Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Знаменитые харьковчане. Новые факты из харьковского периода жизни Зинаиды Серебряковой.Часть3

Автор - Leon_Meusi. Это цитата этого сообщения
Знаменитые харьковчане. Новые факты из харьковского периода жизни Зинаиды Серебряковой.Часть3



5570014_1sereb (618x700, 369Kb)


Отъезд Бориса в Сибирь и отсутствие в доме мужской поддержки, конечно же,  сказалось на настроении Зинаиды Серебряковой, и она старалась загружать себя работой.Поначалу все шло как обычно:крестьяне относились к семейству Лансере-Серебряковых с большой любовью и уважением, и «добрая барыня» Зинаида Серебрякова часто просила деревенских женщин побыть моделями для ее этюдов. Она всегда с большим участием и сочувствием относилась к их нелегкой крестьянской доле. Селяне отвечали ей тем же. Однако, постепенно обстановка менялась и связано это было с общей политической ситуацией в стране.Отречение Николая II от трона, свистопляска со сменой правительств повлекли за собой неудачи и неразбериху на фронте. Дезертирство и отсутствие дисциплины процветали в войсках. Этому способствовала разлагающая деятельность понаехавших откуда-то агитаторов. Солдаты жадно слушали их. Лозунги о немедленном мире, равенстве и разделе земли прочно западали им в головы. Естественное желание солдат поскорее вернуться домой, к своим ребятишкам и бабам подстегивалось понятным, злобно-простым призывом:гнать в три шеи всех богачей и делить их имущество.Практически все западные и центральные губернии России оказались  заполненными бегущей с фронта вооруженной серой солдатской массой. Появились вооруженные разбойничьи отряды и в окрестностях Нескучного.Каждый день приходили слухи о нападениях на близлежащие имения  и разграбление их. Ужас и беспокойство поселились в душах семейства, ибо безоружные мирные крестьяне Нескучного не могли в случае чего оказать бандитам серьезного сопротивления. Поэтому художница посоветовавшись с матерью и сестрой, решила уезжать всем семейством в Харьков. Селяне Нескучного нашли им лошадей и   снабдили продуктами на дорогу. Впопыхах бросив все свое имущество, в том числе и многочисленные картины, семья Лансере-Серебряковых в декабре 1917 года покинула Нескучное. Уже по прибыьтии в Харьков их догнало известие о том , что имение в Нескучном, как и дом на хуторе Веселом,где был создан шедевр живописи "За туалетом"(1909), разграблены, разрушены и сожжены заезжими бандитами и местными “активистами". Пропали, а может сгорели,  все оставленные в домах полотна Художницы. 

5570014_img_1241 (436x600, 219Kb)

Памятный знак на месте разрушенного дома Лансере в Нескучном, установлен в 1996 году.

">

Нескучанскую Петропавловскую церковь позже взорвали и до половины разобрали фашисты во время второй мировой, чтоб вымостить дорогу для танков. Остальную часть здания местные жители растащили уже после освобождения села. Захоронения возле храма были уничтожены тогда же. Склеп, в котором покоился Евгений Александрович Лансере, отец Зинаиды Серебряковой, прекрасный скульптор, был сломан, а гроб просто выброшен. К 110-летию со дня смерти Е.А. Лансере, 4 апреля 1996 г. примерно в том месте, где находился склеп, был установлен кенотаф — железный крест и ограда (автор — В.Я. Курило, сотрудник «Харьковреставрации»).


5570014_img_1237 (600x400, 203Kb)

Кенотаф — железный крест и ограда на месте предполагаемого захоронения 
(склепа) отца художницы Е. А Лансере.


В Харькове, переполненном беженцами, семье Лансере-Серебряковых  поначалу снять жилье не удалось.Пришлось ютиться в маленькой комнатушке в близлежащем Змиеве. Только к лету 1918 года удалось переехать в Харьков и снять комнаты в доме  на ул. Конторской, 25.Улица расположена почти в центре города, но в залопанской его части. Начавшись от набережной Лопани, чуть выше слияния ее с речкой Харьков, Конторская направляется на запад  параллельно Полтавскому шляху. Время в этом районе словно остановилось, и Конторская  до сих пор сохранила практически тот же вид, что и 100 лет назад.

5570014_20171023_123308 (700x392, 259Kb)

Вид на  Конторскую от дома №25, где жили Серебряковы в направлении центра.

5570014_20171023_122238 (700x392, 230Kb)

Вид на Конторскую от дома № 25 в направлении от центра.Виден перекресток улиц Конторской и Ярославской.(Женщина-дворник с метлой находится уже по ту сторону ул. Ярославской).

А вот на фото ниже и сам дом №25, располагающийся на углу Конторской и Ярославской.


5570014_20171023_122412 (700x392, 292Kb)

На фото видно , что за столбом и растущими у дома кустами акации к стене приколочен прямогольной формы лист жести с нарисованной на нем копией картины Зинаиды Серебряковой "На террасе в Харькове".

5570014_20171023_122850 (700x392, 245Kb)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова. На террасе в Харькове

Зинаида Серебрякова. На террасе в Харькове.1919

Что касается главы семейства, Бориса Серебрякова, то лихие революционные события застали его  в Екатеринбурге. Связь с Нескучным была прервана.Переполненный волнением  и тревогой он немедленно тронулся в дорогу домой. Выбрал самый короткий путь: добраться до Москвы, а затем поездом через Курск и Белгород в Харьков.Но все сложилось иначе: по прибытию в Москву Борис был арестован ВЧК как белогвардейский шпион и заточен в Бутырку, где и находился вплоть до 1919 года.

5570014_800pxButyrka_prison_ed (700x525, 122Kb) Москва, Бутырская тюрьма

А Зинаида Серебрякова с детьми и матерью тем временем, не зная ничего о нем, влачили жалкое существование на Конторской, 25, очень нуждаясь в деньгах. 

Сохранились 3 краткие  письма художницы с просьбой о финансовой помощи, написанные на почтовых карточках к известному  киевскому архитектору Павлу Федотовичу Алешину, ученику ее дяди (брата матери) Леонтия Бенуа. Алешин только-что вернулся из большевицкого Петрограда в гетманский Киев на должность городского  архитектора. Ехал он в специальном поезде"Государственного секретаря"и смог провезти некоторые ценности. Хотя не смотря на это красноармейцы проводили обыски и конфисковали печатную машинку "Ундервуд" и фотоаппарат  со специальным объективом для архитектурной съемки.

5570014_Alyoshin_title (400x530, 8Kb)

 Павел Федотович Алешин.

Письма Зинаиды Серебряковой:

1) 20 октября 1918 г. Спешу сообщить Вам наш адрес, по которому попрошу сделать перевод, если возможно не чеком, а деньгами:Харьков,Конторская ул. д.25. Зинаиде Евгеньевне Серебряковой. Перевод для моей сестры Ек. Евг. Зеленковой попросим сделать по этому же адресу и на имя тоже Зин. Евгеньевны Серебряковой....

2) 4 ноября 1918г. Меня крайне беспокоит, что до сих пор не имею от Вас ответа на мою открытку, в которой сообщаю свой адрес. Сообщаю его вторично с просьбой выслать  обещанные от Владимира Алекс. Зеленкова деньги по следующему адресу:Харьков, Конторская ул.д.25. Зинаиде Евгеньевне Серебряковой. За это время сестра моя, Екат.Евг. Зеленкова уехала на зиму в Сенжары, Полт. Губ. и просила меня преслать ей деньги при первой возможности. С искренним почтением остаюсь З. Е Серебрякова.

3) 13 ноября 1918 Очень беспокоюсь, что до сих пор не имею от Вас известия на мои письма заказные, по поводу поручения Вл. Ал. Зеленкова переслать деньги на имя моей сестры, Екатерины Евг. Зеленковой. Вот ея адрес:Полтавск.Губ.,Новые Сенжары, дача Сухотиной. Мой же адрес:Харьков, Конторская ул.25. З.Е. Серебряковой. Очень будем Вам признательны за исполнение этаго поручения, с искренним почтением З. Е. Серебрякова.

 И наконец последнее письмо Екатерины Лансере от 14 ноября 1818: Дочь моя Зинаида Евгеньевна Серебрякова просит передать Вам свою благодарность за полученный перевод на 1976 руб. К сожалению, на почте наличными не выдают, а чеком. С искренним почтением Екатерина Лансере.

Письма взяты  из публикации : Олена Мокроусова.Павло Альошин та Зінаїда Серебрякова:листи з Харкова. Журнал Пам'ятки України, 2014, №12, с.52-57

Чтобы заглушить свою тревогу из-за Бориса Зинаида Сербрякова пытается  работать.Известны по крайней мере 2 картины , написанные ею в Харьковский период. Кроме упомянутой выше " На террасе в Харькове" это еще и "Карточный домик"

5570014_0_c2bc7_6cc80898_XXL (700x603, 122Kb)

Зинаида Серебрякова. Карточный домик.1919
Холст, масло. 65 x 75.5 см Государственный Русский музей

Малоизвестный этюд художницы с изображением мечети харьковский краевед и председатель "Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой", профессор Михаил Красиков обнаружил в альбоме Белгородского художественного музея.

5570014_ (700x474, 53Kb) 

"— Рисунок был атрибутирован как написанный в 1911 году в селе Нескучном, — рассказывает исследователь в интервью харьковской газете Время — Но, очевидно, дата и место создания этой работы были определены наугад людьми, которые мало знали биографию Серебряковой и, в частности, Нескучное, где никакой мечети нет и никогда  не было. Выяснить, что этот рисунок был сделан в Харькове и именно на улице Конторской, 25, оказалось несложно. Как известно, вблизи этого дома в начале ХХ века стояла мечеть, впоследствии разрушенная большевиками. Теперь там построена новая мечеть. Она, как и ее предшественница, находится прямо напротив веранды, уже известной нам по картинам Зинаиды Серебряковой «Карточный домик» и «На террасе в Харькове». С того же ракурса, что и две вышеназванные работы, написана и картина с изображением мечети. На переднем плане — окно террасы и сидящие перед ним дочери художницы Татьяна и Катя. Кстати, еще одна деталь роднит этот этюд с картиной «Карточный домик»: на обеих работах изображена кукла, лежащая на подоконнике. Работу я назвал «Вид с террасы на мечеть. Харьков». О том, что Серебрякова рисовала харьковскую мечеть, в научной литературе были упоминания, однако без конкретики и изображения самого рисунка. Теперь же эта работа обрела не только место, но и более вероятное время своего рождения. 

— Поскольку на улице Конторской, в квартире с выходом на террасу, Зинаида Серебрякова жила в 1919–1920 годах, то и упомянутая работа написана ею не в 1911 году, как указано в музейном альбоме, а позже, очевидно, в 1919-м, — продолжает Михаил Красиков. — К тому же и сюжетно, и стилистически она близка двум ранее известным харьковским работам, датируемым 1919 годом. Таким образом, теперь нам известны уже не две, а три работы (и их надо воспринимать как триптих, нечто целостное), созданные художницей на веранде, чудом сохранившейся до наших дней. К сожалению, все эти картины находятся в России — одна, как я уже сказал, в Белгороде. Харьков же вообще долго не имел ни одной картины Серебряковой, хотя в 1960–1970-х годах была возможность купить ее работы для Художественного музея. Однако местные чиновники от культуры побоялись эмигрантского статуса всемирно известной художницы и отказались от такого приобретения."

5570014_20171023_122419 (700x392, 240Kb)

Недавно построенная мечеть в Харькове по ул. Ярославской на месте разрушенной большевиками  в 20-е годы.

На снимке видно, что мечеть соседствует с домом №25 по ул Конторской, Ограда мечети и дом  соединены высоким бетонным забором с железной калиткой , ведущей во двор. Калитка оказалась запертой, а перелезть через забор ,чтобы сфотографировать знаменитую террасу, сохранившуюся до сих пор, мне не удалось, в связи с чем приношу вам всем свои извинения.

Между тем в Харькове в который раз состоялась смена власти: в ночь на 1 января 1919 года  началось большевистское восстание, а 3 января в город вступили советские части. 8-10 марта состоялся Третий Всеукраинский съезд Советов , на котором было провозглашено создание УССР. Председателем ЦИК УССР был избран Григорий Петровский, а председателем Совнаркома УССР —Христиан Раковский. Началось восстановление разрушенной войной экономики региона. Крупный промышленный центр и важный железнодорожный узел, каковым являлся Харьков, требовал квалифицированных кадров, прежде всего грамотных инженеров, имеющих опыт практической работы. Возможно в связи с этим  дело Бориса Серебрякова в срочном порядке было пересмотрено, он освобожден из тюрмы и направлен в распоряжение Харьковских властей. Вскоре Борис, полный радостных надежд и ожиданий мчался домой в переполненном красноармейцами вагоне.К сожалению,эпидемиологическая ситуация в войсках того времени была сложной, особенно личный состав страдал от завшивленности. Вши являлись переносчиками сыпного тифа, который буквально косил ряды Красной Армии. Известно выражение В. И. Ленина той поры:"...или советская власть победит вошь, или вошь победит социализм...". В Харьков Борис прибыл уже с температурой и 21 марта 1919 года скончался от сердечного паралича на руках у жены в доме №25 по улице Конторской. Отпевали его на следующий день в Рождественской церкви, которая находилась в начале Конторской.Храм был снесен большевиками в советские годы и на его месте разбит небольшой сквер.

5570014_20171023_123534_1_ (700x392, 246Kb)

 Улица Рождественская в Харькове.

5570014_20171023_123544 (700x392, 302Kb)

Сквер на углу улиц Рождественской и Конторской, на месте которого ранее стояла Рождественская церковь.

Местом погребения Бориса стало городское Иоанно-Усекновенское кладбище. К сожалению могила не сохранилась,поскольку кладбище было снесено в начале 70-х годов прошлого века. Теперь это территория Молодежного парка.

5570014_800pxSvyatoIoannoYseknovenskii_hram_Harkov (700x525, 70Kb)

Иоанно-Усекновенская церковь в Молодежном парке.

Болезнь, смерть и похороны Бориса подкосили и без того скудный семейный бюджет художницы. Чтобы хоть как -то выжить Зинаиде Серебряковой пришлось оформиться на работу в Археологический музей.Последний располагался недалеко от дома, на улице Университетской. В своих прежних постах я знакомил вас со Свято-Покровским монастырем и Свято-Успенским собором, которые находятся на этой же улице. В 1770-77г.г. на университетской улице, под №16 был выстроен дворец по проекту московского архитектора Тихменева. Готовили его специально для Екатерины II, чтобы ей было где останавливаться в своих путешествиях.Но царская особа удостоила вниманием дворец лишь один раз, когда ехала из солнечного Крыма в свои палаты в Санкт-Петербурге в 1787 г. Позже в здании разместилась главная резиденция Харьковского губернатора.В 1804 году, после указа Александра I об открытии Императорского Харьковского университета, была проведена незначительная реконструкция дворца  и его передали Императорскому Харьковскому университету.

5570014_1024pxKharkov_University_old (700x442, 90Kb)

5570014_4362166335276992 (700x515, 89Kb)

В наши дни это главный корпус Украинской инженерно-педагогической академии.

Напротив здания Университета в 1823-31 г.г. архитектором Е. А. Васильевым было возведено здание с колонным портиком, в котором разместилась университетская церковь во имя Святого Антония Великого, актовый зал, обсерватория и библиотека, а в 1920 году там располагался и Археологический музей.

 

5570014_0_235768_37281d6d_orig (700x451, 131Kb)

5570014_tantol_harkov_p1250283140276 (700x525, 207Kb)

Здание, в котором в 20-е годы прошлого века находился Археологический музей Харьковского университета, в котором работала З.Е. Серебрякова.

При советской власти в этом здании работал кинотеатр "Пионер", затем культурно-просветительский центр "Юность", а с 2017 года здесь находится Украинский культурный центр.

В обязанности Зинаиды Евгеньевны входила зарисовка экспонатов.Рисовать приходилось в неотапливаемых помещениях, не раздеваясь и замерзшими руками.Одна из основательниц музея Г.И. Тесленко вспоминает:"Моя первая зарплата была 5400 рублей. Думаю, что и Зинаида Евгеньевна получала столько же. А на рынке один фунт масла стоил тоже 5400 рублей. Как мы жили? Сейчас и сама не понимаю".(ЗинаидаСеребрякова.Письма.Современники о художнике/Автор-составитель  В.П. Князева.-Москва,1987.-с.233).

Выжить помогли помощь родственников-В. Солнцева и В. Зеленкова (мужья сестер), друзей, продажа захваченных из Нескучного холстов и даже подшивок журналов"Старые годы" за 1907 год. Крестьяне из Нескучного, приезжая на базар, также помогали мукой, овощами и салом. Проживая в Харькове, Зинаида Серебрякова постоянно мечтала о возвращении в Петроград к своим родным. И вот,наконец, из северной столицы приходит радостное известие о назначении Зинаиды Евгеньевны профессором Академии Искусств с соответствующим ее рангу содержанием. Для переезда семье Серебряковых выделяют отдельный вагон и 1 декабря 1920 года вся семья покидает Харьков.

 Хочется надеяться — придёт время, и память о выдающейся художнице будет достойно увековечена как в самом Нескучном, на месте фамильной усадьбы Лансере, так и в Харькове, на ул.Конторской, 25 , где жила и работала Зинаида Серебрякова.  

 

13 (300x50, 16Kb)

Серия сообщений "ХАРЬКОВ":

Серия сообщений "Люди Украины":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments