Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения
Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля

 

  Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году - в год коронации Александра II Освободителя. Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма...


Окончив лицей с золотой медалью, Михаил Врубель отправился в Петербургский университет — изучать юриспруденцию. 

Вожделенный Питер сходу взял юношу в оборот, заключил в свои гранитные объятия, окружил соблазнами. 




Его увлечение театром, а также пробудившаяся тяга к весьма экстравагантным нарядам требовали денег, и Врубель подрабатывал частными уроками — в первую очередь пригодилось блестящее знание латыни. Так — на правах репетитора одного из своих сокурсников — он попал в дом зажиточных сахарозаводчиков Папмелей. Здесь, у сахарных королей, он вкусил по-настоящему сладкой жизни. 





«У Папмелей Врубель жил, как родной, — пишет биограф художника Александр Иванов. — Зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле, и именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка». У Папмелей постоянно толклась богемная публика — музыканты, художники, просто сочувствующие. Должно быть, это окружение и подтолкнуло Врубеля к мысли о том, чтобы всерьез заняться живописью.

свиданиеСвидание Анны Карениной с сыном. 1878


Окончив университет с посредственными результатами (в звании действительного студента) и отбыв воинскую повинность, 24-летний Врубель поступил в Академию художеств вольнослушателем. Не будет большим преувеличением сказать, что решение это стало неожиданным не только для отца (рассчитывавшего, что Михаил продолжит семейную профессиональную традицию), но и для него самого.




сальери


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884



Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя.


моцарт

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884


В 1894-м Михаил Врубель погрузился в такую очевидную депрессию, что Мамонтов отправил его в Италию — развеяться и заодно присмотреть за старшим сыном Сергеем,который лечил в Европе почки. Вернувшись, Врубель участвовал в выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана». В газете «Русские ведомости» его отдельно упомянули как «пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты».


Михаил Александрович Врубель. Сирень


Увидев картину Врубеля «Сирень», государь сказал: 

— Как это красиво. Мне нравится.

Великий князь Владимир Александрович, стоявший рядом, горячо протестуя возражал:

— Что это такое? Это же декадентство…

— Нет, мне нравится, — говорил государь. — Кто автор этой картины? Врубель, ответили государю. 

…Обернувшись к свите и увидев графа Толстого, вице-президента Академии художеств, государь сказал:

— Граф Иван Иванович, ведь это тот, кого казнили в Нижнем?


Михаил Александрович Врубель. Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве


Воскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве. 1887


В Киеве Врубель приобрел бесценный опыт. Авторские фрески и иконы, реставрационные работы в Кирилловской церкви и Софийском соборе — это был грандиозный труд, растянувшийся на пять лет. Искусствовед Нина Дмитриева писала, что, работая в «соавторстве» с мастерами XII века, Врубель стал одним из первых крупных художников, кто «перекидывал мост от археологических изысканий к живому современному искусству».



Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве

«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества.


     Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».



Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова
 

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Фрагмент

Царевна-Лебедь, 1900, фрагмент

Врубелю

Так тихо-долго шла жизнь на убыль

В душе, исканьем обворованной...

Так странно-тихо растаял Врубель,

Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки

Лица, трагически безликого...

Душа впитала все невидимки,

Дрожа в преддверии великого...

Но дерзновенье слепило кисти,

А кисть дразнила дерзновенное...

Он тихо таял,- он золотистей

Пылал душою вдохновенною...

Цветов побольше на крышку гроба:

В гробу - венчанье!.. Отныне оба -

Мечта и кисть - в немой гармонии,

Как лейтмотив больной симфонии.

И.  Северянин  

Сообщение Ампель: Памяти Михаила Врубеля

Центральный образ, к которому Михаил Александрович Врубель обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона.


Михаил Александрович Врубель. Демон летящий


Демон летящий.



Михаил Александрович Врубель. Демон у ворот монастыря

Демон у ворот монастыря. 1880-е



Демон и Ангел с душой Тамары


   Михаилу Врубелю представился случай реализовать тему Демона, которая начала завладевать им еще в Киеве. В 1890-м было решено издать юбилейный двухтомник Лермонтова, с иллюстрациями «лучших художественных сил». Всего к работе было привлечено 18 иллюстраторов (в их числе Репин, Шишкин, Айвазовский). Должно быть, Врубель оказался среди них, благодаря протекции Мамонтова, и был единственным художником, не известным публике.


Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г.

Демон (сидящий), 1890



Михаил Александрович Врубель. Голова Демона

Голова Демона. 1890-е


По словам Анны Врубель — любимой сестры художника, которая была ему сиделкой в последние годы, — он неоднократно говорил, что устал жить. В феврале 1910-го Врубель открыл форточку и долго вдыхал морозный воздух, что спровоцировало пневмонию. Возможно, он сделал это неосознанно: последний год он был погружен в свои галлюцинации и вряд ли четко осознавал, что делает.




Накануне смерти Михаил Врубель причесался, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб с телом художника был установлен в Академии художеств — Врубель и здесь оказался провидцем. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Над могилой Врубеля Александр Блок сказал: 


«Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». 


https://artchive.ru/artists_works/filter/country:RU




Михаил Врубель. "Весна". Майолика, цветная глазурь. 1899-1900 годы.Экспонат выставки "Врубель. Майолика. Абрамцево" в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина. Идея выставки в том, что работы Врубеля иллюстрируют оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments