Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Альбом "Придворных дамских нарядов"

Быть фрейлиной во времена царской России считалось очень престижным. Фрейлинами становились девушки знатных фамилий, но иногда этого статуса удостаивалась особа из бедной семьи, которая считалась лучшей выпускницей Смольного института благородных девиц.
Казалось бы, роскошная жизнь при дворе, наряды, балы… На самом же деле эта служба была довольно тяжелой. Фрейлины заступали на дежурство на 24 часа. В это время они должны были тут же являться по звонку и выполнять любые приказы императрицы или другой царской особы, которой они служили.
Но придворные дамы могли рассчитывать на знатных и богатых женихов и на богатое приданное от казны на сумму от 25 до 40 тысяч тех царских рублей.
Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и свитные фрейлины ее Величества и их Высочеств.
Все придворные фрейлины имели знаки отличия: вензеля той особы, которой они служили. Они были украшены драгоценностями и крепились на бант из голубой ленты. А платья фрейлин были
определенных фасонов и цвета,. Наряд фрейлины был сродни военным мундирам по большому счету, причем утвержденные самим государем.

_original.jpg
Белая галерея (Гербовый зал) в Зимнем дворце. Художник Адольф Ладюрнер, 1838 г.


В России каждый придворный чин имел присвоенный его званию мундир. Покрой, цвет и отделка такого костюма определялись правительственными указами.
Характер женского придворного костюма был определен в 1834 году специальным указом императора Николая I. Цвет бархата, узор золотого или серебряного шитья, украшавшего платье, а также длина шлейфа зависели от ранга владелицы. Чем выше был чин придворной дамы, тем более длинный шлейф имело платье.
Для придания этому наряду национальных черт использовались детали, присущие русскому костюму. Такой тип парадного женского платья сохранился до 1917 года, незначительно изменяясь в деталях.

s091k030H064L8X6.jpg
Робер Лефевр. Портрет княгини М.Ф.Барятинской с дочерью Ольгой, 1817


Моду на русский костюм при дворе ввела еще Екатерина II (1729-1796).
Хотя название «сарафан» по своему происхождению восходит к персидскому «serаapa» — почетная одежда, возникновение самой конструкции исследователи связывают с развитием прежде существовавших на Руси форм национальной одежды.
Но при царском дворе "сарафан" мало походил на традиционный народный.
Это было вполне европейское декольтированное платье с некоторыми элементами от русского костюма – откидные рукава верхнего платья, оформление переда наподобие крестьянского сарафана в виде сквозной застёжки на пуговицах – остроумно прозванный современниками «офранцуженым сарафаном».

original.jpg
Белая галерея (Гербовый зал) в Зимнем дворце. Художник Адольф Ладюрнер, 1838 г.(деталь)


Во время Отечественной войны 1812 года ношение национального костюма было формой выражения патриотизма: «Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались»

В царствование Николая I элементы национального костюма входили в парадную женскую одежду для приемов при дворе: «В дни больших праздников и особых торжеств богослужение отправлялось в большой церкви Зимнего дворца: в таких случаях мужчины были в парадной форме, при орденах, а дамы в придворных костюмах, то есть в повойниках и сарафанах с треном, расшитым золотом, производивших очень величественное впечатление". (Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. Ч. 1, М. - Л., 1928, с. 99.)

2532288
Княгиня Барятинская


"Вместе с "Положением о гражданских мундирах" было утверждено "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору". Высший свет с нетерпением ждал появления этих костюмов. Как отмечал в 1833 г. в своих дневниках П.А.Дивов, "Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана".

0_194f20_24facf87_XXXL.jpg
Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. 1835 год


Итак, 27 февраля 1834г. император Николай Павлович указом утвердил описание эталонного дамского придворного туалета.
Был создан Альбом "Придворных дамских нарядов" высочайше утвержденных его императорским величеством Николаем Павловичем.
Наряды состояли из бархатного «верхнего платья» с откидными рукавами и со шлейфом, имевшего «разрез спереди, к низу от талии», который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки».

Фрейлины императрицы должны были появляться в красном "сарафане" с белой юбкой, золотым шитьем и резным золотым кокошником диадемой:
0_6e456_1fd1ce70_XL.jpg

Фрейлины великих княгинь тоже в красном "сарафане" но с белым или серебрянным шитьем и таким же кокошником-диадемой:
0_6e459_2e2226a9_XL (1).jpg

Фрейлины великих княжон в синем "сарафане" с золотой вышивкой и золотым узорчатым кокошником:
0_6e458_f22181ba_XL.jpg

У статс-дам сарафан был зелёного цвета:
0_6e452_b642fee6_XL.jpg

Императором высочайше утвержден орнамент шитья:
на рукавах и по борту

10.jpg1308916531a8a.jpg


Замужние придворные дамы должны были иметь повойник или кокошник, а девицы - повязку с белой вуалью. Придворные дамы имели особые знаки отличия - портреты носили на правой стороне груди, а фрейлины вензеля (шифры) - на левой стороне корсажа.

2702834
София Васильевна Орлова-Денисова во фрейлинском платье и с шифром на банту.

P1240230.JPG

Фрейлинский шифр императрицы Александры Федоровны в виде буквы "А" под короной. (Между прочим, сразу после смерти Александра I, когда императриц было целых три - вдова Александра Елизавета, вдова Павла Мария и жена Николая Александра, - шифр состоял из букв АМЕ. После смерти Елизаветы вензель стал выглядеть как АМ. Ну а когда скончалась М, осталось одно А.)
Россия, Санкт-Петребург. 1828-55. Золото, серебро, алмазы, стекла; штамповка, гравировка и огранка камней, укрепление камней, монтировка.

638074250.jpg
М. П. Кикина (1816-1856) в замужестве Волконская в русском придворном платье фрейлины.


Малейшие отступления от установленной формы одежды, как придворными кавалерами, так и дамами, жестко пресекались Николаем I. Барон М.А. Корф упоминает, что когда на большом придворном бале 6 декабря 1840 г. «некоторые дамы позволили себе отступить от этой формы и явились в кокошниках, которые, вместо бархата и золота, сделаны были из цветов. Государь тотчас это заметил и приказал министру Императорского двора князю Волконскому строго подтвердить, чтобы впредь не было допускаемо подобных отступлений». Князь П.М. Волконский передал повеление царя Санкт-Петербургскому военному генерал-губернатору графу Эссену, после чего последовал «набег квартальных с письменными объявлениями помянутой высочайшей воли и с требованием расписаться на этом листе». Когда об этом непомерном усердии губернатора доложили царю, тот только посмеялся, но распоряжение свое оставил в силе.

853507baaf54726d0897422cfbd35b38.jpg
Портрет Генриетты Бодиско

Правда, мундир мундиром, но дамы тоже дамами - и "мода могла вносить в покрой "русского" платья небольшие изменения, не влиявшие существенно на его облик...

princess_in_court_dress_by_velkokneznamaria.jpg

Платья из коллекции государственного Эрмитажа:

Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, 1830-е. Бархат, шелк; металлическая нить, бить; золотое шитье.
P1230331.JPG
P1240116.JPG
P1240306.JPG
P1230252-1.jpg
P1240115.JPG

P1230346.JPG
P1240164.JPG
P1240168.JPG

Фрейлины великих княжон были одеты в бархатные платья светло-синего цвета с золотым шитьем и белой юбкой.
aP1240274.JPG

P1240208.JPG


Оно немного старше статс-дамского, но выполнено в той же мастерской - у Г-жи ОльгА, произносится с ударением на последнем слоге. Была такая знаменитая Ольга Николаевна Бульбенкова (1835-1918), урожденная Суворова, славная поставщица императорского дворца. Родилась она в Нижнем Новгороде в семье священника. С девяти лет жила в Петербурге в семье тетки - купчихи Бутаковой, владелицы галантерейного магазина на Невском. Обучалась шитью у мадам Уат, содержавшей в Петербурге портновскую мастерскую. Когда мадам решила уехать из России, ее дело перешло к О.Н.Бульбенковой, сумевшей создать безусловно элитное заведение: мастерскую по изготолвению дамских придворных парадных костюмов для членов императорской семьи и придворных дам. С 1910 г. 75-летнюю г-жу ОльгА фактически заменила ее племянница, Ариадна Константиновна Виллим.

aP1230360.JPG
Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки; золотое шитье.

P1240206.JPG

aP1240190.JPG
Платье придворное парадное императрицы Александры Федоровны.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, золотое шитье. Длина шлейфа 354 см.

cP1230249-2.jpg
eP1240288.JPG
P1240289.JPG

bP1230249-1.jpg

P1240155.JPG

c1ffc96420c68f91085f29fd862b3ec7.jpgf1ce23157f69.jpg
eew9nMDgtlw.jpg
Современная реплика придворного платья

platie.jpg
platya-imperatritsy-19-veka-rossiya-84656-large.jpg
original (1).jpg
baroness-graevenitz-in-russian-court-dress-red-w.jpg
Baroness Graevenitz in Russian Court dress

P1250251.JPG
P1230404.JPG
парадные придворные платья в семье называли «императорскими доспехами», поскольку эти платья шили и из серебряной парчи, дополняя наряд бриллиантами и жемчугами.

P1250252.JPG
P1230408.JPG
P1230406.JPG
P1230407.JPG

aP1240183.JPG

P1230367.JPG
P1240279.JPG

aP1230366.JPG
dP1240217.JPG
P1240216.JPG



http://il-ducess.livejournal.com/254418.html
https://www.livemaster.ru/topic/1554405-ego-korolevskoe-velichestvo-barhat-pervaya-chast
http://www.liveinternet.ru/users/gobo/post418743339/
http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post327574844/                           
http:///post/2147/348903

     




                                     

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments