Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Фильм "Движение вверх". Легендарный матч и художественный вымысел

Автор - INSTITYTKA. Это цитата этого сообщения
Фильм "Движение вверх". Легендарный матч и художественный вымысел


Баскет Фильм 6 (700x350, 101Kb)

 


 

 

 







 

 

Ещё 3 января посмотрела нашумевший фильм "Движение вверх", но сразу не смогла написать пост по первым впечатлениям. В последние 20 лет сначала DVD, а потом интернет напрочь убил желание посещать кинозалы. Все фильмы, и старые, и новые смотрела или на DVD, или в интернете.  Единственный раз, когда я нарушила эту традицию  было в ноябре 2016 года на фильме  "28 панфиловцев". Тогда испытала огромное разочарование, когда в зале сидели 7 человек. И вот решила посмотреть "Движение вверх". Об истории того баскетбольного матча 1972 года много читала в спортивной литературе. Ну кино  всё же создаёт визуальный образ события. К тому же трейлеры картины очень привлекали к себе внимание. Каково же было моё удивление увидеть полные залы на этом фильме в нашем Тамбове. Шла на фильм, как на праздник. В интернете развернулась очень грамотная пиар-акция по привлечению аудитории на этот фильм, когда из каждого утюга шли репортажи о полных залах. При просмотре фильма, особенно баскетбольного репортажа из Мюнхена -72 было ощущение, что сама находишься внутри события. Современные кинозалы ничуть не напоминают советские аналоги, когда если сядет вперёд  кто-то нибудь высокий, то собой закроет весь экран. Еле успела купить билет на ближайший сеанс на 3 ряд, на более удобные места билетов уже не было, но видно было всё прекрасно. За исключением некоторых моментов, о которых речь пойдет позже, вышла из кинозала окрыленная увиденным, как будто заново воочию все пережила сама. Придя домой, малость остыла. При более подробном изучении оценок фильма, в том числе родственниками причастных к той великой победе людей - главного тренера сборной Владимира Петровича Кондрашина и центрового сборной Александра Белова, забившего победный мяч, выяснилось, что их вдовы - Евгения Вячеславовна.Кондрашина и Александра Павловна Овчинникова очень недовольны фильмом.

И вот блоггер и переводчик Дмитрий Пучков-гоблин не может понять, к чему такая шумиха вокруг "Движения вверх" в нынешней ситуации, когда наша сборная отстранена от Олимпийских Игр? А вот в самом фильме и есть ответ на это.
Вот какой был могучий и великий СССР, что даже американцы не могли себе присвоить победу, и обращались несколько раз, чтобы пересмотрели результаты матча. Так и не взяли серебряные медали ОИ.
И в каком положении находятся российские спортсмены, у которых можно отбирать медали, безосновательно.
И на каком, кстати, месте находятся российские баскетболисты?
Так что после просмотра фильма есть о чем задуматься.

 

Обо всех актерах, снимавшихсся в фильме, нет возможности написать. Напишу только о тех, чьи образы вызвали больше всего критики.

Мой видеоклип, посвященный тому легендарному матчу.



 

Источники

http://maxpark.com/community/129/content/6151387

https://m.championat.com/news/sport/basketball/2992637/

http://www.aif.ru/sport/person/basketbolist_ivan_e...ili_ot_nas_udar_po_samolyubiyu

http://www.aif.ru/culture/movie/ne_verte_glazam_7_istoricheskih_nesootvetstviy_v_filme_dvizhenie_vverh


  Александра Овчинникова

 

Вдова баскетболиста Александра Белова рассказала, что ее этот сценарий доводит до слез.

Сейчас идет такая массированная реклама этого фильма. Вчера только по «России 24» видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше»,
Из сценария она сделала вывод о том, что Александра Белова в картине описывают как смертельно больного уже во время Олимпиады 1972 года. После этого он предлагает руку и сердце советской баскетболистке и едет в США. В Соединенных Штатах советские спортсмены будто бы идут продавать икру. В районе, где живут афроамериканцы, играют с ними в баскетбол, после чего терпят поражение и напиваются в баре.
Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно. <…> Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумали и рассказывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне честно говоря плакать хочется, еще не посмотрев этого фильма. Пусть студия «ТРИТЭ» снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больны, будут неадекватно себя вести, спать с кем угодно. Пусть снимут это про семью Михалкова и скажут, что это художественный вымысел»,

Она также добавила, что когда кинематографисты собрались снимать фильм о футболисте Льве Яшине, то его вдова раскритиковала более 17 сценариев. Ей предложили на выбор тридцать актеров для исполнения главной роли.
А здесь? Поставили перед фактом, что снимают фильм. Когда мы просили убрать какие-то моменты, ответили: «Нет, иначе фильм получится плохой». Теперь получился хороший фильм, я за них очень рада, но нам плакать хочется».


Евгения Кондрашина

считает, что авторы сценария ленты ни разу не бывали на баскетбольных матчах и, конечно же, не видели Владимира Кондрашина во время игры. Она рассказала, что в сценарии оказался момент, когда Кондрашин «отключился» во время полуфинала с Кубой, который будто бы являлся договорным, а затем пришел в себя и поинтересовался, кто победил. Также в ленте появился образ инвалида-колясочника Юры Кондрашина. В конце картины сын баскетболиста якобы «от радости начинает ходить». При этом Владимир Кондрашин пытается спекулировать валютой, чтобы собрать денег Юре на операцию. Вдова утверждает, что операция никогда не была показана их ребенку.
Мы узнали о фильме в 2016 году. Позвонил Иван Едешко (член сборной, участник событий 1972 года). Спросил, принесли ли нам сценарий. Я говорю, нет, первый раз слышу. У меня аж волосы на голове зашевелились. Он говорит: «Почитайте, увидите». Мы были в ожидании. Нам привезли сценарий сотрудники «ТРИТЭ», оставили толстый том. Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово».
Она заявила, что подаст в суд на студию, если из фильма не исключат эпизод со спекуляцией валютой. Продюсеры в ответ обещали поменять сценарий, однако вдова тренера считает, что исправления мало изменили общую ситуацию. В результате студия изменила имя героя, теперь он имеет имя «Владимир Гаранжин».

Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью — победа в Мюнхене. Всё остальное — не то. И о нас пишут, будто мы суды затеяли из-за денег. Да мы бы сами, наверное, заплатили деньги, чтобы этого не появилось в свет»,

Из всей баскетбольной сборной СССР 1972 года живы сейчас только четверо игроков: капитан Модестас Паулаускас, Алжан Жармухамедов, Иван Едешко и Анатолий Поливода.


Журналист Сергей Чесноков

отметил, что всем им либо не понравился сценарий, либо они отказались его читать, однако они ничего не могут возразить, так как подписали соответствующие договоры. Анатолий Поливода, живущий на Украине, абсолютно никаких дел не хочет с русскими иметь после известных событий. Но он в фильме не фигурирует и в сценарии тоже. С Модестасом Паулаускасом мы разговаривали, я ему говорю: «Модя, ты хоть читал сценарий?». Ответ Моди: «Ты знаешь, я по-русски и говорю уже плохо, а читать, тем более такой огромный сценарий, мне трудно». Алжан Жармухамедов получил 300 тысяч рублей за свое имя. Он сценарий сначала только пролистал, читать отдал брату. Потом прислал смс-ку: «Сценарий домусолил. Довольно много неприятных моментов», Противники фильма считают, что «количество глупостей и нелепостей» в кинокартине дискредитирует Белова, Кондрашина и членов их семей. Поэтому родственники попытались повлиять на создателей ленты через суд.

Родственники пытались довести до студии позиции, что негоже, мотивируясь желанием какого-то коммерческого успеха, вставлять все что ни попадя в этот фильм, и людям, имена которых неотъемлемо связаны с олимпийской победой, приписывать совершенное нелепые, глупые, алогичные поступки, которые не вяжутся со здравым смыслом».
 

Евгений Пашутин:


Баскетбол для Владимира Кондрашина всегда был больше, чем жизнь Главный тренер «Автодора» Евгений Пашутин поделился впечатлениями от просмотра фильма «Движение вверх», рассказывающего о победе сборной СССР над сборной США в финале баскетбольного турнира на Олимпийских играх 1972 года. «Счастлив, что судьба подарила мне возможность тренироваться под руководством выдающегося наставника Владимира Петровича Кондрашина, который стал прототипом главного героя картины. Баскетбол для Кондрашина всегда был больше, чем жизнь. «Движение вверх» – просто великолепный фильм! От просмотра остались самые яркие впечатления и эмоции. Лично меня картина задела за живое! Мы все любим баскетбол, но суметь так феноменально передать события тех лет и так затронуть душу – это нечто невероятное! Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в создании и съёмках этого фильма, а также пожелать игрокам той сборной, кто остался жив, и их семьям крепкого здоровья и долгих лет жизни!» – цитирует Пашутина официальный сайт клуба.

 

КОНДРАШИН ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

Баскет Кондрашин 9768216a016e98e2ad2b172e8cc120f8 (520x520, 28Kb)

ВЛАДИМИР МАШКОВ В РОЛИ ТРЕНЕРА - ВЛАДИМИРА ГАРАНЖИНА

Фамилия заменена по требованию вдовы. Машков доказал, что он актер блестящий. Все замечания, которые раздаются в адрес фильма на совести сценаристов и режиссера. Как актер, он со своей задачей прекрасно справился. И глядя на него веришь, что он был как Кондрашин.


Баскет. Машков 102 (700x466, 93Kb)

АЛЕКСАНДР БЕЛОВ


Баскет i4b80334242f7e (700x466, 41Kb)

 

ИВАН КОЛЕСНИКОВ В РОЛИ АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА

Иван Колесников очень трогательно сыграл Сашу Белова, которого тренер любил как сына.

Баскет Колесников 21800001626010205 (510x700, 83Kb)

 

МОДЕСТАС ПАУЛАУСКАС

Баскет 1972_ussr_usa (676x557, 45Kb)


ДЖЕЙМС ТРАТАС В РОЛИ МОДЕСТАСА ПАУЛАСКАСА

Многолетний капитан сборной СССР в фильме ведет себя как новичок, как будто впервые попавший в сборную страны. Весь фильм, до самого финала будет в оппозиции к тренеру и другим игрокам. А в Мюнхене попытается сбежать из СССР, но вдруг решил одуматься и возвращается.


Баскет. Транас rsz800x800_e0b2561ee8d07e776cbb54cf7b202acc (700x469, 40Kb)Е


 Иван Едешко - автор легендарного паса


Баскет. Едешко 40 (399x700, 36Kb)

 


Кузьма Сапрыкин в роли Ивана Едешко


Баскет Сапрыкин sv13_2812_edeshko1_100 (700x463, 201Kb)

 

Не верьте глазам. 7 исторических несоответствий в фильме «Движение вверх»

Любой художественный фильм – не документалистика, и авторы имеют право на вымысел. Весь вопрос заключается в том, не перебарщивают ли создатели киношедевра.

Фильм «Движение вверх», в основу которого положена драматическая истории победы баскетбольной сборной СССР над командой США в финале Олимпиады-1972, ждали с нетерпением. Легендарные «три секунды Мюнхена» - сюжет, который, безусловно, достоин экранизации.

Любой художественный фильм – не документалистика, и авторы имеют право на вымысел. Весь вопрос заключается в том, не перебарщивают ли создатели киношедевра. Фильм «Легенда  №17» близкие двух главных героев – тренера Анатолия Тарасова и хоккеиста Валерия Харламова – одобрили.

А вот «Движение вверх» сильно расстроило вдов тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова Евгению Кондрашину и Александру Овчинникову. Женщины даже предприняли попытку отстоять свои права в  суде.

Что же не так с фильмом, и в чем его ключевые отличия от реальных событий?

 

Советские баскетболисты побеждали американцев еще при Гомельском

Создатели «Движения вверх» убеждают зрителей в том, что до прихода нового тренера Гаранжина советские баскетболисты испытывают прямо-таки патологический страх перед американцами, который не может победить наставник Александр Гомельский.

На самом деле, это не так. Сборная США действительно не проигрывала на Олимпиадах, а вот на чемпионатах мира советские баскетболисты американцев под руководством Гомельского побеждали. Кстати, в 1988 году именно под руководством Гомельского сборная СССР впервые обыграет профессионалов из Национальной баскетбольной ассоциации. И в том же году на Олимпиаде в Сеуле сборная Гомельского выиграет золотые медали, в полуфинале обыграв команду США.

 

Гаранжин на экране – антипод реального Кондрашина

На экране зрители видят тренера по фамилии Гаранжин, а не Кондрашин. Связано это с тем, что сценаристы так и не нашли общего языка с вдовой тренера Владимира Кондрашина. «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово. Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Всё остальное – не то», - заявила журналистам вдова наставника сборной СССР.  В интервью СМИ  Евгения Кондрашина сказала: «Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней». Похожее мнение у многих, кто работал под руководством Владимира Кондрашина и хорошо знал его – человек на экране к наставнику отношения не имеет, это скорее некий антипод реального тренера.

Реальный Александр Белов не был смертельно болен в 1972 году

Имя баскетболиста Александра Белова создатели фильма изменять не стали, а вот биографию ему поменяли очень серьезно. Реальный Белов действительно ушел из жизни от редкой болезни сердца в возрасте 26 лет, но произошло это через шесть лет после Олимпиады в Мюнхене. А перед Играми-1972 ни о каком смертельном заболевании Белова и речи ни шло. Соответственно, личную драму Белова сценаристы также придумали от начала до конца. «Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно… Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется…», – рассказала журналистам вдова Белова Александра Овчинникова.

 

Модестас Паулаускас не был антисоветчиком и не планировал побег

Еще один человек, чью судьбу на экране полностью переписали создатели фильма «Движение вверх» - литовец Модестас Паулаускас. Баскетболист из фильма люто ненавидит Советскую власть, русских и готовит побег за границу, от которого отказывается в самый последний момент.

Реальный Паулаускас никаким диссидентом и антисоветчиком не был. Больше того, на протяжении пяти лет он был капитаном сборной СССР. Когда в 1976 году Паулаускас заканчивал карьеру, на его прощальный матч в Каунас приехала сборная Советского Союза – такие почести «неблагонадежному элементу» в СССР не оказывали.

В 2008 году Паулаускас дал интервью «Российской газеты». Журналистам стало интересно – зачем титулованный спортсмен и тренер два раза в неделю приезжает из Литвы в небольшой российский город Краснознаменск, где занимается с местными мальчишками? «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам», - сказал Модестас Паулаускас. Судите сами, насколько литовский баскетболист в жизни похож на того, которого показали создатели «Движения вверх».

Советская делегация не планировала отказаться от финала со сборной США

Создатели фильма «Движение вверх» приложили немало сил для того, чтобы показать, как давит на баскетболистов бездушная советская система. Вступать в дискуссию на эту тему смысла нет, но нельзя пройти мимо одного принципиального момента, связанного непосредственно с матчем СССР – США. У советской делегации на самом деле не было намерений отказываться от участия в баскетбольном финале, никаких документов по этому поводу никто не готовил и пресс-конференций не собирал. Стоял вопрос о том, будет ли после теракта, совершенного палестинскими террористами, продолжена Олимпиада в целом, но решался он на уровне устроителей Игр и Международного олимпийского комитета, а не на уровне сборной СССР.

Баскетбол из фильма «Движение вверх» не имеет отношения к баскетболу 1972 года

Сам баскетбол, который показан в фильме «Движение вверх», к баскетболу 1972 года отношения не имеет. Создатели в интервью признались, что сделали это намеренно, так как молодежь уже привыкла к красочной игре Майкла Джордана и других великих игроков конца XX – начала XXI века. Но на самом деле на Олимпиаде-1972 трюковых бросков сверху с повисание на кольце не было – в СССР подобные вещи считали неуважением к сопернику, а в студенческой лиге США, игроки которой составляли американскую сборную, такие приемы на тот момент были запрещены правилами.

 

Женского баскетбола на Олимпиаде в Мюнхене не было

Не удалось создателям «Движения вверх» и обойтись без довольно грубых исторических ляпов. Яркий пример – это появление девушки Александра Белова на Олимпиаде-1972. Про нее известно, что она баскетболистка, член сборной СССР – как, кстати, и реальная жена Белова Александра Овчинникова. Вот только не могла советская девушка-баскетболистка оказаться на Олимпиаде в Мюнхене в качестве официального члена делегации. По той простой причине, что женский баскетбол на Олимпиадах дебютировал только в 1976 году, на Играх в Монреале.

 

 

Иван Едешко - консультант фильма "Движение вверх"

интервью изданию АИФ


3 секунды, которые потрясли мир — так будут говорить про этот матч. 45 лет назад сборная СССР в финале мюнхенской Олимпиды победила непобедимых: сборную США. Что это было и почему не повторяется такое никогда, рассказывает «АиФ» легендарный баскетболист Иван Едешко.


Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Иван Иванович, существует миф, что на Олимпиаде в Мюнхене перед командой поставили план: к пятидесятилетию СССР выиграть 50 золотых медалей. Было такое?


Иван Едешко: У нас же тогда было плановое хозяйство, планы делались и на выступления спортсменов. Плюс Олимпиада в Германии, сами понимаете. Перед Играми нас возили к монументу «Родина-мать», водили на встречи с волгоградскими рабочими, в Мавзолей, в ЦК ВЛКСМ. И везде звучали речи о фашизме: «Вы едете в страну, откуда пошла эта коричневая чума. Надо проявлять максимальную осторожность, возможны провокации». На самом деле в Германии к нам отнеслись очень дружелюбно. Более того, когда среди немцев провели опрос на тему того, какая команда им наиболее симпатична, они на 1 место поставили японцев как самых улыбчивых, а нас определили на 2. Не знаю, возможно, таким образом они хотели как-то загладить вину перед нашей страной...


Короче, медальный план сборная в Мюнхене выполнила, а наше баскетбольное золото стало пятидесятой медалью СССР, притом что на баскетболистов в принципе большую ставку не делали: нам запланировали серебро. В общем, если нас недооценивали даже советские спортивные функционеры, что там говорить про американцев! Те считали, что победа у них в кармане... Потом многие американские специалисты упрекали руководство своей сборной, говоря: «Мы же предупреждали, что советская сборная будет очень сильной командой!» А мы ведь и были командой. Никто не думал о личной статистике: только о победе. И, знаете, когда у одного из американцев спросили, как они вообще могли уступить, тот ответил: «Я только сейчас понял, что такое коммунизм».


— Удивились, когда команда США решила бойкотировать церемонию награждения и отказалась принимать серебряные награды? Они ведь по сей день хранятся в сейфе в Швейцарии.


— А чему тут удивляться?! Американцы ведь считают себя нацией «номер один», существуют только их интересы, вокруг которых должен вращаться весь остальной мир. Скажем, старт финального матча в 1972 планировался в Германии на 22:00, но американцы смогли перенести его на более позднее время. Просто потому, что так было удобнее показывать баскетбол зрителям в США. Это было явное нарушение правил проведения Игр, но никто помещать им не смог. И не надо заглядывать так далеко, — в 1972 год — чтобы получить представление об американцах. 2017 год — и всё то же самое: мы будем делать, как нам удобно и выгодно, а вы подстраивайтесь под нас. Но всё-таки тогда в Мюнхене они получили небольшой удар по самолюбию.


— В интервью вы как-то сказали, что Господь помог в том финале. И это слова советского человека? 


— Был эпизод накануне финала. Вечером я вышел погулять по олимпийской деревне и встретил американок, которые распространяли Библию. Разговорились. Я спрашиваю: «Вам кто дороже: родители или Бог?» Они: «Бог». Тогда я решил связать веру с патриотизмом, зная менталитет американцев, и задал вопрос: «Выбирайте: я поверю в Бога, но мы выиграем у США, или я не поверю в Бога, зато США возьмут золото». Они мне: «Пусть Америка проиграет, но поверьте в Бога». И всучили Библию, причём на русском языке. Я тогда спрятал её. Какая может быть Библия у члена сборной СССР... Но потом я долго размышлял над этим матчем. Такое стечение обстоятельств! И фол Саканделидзе, и решение Кондрашина выпустить меня на площадку, и мой бросок Сашке Белову, и то, как он поймал мяч... Без Господа тут точно не обошлось! (Счёт был 49:50 в пользу американцев, когда до конца матча оставалось 3 секунды. Едешко отдал идеальный пас через всю площадку Белову, а тот уложил мяч в корзину. Итог — 51:50 в пользу СССР. — Ред.)


— Как такой пас мог отдать баскетболист, про которого шутят: «У Едешко рука кривая»?


— Вот, посмотрите, рука у меня действительно кривая. Лет в 8 я упал с забора и сильно повредил локоть, суставы раздроблены были. В больнице руку вообще хотели отрезать. Матушка, узнав об этом, подняла такой шум, что главрач сказал: «Лично займусь Едешко, попробуем спасти». Спасли, но рука после операций вообще не разгибалась. Мама тогда придумала упражнение: наливала в бидон воды, бросала туда десятикилограммовую гирю и заставляла его поднимать-опускать. Только так — через боль, терпение — руку я и разработал. Хотя надо уточнить: это была левая рука, а пас Белову я отдавал правой. (Улыбается).


— Сейчас обладатель олимпийской золотой медали получает 4 млн руб., даже призёрам выделяются прекрасные автомобили, губернаторы дарят квартиры чемпионам... А вам за Мюнхен сколько заплатили?


— В Германии каждый получил 300 марок, а по возвращению в Союз выдали ещё 3 тыс. рублей за вычетом подоходного. Плюс разрешили за свои деньги купить «Жигули» вне очереди. «Волга» досталась только Александру Белову (отметим, что на подобную награду мог рассчитывать и Сергей Белов, который принёс в том матче — 20 очков команде СССР — Ред.). Тогда на всю сборную с 50 золотыми медалями было выделено всего пять «Волг»!

— В конце года выходит в прокат художественный фильм по вашим «трём секундам». Вы консультировали съёмочную группу?

— Да, я консультировал этот фильм. Причём над ним работала та же съёмочная группа, что и над хоккейной «Легендой № 17». Картину снимали на основе книги воспоминаний Сергея Белова «Движение вверх». И форма, и кроссовки, и даже бутылки с водой сделаны по точным копиям того времени. Этот фильм — драма о том, какой прессинг в семидесятые годы испытывали игроки и тренеры от чиновников и спортивных бонз. Главную роль — Кондрашина — играет Владимир Машков. И в том, что этот фильм будет бомбой, я совершенно уверен.

— Бывает, что груз славы оказывается слишком тяжёлым для спортсмена, потому и уходят из жизни рано...


— Бывает... Вот Саканделидзе и Коркия. Они же в Грузии кумирами были! Надо понимать, что это за страна: каждый мечтает устроить пышное застолье с олимпийскими чемпионами. А ребята не могли никому отказать, стали свадебными генералами. Зураб и Миша не дожили до 60 лет: ушли с интервалом в 13 дней. Я был у них на кладбище. Многих уже похоронить пришлось. Остальные? Дружим с Алжаном Жармухомедовым, созваниваемся с нашим капитаном Модестасом Паулаускасом: у него проблемы со спиной, поэтому он не выезжает из Литвы. Анатолий Поливода живёт в Миргороде (Полтавская обл. — Ред.). В диалог он вступает неохотно, и с ним у меня общения почти нет.


Баскет Едешко ed4e6202ce115696ecd49c7fcd144161 (591x700, 309Kb)


— Кондрашина игроки звали Батюшкой, Гомельского — Папой. Теперь так тренеров не зовут?


— Они, конечно, были разные. Если Кондрашин — тренер от Бога, то Гомельский — от жизни. Петрович (Кондрашин. — Ред.) любил игроков, при этом никогда не выбивал для них жильё, стипендии и т. д., хотя и был вхож к Владимиру Промыслову (председателю исполкома Моссовета. — Ред.). Александр Яковлевич же решал любой вопрос с ходу: обеспечить баскетболистов квартирами, машинами, поездками, формой — нет проблем. Это был человек неуёмной энергии. Такой, знаете ли, новый русский еврей. (Улыбается.) Казалось, у него всё схвачено. Будь то ЦК партии или журналисты — со всеми находил общий язык. Но была у Кондрашина и Гомельского общая черта: оба беззаветно любили баскетбол. Такой преданной любви я у современных тренеров не вижу. Сейчас это больше о том, что я могу поиметь с этого дела, чем о том, что я могу дать баскетболу. Может быть, поэтому и квалификация сегодняшних специалистов ниже. С другой стороны, что мы хотим от тренера, который в региональной спортивной школе получает гроши: 15-20 тыс.? Естественно, он не может полностью отдаваться баскетболу, потому что должен думать, где бы ещё заработать. И это печально.


— Если бы были деньги, то наш баскетбол мог бы вернуться на былые позиции?

— Понятно, что без денег в спорте никуда. Я хорошо помню девяностые, когда люди по полгода не получали зарплату. Игроки уезжали в Польшу, Венгрию, Люксембург — куда угодно, лишь бы только платили. Я тоже не выдержал, отправился работать в Ливан. Но сами по себе деньги никак не связаны с результатом. Более того, большие суммы часто меняют человеческую психологию не в лучшую сторону. Патриотизм, амбиции, профессиональное отношение к делу за доллары не купишь, как и любовь. В моё время всё это рождалось у ребят во дворах. Надеть майку сборной — это мечта с детства. А сейчас молодёжь попряталась от мира, мечты ищут в электронных гаджетах, очень мало простого человеческого общения, мало интереса к прошлому. И моё мнение: все те прошлые великие победы нашего советского спорта надо хотя бы немножечко знать и беречь. Очень обидно, когда о них забывают.

— Вы вообще могли себе представить, что сборная России по баскетболу не отберётся на Олимпиаду, как это случилось в Рио?

— Такое мне и в страшном сне присниться не могло! О чём говорить, мы же на прошлый чемпионат Европы не попали! То, что происходило с нашим баскетболом последнее время, — это вообще абсурд! Такое унижение. Федерацию фактически разграбили, долгов на 280 млн рублей, сборная стала проигрывать таким командам, которых раньше просто выносили с площадки, не заметив. Сейчас, с приходом Кириленко (глава Российской федерации баскетбола. — Ред.), финансовые дела пошли на поправку. Под его имя пошли деньги, и основной долг закрыт. И теперь эти свободные финансы можно будет пустить на успешную работу федерации.

— А что насчёт сборной? Она выздоравливает?

— Мне кажется, что у нас прекрасные игроки, каждый со своей изюминкой. Но проблема в том, что они не раскрываются на своих местах. И я уверен, что, окажись ребята в других сборных, они бы были там лидерами. Конечно, прогрессу нашей национальной команды отчасти мешает и «легионерский вопрос». Клубы хотят быстрого результата, выпускают на площадки иностранцев, а русские сидят на скамейке запасных. Как тут набраться опыта? Но всё-таки в том, что касается сборной, настроение у меня оптимистичное. Думаю, нам вполне по силам показать что-то достойное на этом чемпионате Европы.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments