Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Римские хроники, 5-я. Эпоха барокко - вилла Боргезе

Автор - Red_Traveler. Это цитата этого сообщения
Римские хроники, 5-я. Эпоха барокко - вилла Боргезе

Мимолетный взгляд дилетанта...

Две сотни человеческих душ ждут, когда,  наконец, распахнутся двери. Шума нет, тишина, все немного напряжены. Попасть сюда немного непросто, билеты продают по записи, поэтому случайно зашедших зевак нет. Кое-кто пришел со своими экскурсоводами, но они пока молчат, выдерживая паузу. В вопросах церемониала итальянцы педантичны, опоздавших не впустят. Поэтому у всех присуствующих есть минута отбросить суетное. Как и в театре: действо начинается с гардероба и в нем есть свой собственный ритм.

Себя я понимаю, есть о чем задуматься. 

Почти всю жизнь я живу в микрорайоне, застроенном домами в стиле барокко. Не классицизм или ампир, которые часто использовали, чтобы подчеркнуть значимость места, а именно барокко. Правда, лепные украшения с балконов в последние годы сбили, чтобы случайно лепнина не обрушилась на головы прохожих. Но жизнерадостная архитектура играет линиями. Она для меня родная. Есть карнизы сложных линий, игривая лепнина, круглые слуховые окна, арки, флигеля, балконы с балюстрадой, винтажный горельеф на фронтоне заменил изначальный.

Но скульптуру и живопись воспринимаю немного сложнее.

В эпоху ренессанса каждый живописец и скульптор нес людям свою правду о боге, о жизни, о людях. Каждый мог задуматься и встрепенуться, поймав волшебную ноту:  не так живу, не так чувствую, вот это важное я не донес до души! Мастер мог донести правду, а мог и коснуться души. Он был не проповедником, скорее - вестником. Не верите? А попробуйте зайти в собор Святого Петра или встать перед большой фотографией Пьеты. Сколько раз здесь бывал – люди затихают. Столько неизбывной человеческой трагедии в этой скульптуре – Мать, потерявшая сына.

 

Художник, он нес свою правду. И поэтому был велик. Техника Чимабуэ и Джотто Вам сейчас покажется детской, но как дорожат ими итальянцы, а с ними и все любители живописи. Они открыли окно в мир, а за ними пришли титаны. Гений Микеланджело, Рафаэля и Леонардо настолько велик, что их послания расшифровывают до сих пор, открывая все новые строки. Не верите? В этом году расшифровали послание Микеланджело в сикстинской капелле. Но об этом как-нибудь потом.

 

А потом пришла время нуворишей. Начали внезапно возникать огромные состояния, церковь разрешила человеческое, и нравы за пару сотен лет взяли все пределы. Каждый, кто богат, стал откровенно жить для себя. И диктовать законы под свои запросы.

Возник спрос на новое искусство. Но только теперь заказчик диктовал художнику. И те подчинялись. Время правды прошло, начался период лести в искусстве. Украшательства. Пика он достиг в почти сусально-кукольном рококо. Искусство стало украшательством, развлечением, возвеличиванием заказчиков и шоу для гостей. Желаемый взгляд стало возможным заказать, как рекламу сегодня.

Позже освободившиеся от испанского гнета Нидерланды сделали живопись масс-культурой. Зарождался и вставал на ноги капитализм. В Нидерландах на два с половиной миллиона человек написали 5 миллионов полотен живописи. Каждый стремился доказать свой статус. А потом возникнут критические взгляды, направления нигилизма и нотки, а то и темы Апокалипсиса.

 

«Художники существуют только потому, что мир несовершенен» Андрей Тарковский.

Не понимаю и не принимаю творчество за деньги. Суть мастера – отразить свой взгляд и свое восприятие реальности.  Поэтому мне сложно говорить с мастерами барокко. А ведь приходишь именно услышать их послание.

Может быть, я не так вижу действительность. Не изучал историю искусств, не учился в колледже Лувра. Но то, что удается увидеть, порой бывает откровением. И в этом есть своя внутренняя музыка.

К счастью, большую часть мировых музеев первой величины удалось посетить. И в каждом есть несколько характерных работ, которые создают его внутреннюю атмосферу, придают актуальность.

 

Боргезе – это сотни работ, здесь немало известнейших имен. Но все же, этот музей – сосредоточие барокко, а барокко в Италии - это Бернини. И противоположный сладости барокко горький антипод – Караваджо. И, наконец, Канова уже из эпохи классицизма.

Я пришел, прежде всего, к Бернини. Посмотреть. Может быть, понять. Он великий. И не вписывается в мое упрощенное понимание барокко.

Не говорите, что я пишу о чем-то далеком. Вы немного знаете Бернини, где бы Вы ни жили. Бернини – это колоннада площади Ватикана перед собором Святого Петра. Колоннада, символизирующая руки Господа, берущего человечество в свои ладони и под свою защиту. С любовью.

Эту площадь видели все – десятки раз она мелькает на экране телевизора в новостях и фильмах, ее фотографии печатают и печатают. Все потому, что ему удалось донести до нас эту идею.

 

По  двухмаршевой лесенке мы поднимаемся на небольшую, но изящную террасу с колоннадой. Терраса – это уже мир скульптуры и дыхание античного Рима. Эскизы виллы набросал сам заказчик – Шипионе Боргеза, а строил придворный архитектор папы Фламинио Понцио.

Ну вот, наконец! Двери распахнулись, и мы через небольшой портик попали внутрь. В роскошный зал дворца. А он действительно роскошен. Залит светом и гармоничен. Стены взмывают ввысь. Громадный живописный плафон потолка сияет как драгоценность. Под ногами переливается древнеримская мозаика.

 

Первые две минуты все стоят молча, ошеломленные великолепием зала. Потом наша толпа начинает радостно, гудеть, делясь ощущениями. Экскурсоводы, почувствовав почву под ногами, начинают повествования в разных концах зала. 

По величине зал не такой уж и большой, и уступает большим дворцовым залам Версаля и Екатерининского дворца, Павловска и многим другим. Но внутренняя гармония передает радость достижения совершенства. Высокие потолки, подчеркнутые стремительными вертикальными пилястрами создают ощущение объема. Великолепная роспись стен, мраморные колонны, оформляющие ниши, двенадцать античных скульптур, барельефы и горельефы в нишах, гипсовые камеи в медальонах на стенах, и, наконец, плафон потолка органично сочетаются, рождая ощущение совершенства. В зале нет мебели, но его богатое оформление создает ощущение насыщенности.

 

Живописный плафон великолепен. Его создавал сициалийский живописец Мариано Росси. Он расписывал фреску потолка в 1775 – 1779 годах. В центре плафона Юпитер приветствует Ромула, одного из братьев, основавших Рим. Чуть ниже Марк Фурий Камилл побеждает в сражении галлов. Теперь этот зал носит название большого салона или, по имени художника, салона Мариано Росси. Через 170 лет после постройки виллы ее очередной владелец Маркантонио IV Боргезе провел большую реконструкцию. На роспись плафона его вдохновил громадный живописный плафон виллы Барберини, созданный  знаменитым живописцем Пьетро да Кортона. Виллу выстроил папой из рода Барберини в паре километров к югу. Еще три живописца работали над росписью стен салона.

 

На пол положили древнеримскую мозаику третьего века, обнаруженную при раскопках. Мраморный пол органично принял встроенную мозаику  одной из древнеримских вилл со сценами охоты, боев гладиаторов. Несколько сюжетных композиций со сценами из жизни Рима передают ушедшую от нас реальность. Рисунок здесь более плоскостной, как во времена раннего возрождения, и легкая сдержанность в цветопередаче.

Раскопки открыли существование фантастически современных по технике древнеримских мозаик, глядя на которые, не можешь отделаться от ощущения, что их создавали в наше время. Мозаики римских вилл Помпей и Кипра совершенны в технике, легки и гармоничны в композиции и цветопередаче, они современны.И хотя мозаики виллы Боргезе не совершенны и более напоминают работы раннего возрождения,  невольно возникает мысль, что человечество куда-то потеряло тысячу лет, 

разделяющую древний Рим и эпоху Возрождения.

На ту же мысль наводят великолепные по технике, выполненные в полные рост мраморные статуи Бахуса (II  века до нашей эры), и атакующего Сатира (120 года от Рождества Христова). 



1. Плафон салона
133701755_01 (700x525, 504Kb)

2. Барельеф лошади
133701756_02 (700x525, 537Kb)

3. Атакующий Сатир. 120-й год нашей эры.
133701757_03 (700x525, 525Kb)

4.
133701758_DSCN1924 (700x525, 492Kb)

5.
133701759_DSCN1937 (525x700, 406Kb)

6.
133701760_DSCN2109 (700x525, 506Kb)

7.
133701761_DSCN2134 (700x525, 491Kb)

8. Бахус. II век до нашей эры
133701763_DSCN1921 (525x700, 524Kb)

9.
133701764_DSCN2138 (700x525, 474Kb)

10.
133701765_DSCN2135 (700x525, 482Kb)

11.
133701766_DSCN2124 (700x525, 525Kb)

12.
133701767_04 (700x525, 474Kb)

13.
133701769_DSCN2108 (700x525, 533Kb)

14.
133701770_DSCN1934 (700x525, 437Kb)

15.
133701771_DSCN1931 (700x525, 476Kb)

16.
133701772_DSCN1923 (700x525, 520Kb)

17.
133701773_DSCN1914 (700x525, 490Kb)

18.
133701774_DSC00476 (700x525, 474Kb)

19.
133701775_DSCN1915 (700x525, 480Kb)

20. Древнеримский мозаики, бои гладиаторов и зверей. Приблизительно 300 год нашей эры.
133701776_DSCN1936 (700x525, 498Kb)

21.
133701777_DSCN2136 (700x525, 531Kb)

22.
133701778_DSC00310 (700x525, 462Kb)

23.
133701779_DSCN2123 (700x525, 459Kb)

24.
133701780_DSCN2137 (700x525, 478Kb)

25.
133701781_DSCN2133 (700x525, 522Kb)

26.
133701782_DSCN2132 (700x525, 525Kb)

27.
133701783_DSCN2129 (700x525, 516Kb)

28.
133701784_DSCN2128 (700x525, 482Kb)

29.
133701785_DSCN2122 (700x525, 511Kb)

30.

133701786_DSCN2120 (700x525, 511Kb)

 

 

Серия сообщений "Скульптура":

Серия сообщений "Интерьеры":

Серия сообщений "Италия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments