Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Памятные места Харькова. Благовещенский кафедральный собор.

Автор - Leon_Meusi. Это цитата этого сообщения
Памятные места Харькова. Благовещенский кафедральный собор.

 





 

 (500x86, 15Kb)

5570014_486pxKharkivtownherb_svg (486x600, 124Kb)


5570014_H26 (600x450, 85Kb)

На фото выше представлен вид с Университетской горки на  на Залопанскую часть города Харькова и расположенный там Благовещенский кафедральный собор. До начала ХIХ века эта территория была обширным островом, образованным двумя рукавами Лопани, расходившимися  у Бурсацкого моста и вновь соединявшимися в одно русло в районе Панасовки.  Местность называлась Дунинской левадой по имени владельца земли. Левада состояла из сплошных болот, поросших камышом, и даже в самое сухое время года можно было только с трудом пробраться к берегу реки. В северной части левады, уже на левом берегу Лопани, проходил оборонительный вал Харькова , построенный в начале ХVIII века.В 1820-х годах в связи с обмелением рукава со стороны Панасовки территория левады превратилась в полуостров и в 1834 году была выкуплена городом.В 1840 году сюда перевели базар, располагавшийся ранее в селе Залопанском,вокруг Благовещенской церкви, в связи с чем рынок на леваде  продолжал называться Благовещенским.


В 1840-70 годах на территории базарной площади регулярно  проходили Покровская и Крещенская ярмарки, а на льду Лопани напротив базара ежегодно устраивались кулачные бои. 

5570014_516x0_jpg2 (516x382, 168Kb)

  • Б.М. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке.1897г. Холст, масло. 81 x 122.Череповецкий художественный музей.
  •  

">

В 1888 году рядом с базаром началось строительство собора.Храм был спроектирован архитектором Харьковского технологического института профессором М.И.Ловцовым и строился по 1901 год. Строительство осуществлялось в большей степени за счет многочисленных пожертвований купцов, как харьковских, так и других городов, которые попросили взять лучшие архитектурные образцы храмов мира и воплотить эту идею в жизнь. Архитектор смело взялся за работу в модном на то время русско-византийском стиле, придав храму древневизантийское полусферическое очертание и увенчав классическим московским пятиглавием.

5570014_H27 (600x450, 75Kb)

Массивному объему древневизантийского полусферического фасада (34 м из всех 59 м высоты) он противопоставил лёгкость псевдоготической колокольни высотой 80 м. Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создают своеобразный запоминающийся облик храма.Собор освящен и начал действовать в 1901 году. Считается, что из-за смешения стилей он не представляет архитектурной ценности, но Харьковчанам и гостям города нравится оригинальная и незабываемая эклектика Благовещенского собора.

5570014_Blpgoveshenskii_sobor (700x466, 49Kb)

Внутренняя отделка Благовещенского храма не хуже его фасадов: Иконостас из белого каррарского мрамора с позолотой и византийским орнаментом, сделанным московским умельцем В.И. Орловым, вмещает 29 икон, написанных на цинковых досках художниками М.Д. Михайловым и А.И. Данилевским. Стены расписаны харьковским мастером И.Н. Святенко.

5570014_Blagoveshenskii_sobor_Harkov_interer (700x466, 79Kb)

5570014_2246 (700x466, 113Kb)

Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. Боковые апсиды освящены во имя святого великомученика Иоанна Воина и святой великомученицы Варвары. В цокольном крестильном храме престол в честь Всех Святых.



Храм рассчитан на 4 000 человек и являлся одним из крупнейших в Российской империи.С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разных православных юрисдикций (обновленцев Веденского и украинцев, стремившихся отобрать храм у каноничной РПЦ). 22 марта 1923 года была попытка закрытия храма, повторявшаяся и в дальнейшем. К 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась. С 1925 по 1926 гг. в здании собора даже проводились, с разрешения властей, концерты духовной музыки.

 14 февраля 1930 года постановлением секретариата ВУЦИК собор был окончательно закрыт. Согласно постановлению, помещение храма должно было быть использовано для культурных целей. Однако, по свидетельству старожилов, некоторое время в его помещениях находились конюшня и склад нефтепродуктов.

Как и другие харьковские церкви, собор был открыт для богослужений во время немецко-нацистской оккупации; по окончательном восстановлении советской администрации в августе 1943 года остался открытым. В 1946 году стал кафедральным собором епархиального центра, которым остаётся и поныне. В 1948 году сюда были перенесены из Покровского монастыря мощи харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), а из музея — мощи святителя Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского.  

5570014_Blagoveshenskii_sobor_Harkov_raka_Moshi_sv_Meletiya (700x466, 313Kb)

Мощи святителя Мелетия (Леонтовича).

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками. Михаил успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию и затем Александро-Невскую академию в Петербурге со со степенью магистра. Работал профессором церковной истории и греческого языка, а также инспектором  в  Киевской духовной академии.11 фев­ра­ля 1820 го­да, на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, Ми­ха­и­ла по­стриг­ли в мо­на­хи.С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а в 1824  году он назначается ректором Киевской духовной академии.Позже возглавлял Пермскую и Иркутскую епархии.В 1835 году по состоянию здоровья он был переведен в Харьков, где управлял епархией четыре года, содействуя восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

5570014_svjatitelmeletijleontovicharhiepiskopharkovskij595 (595x397, 158Kb)

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После принятия Святых Таин и слов «Ныне отпущаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и со словами «Простите меня» отошел ко Господу.

В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский кафедральный собор, где находится по настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных христиан.Рака с мощами святителя, от которых получают верующие благодатную помощь, исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом (северном) приделе собора.


РҐ30 (438x600, 480Kb)

Изображение святителя Афанасия и его погребальная рака.

Святитель Афанасий — происхождением грек, родился в городе Ретимне на о. Крит, в благочестивой и знатной греческой семье, бывшей в близком родстве с царственным родом Палеологов. Сначала был простым послушником монастыря в Афоне, затем выдающимся проповедником и толкователем Св. Писания в г. Кане, потом митрополитом Солунским, вскорости занял патриарший престол в Константинополе. Вначале 1653 года отбыл с визитом к Московскому царю Алексею Михайловичу. Тайная цель визита: просить  царя о выступлении русского войска в союзе с Запорожским против Турции, притеснявшей православие. По дороге гостил у Молдавского господаря Василия Лупу и у Богдана Хмельницкого, в Чигирине. В апреле он был с большими почестями встречен в Москве патриархом Никоном (1652—1658) и царем Алексеем Михайловичем. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал богослужения в монастырях и храмах столицы, совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру. В декабре 1653 года святитель Афанасий, щедро одаренный милостыней (ткани для облачения, церковные сосуды, кубки, меха и т. д.) отправился в обратный путь, но по дороге заболел. В феврале 1654г. остановился в Спасо-Преображенском Мгарском монастыре под Лубнами в ожидании весны и выздоровления.

5570014_800pxMgar_24_07_2010 (700x525, 79Kb)

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь.

Однако болезнь обострилась и 5 апреля, в среду на Фоминой неделе, святитель Афанасий скончался. Он был погребен игуменом Петронием по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме.

В 1662 году Гаазский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели святейшего патриарха тело цело, лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или трех не было. Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы». Обретение честных мощей произошло 1 февраля 1662 года, и святитель Афанасий был прославлен в лике святых. Тело святителя было облачено в новые ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святителя Афанасия многие болящие получили исцеления. После закрытия Мгарского монастыря в 30 годы святые мощи патриарха Афанасия были перевезены в столицу Украины Харьков и ныне покоятся в Благовещенском кафедральном соборе.

5570014_1024pxMoshi_svt_Afanasiya (700x487, 167Kb)

Мощи святителя Афанасия Пателария,патриарха Константинопольского сидящего.

Кроме указанных выше мощей в Благовещенском кафедральном соборе находятся также мощи архиепископа ХарьковскогоАлександра.


РҐ31 (439x600, 54Kb)

 

Александр Феофанович Петровский, родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончив 4 класса Волынской семинарии, он поступил на юридический факультет университета, где получил прекрасное светское образование. В 1900 г. принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен в иеромонахи. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. 20 мая 1937 г. митрополит Константин (Дьяков) доверил владыке Александру управление Харьковской епархией. Здесь он быстро приобрел всеобщую любовь. К этому времени в Харькове действовал всего лишь один храм Канонической Православной Церкви – в честь святителя Николая. Храм был единственным не только в Харькове, но и по всей Харьковской епархии. Все остальные храмы были насильственным образом заняты обновленцами и самосвятами. Их старанием священнослужители, преданные Канонической Церкви, были репрессированы и большинство из них истреблены. 28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован органами НКВД в Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации. Он якобы осуществлял шпионаж в пользу Польши. 17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа Владыка Александр был осужден к 10 годам тюремного заключения. 5 января 1940 года приговор был отменен, и дело было возвращено на доследование, но в мае того же года владыка Александр скончался в тюремной больнице. О его страданиях в тюремных застенках и о мученической кончине лишь одному Богу известно. На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в котором была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Однако работник морга узнал владыку и ночью монахи и близкие почитатели тайно облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на Залютинском кладбище города Харькова в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком. В доброй памяти православного харьковского народа архиепископ Александр остался ревностным архипастырем и защитником Святой Канонической Православной Церкви. В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован. А 22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых. Мощи перенесены в Свято-Благовещенский Собор города Харькова и установлены в специальной раке на особом месте, для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Харьковщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца.

5570014_Blagoveshenskii_sobor_Harkov_raka_Moshi_sv_Aleksandra (700x466, 334Kb)

Мощи архиепископа харьковского Александра.

В 2010 году, 22 августа, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима был открыт памятник Небесному покровителю Харькова архиепископу Александру(фото ниже).


РҐ32 (400x600, 204Kb)





РҐ33 (590x443, 194Kb)

Вид на Благовещенский кафедральный собор вечером из террасного Свято-Покровского сквера.






divider

Серия сообщений "Украинская Земля":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments