Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

«Вий».Очень Брутальная история

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
«Вий».Очень Брутальная история



27 ноября 2017 года исполнилось 50 лет со дня выхода в прокат первого и единственного советского фильма ужасов – экранизации повести Гоголя "Вий".

Действительно, в картине есть немало, леденящих душу сцен, да и сам мистический сюжет способствует тому, чтобы отнести «Вий» к разряду фильмов ужасов.

Фильм потряс воображение неискушенного советского зрителя и собрал в прокате за год 32,6 млн. руб.

В отличие от кинопрочтения 1967 года, сюжет повести Николая Васильевича Гоголя не был сконцентрирован на всех тех страстях и ужасах, которые Хоме довелось пережить за три ночи отпевания покойной панночки. "Вий", вошедший в сборник "Миргород" 1835 года, куда более живописно представлял картины малоросской жизни, бытовые зарисовки, говор.


Из фильма, увы, выпадают многие фрагменты повести, и оценить тонкое гоголевское чувство юмора и его прекрасное владение нюансами языка может только читатель, но никак не зритель. Вот лишь некоторые цитаты, не вошедшие в киноверсию:

Пришедши в кухню, все несшие гроб начали прикладывать руки к печке, что обыкновенно делают малороссияне, увидевши мертвеца.

Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик.

… а погонщик скотины пустил такой густой смех, как будто бы два быка, ставши один против другого, замычали разом.

… отвечал один из сидевших, с лицом гладким, чрезвычайно похожим на лопату.

У нас есть на селе козак Шептун. Хороший козак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но… хороший козак.

… и съел почти один довольно старого поросенка.

Он успел обходить все селение, перезнакомиться почти со всеми; из двух хат его даже выгнали; одна смазливая молодка хватила его порядочно лопатой по спине, когда он вздумал было пощупать и полюбопытствовать, из какой материи у нее сорочка и плахта.

Он выжидал только послеобеденного часу, когда вся дворня имела обыкновение забираться в сено под сараями и, открывши рот, испускать такой храп и свист, что панское подворье делалось похожим на фабрику.

После этого он заснул довольно громко.


А в стремлении нести ужас народных преданий в просвещенные массы Гоголь был куда изощреннее советских кинодеятелей. Сам не подозревая того, писатель во многом отталкивался от принципа "саспенса" (сформулированного намного позже Хичкоком, как "нет ничего страшнее закрытой двери"). Гоголевский Хома Брут не смотрит на летающую вокруг него в гробу панночку, он вперил взгляд в Священное Писание и лишь слухом улавливает: "Глухо стала ворчать она и начала выговаривать мертвыми устами страшные слова; хрипло всхлипывали они, как клокотанье кипящей смолы". Согласитесь, куда страшнее, чем юная Варлей в белых одеждах, с распростертыми объятиями, которая, пусть не по-доброму, но звонко и отчетливо говорит: "Опусти на него слепоту, напусти на него седину, заворожи, снегом белым припороши!".

Впрочем, что мы все о книге?

О том, как рождался первый «социалистический фильм ужасов».



Идея экранизировать страшную историю Гоголя принадлежит тогдашнему директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву. К постановке он привлёк двух студентов Высших режиссёрских курсов Константина Ершова и Георгия Кропачёва.
Но в процессе съёмок стало понятно, что они не совсем справляются с материалом, и тогда им на помощь призвали уже опытного мастера Александра Птушко. Он к тому времени был уже известным режиссёром, давно работал в кино, специализировался, в основном, на фильмах-сказках, поэтому вполне был осведомлён о том, как придать картине волшебный оттенок. И именно благодаря Птушко в фильме появились многие динамичные эпизоды, в том числе и легендарная жуткая сцена с летающим гробом.

В фильме Панночку сыграла Наталья Варлей.


Но начинала сниматься в картине другая актриса - Александра Завьялова, обошедшая на пробах претенденток.


Но как только начались съемки, Завьялова тяжело заболела.

Уже на следующий день после утверждения Натальи Варлей с нее сняли мерки для… гроба, в котором ей предстояло летать.

Для съемок изготовили три гроба. В одном Панночка просто лежала, второй — совсем небольшой и закрытый для общих планов, а вот для летающего пришлось сделать целую систему. Гроб подвесили на подвижных металлических струнах, в основание был вмонтирован штырь, к которому Наталью Варлей пристегивали монтажным поясом.
«Злость Панночки» снимали на специальном вибраторе, который трясся и качался вместе с актрисой.

На главную роль Хомы пробовались Вячеслав Невинный, Владимир Коршунов. Но утвердили пробу Леонида Куравлева.


"Что касается Гоголя, то я получил большое наслаждение от съемок в «Вие». Это счастье - получить роль в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. ­Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру"- вспоминал Куравлев.

На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину — все актрисы отказывались еще на стадии проб. Поэтому Ведьму сыграл мужчина — актер Николай Кутузов.


Вия — ночной кошмар не только Хомы Брута, но и многих советских детей — играл силовой акробат Николай Степанов. Нужен был физически сильный и рослый актер, чтобы таскать на себе костюм чудовища. Сам костюм делали из пропитанных смолой слоев мешковины, руки были слеплены из гипса, веки откидывались на шарнирах, а глаза монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью. Костюм был невероятно тяжелый, что способствовало медленной и неуклюжей походке Вия.

Для свиты Вия были нарисованы сотни эскизов. Птушко отобрал самые фантастические. Для рослой «нечисти» были приглашены артисты цирка и спортсмены, а остальных демонов играли карлики. Упырям делали разный грим: одних красили в синюшный оттенок, других в серый, рисовали скелеты, приделывали дополнительные носы, клеили висящие уши, «убирали» лица.
Птушко даже пригласил на съемки десятерых лилипутов для контраста с рослой нечистью, чтобы придать ей более зловещий вид.

В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. 50 ворон изловили прямо на «Мосфильме» в силки, выложив приманку. По команде режиссера черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон «церкви»…

На съёмках третьей ночи с участием чудищ были куклы в количестве 14 штук. Здесь же бегали и актеры, игравшие живую нечисть - упырей, вурдалаков и вампиров. Всех загримировали так, что они выглядели лысыми и голыми.
упыри (599x678, 530Kb)


Некоторые имели синюшный оттенок, другие - серовато-черный. По ­команде Панночки они нападали на Хому, но никак не могли пробить тот магический круг, который он начертил вокруг себя мелом на полу. Снимали трюк с нечистью, которая лезла по вертикальной стене так: из толстых досок сколотили «стену», которую поставили под углом к полу, и съемку вели сверху, с операторского крана. В роли нечисти здесь снимались 12 гимнастов и 4 батутчика.





В фильме звучит музыка написанная Кареном Хачатуряном
<td><td>Прослушать запись Скачать файл</td></tr>





и фрагменты из произведения Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе».




Вот уже 50 лет картина будоражит зрителей, несмотря на то, что с тех пор технический прогресс шагнул далеко вперёд, и киноиндустрия пополнилась огромным множеством потрясающих спецэффектов.
РІРёР№ (700x678, 301Kb)

Чем же так притягателен этот старый фильм? Наверное, в первую очередь надо отдать должное магии гоголевского текста и сюжета.
РІРёР№1 (700x535, 282Kb)

Ну а во-вторых, людей всегда, во все времена привлекала мистика, то, что нельзя объяснить научным способом, то, что лежит за пределами простого человеческого разума и понимания. Да, это нельзя понять, но к этому хочется хоть ненадолго приблизиться, чтобы в очередной раз убедиться – есть вещи, от которых лучше держаться подальше.

Этой истиной пренебрёг в своё время герой «Вия» Хома Брут и дорого за это поплатился.

Вот и сам фильм-





https://ria.ru/weekend_cinema/20121127/784314277.html
https://kinoyurco.com/ct/yur_id_51303.php
https://afisha.rambler.ru/movies/38322392-kak-snim...skiy-film-uzhasov-viy/?updated
https://www.culture.ru/movies/2717/viy

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Если б не было войны...

    Еще до встречи вышла нам разлука, И всё же о тебе я вижу сны. Ну разве мы прожили б друг без друга, Мой милый, если б не было войны, Мой…

  • Потсдам не Германия

    Автор - КЛИМ1. Это цитата этого сообщения Потсдам не Германия. Tолько я начал обживаться в деревне с лирическим названием Лаффайет, что…

  • О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения О СКУЛЬПТОРЕ А.М.ОПЕКУШИНЕ. 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments