Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Приключения иностранцев в России. Греки- Максим и Феофан

Русская культура связана с греческой, как дитя с матерью. Питаясь от греческого источника, зародились русское церковное искусство, философская и богословская мысль. Крещение Руси при князе Владимире совершалось по греческим обрядам.

Во все времена греки чувствовали себя в России очень комфортно. Будучи православными, они обладали теми же правами, что и русское население. Один из популярных греческих публицистов начала XIX века с удивлением писал о той свободе, которой греки пользуются в России: «В европейских странах грек не только не имел каких-либо политических привилегий, но к нему относились с ненавистью и презрением, и его не считали достойным даже могилы после смерти. Люди же севера обращались с ним как с братом. Бессильный, он находил у них убежище и утешение в своих несчастьях, получал от них военные и государственные чины и с ними связывал серьезные надежды на будущее».
Греческий писатель Александр Стурдза говорит о себе: «Сын эмигрантов, я совершенно не знаю своей родины и связан с нею лишь памятью о родителях. Моя истинная страна – Россия; все притягивает меня к ней: религия, чувство долга, привычки и само мое сердце». Так думали многие изгнанники, для которых Россия стала вторым домом.

Имена многих греческих деятелей, трудившихся на нашей земле, стали неотъемлемой частью отечественной культуры.
Максим Грек – русский святой, мыслитель и ученый, Феофан Грек – русский иконописец.

Feofan-Grek-1152x719.png

ФЕОФАН ГРЕК
Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.
Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил...

Арсений Тарковский

59824_album-het488sabhsa65kb4re8.jpg
Феофан Грек в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев"

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек). О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана.

800px-Feofan_Donskaja.jpg
Феофан Грек. Донская икона Божией Матери

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил Феофана Грека, как не просто известного живописца, а одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде
800px-Ilyina_Transfiguration_church,_Novgorod.JPG
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека

Facial_Chronicle_-_b.08,_p.464_-_Spas_na_Ilyine.jpg
Лицевой летописный свод: «В том же году в Великом Новгороде построили каменную церковь святого Спаса на Ильине улице»

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Spas_na_Ilyine_-_Christ_Pantocrator,_archangels_and_patriarchs.jpg
Фрески купола. 1378 год.

В зените купола в медальоне изображён Спас Вседержитель. Вокруг медальона идет надпись со словами из Псалтири: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных и разрешити сыны умершвенных, да проповедает имя Господне в Сионе (Пс.,101:20-21)».
Христа окружают ангельские силы: четыре архангела, представленные в рост, и четыре херувима и серафима. Архангелы одеты в лоратные облачения. Они держат в руках жезлы-мерила и зерцала. Серафимы и Херувимы изображены шестикрылыми. Эта иконографическая схема традиционна для Новгорода.

888586_feofan-grek-makarii-egipetskii.jpg

Spas_na_Ilyine_-_Three_stylites.jpg
Фрески Троицкого придела на хорах. Столпники.

Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.

cerkov-spasa-na-ilyine-ulice-freski-2.jpg
Фрески Троицкого придела на хорах. Столпники.

Spas_na_Ilyine_-_Stylite_Daniel.jpg
Даниил столпник. Фреска Троицкого придела.

Spas_na_Ilyine_-_Stylite_Simeon_Mayor.jpg
Столпник. Фреска Троицкого придела.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910—1912 гг. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года.
В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Батхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера.

Spas_na_Ilyine_-_Trinity_2.jpg
Фрески Троицкого придела на хорах. Св. Троица.

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он также работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москв.
В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях
cerkov_rozhdestva_bogorodicy_na_senyah_moskovskogo_kremlya_2.jpg

204_0107512b.jpg

Facial_Chronicle_-_b.12,_p.123_-_Eudoxia_of_Moscow.gif
Княгиня Евдокия устанавливает в свежепостроенном храме икону ангела, написанную по её описанию после явления ей ангела.
В 1395 году храм расписывали Феофан Грек и Симеон Чёрный с учениками
В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт.

Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «…у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью…» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).

Архангельский собор на Соборной площади Московского Кремля.
1024px-Cathedral_of_the_Archangel_in_Moscow_Kremlin.jpg
церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша,

Благовещенский собор (Московский Кремль)
The_Cathedral_of_the_Annunciation.jpg

Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.

800px-Интерьер_Благовещенского_собора.1866._С.Шухвостов.jpg
С. М. Шухвостов. «Обедня в московском Благовещенском соборе». 1857.
Внутренний вид собора.

8b9e5ba4-ec62-44f9-8561-1b4930532c80.jpeg
деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Феофану Греку приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».

1354415056-1390-1420--thgВophane-le-grec-et-assistants--dgВisis-le-sauveur-parmi-les-puissances--ecole-de-moscou--moscou-cathgВdrale-de-lannonciation-du-kremlin.jpg
Спас в силах Из деисусного чина Благовещенского собора

288928.jpg
00602-A_hires.jpg
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

800px-Theofanus_uspenie.jpg
Успение (1392)

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом.

Феофан мог оформить Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени.

Евангелие Федора Кошки - предка Романовых.
5953401

33.jpg

Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание предполагать авторство Феофана Грека.


МАКСИМ ГРЕК
Максим_Грек.jpg
Максим Грек (в миру — Михаил Триволис) (1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад) — первый русский религиозный публицист, один из первых православных писателей и переводчиков, канонизирован Русской церковью в лике преподобных..

aa0d7f54173219cca64ca39b77d164a7_45b40bab87ad7690aadf9d4d581ad706.jpg
Максим Грек на Памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульптор Михаил Микешин. 1862


На Руси горячо обсуждалась проблематика, связанная с имущественной стороной жизни монастырей. Разобраться в этом вопросе могли помочь хранившиеся в княжеской библиотеке греческие книги, неискаженные вольной интерпретацией, но в Москве не нашлось грамотных переводчиков.
В начале XVI века к Афонскому руководству прибыло посольство от Великого князя Василия Иоанновича, просившего отправить на Русь образованного грека, знающего языки. Для исполнения миссии Максим оказался подходящей кандидатурой во всех смыслах.
Максим Грек происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование.

Единственное, что могло смутить русскую сторону: инок Максим не владел славяно-русским языком. Но на это Афонское руководство выразило надежду, что он его обязательно освоит.
В качестве помощников Максиму выделили двух писцов, из которых один был болгарином, знавшим церковно-славянский. На болгарина возлагалась обязанность быть переводчиком и учителем Максима.

Maximus_the_Greek.jpg
Главный атрибут Максима на иконах — его густая борода. Икона поморского письма конца XVIII — начала XIX века


Имя Максима Грека часто упоминается в связи с поисками Лберии - Библиотеки Ивана Грозного
Утверждается, что к переводу книг Либереи сын Ивана III Василий III привлёк известного учёного Максима Грека. Упоминание об этом вместе с «описью» библиотеки присутствует в «Сказаниях о Максиме Греке», там говорится:

« отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны»

Однако многие историки считают эти записи позднейшей подделкой.
Хотя Максим Грек и создал княжескую библиотеку и исправлял книги для богослужения, но его единственный большой перевод Толковой Псалтири

Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные; кроме того от Максима сохранились послания и письма к частным лицам. Уже, начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках.
pdf.jpgpdf (1).jpg
Сочинения преподобного Максима Грека, изданные при Казанской духовной академии
и изображение из рукописи, помещенное в первом печатном издании сочинений прп. Максима Грека 1859 года.



Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни, которая противоречила его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти и по вопросам монашеских состояний, которые поддерживали право монастырей иметь землю, систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты, намерение царя Василия разводиться со своей женой...
Взгляды Максима Грека вызвали враждебность митрополита Даниила и решили его судьбу.

Поместный собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения были очень суровы.

Иосифо-Волоцкий монастырь
502568_main.jpg

iosifo_volotskiy_monastyr_10.jpg

299281.jpg

Максим Грек скончался и был погребен в Троицком монастыре.
Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 года

Рака_с_мощами_Максима_Грека.JPG
Рака с мощами Максима Грека. Троице-Сергиева лавра. Архитектор В. А. Звёздкин



https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Грек
https://ru.wikipedia.org/wiki/https://dlib.rsl.ru/...01004743581#?page=9Феофан_Грек
https://dlib.rsl.ru/viewer/01004743581#?page=9
http://ricolor.org/europe/grezia/2/history/3/
https://nikolay-suslov.livejournal.com/460050.html

Серия сообщений "Мой взгляд. Ангелоподобное":
Часть 1 - Ангелы Бугеро
Часть 2 - Сурбаран. Религиозная тема на Рождество
...
Часть 34 - Казанская икона Богоматери
Часть 35 - "Ты сердцем видишь доброту" -13 ноября Международный день слепого человека
Часть 36 - Приключения иностранцев в России. Греки- Максим и Феофан

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments