Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Знаменитые харьковчане. Новые факты из харьковского периода жизни Зинаиды Серебряковой. часть1

Автор - Leon_Meusi. Это цитата этого сообщения
Знаменитые харьковчане. Новые факты из харьковского периода жизни Зинаиды Серебряковой. часть1





5570014_1sereb (618x700, 369Kb)

В сентябре прошлого (2017) года исполнилось  50 лет со дня смерти величайшей нашей художницы Зинаиды Серебряковой. Готовясь ко дню памяти, харьковские почитатели ее творчества, объединенные  в «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой» обнаружили архивные документы с ранее неизвестными подробностями о связи художницы и ее семьи с Харьковом. Об этом я и хочу рассказать.

Начну издалека: Кто хоть однажды побывал в Харькове, тот знает , что главной улицей города является одна из старейших улиц - Сумская.

5570014_sumskaja_kharkov (572x429, 43Kb)

Сумская в Праздничные дни (фото Кажанова В.В. из интернета)



">

Но многие из харьковчан, возможно вполне справедливо, отдают ветвь первенства другой улице города - Пушкинской. Первоначально она называлась Немецкой, ибо именно здесь селили, начиная с 1805 года, немецких профессоров, принятых по рекомендации Иоганна Вольфганга Гете на работу в Императорский Харьковский Университет после учреждения его в 1804 году Указом Александра I. В 1899 году по случаю 100-летия со дня рождения великого русского поэта А. С Пушкина Немецкая улица была переименована в Пушкинскую. Обе улицы, Сумская и Пушкинская, начинаются от площади Конституции и подобно лучам солнца расходятся по небольшим углом в северном направлении по возвышенности между руслами рек Харьков и Лопань. Сумскую и Пушкинскую связывает целая сеть улиц, архитектура которых, в основном, определяет "лицо" Харькова. Здесь, в районе города получившем название Нагорного, сосредоточена почти вся культурная жизнь Харькова.Самым старым зданием, из сохранившихся на Сумской, является театр, построенный по проекту архитектора Андрея Тона в 1841 году.

5570014_0_23575e_c491c152_orig (700x445, 257Kb)

5570014_20171030_102447 (700x392, 212Kb)

Харьковский Государственный Академический Драматический театр им. Т.Г. Шевчено, ул. Сумская, 9.

На подмостках этого театра играли в свое время такие звезды как Щепкин, Молчанова, Стрепетова,Ермолова,Сара Бернар.С 1926 по 1934 год  в здании работал знаменитый украинский театр Леся Курбаса "Березіль". После  ареста Леся Курбаса и закрития "Березоля"  театр получил  название: Украинский драматический театр им.Т.Г. Шевченко.

Напротив театра расположена Театральная площадь, соединяющая Сумскую с Пушкинской.Посредине Театральной площади разбит сквер с центральной аллеей, вдоль которой установлены скамейки для отдыха. В начале аллеи, со стороны Сумской, в 1909 году был установлен   бюст великому сыну двух величайших славянских наций, украинской и русской, писателю Н.В. Гоголю в честь 100-летия со дня его рождения.

5570014_0_235790_18f6c5e3_orig (444x700, 250Kb)

Бюст Н.В. Гоголю на Театральной площади. Автор памятника скульптор Б. В. Эдуардс (фото 30-х годов прошлого века).

5570014_img_0360_novyy_razmer (525x700, 229Kb)

Бюст Н.В. Гоголю на Театральной площади в настоящее время. Автор памятника скульптор Б. В. Эдуардс.

Не смотря на то, что памятник находится в центре Харькова, вандалы не побоялись и сорвали недавно две лавровые ветви из бронзы, украшавшие постамент. На фото видны лишь дыры от их крепления.


5570014_23 (600x450, 62Kb)

Улица Пушкинская,в этом месте влево от нее отходит Театральная площадь.

На аллее Театральной площади со стороны Пушкинской установлен памятник  великому русскому поэту А. С. Пушкину.

5570014_26 (450x600, 111Kb)

Памятник   А. С. Пушкину на Театральной площади . Автор бюста скульптор Б. В. Эдуардс.

Решение о сооружении в городе памятника Пушкину за государственные средства было принято в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта. Однако средства на сооружение памятника в городской казне удалось изыскать не сразу. Только через пять лет после принятия решения он был, наконец, сооружен. 

5570014_27 (600x450, 134Kb)

Аллея Театрального сквера, идущая от памятника Пушкину  на одноименной улице до памятника Гоголю на Сумской.

Примерно на середине Театральной площади от нее отходит улица, направляющаяся на север параллельно Сумской. В дореволюционные времена эта улица сменила много названий: Шерстобойная, Шаповальская и даже Мало-Сумская. В 1909 году в связи со столетием со дня рождения Н. В. Гоголя она была названа его именем.

5570014_28 (600x450, 83Kb)

Начало улицы Гоголя.

Самой большой достопримечательностью ул. Гоголя является красивейший кафедральный Собор Успения Пресвятой Девы Марии Харьковско-Запорожской диецезии Римско-Католической церкви, построенный в 1887—1892 гг. по проекту Харьковского городского инженера Б. Г. Михаловского на месте своего одноименного ветхого предшественника.

5570014_30 (450x600, 97Kb)

5570014_31 (450x600, 73Kb)


5570014_32 (600x450, 70Kb)

Интерьер храма.

5570014_29 (600x450, 80Kb)

Левее собора находится Епархиальный дом,еще далее частный отель"Чичиков", затем офис"Укрсоцбанка".

Римско-католическая церковь существует в Харькове уже более двухсот лет, первый костёл основали ссыльные поляки  и немецкие колонисты. Сейчас в Харькове пять действующих католических храмов и ещё  десять — в области. В некоторых из них проходят службы на английском и даже на вьетнамском языках. Недавно епископ инициировал сбор средств на строительство модульного здания рядом с главным католическим храмом Харькова — Успенским собором. Сегодня там работает столовая, в которой ежедневно бесплатно питаются не менее 80 человек, среди которых немало вынужденных переселенцев из Донбасса.

       "Но какое отношение имеет все сказанное к героине нашего повествования великой художнице Зинаиде Серебряковой?" -спросите вы.

Самое непосредственное. Именно здесь, в католическом храме Успения пресвятой Девы Марии на ул. Гоголя, в декабре 1884 года состоялся обряд крещения новорожденной дочери владельца имения в с. Нескучном Харьковского уезда Евгения Лансере и его жены Екатерины Лансере, в девичестве  Бенуа. У читателя может возникнуть вопрос: почему обряд крещения производился в католической церкви, а не православной? Чтобы ответить на этот вопрос, надо познакомиться с  родословной и биографией отца новорожденной, носителя такой странной фамилии Лансере. Позволю себе кратко это сделать с вашего разрешения.


5570014_200pxYevgeny_Alexandrovich_Lanceray (200x267, 13Kb)

Евгений Александрович Лансере,отец Зинаиды Серебряковой.

Как мне удалось выяснить здесь: «Лансере — странная для русского уха фамилия, щедрый французский подарок из Отечественной войны 1812 года. Майор наполеоновской армии Пауль Лансере после ранения остался в России и женился на прибалтийской немке баронессе Ольге Карловне фон Таубе. В 1815 году у них родился сын Людвиг" (или Александр на русский манер), отец будущего владельца имения в Нескучном. Фамилию Лансере можно перевести с французского, как Копьев. Однако существуют и другие варианты. «Значение самой фамилии (Лансере) можно истолковать, как «приближенный к солнцу» или «приближенный к королю», «оруженосец светила» и т. д. (leons — копье, ry — солнце, лучи солнца)», — пишет Евгений Лансере (IV) — праправнук Лансере в своей статье, посвященной знаменитым предкам. «Возможно, что это псевдоним, под которым французский офицер скрывался от правления Наполеона. На сегодняшний день не удалось найти никаких «следов» этой фамилии в самой Франции до того, как она появилась в России». Более подробно можно прочесть здесь.Людвиг Лансере первоначально служил в корпусе инженеров путей сообщения. Будучи командированным в г. Моршанск Тамбовской губернии, познакомился там с будущей супругой  Элеонорой Яхимовской, беженкой из бунтующей Польши, воспитывавшейся у барона и  баронессы Ворнезиус, не имевших своих собственных детей.


5570014_1195ObshchestvennajabogodelnjaisoborvMorshanske_1_ (700x418, 83Kb)

Моршанск в XIX веке.

Католический священнослужитель в Моршанске А.К.Барановский записал в метрической книге: «Благородный господин Людвиг Павлов сын Лансере, юноша тридцати лет, с госпожою Элеонорой Антоновой, дочерью Яхимовского, девицей двадцати лет, обоих римско-католического исповедания… законным браком сочетал и тожественно благословил в присутствии достойных свидетелей...». У супругов родилось четверо детей, три девочки и один мальчик. Мальчик родился вторым 12 августа 1849 года и был наречен католическим именем Евгений-Болеслав-Волдемар Лансере-младший - будущий прославленный скульптор-анималист, днями и ночами пропадавший на конюшне и в кузнице, делавший зарисовки и модели для отлива лошадей. А через 7 лет умерла его мать.( Подробности здесь). Самой младшей сестрой его была Зиночка Лансере, родившаяся в 1856 году незадолго до смерти матери. Александр много работал, в воспитании детей помогали бароны Ворнезиусы. Уже тогда, в детстве, у Евгения появилось увлечение лепить из глины фигурки людей и различных животных, главным образом лошадей.

5570014_Tambovkypitkvartiry_1 (700x560, 335Kb) Моршанск в наши дни.

В 1863 году подполковник Лансере получил приказ о переводе в Санкт-Петербург, забрал с собой детей и выехал в северную столицу. В Петербурге Евгения определили в классическую гимназию. Затем Евгений Александрович Лансере закончил юридический факультет, а в искусстве, которым и во время учебы продолжал заниматься, так и остался самородком-самоучкой. Его талант еще в детстве высоко оценивали Айвазовский и Клодт и отсоветовали его отцу отдавать мальчика в Академию Художеств, чтобы «не испортить талант классическими канонами». Евгений Лансере в поисках натуры много путешествовал по Кавказу и Средней Азии, изучал породы лошадей, затем женился на талантливой художнице-графике Екатерине Бенуа.

5570014_tild346264314661b966323032623366__11912 (545x700, 246Kb)

Портрет Екатерины Лансере. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Екатерина была дочерью главного архитектора Петергофа — Николая Леонтьевича Бенуа, сына бежавшего из Франции от революции повара-кондитера Луи (Леонтия) Бенуа, ставшего главным кондитером при дворе Екатерины II и  придворным метрдотелем при дворе Павла I, а потом — вдовствующей императрицы. Матерью Николая Бенуа  была немка Анна-Катерина Гроппе.  

5570014_Benua_NL (267x348, 15Kb)

Портрет Николая Леонтьевича Бенуа

В Петергофе Николай Леонтьевич работал  вместе с прославленным архитектором венецианцем Альбертом Кавосом, был вхож в его дом и вскоре женился в 1848 году  на дочери Кавоса Камилле (1828—1891).

5570014_160pxAlbert_Cavos_by_Dusi (160x198, 6Kb)5570014_Ksenia_Cavos_by_Dusi (160x197, 6Kb) 

Козрое Дузи.Портреты родителей Камиллы -Альберта  и Ксении Кавос (1849).

Таким образом в генотипе великой художницы Зинаиды Серебряковой оказался набор из разнообразных генов: французских, немецких, польских и даже итальянских, полученных ею от своих ближайших  предков. Возможно в этом и кроется секрет ее гениальности. Но вернемся к отцу художницы.

  Итак, Евгений Александрович Лансере является автором более 400 бронзовых скульптур, изображающих людей и животных, в основном, лошадей, которые так и остались главной страстью его жизни. Ниже привожу несколько работ Е. А. Лансере, взятых здесь и здесь.

   5570014_regnum_picture_1472823668186508_big (402x420, 119Kb)

Е. А. Лансере. Скульптура. Литье. Бронза. Чеканка.

5570014_regnum_picture_1472823668154700_big (420x420, 135Kb)

Е. А. Лансере. Скульптура . Литье. Бронза. Чеканка.



5570014_regnum_picture_1472823669247887_big (629x420, 151Kb)

Е. А. Лансере. Скульптура «Погоня». 1871 г. Литье. Бронза. Чеканка.

5570014_regnum_picture_1472823669171599_normal (700x489, 97Kb)

Е. А. Лансере. Скульптура «Табун Кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». Литье. Бронза. Чеканка. 1878

Несколько гениальных работ Евгения Александровича Лансере выставлены в главном здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10), в том же зале, что и картины Виктора Михайловича Васнецова. Единичные работы  сохранились в Харьковском художественном музее,большая же часть находится в частных коллекциях. Евгений Александрович много работал по частным заказам. Все они, как правило, исполнялись в единственном экземпляре. Затем право на литье скульптур Лансере покупали фабриканты Шопен, Сазиков, Грачев и  тиражировали  его работы.

5570014_1024pxChumak_by_E_A__Lanseray (700x404, 68Kb)

Чумак на возу. Модель 1870 г., отливка фабрики художественной бронзы Ф. Ю. Шопена, 1870-е — нач. 1880-х гг.

5570014_1280pxMalorussian_ploughman_by_E_A__Lanseray (700x328, 60Kb)

Плугатарь-малоросс. Модель 1877 г., отливка фабрики художественной бронзы Ф. Ю. Шопена, нач. 1880-х гг.


5570014_41456_1_ (700x525, 75Kb)

Кабинетная скульптура «Табунщик», бронза, литье, патинирование. Модель скульптора Е. А. Лансере, отливка фабрики Ф. Шопен, конец XIX века.

5570014_800pxRadishchev_Art_Museum_10 (640x700, 86Kb)

Е. А Лансере. Черкес и женщина на лошади, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева.

5570014_20773_3_CompressedImage (699x700, 310Kb)

Е. А. Лансере, Князь киевский Святослав.

Е.А. Лансере можно было бы назвать абсолютно счастливым человеком, если бы не чахотка (народное наименование прогрессирующего легочного туберкулеза). В прошлом веке подобный диагноз был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, Евгений Александрович работал днем и ночью. Во-первых, чтобы обеспечить достойное будущее шестерым детям; во-вторых, он просто хотел оставить о себе память. По совету врачей Лансере переехал на дачу графов Кушелевых-Безбородко под Петербургом, где обычно гостили многие члены семейства Бенуа... Но все было напрасно, туберкулез прогрессировал.       Спасаясь от страшной болезни, Евгений Александрович купил себе имение в уютном малороссийском селе Нескучное недалеко от Харькова. Совсем молодой, но почерневший и исхудавший человек с совершенно прозрачными пальцами, сидя в глубоком кресле небольшого дома около окна, занимался отделкой очередной статуэтки...  Увы, благодатный украинский климат не спас жизни Лансере. 24 марта 1886 года в канцелярию Академии художеств поступила официальная бумага за подписью преподавателя Н.Л.Бенуа: «Милостивейший государь Петр Федорович! С прискорбием извещаю Ваше Превосходительство о кончине зятя, почетного вольного художника Императорской Академии художеств, скульптора Евгения Александровича Лансере. Панихида будет 26 марта в 12 часов дня в соборе Николы Морского».   Бронзовые кони Лансере не принесли его большому семейству желанного достатка. Кончина же и вовсе подорвала небогатый бюджет.

5570014_img_1237 (600x400, 203Kb)

Могила Е. А. Лансере в Нескучном.

Однако вернемся в 1884 год на ул. Гоголя, где происходило крещение будущей художницы. Восприемницей (крестной матерью) малютки была Зинаида Лансере, родная сестра отца и мать ее будущего мужа Бориса. При крещении девочка получила двойное имя Зинаида-Камилла. Имя Зинаида было предложено родственниками со стороны отца- говорят профессор Михаил Красиков и другие члены «Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой», изучавшие архивные записи. Второе имя Камилла  было популярным  у родни со стороны матери - Екатерины Бенуа. Девочку назвали так в честь бабушки - Камиллы Альбертовны Кавос, в замужестве Бенуа. Камиллой звали также и сестру матери малютки.

После смерти  Евгения Александровича Лансере его вдова Екатерина с детьми переезжает в СанктПетербург, в дом отца — главного архитектора Петергофа — Николая Леонтьевича Бенуа.


(Продолжение следует)


5570014_images (226x223, 13Kb)


 


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments