Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

"Ирония судьбы", или Когда люди поют

Автор - INSTITYTKA. Это цитата этого сообщения
"Ирония судьбы", или Когда люди поют


Ирония судьбы 1510286136_ex9i (495x700, 142Kb)




31 декабря по старой советской и российской новогодней традиции,  поклонники фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром" вновь будут смотреть историю знакомства Жени Лукашина и Нади Шевелёвой.

Время от времени появляются регулярно выбросы, что телевизионные каналы прекратят показ фильма, но все попытки заменить главный новогодний фильм страны другим кинопродуктом, терпят крах.

Идея этого поста зародилась у меня год назад, после премьеры сериала "Таинственная страсть" о судьбах писателей-шестидесятников.

Я тогда специально пересмотрела вновь "Иронию судьбы" и когда я проанализировала на стихи каких поэтов прозвучали там песни, то мне стало ясно сразу, что вся новогодняя мишура фильма - просто фон, на котором исполняются песни на стихи популярных на период выхода фильма (1976) поэтов: Евтушенко и Ахмадулиной, не очень популярных Пастернака и Цветаевой, малоизвестных - Аронова и Киршона.

Сделала специальные видеонарезки песен из фильма, пыталась опубликовать на youtube, но там не получилось. Тогда я попробовала их загрузить сюда - на ЛиРу.

 

Источники

https://www.m24.ru/articles/kultura/18072017/146775?utm_source=CopyBuf


http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post411386567


https://rama909.livejournal.com/5390053.html


http://www.cultin.ru/singles-na-tikhoreckuyu-sostav-otpravitsya


http://song-story.ru/esli-u-vas-netu-teti/


https://resheto.net/raznosti/268-mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoj

http://song-story.ru/ya-sprosil-u-yasenya/


https://kulturologia.ru/blogs/210516/29632/


https://nikole-t.livejournal.com/209891.html



Долгое время зрители были уверены, что песни Жени Лукашина в фильме исполняет сам Андрей Мягков,  Однако на самом деле за Лукашина поёт Сергей Никитин.


Музыку к стихотворениям написал композитор Микаэл Таривердиев. «В этот сценарий уже были частично вставлены стихи. В частности, Цветаевой, Евтушенко - «Со мною вот что происходит». Думаю, дай я попробую. Стал рыться в стихах, взял сборники Цветаевой и Ахмадулиной и написал двенадцать песен. Предложил показать их группе. Они послушали, выбрали шесть из них - остальные были действительно хуже», - вспоминал он.

Исполнять песни Нади пригласили Аллу Пугачеву, которая на тот момент еще не могла похвастаться всесоюзной славой, к тому моменту она только недавно записала своего «Арлекино», который станет потом ее фирменным знаком. В киноленте Барбара Брыльска поет голосом примадонны. «Я записывалась по семь часов: три часа с композитором, потом приходил режиссер, все браковал, и три часа я записывалась с ним, и в последний час - седьмой - их мнения совпадали, я записывала - уже глубокой ночью - то, что было нужно. И оба оставались довольны. А может быть, просто уставали. В конечном счете слушатели все-таки приняли результат наших совместных поисков, - и это главное», - вспоминала Пугачева.

 

Евгений Евтушенко "Со мною вот что происходит" (1957)


С этой песни начинаются идти титры фильма


Печальные строки, полные упрека, адресованного "старому другу", который не заходит к лирическому герою и предоставляет ему общаться с "разнообразными не теми", Евгений Евтушенко посвятил своей первой жене – поэтессе Белле Ахмадулиной.  К моменту появления стихотворения, изначально озаглавленного "Б. Ахмадулиной" , они были женаты три года. В отношениях наметилось охлаждение – как позже сформулирует Евтушенко в одном из интервью, их любовь "просто перестала быть".






Борис Пастернак "Никого не будет в доме" (1931)


Галя спрашивает Женю: Когда люди поют?


Женя : на демонстрациях, в опере поют, когда выпьют


Галя : Люди поют, когда они счастливы


Роман Бориса Пастернака и Зинаиды Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.





 

Белла Ахмадулина "По улице моей который год" (1959)


Бередящее душу стихотворение о быстротечном времени и уходящих друзьях. Даже не верится, что одно из своих самых известных стихотворений ««По улице моей который год…» поэтесса Белла Ахмадулина написала, когда ей было всего 22 года. Ведь очень уж взрослые и выстраданные строки.





Михаил Львовский "Вагончики" (1962)


Песня была написана для пьесы «Друг детства» в 1962 году, исполнялась в 1960-х годах в спектаклях театров «Современник» и «Ленком», причём существовали две версии — с музыкой Геннадия Гладкова и Таривердиева.

Автор слов Михаил Львовский так вспоминает историю создания песни:

Как раз была «оттепель». И я написал пьесу «Друг детства». Сюжет ее в том, что одного мальчика берут в армию, он очень плохо служит, потому что интеллигентный, щупленький, что для армии не подходит, но своей бывшей однокласснице, которую в школе звали «Царица Ирина» и в которую он влюблен, врет про свои похождения в армии. А в него влюблена подруга «Царицы Ирины». Это она поет: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется – перрон останется…» Станция Тихорецкая, сейчас город Тихорецк, находится в часе езды от моего родного города Краснодара, с которым я связываю все, что пишу. … На моем экземпляре стоит дата - 1962 г. ... Пьеса ставилась в двух театрах: «Ленкоме» в постановке Ролана Быкова с музыкой Таривердиева, и в «Современнике» в постановке Виктора Сергачёва с музыкой Геннадия Гладкова. В Москве песню больше пели с музыкой Таривердиева, а в Ленинграде с музыкой Гладкова. В своих сольных концертах ее исполняла Майя Головня, которая потом записала эту песню на моей авторской пластинке. Когда пьесу запретили, Таривердиеву жалко было песню и он её вставил в оперу «Апельсины из Марокко» по Аксёнову.


Для фильма "Ирония судьбы" Рязанов решил использовать песню, ещё не зная, кто написал музыку. Со временем выяснилось, что это был Микаэл Таривердиев, и Рязанов пригласил его написать и другие романсы для будущего фильма. Для фильма песню исполнила Алла Пугачёва, хотя до неё пробовались и другие. При монтаже песню сделали короче, удалив второй куплет (что хорошо слышно, так как третий куплет выше на терцию). Позже полная версия этой песни вошла в сборник Пугачёвой.






Александр Аронов "Если у вас нету тёти"


Песня, которую герой Андрея Мягкова назвал в фильме «Арией московского гостя».

В основе произведения лежит незамысловатое по форме и глубокое по содержанию стихотворение «Песня о собаке». Его написал поэт-шестидесятник Александр Яковлевич Аронов.

По воспоминаниям известного юриста Льва Симкина, который был знаком с Ароновым, в фильм Рязанова стихотворение попало неожиданно для автора. Однажды Александру Яковлевичу позвонила ассистент режиссера и попросила разрешения использовать «Песню о собаке» в новой картине. Учитывая, что прежде его стихи часто публиковали, не спрашивая согласия, поэт очень удивился и, конечно, дал добро. Еще большим сюрпризом для него стали восемьдесят рублей гонорара, высланные почтовым переводом. Автором музыки значится композитор Микаэл Таривердиев. Правда, некоторую сумятицу вносит тот же Лев Симкин. Сергей Никитин, исполнивший «Если у вас нету тети» в «Иронии судьбы», рассказывал ему, как по просьбе Эльдара Рязанова сам подбирал несложные аккорды к будущей композиции.





Марина Цветаева
"Мне нравится, что Вы больны не мною" (1915)

 

Строки Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…» стали массово известны на территории всего бывшего СССР в 1976 году, когда 1 января по телевидению впервые был показан фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

В сценарии Эмиля Брагинского и Рязанова этот момент описан так:


– Ладно. Уж так и быть, спою вам, – вдруг согласилась Надя. – Хотя вы этого не заслуживаете.


При этом, в киноленте не прозвучали строки:


  • Мне  нравится  еще,  что  вы  при  мне


  • Спокойно  обнимаете  другую,


  • Не  прочите  мне  в  адовом  огне


  • Гореть  за  то,  что  я  не  вас  целую.


  • Что  имя  нежное  мое,  мой  нежный,  не


  • Упоминаете  ни  днем,  ни  ночью  -  всуе...


  • Что  никогда  в  церковной  тишине



  • Не  пропоют  над  нами:  аллилуйя!

 

Стихотворение «Мне нравится…» было написано еще в  далеком 1915 году. История появления стиха связана с родной сестрой поэтессы - Анастасией Цветаевой и  посвящены эти волнующие строки были  ее второму мужу - Марвикию Минцу.


По воспоминаниям самой Анастасии Цветаевой, Маврикий Минц оказывал ее сестре знаки внимания, выражая свое восхищение и преклоняясь перед поэтессой. Ловя на себе его взгляд, Марина Цветаева краснела, словно юная гимназистка, и ничего не могла с этим поделать. Однако взаимная симпатия так и не переросла в любовь, так как к моменту знакомства поэтессы с Маврикием Минцем последний уже был обручен с  Анастасией. Поэтому стихотворение «Мне нравится…» стало рифмованным  ответом на слухи о возможном романе. По-женски изящно Марина Цветаева смогла поставить точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась собственной сестре, что увлечена ее женихом не на шутку.





Владимир Киршон "Я спросил у ясеня"


Из всех песен, звучащих в фильме «Ирония судьбы, или с Легким паром», композиция «Я спросил у ясеня» производит впечатление наиболее слабой в плане текста. Она выглядит несуразно рядом с произведениями на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. В сравнении с ней даже незамысловатая "Если у вас нету тёти"  и житейски простая "Вагончики" кажутся глубокомысленными философскими размышлениями о смысле бытия.

Не согласны? Тогда вспомните, какая песня из фильма породила наибольшее количество народных шуток и эстрадных пародий. Конечно, «Я спросил у ясеня» с ее нелепым сюжетом и вызывающими недоумение словами.


Написал ее автор, которого при всем желании нельзя поставить в один ряд с вышеупомянутыми поэтами. Речь идет о советском драматурге и писателе Владимире Киршоне, клепавшем пролетарские пьесы и агитационные песни в двадцатых – тридцатых годах прошлого века. Об их уровне можно судить уже по названиям: «Рельсы гудят», «Чудесный сплав», «Хлеб» и так далее. Несмотря на очевидную убогость произведений, их были вынуждены ставить ведущие театры страны.


Хренников позже вспоминал:

Ноты этой песенки у меня не сохранились, — рассказал Хренников. — Может, где-то в архиве Вахтанговского театра они есть? У меня было повеселей, чем у Таривердиева. Там это была ироническая песня…
 

Чем она запала в душу Эльдару Рязанову, сказать сложно. Говорят, он давно хотел использовать ее в каком-нибудь фильме, но место для нее нашлось лишь в «Иронии судьбы». Новую музыку сочинил Микаэл Таривердиев, а спел композицию Сергей Никитин.




 

Марина Цветаева "У зеркала"


Стихотворение «Хочу у зеркала, где муть» из цикла «Подруга» Марина Цветаева посвятила поэтессе Софье Парнок – своей запретной и страстной любви. По сути всё её творчество 1914 – 1916 года – лирический дневник, в котором зафиксировано развитие отношений с Парнюк. При этом Парнок уже в своей «инакости» освоилась, а Цветаева ещё пребывала в муках самоопределения.





Александр Кочетков

"Баллада о прокуренном вагоне" (1932)

 

Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое - случайно или не случайно - ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала "Баллада о прокуренном вагоне".

Прекрасное стихотворение. Редкая удача.Начну все же с него. История появления "Баллады" - в записках жены поэта Нины Григорьевны Прозрителевой: "Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи-Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отьезда решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отьезд. Эти же дни - подарок судьбы - переживать как сплошной праздник.Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение "полугрущу, полусплю". В стихотворении - "полуплакал, полуспал").

В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе. В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение "Вагон" ("Баллада о прокуренном вагоне")..."Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой любящих друг друга существ.

Так мы узнаем дату написания - 1932 год - и исполненную драматизма историю стихотворения, которое было напечатано спустя тридцать четыре года. Впервые "Баллада о прокуренном вагоне" была опубликована со вступительной заметкой о поэте в сборнике "День поэзии" (1966). Затем "Баллада" вошла в антологию "Песнь любви" (1967), и с тех пор она все чаще и охотнее включается в различного рода сборники.





 

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, -
И каждый раз навек прощайтесь
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment