Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Нантский собор Свв. Петра и Павла

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Нантский собор Свв. Петра и Павла

 

Во Франции большинство храмов имеет трагическую судьбу, но грустная и насыщенная событиями история этого собора произвела на меня особенное впечатление. Однако, глядя на этот отреставрированный, сияющий новизной храм, кажется, что «дух старины глубокой» безвозвратно утерян.

Нантский собор Петра и Павла строился 457 лет (с 1434 по 1891 годы) и является четвертой постройкой на этом месте. Ему предшествовали раннехристианская часовня III века, церковь VI века и романский собор XI века.

Основателем первой часовни, где почитались реликвии (гвозди от креста) св. апостола Петра, считается первый нантский епископ святой Клер. Собор VI века был освящён при епископе Феликсе I (550—582). В плане эта базилика была крестообразной, подобно соборам в Туре и Амьене. В 843 году епископ Гохард был убит в соборе вместе со своей паствой викингами во время норманнских набегов. Около 1080 года, в святительство Бенедикта Корнуайского, был построен романский собор, от которого до наших дней дошла крипта и несколько капителей колонн.

 Как многие готические церкви, Нантский собор вырос не после сноса романского предшественника, а постепенно «поглощая» его в ходе перастраивания.

Нынешний собор был заложен в 1434 году.  В середине XV столетия Нант был частью герцогства Бретонского, в котором тогда царило благосостояние и процветание. Это был подходящий момент, чтобы строить собор.

Первый камень Собора Святых Петра и Павла был заложен 14 апреля 1434 г. герцогом Бретани Иоанном Мудрым и епископом Нанта Жаном де Малеструа. На тот период работы были порчены архитектору Гийому де Даммартину, которого впоследствии заменил М. Родье. Строительство здания было начато с западного фасада.

26 октября 1440 года, вскоре после начала строительства современного собора, в нём перед казнью покаялся маршал Франции Жиль де Рэ, вошедший в историю как Синяя Борода

Первый епископ Нанта св.Клер и библейские персонажи - Мелхиседек  Авраам и Исаак.

В главный портал собора входил Генрих IV, прибывший в город для подписания Нантского эдикта в 1598 году.

Историки делят процесс строительства на 5 фаз. Первая имела место в период с 1434 г. по 1470 г. В тот момент были построены западный фасад и башня, южный боковой неф с часовнями и сводчатый портал с арочной колоннадой. Основания колонн напоминают колоннаду в хорах - собора Мон-Сен-Мишель.

Герб герцога Жана, умершего в 1442 г. украшает лестничный пролет, ведущий на балкон над герцогским входом в храм. Своды и колокольня южной башни украшены гербом епископа Нанта, Гийома де Малеструа. Сводчатая галерея в южной части собора была выполнена в более раннем фламандском стиле..

Вторая фаза строительства храма пришлась на период с 1470 по 1490 гг. В то время были построены центральный неф, северный боковой неф и часовни, также была построена западная стена северного трансепта.

Алтари св. Феликса и св. Клера.

В третий период было изготовлено и вставлено витражное в огромное западное окно как подарок от Королевы Анны. В 1500 г. началась работа над сводами первого пролета центрального нефа. В период с 1508 по 1516 гг. была закончена восточная часть южного бокового нефа и часовня, было развернуто строительство южного трансепта.

Последняя фаза строительства приходится на пост-средневековье. В период с 1626 по 1630 гг. была завершена работа с главным сводом собора.

Высота здания — 63 метра, длина нефа — 103 метра, высота нефа под сводами — 37,5 метров. Собор имеет пять порталов, дуги богато украшены.

Его строительство и украшение продолжались на протяжении трех последующих веков, но Французская революция внесла свои коррективы: алтари были разрушены, статуи, витражи и барельефы разбиты. Собор был превращен в армейский склад и конюшню. Южная башня стала наблюдательным пунктом, откуда революционеры контролировали подступы к Нанту. 

Кенотаф генералу Кристофу Луи Леону Жюшо де Ламорисьеру. Напомню, кенотаф - надгробный памятник, который не содержит останков покойного.

Генерал Кристоф Луи Леон Жюшо де Ламорисьер защищал Святой престол, который в 1860 году находился под угрозой войск Гарибальди. В благодарность за его услуги, папа Пий IX-й повелел установить кенотаф в Кафедральном соборе Нанта. Это было осуществлено в 1879 году.

5 сентября 1661 года на площади перед собором д'Артаньян по приказу Людовика XIV арестовал Николя Фуке.

В 1796 году над храмом нависла угроза полного сноса, т.к. он мешал соединению двух улиц в один проспект, но этот план, к счастью, не был реализован. Следующее несчастье случилось в 1800 году, когда в расположенном по соседству замке Бретонских герцогов произошел взрыв пороха, который причинил зданию собора серьезный ущерб.

 Алтарь Франсуазы д'Амбуаз, герцогини Бретонской, основательницы монастырей кармелиток в Бретани.

В 1802 году начались реставрационные работы, которые продолжались до конца 1891 года.

Алтарь св. Иосифа и картина Чарльза-Августа Ванденберга (1798-1853). Погребение девы Марии.

В ночь с 10 на 11 ноября 1940 года в оккупированном Нанте герой Сопротивления 19-летний Мишель Даба поднял на одну из башен собора флаг Франции. 8 августа 1941 года он был выдан предателем, осуждён к четырём месяцам заключения, но уже 22 октября расстрелян вместе с другими нантскими заложниками после убийства в Нанте подполковника вермахта Карла Гоца.

Алтарь Девы Марии. Новые итражи выполнены по рисункам художника Жана де Моаля в 1978—1988 гг.

Следующее разрушение собора случилось в 1944 году во время бомбардировок войсками союзников.

Алтарь "Распятый Иисус" - XVII-XX-й века.

В послевоенные годы собор вновь начали отстраивать, но тут приключилась новая напасть: 28 января  1972 году рабочий забыл выключить газосварочный аппарат, из-за чего начался сильный пожар, вновь повредивший здание. После очередного восстановления собор открылся в 1985 году, но работы продолжались до 2008 года.

На первом снимке можно увидеть восстановленную часть здания после пожара. На втором - кафедра для проповеди снаружи собора.

 Добавленные в 1978—1988 годах витражи сделаны художником Жаном де Моалем. 

Две прямоугольные башни доминируют над суровым фасадом, который контрастирует с широким и светлым внутренним пространством храма. У фасада собора есть несколько интересных особенностей: наружная кафедра для проповеди толпам, собравшимся у входа в собор, пять порталов (три центральных и два боковых).

Скульптура св. Петра и одна из кафедр собора.

Большой оргАн XVII-го века - произведение Жака Жирардо. Несколько раз восстанавливался.

В крипте собора, датируемой XI в. ныне располагается Музей религии. Главный неф поражает изяществом и благородством пропорций и выполнения. Его длина составляет 103 м, высота сводов — 37,5, что на 3 м превышает высоту сводов в Соборе Парижской Богоматери. 

Купель собора
Собор знаменит тем, что в нем хранится двойное надгробие последнего Бретонского герцога Франциска II и его 2-ой жены Маргариты де Фуа, родителей Анны Бретонской.

По ее приказу надгробие было сооружено в 1502 году. Анна решила соединить прах своих родителей, ранее покоившихся в разных местах. Работа была окончена в 1507 году и считается шедевром эпохи Ренессанса.

Первоначально эта усыпальница находилась в капелле кармелитов и оставалась там до Французской революции, во время которой над ней нависла угроза уничтожения. Тогда ее закопали на месте теперешнего Ботанического сада и извлекли на свет божий в 1800 году. В 1817 году надгробие поместили в соборе Петра и Павла.

Это надгробие из белого и черного мрамора имеет весьма внушительные размеры и сложную композицию, поэтому для удобства осмотра у стены собора установлена лестница. Усыпальница, действительно, производит сильное впечатление, ее многочисленные фигуры прекрасно вырезаны и выглядят очень реалистично. 

В храме находится еще одно монументальное сооружение – кенотаф генералу Кристофу Луи Леону Жюшо де Ламорисьеру, уроженцу Нанта. Это надгробие, не содержащее останков покойного, было установлено в 1879 году по повелению папы Римского, дабы увековечить заслуги генерала в защите Святого престола. 
В самом соборе большое количество туристов, и посему сложно назвать его тихим и умиротворяющим местом.

Источник:

nantes/sights/373

Серия сообщений "Достопримечательности Франции":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments