Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Жемчужины архитектуры Парижа:Дворцы.Часть 1(6).Фонтенбло.Экстерьер и парк.

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Жемчужины архитектуры Парижа:Дворцы.Часть 1(6).Фонтенбло.Экстерьер и парк.

Сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в еще одно знаковое для Франции место...Фонтенбло.Дворец...Замок. Исторический символ самой Франции.Я познакомлю Вас с трудом великих архитекторов,художников,декораторов,мебельщиков,ювелиров и ткачей,чей труд до сегодняшних дней радует и восхищает всех многочисленных посетителей Фонтенбло и оставляет в памяти свой неизгладимый след.

Для поклонников Александра Дюма в Фонтенбло все до боли знакомо. В его стенах рождались и умирали короли. Здесь начинался роман юного Людовика XIV с Луизой де Лавальер. Это был любимый замок Франциска I. Фонтенбло обожала Анна Австрийская и ненавидел папа Пий VII, живший в нем, по сути, под арестом.

Западный фасад

Век за веком короли пристраивали к уже существующим постройкам новые галереи, апартаменты, залы. Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами шкатулку.

 

Вид из парка
Летом, когда священные камни Европы раскалены и пышут жаром, стратегически верное решение — сбежать из Парижа в Фонтенбло, где много воды, море зелени и цветов. С Лионского вокзала пригородная электричка минут за 40 домчит вас до станции Fontainebleau-Avron, у которой поезд притормаживает буквально на несколько секунд.

По одну сторону платформы — большой лес, по другую — крохотный городок Авон. Отсюда до любимой резиденции французских королей еще несколько остановок на автобусе.

Вид со двора на галерею Франциска

Небольшой городок Фонтенбло, замечательно тихий и уютный, располагается в 59 километрах к югу от французской столицы. Вся его известность зиждется в основном на огромном живописном лесе и удивительно прекрасном замке-дворце.

Флигель Людовика ХУ

Фонтенбло издавна был местом королевской охоты, а потом стал резиденцией нескольких французских королей — Франциска I, Генриха IV, Людовика XV и Людовика XVI.

Вид со стороны парка

Окруженный лесами, этот замок был сурово неприступен. Веками он строился, расширялся или, наоборот, лишался каких-то своих частей. В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков — от XVдо XIX.

Отсюда и те «культурные наслоения», которые сейчас можно видеть в архитектурном облике дворца. Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди»

Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник с целебной водичкой

Ворота Дофина

Французское название этих мест — «Fontame-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.


Здесь родились короли: Филипп IV Красивый (1268 - 29 ноября 1314), Франциск II (1544-1560), Генрих III Валуа (1551-1589) и Людовик XIII (1601-1643). Здесь гостил император Карл V, коронованные особы Европы, в числе которых и Петр I (30 и 31 мая 1717 года). Здесь, в 1814 году, происходит отречение Наполеона от престола и, в 1815, его арест.


Фонтенбло, один из самых известных и красивых дворцов Франции. Великолепно сохранились королевские покои и спальни, тронные и бальные залы, знаменитые галереи, дворцовая церковь, парки, пруды и фонтаны... Надолго его полюбили и кинематографисты всего мира,ну,где еще можно снять самые романтичные эпизоды фильмов о королях,приключениях известных авантюристов,показать наряды и красоту Анжелики и влюбленного в нее короля-солнце?

А как романтично прогуляться по тенистым аллеям в ауре ухоженной "запущенности" парка рядом с дорогим сердцу человеком.Фонтенбло был первый дворец во Франции.который мы посетили со своим супругом Петером...как давно это было...

. С 1981 года, дворец и парк Фонтенбло вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

 

Первые исторические сведения о самом замке относятся к 1137 году. Сохранилась грамота короля Людовика VI, которая свидетельствует, что в ту далекую эпоху здесь находился королевский домен. Король возвел на берегу пруда, неподалеку от источника Бло, небольшой замок, а расширять его стал Людовик IX — король мудрый и благочестивый, который находил в уединении особое удовольствие.

Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться.

 

Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты.


 Портрет Франциска 1 работы Жана Клуэ


Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях».

Ну,куда без Франциска,великого воина и сластолюбца.Даже отсюда он взирает на окружение строгим взглядом


И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней. По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней.Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.

 

И саламандра как обычно нашла свое место на фронтоне одной из башен.В средневековье мистическое существо .пользовалось большим спросом не только у одних алхимиков и каббалистов. Эмблема саламандры с девизом: «Питаю хорошее и уничтожаю плохое» принадлежала нашему Франциску I, храброму воителю и покровителю искусств. Позднее права на эмблему саламандры предъявили первые страховые кампании, страховавшие имущество от пожаров.

В Галерею де-серф (Галерея оленей), которую построил Генрих IV между 1601 и 1606.

 

В каждом закутке или на колонне обязательно барельеф на самые разные сюжеты,некоторые довольно странного вида

 В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца. Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.

Прекрасные нимфы всегда украшали жизнь короля

 Это была первая в северной Европе королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции. Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма, таких как Приматиччо и Бенвенуто Челлини. Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе 

Military and religious life in the Middle Ages and at the period of the Renaissance (1870) 

Palace of Fontainebleau, Seine-et-Marne

Вид на большой павильон с пруда с карпами,1890

Так, Генрих II, известный своими любовными похождениями, после окончательных работ по оформлению Бального зала под руководством мастеров Приматиччо и Абатто, посвятил его своей фаворитке – Диане де Пуатье. Любовная связь супруга так и осталась тайной для королевы, но Генрих II,Дворец Фонтенбло во Франции все же, увековечил память о возлюбленной, приказав украсить зал ее инициалами. Бальная комната богата украшена вензелями, что, конечно же, подчеркивает безграничную любовь Генриха II к Диане де Пуатье. Хотя, чьи же инициалы скрыты за этими вензелями, знали лишь посвященные в тайную связь короля и его фаворитки.

Наивная еще в те времена Екатерина Медичи, считала совсем иначе, думая, что богатый внутренний интерьер помещения выполнен в честь нее.Строительные работы при их жизни курировал знаменитый архитектор Филибер Делорм.

Генрих IV также благоволил к Фонтенбло.Надо заметить, что именно с этого времени зарождается первая школа Фонтенбло, воспитавшая не одно поколение всемирно известных мастеров. 

Bosse Ceremony at Fontainebleau

Именно он велел прорыть ко дворцу 1200-метровый канал и наполнить его рыбой для ужения. После переезда Людовика XIV в Версаль дворец его предков был позабыт и обветшал, но Наполеон вернул Фонтенбло былой блеск, проводя здесь много времени и обновив его интерьеры в духе ампира. Симпатию к Фонтенбло унаследовал Наполеон III, заказавший архитектору Лефюэлю новое здание театра.

  

Погуляем по окрестностям.
Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фаса дом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник.

Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. ВXVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.

По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель.

Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры.Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.

 Фасадная лестница в форме подковы (escalier du Fer-à-cheval). Первоначально лестница-подкова была сооружена в конце 50-х годов XVI века по проекту архитектора Филибера Делорма. В 1632-1634 годах, после обветшания, лестница была перестроена архитектором Жаном Андруэ дю Серсо.

Однако по-настоящему дворец Фонтенбло «засиял» лишь тогда, когда к власти пришел Наполеон I Бонапарт, который искренне любил эту роскошную загородную резиденцию и приложил максимум усилий для того, чтобы Фонтенбло вновь наполнился блеском, шиком, славой и величием. Расцвет дворца продолжался до тех пор, пока Наполеон не подписал под давлением отречение от престола. Спустя несколько дней после потери власти Наполеон Бонапарт, прощаясь со своей верной армией, последний раз прошел вдоль площади перед дворцом. Согласно историческим фактам, солдаты, провожая своего императора, не могли сдержать слез.Дворец Фонтенбло во Франции Впоследствии, брусчатая площадь была названа в честь этого события «Двором прощаний».

Montfort - Adieux de Napoleon a la Garde imperiale

 Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Слева от главного фасада находится небольшой сад Дианы (jardin de Diane), разбитый в XVI веке по воле супруги короля Генриха II Екатерины Медичи и позднее несколько раз изменённый.Вообще странная закономерность у всех правителей.менять все.что построено предшественниками

  

Дианы во всех ипостасях.В Нишах.фонтанах,барельефах...хорошо,что мифология выручала,супруге не подкопаться...

Фонтан Дианы

Справа от главного фасада расположен Английский сад (jardin anglais), разбитый в своём современном виде в 1812 году по желанию Наполеона I архитектором Максимильяном Жозефом Юрто. Ранее здесь был Сосновый сад (jardin des Pins), существующий со времён Франциска I.

Если пройти через проход справа в главном фасаде, то мы попадём в Фонтанный двор (cour de la Fontaine). На переднем плане находится статуя Одиссея (statue d'Ulysse) работы скульптора Луи Петито (1819), установленная в 1824 году. На заднем плане слева можно увидеть Большой павильон (Gros pavillon), построенный в середине XVIII века по проекту архитектора Жака-Анжа Габриеля.

Правая часть Фонтанного двора. На фото: крыло Красивого камина (aile de la Belle Cheminée), построенное в 1565-1570 годах по желанию Екатерины Медичи, по проекту итальянского художника, архитектора и скульптора Франческо Приматиччо. Название крыла связано с камином, который до XVIII века украшал большой зал на втором этаже.

Напротив Фонтанного двора расположен пруд с карпами, утками и лебедями (étang des Carpes), выкопанный при Генрихе IV. В центре пруда находится восьмиугольная беседка, построенная в 1662 году (арх. Луи Лево) при Людовике XIV.

За Фонтанным двором находится павильон Золотых ворот (pavillon de la porte Dorée), построенный при Франциске I, ведущий в Овальный двор.

Овальный двор (cour Ovale), закрытый для посещения - "сердце" дворца Фонтенбло. Именно здесь располагалась первоначально построенная средневековая крепость, от которой до наших дней сохранилась лишь одна башня (донжон) (на снимке не видна). На заднем плане по центру - ворота Дофина (porte Dauphine).

Ворота Дофина (вид снаружи Овального двора.), также называемые ворота Крещения (porte du Baptistère), были построены при Генрихе IV и названы в честь крещения 14 сентября 1606 года его сына - будущего Людовика XIII и его сестёр - Елизаветы и Кристины.

Напротив Золотых ворот начинается партер, называемый также Большой сад (Grand jardin) или Королеский сад (jardin du roi). Партер был разбит при Франциске I, затем изменён при Генрихе IV и ещё раз переработан ландшафтным архитектором Андре Ленотром при Людовике XIV.

Если пересечь партер, можно выйти к Большому каналу (Grand canal), длиной 1140 метров и шириной 39 метров, который был выкопан при Генрихе IV в 1606-1609 годах.
В пруду перед каналом установлена скульптура "Орёл, борющийся за свою добычу" (Aigle défendant sa proie) Огюста-Николя Каэна (1866)

За свою долгую историю Фонтенбло оброс легендами и, как положено старинному замку, приютил целый сонм привидений. Говорят, что самое известное из них — призрак Красного человека — любит совершать романтические прогулки по парку между 12 и двумя часами ночи. Привидение очень осведомленное.

Во всяком случае, оно предсказало Екатерине Медичи смерть ее детей, а Генриху IV — гибель от рук убийцы. Рыскать по парку в поисках Красного человека, надеясь узнать свое будущее, не стоит. Он удостаивает своим вниманием лишь особ королевской крови.


Куда демократичнее ведет себя призрак маркиза Мональдески. Он не только не прячется от припозднившихся туристов, но и охотно демонстрирует им свой залитый кровью камзол.

Чаще всего его можно встретить у Галереи оленей, где в 1657 году он расстался с жизнью. Беднягу прирезали по приказу его эксцентричной любовницы — шведской королевы Кристины, в 30 лет оставившей трон и жившей в Фонтенбло в компании придворных шутов, служанок и красивых итальянских авантюристов.

Маркиз имел неосторожность раскритиковать в письме интимные достоинства своей царственной фаворитки, за что и расстался с жизнью. Призрак частенько пристает к молоденьким девушкам. Видимо, история с королевой его ни чему не научила. Век за веком короли пристраивали к уже существующим в Фонтенбло все новые и новые галереи и залы.


Многим здесь интереснее, чем в Версале, потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. Роскошный дворец, которому когда-то Наполеон дал название «Дом веков», появился лишь в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту.

Открыто для посещения с 9:00 до 17:00 и с 9:00 до 18:00 (в июле - августе). Дворы и сады – с 8:00 до 15:00.

Людовик XIV во время охоты возле Дворца Фонтенбло. Картина Пьера-Дени Мартена



 









источники:

Hurtaut & Magny, Dictionnaire historique de la ville de Paris et de ses environs, t. 3, Paris, Moutard,‎ 1779, 784 p.
A.-L. d'Harmonville, Dictionnaire des dates, des faits, de lieux et des hommes historiques, t. 1, Paris, A. Levasseur et Cie,‎ 1842, 1179 p.
Maurice Toesca, Les Grandes Heures de Fontainebleau, Paris, éditions Albin Michel,‎ 1957, 252 p. (non consultable)
Albert Gilou & collectif (préf. Henry de Montherlant), Les Merveilles de la France, Paris et ses alentours, Paris, Hachette, coll. « Réalités »,‎ 1961, 334 p. (non consultable)
Jean-Marie Pérouse de Montclos (dir.), Le Guide du patrimoine, vol. Île-de-France, Paris, Hachette,‎ 1992, 750 p. (non consultable)
Sylvie Le Clech, Chancellerie et culture au xvie siècle (les notaires et secrétaires du roi de 1515 à 1547), Toulouse, Presses universitaires du Mirail,‎ 1993, 352 p. 
Annick Notter, Le Château de Fontainebleau, guide de visite, Versailles, Artlys,‎ 2007, 78 p.
Hervé Grandsart, Le Patrimoine en France 2009, H.S. n°417, Connaissance des arts,‎ 2009, 116 p. 

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sculpt...ce_of_Fontainebleau?uselang=ru

http://ilushin12.livejournal.com/

Продолжение о интерьерах в следующей части...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments