Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Музыка железных дорог

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
Музыка железных дорог



Первая железная дорога Российской империи связала Петербург и Царское село.
Её строительство началось 1 мая 1836 г., а открытие состоялось 11 ноября (по ст.ст.30 октября) 1837 года. 180 лет назад!

Какая первая мелодия о железной дороге приходит на ум?

Правильно!

"Попутная песня"
Муз. М.И. Глинки, сл. Н.В. Кукольника(1840)

Музыка Глинки в этой песне гениально передаёт движение, причем быстрое движение, настолько быстрое, что исполнитель едва успевает произносить слова, а мы не всегда успеваем следовать за текстом.

слушаем разные варианты исполнения











Попробуем совершить небольшое железнодорожное музыкальное путешествие!
Послушаем как музыка разных композиторов и исполнителей передает стук вагонных колес.

Поехали!





Слушаем музыку железных дорог!

Шарль Валантен Алькан.
«Железная дорога»
(1844)



Один из первых в музыкальной истории примеров имитации ритма движу­ще­гося поезда. Пятьсот с лишним тактов в совершенно невероятном темпе: про­граммный фортепианный этюд французского композитора-романтика Шарля Валантена Алькана не оставляет сомнений, чем именно железные доро­ги, но­вейшее достижение прогресса, прежде всего поражали современ­ников. «Желез­ная дорога» Алькана — упражнение главным образом на скорость игры: нотная запись предуведомлена указанием vivacissimamente (то есть «чрез­вы­чайно, необы­чайно оживленно»). Сыграть эту вещь в заявленном темпе (112 четверт­ных нот в мину­ту), так, чтобы каждая от­дель­ная нота была слыш­на, как счита­ется, почти невозможно — высказывались даже предположения, что в автор­ский текст вкралась опечатка.



Артюр Онеггер.
«Пасифик 231»
(1923)



Вероятно, одно из самых известных музыкальных изображений движущегося поезда принадлежит французскому композитору Артюру Онеггеру. Жанр своего произведения Онеггер характери­зовал как «симфоническое движение», и поначалу для него это действительно был всего лишь отвлеченный инстру­ментальный этюд, в котором автор экспериментировал с постепенным, «меха­нистическим» нарастанием и затуханием темпа и фактуры. Позже, однако, композитора осенило: получившаяся музыка напоминает звук, издаваемый железнодорожным составом, и не абы каким, а гигантом «Пасифик»! Так пьеса получила свое программное название, а вслед за ним и мировую известность. Онеггер был заворожен поезда­ми. «Локомотивы для меня — живые существа», — говорил он в одном из интервью.



Владимир Дешевов.
«Рельсы»
(1926)



Один из первых опытов железнодорожной музыки в России. В 1926 году ком­позитор Владимир Дешевов работал над музыкой к театральной постановке под названием «Рельсы» в жанре производственной мелодрамы; в соответствии с духом времени, в партитуре наряду с симфони­ческими оркестрами исполь­зо­­вались реальные промышленные звуки. Все, что осталось от этого экс­перимента, — лаконичная, но необычайно экспрессивная фортепианная мини­атюра с тем же названием.



Дюк Эллингтон.
«Daybreak Express»
(1933)



Дюк Эллингтон со своим джаз-бандом объездил все Соединенные Штаты Аме­рики, в том числе по железной дороге; он утверждал, что его успокаивает мер­ный стук колес, а еще что поезд — это редкое место, где можно отдохнуть от на­вяз­чи­вого внимания всех и каждого к его персоне. На юге страны, где го­стиницы в 1930-е все еще были сегрегированы — белые отдельно, черноко­жие отдельно, — Дюк предпочитал вовсе не покидать своего купе, иначе как для того, чтобы дать концерт; вагон просто перегоняли на запасной путь, под­клю­чали к бли­жайшей электроподстанции, и у Эллингтона и его коллег полу­чался своего рода передвижной отель. «Однако какой блюз эти южные кочега­ры иг­ра­ют на своих паровозных гудках!» — восхи­щался он и не преминул сам необы­чайно ярко изобразить движущийся поезд в композиции «Daybreak Express».



Оркестр Гленна Миллера.
«Chattanooga Choo Choo»
(1941)



Первый золотой хит в истории грамза­писи: 10 февраля 1942 года сингл Орке­стра Гленна Миллера с песней «Chattanooga Choo Choo» на первой стороне офи­циально превысил тираж в 1 200 000 экземпляров, по случаю чего Мил­леру вру­чили «Золотой диск». На популярность композиции, конечно, повлияло прежде всего то, что она звучала в вышедшем в августе 1941 года фильме «Се­ре­нада Солнечной долины». Авторами песни были двое крепких про­фес­сионалов американского шоу-бизнеса, много работавших для кино, — ком­по­зитор Гарри Уоррен и поэт Мак Гордон. Название треку дал городок Чатта­нуга, через который проходило большинство железнодорожных маршрутов, соеди­нявших Север и Юг США. Песня существует в огромном количестве вер­сий, но первый вариант Оркестра Гленна Миллера, в котором бандлидер убеди­тель­но изображает в первых тактах паровозный гудок на своем тром­боне, по-прежне­му остается каноническим.



Пьер Шеффер.
«Железнодорожный этюд»
(1948)



Один из первых образцов так называемой конкретной музыки — то есть той, которая не использует традиционные инстру­ментальные звучности, предпо­чи­­тая им звуки «немузыкального» происхож­дения. 5 июля 1948 года в эфире фран­цузского радио Radiodiffusion française впервые прозвучали произведения одного из его сотрудников — пионера электро­акустики, экспериментатора Пье­ра Шеффера. Вместе они назывались «Шумовыми этюдами»; в первом — «Же­лез­нодорожном» — Шеффер создает коллаж из стука колес, паровозных гуд­ков и прочих звуков отходящего от станции поезда. Материал для коллажа был записан им незадолго до того на станции Батиньоль в пригороде Парижа.



Kraftwerk.
«Trans-Europa Express», «Metall auf Metall», «Abzug»
(1977)



В сингловой версии песня «Trans-Europa Express» немецкой группы Kraftwerk — всего лишь невинный четырехминутный синтипоп-трек с характерным для ан­самбля роботизированным вокалом. На одноименном альбоме у него, одна­ко, несколько иная функция: вместе с инструментальной интерлюдией «Metall auf Metall» и репризой «Abzug» композиция длится почти 14 минут — примерно как время, за которое скоростной поезд преодолевает расстояние между род­ным для ансамбля Дюссельдорфом и любым из соседних немецких мегаполи­сов. Электронная поп-музыка, первопроходцами которой были Kraftwerk, кажется прямо-таки созданной для железнодорожных сюжетов: пре­жде музы­кантам приходилось имитировать стук колес поезда вручную — теперь можно было положиться на программиро­ванный ритм драм-машины; прежде звуки паровозных гудков воспроизводили с помощью тромбонов и саксо­фонов, те­перь в музыкальную ткань позволялось вплести реальный скрежет металло­конструкций.



Майкл Найман.
«Высокоскоростная музыка»
(1993)
Musique à grande vitesse.



1st region : 00:01
2nd region : 04:55
3rd region : 09:01
4th region : 17:19
5th region : 21:07


Этот список начался с произведения, воспевшего скорость движения железнодорожного состава в середине XIX века, — и закончится сочине­нием, сделав­шим то же самое в конце двадцатого.
«Высокоростная музыка» Майкла Найма­на была заказана композитору по важ­ному транспортному поводу: в 1993 году открылась ско­ростная желез­но­дорожная линия Париж — Лилль. Эти 26 минут почти безоста­новочной ритмической пульсации, опять-таки неуловимо напо­минаю­щей движение набравшего ход поезда, конечно, принад­лежат своему времени. «Тематические „превращения“, — комментирует произведение сам автор, — это ключ ко всей композиции: музыкальные идеи — мелодические, гармониче­ские, мотивные, текстурные — постоянно меняют свой облик, попа­дая во все новые и новые музыкальные „обстоятельства“». Смену этих «обстоя­тельств» кажется вполне естественным сравнить со сменой пейзажей за окном движу­ще­гося железнодорожного состава, а слушателя «Высокоскоростной му­зыки» — с его пассажиром.



А вот и песня машиниста!

Железная Дорога




Автор и исполнитель Евгений Лобанов Свердловская Ж.Д. депо Сургут. п.п Демьянка

А сейчас самая приятная музыка!



Из М/Ф "Паровозик Из Ромашково"


Из М/Ф "Чебурашка и Крокодил Гена"





Понравилось ли вам, друзья мои, наше музыкальное путешествие?

http://arzamas.academy/materials/1413

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments