремль

Глядя на кремль в Суздале, трудно поверить, что это и есть сердце огромной Суздальской земли, древний город, о котором знали викинги в Исландии, монахи в Константинополе и великие ханы в монгольском Каракоруме.

                 Трава, речка, облака — такие же, как на тысячи километров вокруг, в тихой глубине деревенской России. Но бесстрастные резные каменные маски на стенах собора, в точности как на средневековых кафедралах древних городов Западной Европы, убеждают: место и впрямь не простое. Оно притягивало таких разных исторических личностей, как Ярослав Мудрый — с его именем связано первое упоминание о Суздале, Владимир Мономах — воин и писатель, построивший первый суздальский собор, Юрий Долгорукий, сделавший город своей столицей. 

 

                                   

Чтобы попытаться понять, что же такое скрыто в Суздале, поднимитесь на кремлевские валы, насыпанные в XI веке, и посмотрите на городок, такой маленький в сравнении с открывающимися вокруг далями Ополья. Этот вид не слишком изменился со времен суздальских князей. Помогает почувствовать масштаб истории.

                                     

Он сложен из гладкого камня, белоснежного как платье невесты, а его синие купола напоминают девичий кокошник. Именно на этом месте, где сейчас находится музеефицированный Суздальский Кремль ансамбль «Суздальский Кремль» когда-то, в XII веке, и начинал возводиться Суздаль.

В X веке на месте кремля было поселение мери, заселившей и освоившей окружающее Суздаль плодородное Ополье тремя веками раньше. В XI веке сюда пришла княжеская власть: Ярослав Мудрый в 1024 году подавил восстание язычников и «устави землю ту». За одно столетие из мери, славян и варягов здесь возник новый народ. Суздаль стал большим городом у границ Киевской Руси с Волжской Болгарией. В это время были насыпаны кремлевские валы.

          Вал Суздальского Кремля; Церковь Успения Пресвятой Богородицы, XVII век, Суздаль           

                                          Здесь, в излучине реки Каменки соорудили первые крепостные валы и земляные насыпи, преграждающие путь врагу, построили первый городской собор. С севера Кремль окружала Каменка, а с востока, юга и запада крепость защищали рвы-канавы, наполненные водой.

                                          

В 1107 году болгары осадили Суздаль, но не преуспели. Владимир Мономах строит здесь первый каменный собор на русском Северо-Востоке, а его сын Юрий Долгорукий делает город своей столицей. В 4 км от Суздаля расположен древний городок Кидекша с каменной церковью, построенной основателем Москвы.

       

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Сама Москва и Владимир строятся как пограничные крепости, прикрывающие Суздаль с запада и с юга. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, однако, уже в 1155 году перебрался в свой любимый Владимир, после чего Суздаль остается местопребыванием епископов, которых на Руси считали ростовскими, а в архивах византийских патриархов упорно именовали суздальскими.

Войска Батыя в 1238 году взяли Суздаль штурмом и сожгли. В 1281 и в 1293 г. город также подвергался набегам татар и враждебных князей.

В 1363 г. Суздаль осадили войска Дмитрия Донского, вынудившие суздальского князя отказаться от великого княжения Владимирского в пользу Москвы.

В 1445 году под стенами Суздаля войско московского князя Василия Темного было наголову разбито татарским отрядом, сам князь попал в плен, а город захвачен и разграблен. Тогда же обрушились своды кремлевского Рождественского собора.

В последний раз город пострадал от врагов в Смутное время, когда, несмотря на добровольную сдачу Лжедмитрию II, его опустошили поляки пана Лисовского.

                        

Рейд Лисовского по разорению русских земель...

Лишь в XVII веке после польского разорения 1608 года Суздальский кремль становится тихим местом, церковным и культурным центром небольшой округи.

Теперь рвы засыпаны землёй, земляные же валы частично уцелели. Некогда на валах возвышались бревенчатые стены, башни и ворота, но все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Являясь политическим центром города, Суздальский Кремль служил резиденцией князя и епископа и лиц, подчинявшихся им (княжеская дружина и пр.). В настоящее время в Суздальском Кремле сохранилось несколько церквей и ансамбль архиерейских палат с древним Рождественским собором 

1. Рождественский собор

Богородице-Рождественский собор — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Собор Рождества Богородицы (1222 — 1225) является композиционным центром Суздальского Кремля и самой древней каменной постройкой города.

                     

Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами. 


    Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован.

                               

Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. ЦенСуздаль. Кремль. Рождественский собортральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.


    Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. С

Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.


    В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.  

                                     
   

В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

                                                                         

 Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.

                 


    В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.  В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

                                           В 1230–х годах в западном и южном порталах Рождественского собора были установлены «Златые врата», уцелевшие до наших дней. Высокие дверные полотна, выполненные из листов красной меди, расписаны золотом, изображающим евангельские мотивы и деяния ангелов, в особенности архангела Михаила — покровителя князей и их военных предприятий. Мягко мерцая золотом на бархатисто-чёрном фоне медных пластин, «Златые врата» поражают чудесным узорочьем, в котором гармонично вырисовывается и каждый отдельный сюжет, и каждая изящно написанная фигура. Ручки «врат» изготовлены в виде львиных масок, держащих в пасти массивные кольца. Та же узорчатость присуща и фресковой росписи собора 1233 года. Фрагменты редчайших фресок XIII века и по сей день покрывают стены храма.


Они изображают строгие фигуры старцев-аскетов, растительные и геометрические орнаменты. Рождественский собор был первым городским храмом, предназначенным не только для молитв княжеской семьи, но и рассчитанным на большое число прихожан, поэтому в его убранстве нашли отражение элементы национального русского стиля. В некрополе собора погребены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских, представители известных боярских родов и др.

                                

    Рождественский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Первые торжественные богослужения в Рождественском соборе прошли 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано феврале 1992 года. С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

 2-3. Архиерейские палаты с трапезной епископской церковью

В западной части Суздальского Кремля доминирует ансамбль архиерейского двора. Существующие в настоящее время палаты являются частью грандиозного архитектурного комплекса жилых и хозяйственных построек, составляющих в XVII веке епископский дворец.

  К древнейшим постройкам архиерейского двора относятся здание первого этажа угольного корпуса палат, сохранившее белокаменную кладку, и трапезная церковь, восстановленная в формах XVI века.

                             Эта церковь увенчана восьмискатным покрытием с маленькой главкой и окружена арочной галереей и крытым крыльцом с кирпичным шатром. Парадный вход в палаты, расположенный перед западным порталом Рождественского собора, ведёт в приёмный зал — Крестовую палату.

 

4. Соборная колокольня

  Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона.

                          

Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.
                           

                         

                      


    Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.


    В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.

                        

 В конце XVII века в колокольне создали церковь, соединив её с покоями епископа с помощью крытой галереи. В 1967 году на колокольне восстановили куранты, отбивающие каждую минуту, четверть часа и час. Никольская церковь из села Глотово Никольская церковь, построенная в 1766 году в селе Глотово Владимирской области, была перевезена в Суздальский Кремль в 1960 году,Соборная колокольня в Суздальском Кремле на место утраченного храма Всех святых.

                          

Подобно русской избе, Никольская церковь срублена топором с применением деревянных гвоздей. Хорошие пропорции срубов, тёсаные остроконечные кровли и главки, завершённые серебристыми осиновыми «лемехами», придают простой постройке стройность и соразмерность. С трёх сторон храм обнесён открытой галереей. Возвышаясь на высоком берегу Каменки, в отдалении от кирпичных строений кремля, Никольская церковь гармонично вписывается в окружающий сельский пейзаж.

6. Успенская церковь

При въезде в Кремль с Торговой площади внимание туриста привлекает нарядное, красно-зелёное здание Успенской церкви. В середине XV века на этом месте, в восточной части Кремля располагался княжеский двор великого князя Ивана III, и на этом дворе стояла деревянная Успенская церковь.

Время постройки ныне существующей церкви подлинно неизвестно, но, вероятно, каменный храм был воздвигнут на месте сгоревшего деревянного в 1650 году. Успенская церковь являет собой яркий пример редкого в Суздале стиля «нарышкинского барокко»

Деревянная Никольская церковь (1766)

была перевезена в Кремль из с. Глотово Юрьев-Польского района. 

                                               

    Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий.

                                     
    С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля.

                                     

    Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон.

                            Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами. Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества.

                     

8.Церковь Святого Николая

Помимо деревянной Никольской церкви, привезенной из села Глотово, в юго-восточной части Суздальского Кремля, у крепостного вала есть одноимённый каменный храм. Церковь Святого Николая построена в 1720 — 1739 годах на месте сгоревшего храма. Находящиеся поблизости Никольские ворота, ведущие к мосту через Каменку, дают основание предполагать, что и до пожара здесь стояла Никольская церковь.

Издревле на Руси Николай Чудотворец считался покровителем плавающих и путешествующих. Летняя Никольская церковь типична для Суздаля: её трёхчастно-осевой ансамбль состоит из одноглавого храма, пристроенной к нему колокольни с шатром-дудкой и соединяющей их трапезной.

7. Христорождественская церковь

Трехчастная бесстолпная церковь сложена из кирпича и напоминает по форме жилой дом. К прямоугольному в плане основному объёму примыкают пятигранная апсида, трапезная и притвор.

Трапезная и основной объём покрыты двухскатной металлической кровлей и увенчаны небольшой луковичной главкой на тонком резном барабане. Украшенные пилястрами стены храма побелены и завершаются зубчатым фризом и карнизным поясом. Оконные проёмы арочной формы обрамлены каменными наличниками, а притвор украшен декоративным фронтоном с фреской Рождество Христово.

 

Летняя Никольская церковь имеет парную «зимнюю» церковь Рождества Христова, построенную по образцу так называемых тёплых храмов, предназначенных для зимних богослужений. 

Проездная башня

Крепости для защиты своих земель от врагов славяне строили с незапамятных времен. Недаром скандинавы называли славянские земли страной крепостей, что звучало как Гардарики.

В домонгольской Руси насчитывалось около 400 больших и малых городов. Основой каждого города была крепость, которую первоначально называли детинцем, а в XIV веке появляется термин "кремль" (кром). По мнению некоторых исследователей, новое название происходит от слова "кромьство" - внутренность. Кремль - это целый город с храмами и хозяйственными постройка ми, с жилыми домами и административными учреждениями. И даже когда русские города разрослись и широко раскинули свои посады, их кремли оставались крепостями "для осадного сидения".

Литература
Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля: Рождественский собор: XIII век / Фотограф А. А. Александров. Институт археологии АН СССР. — М.: Искусство, 1975. — 184, [12] с. — (Памятники древнего искусства).
Мельник А. Г. Суздальский Рождественский собор как памятник XVI в. // Сообщения Ростовского музея. - Вып. IX. — Ростов: Рыбинское подворье, 1998. — С. 147-161

 Некоторые фото:http://worldroads.ru/,Викимедия

Серия сообщений "Русь древняя":

Серия сообщений "Кремли":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments