Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Призрак Кёнигсберга- Кафедральный собор

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
Призрак Кёнигсберга- Кафедральный собор

Кафедральный собор Кенигсберга для Калининграда имеет, наверное, такое же историческое значение, что и Кремль для Москвы. По сути, Кафедральный собор — это визитная карточка Калининграда, важнейшая и древнейшая достопримечательность города.

Изображения Кафедрального собора встречаются повсюду: на открытках, на кружках и янтарных картина.

На одном из немногих мест, напоминающих о его немецком прошлом, на острове Канта возвышается гордость Калининграда – старинный и величественный Кафедральный собор, реставрация которого началась в 1992 году. А во времена Отечественной войны в 1944 году собор был подвержен бомбардировке, в результате чего он практически погиб.

В годы забвения принимали неоднократные решения о сносе собора. Министерство культуры России стало на сторону защиты сооружения, но самым основным защитником был Эммануил Кант, останки которого были захоронены в гробнице профессоров университета на территории собора. Канта правительство уважало.

Готическое здание, величественно передающее дух великой Пруссии по сей день находится почти в центре города и является одним из главных «персонажей» общего, самобытного архитектурного ансамбля города, который до сих пор сочетает в себе советское прошлое, современную архитектуру и старинную немецкую классику.

Собор в Кнайпхофе до его реставрации 1893г

1894г

Храм был заложен в 1333-м году епископом Зигфридом. Однако он вскоре умер и строительство продолжилось под руководством Иоганеса Кларе. Изначально задумывалось возвести церковь-крепость. Однако по указу гроссмейстера Лютера Брауншвейгского приказано было построить просто большой храм. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе. .Собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён.

1930

Специально для доставки их на остров через реку Преголю был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года.

Работы были начаты с алтарной части и завершились к 1335-му году. Далее началось возведение двух башен и продольной части, которая предназначалась для прихожан. В общей сложности Кенигсбергский собор (Калининград) строился в течение пятидесяти лет, приблизительно до 1380 года. Здание было длиной 101, шириной — 36 и высотой — 58 метров с учетом размера башен. Однако во время пожара в середине 16 века обе они сгорели, и восстановлена была только одна, Южная, украшенная высоким шпилем, а со стороны Северной был построен фронтон.

1935г

Погребенный в 1344 году в алтарной части здания епископ Иоганес Кларе не дожил до освящения церкви, которое состоялось в 1351 году.

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) — обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

Храм просуществовал как католический костел всего около 170 лет, до того времени, как на территорию Пруссии проникли идеи Реформации. В результате победы протестантизма уже в 1523-м году Иоганном Брисманом в храме была прочитана первая евангелическая проповедь на немецком языке, а лютеранское вероисповедание было признано официальной религией. Спустя 5 лет здание церкви было отдано во владение городу Кнайпхоф, а вокруг самого здания образовывалось поселение священнослужителей с соборной площадью, школой, жильем для настоятелей храма, домом епископа и с хозяйственными строениями.

До шестнадцатого века культовое строение являлось основным католическим храмом города. Позднее территория собора и алтарная часть храма функционировали как место погребения представителей высшей иерархии. За пятьсот лет здание собора перестраивалось, дополнялось и менялся интерьер: в 1380-1400 года собор был полностью расписан фресками, в 1553 году к фасадам были пристроены башни, на одной из которых был установлен флюгер-русалка, а с западной части был пристроен трёхнефный корпус, в 1640 году в одной из башен были установлены часы с боем и в 1695 году появился орган. .

В 1530-х годов рядом с храмом построили здание, в котором разместился университет Альбертина. С этого времени Кенигсбергский собор стал выполнять функцию церкви этого известного учебного заведения, а с 1650-го года в его южной башне стала располагаться Валленродская библиотека, представляющая собой великолепное собрание научных и религиозных манускриптов. Кроме того, в этот же период в храме появилась профессорская усыпальница, в которой был похоронен и Иммануил Кант. В 1924 году к двухсотлетнему юбилею философа с восточной стороны Кенигсбергского собора был воздвигнут портик «Стоа кантиана».

Так как собор расположен на торфянистой почве, фундамент с каждым годом опускается на несколько миллиметров. Со времени основания храма он просел более чем на полтора метра, а угол наклона стен составил более сорока сантиметров. Для борьбы с этими явлениями еще в 1903 году были сделаны фальшивые окна, но и они не помогли, поэтому реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить прочность сооружения. Кроме того, в 90-х годах были установлены четыре колокола, а также шпиль и часы на Южной башню. Таким образом, храм приобрел вид, близкий к изначальному.

Кенигсбергский собор (Калининград), фото которого украшают множество туристических проспектов, построен в стиле балтийской готики. В архитектурном плате он примечателен внутренней башней с винтовой лестницей и своими арками, присущими сицилийской архитектуре 11-13 веков.

Особую ценность представляли алтарь, алтарная преграда и парящее над ней деревянное Распятие (1520) больше натуральной величины, созданные кёнигсбергскими резчиками. Главный алтарь с тремя створами содержал картины выдающегося уроженца Кёнигсберга Антона Мёллера (1563−1611): «Грехопадение», «Крещение Иисуса Иоанном», «Тайная вечеря» и «Распятие», созданные в 1591 году. Считалось, что это были самые красивые изображения в Соборе.

Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн (1596) и железная кованая дверь капеллы (1596) в настоящее время реконструированы. В капелле находилась большая крестильная купель, выполненная готландскими мастерами из известняка в первой четверти XIV века и перенесённая из первого Собора, она восстановлена по фотографиям и содержит фрагменты подлинника.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания.

Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.

Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.

Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские — наши главные враги».

Он умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Его похоронили у северо-восточного угла кёнигсбергского Кафедрального Собора. Тело Канта покоится в дубовом гробу , который помещён в саркофаг под землёй. Над его захоронением возвели часовню, но к двухсотлетию философа часовню заменили открытым колонным залом.

Посмертная маска Канта

Напротив захоронения, слегка прикрытый листвой, стоит памятник герцогу Альбрехту — основателю университета Альбертина. 

Памятник герцогу Альбрехту

Особой достопримечательностью Собора была Валленродтская библиотека, названная по имени дарителей — графов фон Валленродтов, с 1650 года размещённая в южной башне. В результате войны уникальное собрание старинных книг и рукописей частично утрачено, частично рассеяно по разным библиотекам. Книжные стеллажи, украшенные резьбой в стиле барокко, восстановлены по фотографиям калининградскими мастерами-резчиками фирмы «Максик».

На башню ведёт построенная в XVI веке винтовая лестница, изящно оформленная колоннами и стрельчатыми арками.

Большой орган
Малый орган
Первый орган упоминается уже при освящении Собора. В 1695 году был установлен орган с 60 регистрами, который очень украсил Собор. В 1718—1721 годах Иоганн Мозенгель создал (использовав некоторые трубы органа XVI века) великолепный орган с 58 регистрами, вошедший в список крупнейших органов мира. За этим последовало в общей сложности пять модификаций органа. Барочное оформление органа во всю ширину среднего нефа поражало великолепием и мастерством исполнения.
1833 году, в связи с 500-летием, в Соборе проходил большой ремонт. Во время работ были обнаружены средневековые фресковые росписи, однако из опасения повредить старинную живопись их решили не вскрывать, а оставить потомкам.
               
     
                                                                                                                 
Собор после бомбежки во время Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налёте  английской авиации собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года собор вновь попал под обстрелы, но всё-таки не был уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта.
Собор в начале 90-х годов
За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее — фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

"Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, — думал я, — где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего — подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, — чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

— Я мечтал около часа, прислонясь столбу.— На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! — Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых."

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии.

    

Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку. 

Дальше, уже на внешней стене хоров во втором пролёте (к востоку от пристройки бывшей ризницы) есть хорошо сохранившаяся (хотя и в трёх местах разломанная) эпитафия Сюзанны фон Калькштайн. Над надписью два герба; плиту обрамляет изречение в виде рамки по всем четырём. 
У пятого, последнего пролёта хоров находится эпитафия канцлера Йоханна фон Кройтцена и его жены Йеофемии, урождённой Дамерау; над надписью видна сама пара, на нём рыцарские доспехи, а на ней длинное платье и ожерелье вокруг шеи; выше ряд гербов. 

Наиболее примечательная из них — эпитафия — надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии — 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года. Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Эпитафия Альбрехта Гогенцоллерна работы Корнелиса Флориса (довоенное состояние)

На северной стене продольного нефа на пятом восточном пролёте расположены сразу две эпитафии: первая не идентифицирована и состоит только из рамки. Вторая рядом, богато оформленная, посвящена Маттиасу Стоиусу. Эта напоминает своим разделением на две части и маленьким фронтоном поверху эпитафии в церковном помещении. 

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI—XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI—XIII веках.

В октябре 1998 года в здании храма был открыт музей Иммануила Канта, часть экспозиции которого посвящена истории самого сооружения.

Карамзин о встрече с Иммануилом Кантом

На данный момент ведутся работы по превращению Кенигсбергского собора в важный культурно-религиозный центр.

Вид на собор с Медового моста

После войны собор оставался огромными руинами. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант.

       

Медовый мост и руины Собора 1965г

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению зданию предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

    

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов:

Восстанавливать собор на немецкие деньги. Этот вариант, наиболее реальный (фактически позднее реставрация финансировалась в основном из Германии), тогда вызывал много нареканий. Многие опасались, что восстановление собора за немецкие деньги станет началом «ползучей оккупации» Калининграда немцами.

Законсервировать руины, не восстанавливая, как своеобразный памятник войне (подобные намеренно не восстановленные руины можно увидеть, например, в Англии)

Передать собор католической общине. Данный вариант был довольно слабым, так как католическая община Калининграда невелика (в основном этнические поляки и литовцы, а также выходцы из Западной Украины и Белоруссии). К тому же большую часть свой истории собор был не католическим, а протестантским храмом. Выдвигались также предложения о превращении собора в своеобразный межконфессиональный центр-храм, где рядом могли бы молиться католики, православные и протестанты.

Восстанавливать собор поэтапно, по мере поступления средств

Вид на собор с Эстакадного моста

 В 1981—1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены 

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 — реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс».

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

     

 

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву 

                                                                                                                                                         

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

   

   

 Памятник Юлиусу Руппу, немецкому богослову и публицисту

Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города.

В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):

По бокам - две часовни;православная

Лютеранская

С копия "Нерушимой Стены" из Киевской Софии и аутентичная русская библия 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.

Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков.

Великолепные витражи

В настоящее время Кафедральный собор представляет собой концертно-музейный комплекс, состоящий из большого и малого концертных залов, музея И. Канта, мемориального захоронения И. Канта и Парка скульптуры. Службы в Соборе не проводятся, однако действуют евангелическая и православная часовни., а также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки и международные конкурсы органистов.

Несколько фото музея

 Орган, точная копия старого (1891) и ниже фото отдельных фрагментов

В 2005 году была выпущена почтовая марка, посвящённая 750-летию основания Калининграда. На ней изображено несколько достопримечательностей города, в том числе и Кафедральный собор. Кафедральный собор изображён на входящую в серию «Древние города России» юбилейной монете (номинал — 10 рублей), выпущенной пятимиллионным тиражом в 2005 году. В Калининграде недоумение вызвал тот факт, что на монете собор изображён без крыши, то есть в состоянии на 1996 год и ранее.
                                       

Марка «750 лет Калининграду»                Монета "Калининград" серии "Древние города России". Крыша отсутствует

Интересные факты

•Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

•Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

•Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».

Ну и как всегда в конце ролик с Кафедральным собором


Источник:

http://sobor-kaliningrad.ru/istoriya/

http://fb.ru/article/211905/kaliningrad-kenigsbergskiy-sobor

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim

http://travelask.ru/russia/kaliningr

Серия сообщений "Калининградская область- Восточная Пруссия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments