Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Ювелирные шедевры Иоганна Мельхиора Динглингера

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Ювелирные шедевры Иоганна Мельхиора Динглингера

...Иоганн Динглингер - мастер красок
и мистерии камня, и формы.
Создавал он восточные сказки,
мир животных, богов хороводы!

Рубайи форм в кофейном сервизе -
об экзотике дальнего края...
Мастер тайны сверканья, сюрпризов,
изыскатель путей земных к Раю!...

Улексия Муссосупова

О нем можно говорить и писать до бесконечности — настолько необычен его талант, настолько высоко его мастерство, настолько буйна его фантазия.

Художник - Антуан Пен - "Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера" 1721г

Автобиография этого мастера малоизвестна. Приведу данные, что удалось найти.

По ходу описания его биографии буду ставить фото его работ.

Динглингер Мель­хиор родился 26 декабря 1664 года в   городке Биберах-ан-дер-Рис, Германия. Появился на свет в семье ювелиров и с детства интересовался фамильным делом.. Учился ювелирному делу  у сво­его дя­ди, юве­ли­ра Ио­ган­на Ге­ор­га Шоп­пе­ра в Уль­ме. После этого он совершенствовал свою технику работы в качестве подмастерья в Аугсбурге, Нюрнберге и Вене. В 1692 году перебрался в Дрезден, где в 1693 году стал членом гильдии ювелиров и открыл собственную мастерскую в Дрездене. Вместе с ним там трудились его братья и сыновья.

     В 1698 году Динглингер, уже будучи прославленным мастером, был приглашен ювелиром ко двору Августа II Сильного.Он был назначен придворным ювелиром .

Курфюрст Саксонии и король Речи Посполитой Август II

Имел мастерскую. Для него выполнял заказ, вошедших в комнату «Зелёный свод» .

Это был период расцвета стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве. Европейские короли, многочисленные властители немецких земель, князья и графы разных национальностей стремились обставить свой быт со всей возможной роскошью и богатством.

Золотых и серебряных дел мастера, эмальеры, резчики драгоценных камней трудились, изготовляя затейливые и дорогостоящие вещицы, единственным назначением которых было украшение комнат — кабинетов, гостиных, столовых.

Письменные приборы, настольные украшения, сервизы, вазы, чаши из редких пород камня, табакерки, небольшие фигурки людей и животных прихотливо располагались в интерьере жилищ богатых особ.

Произведения Динглингера отличала виртуозная техника исполнения, сочетание различных приемов обработки металла, различных материалов в одной вещи — драгоценных металлов и камней, слоновой кости, эмали. С этого времени Иоганн Мельхиор творил свои шедевры для саксонского курфюрста в стиле барокко. 

Многочисленная продукция этой мастерской хорошо представлена в дрезденском музее декоративного искусства «Зеленый свод».

 

Здесь находятся прославленный кофейный сервиз работы самого Динглингера, чаши с изображением Геракла, чаша из халцедона с изображением отдыхающей Дианы. Очень интересен алтарь «Храм Аписа» с множеством мелких фигурок людей и животных, стилизованных под древнеегипетские прототипы.

Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря Аписа.

В 1721 Иоганн Мельхиор женился на тогдашней 25-летней Софи Анне Гутерманн, дочери ювелира Георгия Фридриха Гутерманна и родственников Внутреннего Совета от Биберах. С ней у него было 5 детей, трое мальчиков и две девочки, но все они умерли в младенчестве.

 Portrait of Mary Susanne Dinglinger, born Gutermann - Антуан Пэн

От его предыдущих браков у Иоганна Мельхиора уже было 11 детей в возрасте от одного до 26 лет. Жена описывается как цветущее существо со светлыми волосами. Susanne умерла только после 5 лет брака в возрасте 31 года 10.12.1726 в Дрездене. Как и все жены Динлингера, она умерла во время родов.

 

Дом  Иоганна Мельхиора в Дрездене, где он жил с братьями с 1700 года.

     

                                                                                          Миниатюрный пороховой бочонок с высотой чуть более 2 1/8 дюймов и диаметром едва 1 1/4 дюйма, выполненным Иоганном Мельхиором Динлингером с золотом, эмалью и бриллиантами. 

     Ювелир прославился далеко за пределами Германии. Слава Динглингера достигла и России. В 1712 году, путешествуя по Европе, Петр I должен был посетить Дрезден. Не доезжая нескольких верст до города, Петр, К ужасу сопровождавших его придворных, заявил, что остановится не в замке, а у ювелира Динглингера.

 

Так он и поступил. Петр хотел лично ознакомиться со всеми тонкостями ювелирного мастерства, процветавшего в Дрездене. Очевидно, под влиянием посещения Динглингера у Петра возникло желание пригласить для работы в Россию немецких мастеров, которые впоследствии способствовали расцвету ювелирного дела в Москве и Петербурге.

Два мавра с верблюдом. Мастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость

Динглингер, осыпаемый заказами со всех сторон, жил широко. Создавая свои произведения, он советовался со скульпторами и живописцами, работавшими в Дрездене.

Его искусство было искусством ремесленника, постигшего все тайны и каноны средневекового мастерства и сумевшего приспособить их к требованиям эпохи барокко.

  

                                                                                                  Этот впечатляющий трофей охотничьего соревнования был создан Иоганном Мельхиором и Георгом Кристофом Динглингером. 1720 и стоит чуть более 7 дюймов в высоту. Он сделан из лака, эмали, частично золоченого серебра и золота.                                                                                     

     Из наиболее знаменитых работ Динглингера: кофейный сервиз, выполненный в древнеегипетском стиле «Храм Аписа», картуш с портретом Августа Сильного на медальоне. 

Обелиск Августа- создан в период с 1719 по 1721 гг. Он представляет собой сложный в исполнении картуш высотой около 2,3 м с овальным изображением Августа Сильного в центре. В его композиции насчитывается 240 гемм и камей, обработанных камней и скульптур, покрытых золотой эмалью.Его стоимость на момент изготовления приравнивалась к стоимости барочного дворца.

    

И самая известная работа - «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба», высотой около полуметра и длиной чуть меньше полутора метров, над которой мастер работал в течение семи лет для Августа Саксонского.

А теперь познакомимся поподробнее с наиболее известными работами мастера

«Купальня Дианы»

Декоративная чаша со скульптурным изображением римской богини. Чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см была создана в 1705 году и украшена жемчугом, бриллиантами, эмалью, орнаментом на серебре и стали и скульптурными изображениями животных. Основание вазы выполнено в форме эмалированной головы оленя.

Ваза эта – просто невероятное произведение ювелирного искусства. Мельчайшие детальки сделаны просто с математической точностью, все волоски, перышки, шерстинки и чешуйки прорезаны так, будто ювелиры не резали по камню, а рисовали их

Золотой кофейный сервиз 

Изготовлен в 1697-1701 годы. Для его создания использовались такие материалы, как золото, серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов. Сервиз оценивался в 50 000 талеров — эквивалент дворца.Сервиз отличался от традиционных вертикальным построением, большим количеством фигур из слоновой кости. . Количество предметов (чашки, блюдца, вазочки, тарелочки, ложечки и еще, и еще) — 45, размеры в собранном виде: длина 76 см, ширина — 50 см, высота — 96 см. Среди фигур — четыре стихии в виде богов римского пантеона: Нептун — морской бог, Церера — богиня плодородия, Меркурий — бог ветра, и Минерва — богиня огня. Фарфоровые части сервиза были расписаны с использованием китайских мотивов — так было модно в те времена.
Это каменный столик, на котором стоит четырехярусная пирамида, где продумано все – от золотых блюдец с золотыми же ложечками с резными ручками и до самой верхней фигурки, выполненной с невероятным мастерством. Кофейные чашки то ли вырезаны из какого-то камня с рисунками, похожими на яшмовые, то ли сделаны из фарфора, и раскрашенного под этот самый яшмовый рисунок.(Иоганн Фридрих Бёттгер (Johann Friedrich Böttger) — алхимик, работавший вместе с Динглингером, в то время был близок к открытию рецептуры фарфора. Его материалы использованы для изготовления сервиза.)
Рядом с каждой чашечкой сидит греческий бог или богиня – но если бы вы знали, КАК они сделаны! У богинь (Афины и Дианы) из слоновой кости, с любовно вырезанными волосами, лицами и рельефами тела, платья украшены золотыми звездочками каждая размером с просяное зернышко. У бога Посейдона есть конь, вместо копыт у него – ласты. Так вот, у каждой ласты – прорезаны бороздки, как у настоящих рыб, правда, конь размером меньше мыши. У совы Афины – вырезано каждое перышко, а у Дианы – каждый колосок в снопе, который она держит.  
 Каждый чайничек, каждая тарелочка – украшены растительными и животными орнаментами, и даже если это маленькая рыбка или листочек – будьте уверены, у них заботливо вырезано каждое перышко и каждая чешуинка. Верхний чайник – это шедевр, потому что мало того, что он очень сложен по конструкции, он еще совершенно сумасшедшим образом украшен орнаментом, маленькими скульптурками, драгоценными камнями.
Сервиз должен был использоваться для горячих напитков, но этого не случилось ни разу. Можно предположить, что причин было две (по крайней мере): боязнь что-нибудь разбить и страх, что при мытье или чистке слуги обязательно что-нибудь повредят или отколупают какой-нибудь бриллиантик
Самой значимой работой мастера конечно же была  -
Фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба»
Курфюрст Саксонский Август приобретал картины, отображавшие жизнь  двора Великих Моголов, но они его не удовлетворяли. Ему хотелось видеть все великолепие, весь блеск индийского двора реально – воплощенными в золоте и драгоценных камнях. Иоганн Мельхиор Динглингер, ,  создал для курфюрста Августа шедевр – «Двор Великого Могола Аурангзеба в Дели в день его рождения» (размеры его 142 х 114 сантиметров), который находится сейчас в «Зеленых сводах» в Дрездене.

И. М. Динглингер одинаково блестяще владел искусством обработки драгоценных камней, золота и серебра. К работе над этим ювелирным шедевром с множеством мелких, покрытых эмалью кукольных фигурок мастер приступил в 1701 году. К этому времени И. М. Динглингер был уже достаточно богат.

За расход материала для этого произведения (за драгоценные камни и золото) ему нужно было платить самому, как и за труд подмастерьев. Кроме золота и серебра, немецкому ювелиру потребовалось 4909 бриллиантов, 164 изумруда, 160 рубинов и 1 сапфир. Он трудился вместе с двумя своими братьями – Георгом Фридрихом и Георгом Кристофом – и 14 помощниками в течение семи лет, а в марте 1709 года преподнес свое творение Августу Сильному,

 «Двор» делится на три отделенных друг от друга внутренних двора. Первый внутренний двор устлан серебром, второй – золотом, а в третьем на троне восседает сам великий Аурангзеб, окруженный своей свитой. К его богато украшенному павильону приближаются князья со своими приближенными и слугами, несущими дары.

60 000 талеров, заплаченные ювелиру Августом Сильным, не была слишком высокой ценой. Что же касается художественного исполнения этой самой крупной работы И. М. Динглингера, то цены ему просто нет.

 Первый внутренний двор устлан серебром, второй – золотом, а в третьем на троне восседает сам великий Аурангзеб, окруженный своей свитой. К его богато украшенному павильону приближаются князья со своими приближенными и слугами, несущими дары.

 К сожалению, сегодня не хватает 391 драгоценных камней. 

     Иоганн Мельхиор Динлингер был женат пять раз и имел 23 детей, из которых выжило 11. 

    6 марта 1713 года Иоганн Мельхиор Динглингер, которого современники называли «немецким Челлини», скончался. Его сын Иоганн Фридрих Динглингер (1702–1767 гг.) в 1733 году был назначен придворным ювелиром.

Из многочисленных работ Динглингера-младшего в первую очередь следует назвать аграфы-застежки на поля шляп, богато украшенные шпаги, орден Белого орла, представляющего собой изумительную композицию из бриллиантов и изумрудов, вырезанный на ониксе портрет Августа III в бриллиантовой оправе и, наконец, пуговицы рубинового гарнитура.

Король Август III, занявший в 1733 году польско-саксонский трон, не в меньшей степени, чем его предшественник, любил искусство и роскошь. Придворному ювелиру всегда находилась работа, целью которой было удовлетворение любыми способами страстных желаний короля в приобретении дорогих художественных произведений из золота, бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Однако расплачивался Август III за сделанную работу еще более туго, чем его отец. В результате новый придворный ювелир впал в такую бедность, что в 1749 году саксонский премьер-министр граф Брюль был вынужден лично позаботиться об урегулировании проблемы с долгами Динглингера.

Никто не посчитал, сколько вещей вышло из мастерской Иоганна Мельхиора Динглингера. Это невозможно, потому что часть изделий была разобрана по частям и переплавлена. Никто не может оценить сохранившиеся изделия. Это невозможно, потому что стоимость материалов и камней ничего не говорит о художественной ценности произведений

И еще несколько великолепных работ этого мастера.

Декоративные драгоценные предметы работы И. М. Динглингера. Дрезден. Конец XVII в. — около 1720 г. Золото, алмазы, эмаль. Вазочка с крышкой, высокая ваза, флакон, ваза из нефрита.

Предметы из золотого кофейного сервиза. Мастер И. М. Динглингер. Эмаль — работа его брата Г Ф. Динглингера. Дрезден. 1697—1701 гг.

Чаша в виде дракона с Медеей на крышке. Мастер И. М. Динглингер. Дрезден. До 1709 г.

    

Кубок из рога носорога с мавританкой                                              Морской конек

Морская тема

  

Сапфировый гарнитур

Опаловый аграф

Ониксовый аграф

Карманные часы с цепочкой и печатками из карнеолового гарнитура

Вазочка с фигурами из слоновой кости

Аграф на шляпу из розовых бриллиантов Августа Сильного.

Фотография практически не передает сияние камней и изящную ажурность этого украшения. Оно действительно напоминает перо – но перо сияющее, переливающееся всеми цветами радуги, поражающее гибкостью и легкостью золотых конструкций.  

Букет и стеклянный сосуд

Часы в форме обелиска.Золото, эмаль, рубины

Предметы из изумрудного гарнитура:

охотничий нож (работы И. М. Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы И. Ф. Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден. Первая треть XVIII в.

Предметы из бриллиантового гарнитура

шпага, аграф для шляпы, аксельбант с саксонским Белым бриллиантом весом 484/в карата. Эгрет с Зеленым бриллиантом весом 41 карат.Был представлен в фото выше) Украшение. Дрезден. Середина XVIII в.

Охотничий кинжал  Иоганна Мельхиора Динлингера размером 29 1/2 дюйма. Он выполнен из частично золоченой стали, серебра, золота, резного сердолика и 330 бриллиантов с кожаной оболочкой. 

Торжественный охотничий кинжал Иоганна Мельхиора Динглингера длиной 31 1/2 дюйма. Он изготовлен из частично стального, частично золоченого серебра (вермеил), золота, резного агата и 78 бриллиантов с кожаной оболочкой.  Август Сильный имел в своей коллекции четыре церемониальных охотничьих кинжала. 

И в заключении, как всегда, ролик с видео о "Зеленых Сводах""  Дрезденской галереи.




Источник:

http://www.detskiysad.ru/art/381.html

http://www.transtrend.de/franzkarl/wordpress/?p=1639

http://www.bibliotekar.ru/muzeumGrun

http://www.peoples.ru/art/

http://www.proza.ru/2012/06/17/682

http://ruspekh.ru/people/item

http://www.liveinternet.ru/users/valniko77/post413766798/

http://loveisspeed.blogspot.ru

http://www.e-reading.by/chapter.php/1020117

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments