Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Братья Люмьер, Капуцинки и Десятая муза.

Автор - INSTITYTKA. Это цитата этого сообщения
Братья Люмьер, Капуцинки и Десятая муза.

Кино img3 (700x525, 136Kb)

 



Мой видеоролик, в котором представлены некоторые фильмы, в которых показан кинопроцесс.

https://lentachel.ru/news/2017/12/28/poezd-dengi-k...a-mezhdunarodnyy-den-kino.html

http://nashasreda.ru/russkij-kinematograf-dorevolyucionnogo-perioda/

 

Именно 28 декабря в 1895 году братья Луи и Огюст Люмьер, изобрётшие и запатентовавшие аппарат «Синематограф», организовали первый в истории человечества публичный платный киносеанс, который прошёл в Париже, в доме №14 на Бульваре Капуцинок (не Капуцинов, именно Капуцинок, и никак иначе).

Как и положено добротному празднику, Международный день кино обзавёлся своей легендой: в многочисленных описаниях знаменательного киносеанса можно встретить информацию о том, что во время показа фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» зрители так испугались изображения поезда, что в панике бросились бежать из зала. Однако легенда эта, возникшая благодаря ошибке в советском учебнике по истории немого кино, не соответствует действительности как минимум наполовину - показ «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» состоялся не 28 декабря 1895 года, а лишь 6 января 1896 года.

Первые демонстрации кинематографа в России состоялись в 1896 г.: вначале в Москве и Петербурге, затем на Всероссийской ярмарке в Н. Новгороде. В 1896 г. произведены также первые любительские киносъёмки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.). Кинематограф получал распространение чрезвычайно быстро, зрителей поражала «живая фотография». Это был общий для всех стран «аттракционный период» в развитии кино. До 1907 г. фильмы в Россию завозились главным образом из Франции (фирмы «Пате» и «Гомон»), а также Англии, Италии, Германии. Во многих русских городах открывалась стационарные кинотеатры, утверждался отечественный кинопрокат.

Наряду с «царской хроникой» производились документальные съёмки видных деятелей русской культуры Л. Толстого, В. Давыдова и др.  Первые попытки организовать отечественное кинопроизводство относятся к 1907 г. Петербургский фотограф А. Дранков объявил об открытии киноателье и выпустил в 1908 г. фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»), положивший начало русской художественной кинематографии. Ранние годы кино в России связаны с петербургским и, особенно, с Введенским народными домами в Москве, откуда пришли первые актёры, режиссёры, художники (И. Мозжухин, А. Гончарова, А. Громов, В. Гончаров, П. Чардынин и др.).

Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А. Ханжонкова, основавшего 1-ю в России кинофабрику. Русский кинематограф с момента возникновения утверждался как самобытное национальное искусство. В поисках русской темы пионеры кино обращались к народным песням, к произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, А. Островского, Л. Толстого.

Игровое кино в России, возникнув на 10-12 лет позднее, чем во Франции, Англии, Германии, США, к 1914 г. по художественному уровню не уступало кинематографии этих стран. Начало империалистической войны привело к резкому сокращению импорта фильмов; ослабление иностранной конкуренции обусловило рост кинопроизводства в России (фирмы И. Ермольева, Е. Венгерова, Д. Харитонова и др.). Начался массовый выпуск шовинистической хроник и агитационно-игровых лент. Неудачи России на фронтах 1-й мировой войны привели к изменениям кинорепертуара. Наибольшей популярностью пользовались салонно-психологические мелодрамы, на которых отчётливо сказалось отрицательное влияние декадентства («Умирающий лебедь», 1917 г., «Пляска смерти», 1916 г., «Смерч любовный», 1916 г., и др.).Настроения отчаяния и душевной опустошённости в этих фильмах отражали пессимизм класса, обречённого революцией на гибель. Многосерийные авантюрно-приключенческие фильмы «Сонька — золотая ручка» (1914-15 г., 1- 6-я серии), «Антон Кречет» (1916 г., 1-4-я серии) были призваны отвлечь массового зрителя от политической жизни. Пошлые, скроенные по образцу бульварной литературы киноподелки составляли подавляющую часть репертуара военных лет.

В 1916 русские фирмы выпустили 500 фильмов из 2000, созданных за все годы дореволюционного кино (этому способствовал спекулятивный ажиотаж). Число прогрессивных фильмов было невелико, но их роль в развитии национального кинематографа была значительна. В «золотой фонд» искусства кино вошли лучшие экранизации русской классической литературы: «Дворянское гнездо» (1915 г., по И. Тургеневу, реж. В. Гардин), «Пиковая дама» (1916 г., по Пушкину) и «Отец Сергий» (1917-18 г., по Л. Толстому, оба реж. Я. Протазанов), «Наташа Ростова» (1915 г., по Толстому, реж. Гардин, Протазанов), «Снегурочка» (1914 г., по А. Островскому, реж. Старевич) и др.

. Все лучшие достижения дореволюционного кино связаны с обращением к передовым традициям русской культуры — классической литературе и живописи. Наряду с самобытной школой режиссёров и актёров в русском кино сформировались профессиональные кадры операторов (Н. Козловский, А. Левицкий, П. Ермолов, Е. Славинский, Б. Завелев, П. Новицкий, А. Лемберг) и художников (Б. Михин, Ч. Сабинский, В. Баллюзек, В. Егоров). Они разработали новые приёмы освещения, динамической съёмки, монтажного использования крупных планов, впервые внедрили фундус — систему разборных щитовых декораций. Творчество этих мастеров было органично связано с традициями русского изобразительного искусства.

 

Кинотеатр "Модерн" в Тамбове

 

Кино 82502197_large_2129370_1 (699x498, 92Kb)

 

Здание, в котором расположен кинотеатр "Модерн", построили в 1908 году. Именно на этом месте, по некоторым сведениям, находился трактир "Берлин", который упомянался в поэме М. Ю. Лермонтовым "Тамбовская казначейша". Гостиница и трактир "Берлин" принадлежали бывшему военнопленному Доминико Пивато. Он оказался в России вместе с армией Наполеона, попал в плен, судьба привела его в Тамбов, где он смог организовать свое дело. К истории создания в Тамбове кинотеатра "Модерн" причастны три человека.

В 1911 году возникла острая необходимость расширить здание и началось сооружение пристройки с северной стороны. Тогда и появились большое фойе, парадный вход с лестницей, буфет, гардероб и туалетные комнаты. Все было сделано на высоком уровне. Оформление интерьера нового кинотеатра, его внешняя архитектура соответствовали стилю модерн.

В 1914 году по окладной книге стоимость электрокинотеатра "Модерн" оценена в 28870 рублей. В 1917 году театр и ближайший к нему дом по улице Дубовой принадлежали уже А. Булгакову.

В 1952 году решили заменить немецкое слово "Модерн" в названии, переименовав его в кинотеатр "Звезда". В конце пятидесятых годов, когда кинотеатр "Родина" стал главным в Тамбове , бывшему "Модерну" отвели роль кинотеатра повторных фильмов, однако уже в конце 60-х годов он считался ведущим в городе Тамбов.

По материалам книги А.А. Горелова, Ю.К. Щукина "Тамбов. Справочник-путеводитель"

 

Подборка публикаций из газет столетней давности.

 

http://starosti.ru

 

24 (11) февраля 1913 года

 

Московская Газета

 

На экране.

        Нам очень хотелось-бы отметить что-нибудь выдающееся среди кинематографических новинок, но, к сожалению, рутина и скудоумие авторов заставляют нас ограничиться почти простым перечнем очередных картин.

Название одной из них Жрица сладострастия", достаточно определенно говорит о том, что автору этой „современной, захватывающей драмы“ чужд литературный вкус и чувство меры. Не касаясь сущности никому не нужного сценария, отметим только те „обширные” познания жизни большого света, с которыми автор подошел к своему „творению“, трактующему о прихотях и капризах великосветских женщин. Оказывается красивые и богатые барышни, будучи избалованы жизнью, ходят в своих хоромах окруженные стаей собак и кошек, а когда во двор их замка входят уличные музыканты, барышни развлекаются тем, что натравляют» на них своих свирепых собак. Затем далее: на великосветском балу хозяйка дома, оставляя гостей, уходит в соседнюю комнату, ложится на кровать и находить себе новый остроумный способ развлечения: она снимает с ноги башмак и запускает им сквозь дверь в танцующих, при чем башмак попадает в руки ее любовника.

Разумеется, к подобным бульварным сочинительствам мы не можем предъявлять тех серьезных требований, о которых неоднократно говорили, и если бы деятели кинематографа совсем не интересовались подобными пошлостями, дело кинематографии могло-бы только выиграть...Можно ли говорить об исполнении этой „драмы“? Что можно требовать от актрисы, которую заставляют, надев бальное платье, швырять башмаки в своих гостей?.. Актрису эту можно только пожалеть...


Сильно рекламируемая „Королева Луиза”, названная даже „редким шедевром кинематографии“, является описанием жизни и деятельности прусской королевы Луизы.Актриса, играющая роль Луизы, удачно совмещает величие королевы с кротостью человеколюбивой женщины, да и все прочие артисты очень прилично проводят свои роли. Интересно отметить ту тщательность, с которой производились съемки: фигурирующая на экран колыбель детей Луизы снята с подлинной королевской колыбели, находящейся в одном из берлинских музеев. Въезд Луизы в Берлин обставлен так роскошно и помпезно, что вызвал даже одобрение императора Вильгельма. Вообще, с внешней стороны, картина не оставляет желать лучшего, хотя со стороны содержания ограничена интересом чисто-местного характера.

Шаблонная по содержанию мелодрама „Напевы женской души“ смотрится с некоторым интересом, благодаря тем живописным и характерным сценкам, которыми картина изобилует. Сущность сценария заключается в том, что отец живущего в Париже скульптора неожиданно приезжает к сыну и застает в его доме женщину с ребенком. Будучи уверен, что женщина—любовница сына, он посылает ей деньги на воспитание ребенка, а сына своего увозить в имение. Спустя некоторое время выясняется полная невиновность скульптора, и все оканчивается к общему благополучию. Интересны моменты, трактующие о жизни парижской богемы, живописны ландшафты французской деревни, характерны снимки со старинных замков и модных отелей. Разыгрывается вещица довольно бойко, главным образом благодаря живой и искренней игре мнимой любовницы.

Не обошлась истекшая неделя, конечно, без картины с участием Асты Нильсен. Все таки эта одна из лучших артисток кинематографа, поднимающая его до известной степени художественности. Исполнение ею на этот раз главной роли мелодрамы „Бедная Женни" — безукоризнено, благодаря особенностям дарования актрисы, которой наиболее удаются характерный роли с оттенком быта. Прелестна первая часть картины, изображающая будни мещанской семьи; дальше идет, к сожалению, беззастенчивая мелодрама с проклятием отца, соблазнителем, замерзающей „блудницей” Женни и т. п.
Следует отметить художественное исполнение роли отца Женни даже в такой утрированной сцене, как проклятие дочери.

Якоби.



Кадр из фильма "Die arme Jenny".

 

06 августа (24 июля) 1913 года

 

 

Кинематограф-автомобиль.  

  Некий предприимчивый москвич заказал заграницей автомобиль, приспособленный для кинематографических сеансов. На автомобиле установлена динамо-машина, приводящаяся в движение от его мотора и бросающая на складной экран сноп электрических лучей. Публика располагается перед этим передвижным кинематографом на лоне природы.

 

Кинематограф для музея.

  На днях по предложению одного американского кинематографического акц. о-ва будут сняты крестьяне многих русских губерний в своих национальных костюмах и несколько картин русского крестьянского быта.

Эта фильма предназначается для нью-иоркского этнографического музея.

 

09 августа (27 июля) 1913 года

 

 

 

ФАБРИКА ПОРНОГРАФИЧЕСК. ФИЛЬМ.

        Берлинская полиция напала, на след тайной фабрики порнографических фильм (лент для кинематографа). При «закрытых дверях» фабрика изготовляла фильмы крайне непристойного содержания. Снимка производились обыкновенно, по ночам. Часть их оказалась проданной. Из виновных художников 4 арестованы, пятый бежал.

13 августа (31 июля) 1913 года

 

 

КИНЕМАТОГРАФ в ВОЙСКАХ.

        Военный министр, признавая полезное значение кинематографа, поручил состоящему при Николаевской академии генерального штаба Скобелевскому комитету взять на себя задачу снабжения. войсковых частей соответствующими лентами и, в случае желания полков, полн. оборудованием кинематографов; при этом все, что касается отдела военного образования будет намечаться главным управлением генерального штаба Скоблевский комитета, имея среди всех войсковых частей своих уполномоченных, рассчитывает на благоприятное отношение к его задаче в смысле облегчения воспроизведения тех или других картин из военного быта и из жизни войск. Привлекая солидные фирмы к делу комитет надеется поставить дело настолько хорошо, чтобы удовлетворить все требования, гарантируя при этом получение частями войск картин, тщательно подвергшихся цензуре.

 

15 (02) августа 1913 года

2 Русское Слово

 

Кинемо-театр.

 

        Состоялась закладка огромного кинемо-театра на Старой Триумфальной площади, открываемого одной из московских кинематографических фирм.Зрительный зал нового театра рассчитан на 2,000 человек. В новом театре будут даваться смешанные представления, то-есть пьесы драматического жанра, тесно связанные с кинематографом. Артисты будут разыгрывать целые сцены вперемежку с демонстрацией картин, дополняющих на экране действие пьесы. Для этого, конечно, потребуются особые, сценарии, которые будут заказываться русским драматургам.Новый кинемо-театр будет отстроен к ноябрю. Открытие его состоится в предстоящем театральном сезоне.

20 (07) августа 1913 года

 

На экране.

        Во Франции предпринята попытка. заслуживающая подражания. Префект парижской полиции отпечатал в количестве полумиллиона экземпляров воззвание, объясняющее вред от мух – главных распространителей заразы – и приглашающее беспощадно истреблять их. Это воззвание теперь распространяется по всей стране. Оно содержит ряд практических советов о том, как предохранить пищевые продукты от мух, как защищать жилища от их доступа. как уничтожать их и проч. Четыреста тысяч этих воззваний будут разосланы в начальные школы. Кроме того в Париже и во многих других городах Франции расклеены афиши с рисунками в красках, представляющие собой сильно увеличенную муху во всех стадиях ее жизни. Около афиш собираются целы е толпы любопытных.

 

25 (12) августа 1913 года

 

Запрещение играть в кинематографах.

        Председатель дирекции варшавских Императорских театров Ю.А.Малышев издал по вверенным ему театрам следующий приказ:

        „За последнее время артисты и артистки варшавских правительственных театров принимают все чаще и чаще участие в мимических сценах, с коих производятся снимки для кинематографических представлений.
По большей части снимки эти, нося сенсационный характер, по своему содержанию ничего общего с искусством не имеют, а потому участие в них всего менее соответствует достоинству и назначению артистов серьезной сцены.
В виду этого, я, по примеру многих европейских театров, безусловно считаю необходимым воспретить артистам и артисткам варшавских правительственных театров принимать участие в кинематографических снимках“.

 

Московская Газета

На экране.

        Лица, близко стоящие к кинематографии и специально кинематографические журналы упорно уверяли, что предстоящий зимний сезон создаст переворот в области кинематографа в смысле исправления главного недостатка—улучшения сюжетов кинематографических сценариев.Все виденное нами до сих пор, как например „Клятва молчания“ или „Барышня из магазина“ говорит противное. В обеих картинах снова фигурируют бесконечные трюки, снова героиня попадает под колеса автомобиля, герой стреляется, бесконечные дуэли, a психологических переживаний нет как нет. Если и все дальнейшие „боевики" будут так же интересны, любителей кинематографа поздравить нельзя.

 

 

 

 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments