Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Рахманинов. Духовная музыка

В связи с тем, что наш любимый музыкальный автор не смогла дописать пост о Рахманинове по состоянию здоровья, то подхватываю тему, тем более что 1 апреля отмечался 145-летний юбилей великого композитора.

Сергей Васильевич Рахманинов получил первую известность еще будучи студентом, когда написал ряд популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре.
В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

f5af3f36d466af450339410aa6659a86.jpg

Духовно-музыкальное наследие Рахманинова невелико: шестиголосный мотет «Deus meus» (студенческая работа), духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (написанный летом 1893 года на текст кондака Праздника Успения Пресвятой Богородицы), «Литургия св. Iоанна Златоуста» (соч. 31) и знаменитое «Всенощное бдение» (соч. 37, 1915 г.).

Сергей Рахманинов «Всенощное бдение»

Всенощное бдение - особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят Всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – Вечерни, где вспоминаются ветхозаветные события, и Утрени, где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения (именно эти части Рахманинов включил в свое произведение) и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.

Сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые запевы обихода. Он всегда чувствовал необходимость гармонизировать их. И в конце 1914 года решается написать «Всенощную». Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. «На святках написал Всенощную и отдельно к ней из Евангелия от Иоанна глава 15 строфа 13 «Нет больше той любви…»», - напишет он в своем дневнике. Впервые исполнено 10 марта 1915 г. – все сборы пошли на нужды раненным.

14 марта 1915 года рецензент восторженно напишет: «Новое сочинение С.В. Рахманинова является крупнейшим вкладом в сокровищницу нашей духовно-музыкальной литературы, особенно по тем приёмам, которые автор прилагает к обыкновенному четырехголосному составу хора» (Журнал «Музыка», № 214).




Исаакиевский собор 2 декабря 2016.V Международный культурный форум.
Дирижёр - Владимир БЕГЛЕЦОВ
Камерный хор Смольного собора
Хор мальчиков Хорового училища им. М.И.Глинки


«Всенощное бдение» монументальное произведение для хора a cappella с солистом, входящее в золотой фонд всемирного культурного наследия. Несмотря на принадлежность и строгое следование православным традициям богослужения, его знают, любят и почитают во всем мире, неизменно признавая его высочайшую художественную ценность.

Многие исследователи, в том числе, прославленный современный хоровой дирижер Владимир Минин, склонны считать, что «Всенощная» родилась у композитора как молитва о судьбе Родины, которая переживала в тот момент времена суровых испытаний – начало первой мировой войны, предвестие революции, падения Самодержавия и смены государственного строя.

d76748b204fa430b9b0cf4438fd44206.jpg

senar.ru_c002.jpg

Сергей Рахманинов - Литургия Св. Иоанна Златоуста

31 июля 1910 года Сергей Васильевич Рахманинов написал в письме своему близкому другу – профессору Московской консерватории Никите Семёновичу Морозову: «Я кончил только Литургию. Об Литургии я давно думал и давно к ней стремился. Принялся за неё как-то нечаянно не сразу увлёкся. А потом очень скоро кончил. Давно не писал (...) ничего с таким удовольствием». Днём раньше в партитуре нового сочинения появилась авторская надпись: «Конец и слава Богу. Ивановка. 30-е июля 1910г.».
Сохранилось воспоминание двоюродной сестры Рахманинова – школьной учительницы Анны Андреевны Трубниковой:
«Когда была написана «Литургия святого Иоанна Златоуста», мы очень интересовались, как Серёжа, не будучи религиозным, мог написать церковную музыку, и с нетерпением ожидали обещанного концерта (...) Духовенство было также очень заинтересовано; ведь среди них было много любителей музыки, но посещать концерты светской музыки они не могли, и только некоторые, особенно смелые, надевали светское платье и тайком бывали на концертах и в театрах. Понятно, что предстоящий концерт интересовал их особенно. Законоучитель школы, где я работала. после исполнения «Литургии» отозвался так: «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная»».
Подобное мнение сказалось на судьбе произведения, но «Время просеивает» (Л.Н.Толстой)

515950_big.jpg

«В пятницу. 25-го марта, в зале Дворянского Собрания состоится дневной духовный концерт А. Зилоти. Будет исполнена полностью литургия С. Рахманинова. Исполнена литургия будет хором Императорской оперы под управлением автора». (Журнал «Хоровое и Регентское Дело», № 3, 1911 г.)
Поэтичное воспоминание об этом концерте Зои Аркадьевны Прибытковой, дочери двою родного брага Рахманинова:
«Петербургская весна. (...) Двусветный зал Дворянского собрания. На эстраде – хор Мариинского театра. /Настроение в публике торжественное. В зале тихо, отдельных голосов не слышно, только шорох идёт. /Сегодня Рахманинов дирижирует своей «Литургией». Всё было необычайно красиво: и то, что концерт днём и в первый весенний день, и то, что люди кругом какие-то притихшие. вдумчивые. / Входит Рахманинов. Он в чёрном сюртуке. Еще более суровый и замкнутый, чем обычно. Строго кланяется публике. И так всё кругом не похоже на рядовой концерт, такое напряжённосерьёзное состояние у зала, что не раздалось ни одного .хлопка. Как будто тысячная толпа сговорилась, что сегодня это ни к чему. Рахманинов чутьём великого артиста понял настроение людей и оценил его. / Он поворачивается к хору. Пауза. Ив тот самый момент, когда раздаётся первый, мягкий аккорд хора, – яркий луч солнца прорезал зал и осветил стройную фигуру Рахманинова, на фоне белых платьев женского хора (...)».




Сергей Рахманинов - Литургия Св. Иоанна Златоуста
Ю. Кутанин - бас;С. Байков - бас;А. Каракутс - тенор;Н. Герасимова - сопрано.
Дирижёр - Владимир Минин
Запись произведена в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в 1988г.


Воспоминание об этом же событии Оссовского:
«...Всё было необычно в концерте. Он шёл вне плана концертного сезона Знлоти. В парадном бальном зале Дворянского собрания звучала православная церковная музыка. Среди слушателей виднелось много лиц в духовных одеждах. Концерт начался в два часа дня, а не вечером, как обычно проходили все концерты. Аплодисменты, по указанию церковной власти, были воспрещены. Рахманинов вышел на эстраду в длиннополом чёрном сюртуке, вместо обязательного для концертов фрака. Высокая, стройная, со строгими чертами лица его фигура на дирижёрском возвышении была выразительна, импозантна и красива, отвечая стилю концерта и сосредоточенному настроению зала. Торжественная тишина, глубокое снимание, одухотворённое выражение на лицах слушателей свидетельствовали, что музыка Рахманинова нашла путь, к их сердцам».

8068c477c03004a54af409300075c80d.jpg

Сергей Васильевич Рахманинов - человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, до последнего вздоха любил Россию и считал себя русским. А его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие – скромность, смирение, сострадание.
Всю свою жизнь он жертвовал на благотворительность если не половину, то треть доходов точно. Во время Первой Мировой войны он отдавал все заработки от концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке, он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него получают деньги».
А во время Второй мировой войны, когда сам уже болел неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов – неоценимый вклад в ту Победу.

RachmaninoffSP016.jpg


https://24smi.org/celebrity/3370-sergei-rakhmaninov.html
http://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/s-rakhmaninov-vsenoshchnoe-bdenie
http://www.rodon.org/.mus/rahm/lit.htm

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments