Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Умирали цветы, умирала любовь...

Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения
Умирали цветы, умирала любовь...



!!!!!!A00000-12-9 (720x460, 141Kb)


!!!!0001,1 (243x361, 15Kb)
Это был "серебряный" век ("серебряным" веком называют период конца XIX - первой четверти ХХ веков). Непростое время перемен, войн, революций, гонений, расстрелов. а такой взрыв великолепной поэзии, которую до сих пор осмысливаем, читаем, слушаем, поем. Романсы на стихи любимых поэтов пишут композиторы и поются любимыми исполнителями и в наше время.
Для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения не только смысла, но и стиля - для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию.
Это погружение привело к культу несчастной любви, и, замечу, почти всегда в связи с этим поэты "серебряного" века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили...
Наш "герой" тоже не избежал этой участи...
Николай Харито был необыкновенно красив, учтив, галантен и талантлив.
Он стал знаменит уже сразу, написав свой первый романс "Хризантемы" в 1910г. Он был первым исполнителем своих романсов, великолепно оккомпанируя себе самому на рояле в модных дворянских салонах и фешенебельных гостиных, а на гитаре в маленьких компаниях. Жанр романсов в начале века был востребован и по свидетельствам современников, в Харито просто нельзя было не влюбиться. Его обожали молодые (и не очень) барышни, в минуты исполнения своих романсов был вне конкуренции с другими любимцами публики.
Романс сразу стал знаменит. Этому способствовал и кинофильм "Хризантемы" с участием Анны Карабаевой и Ивана Мозжухина, поставленный в 1913 году, - тогда множество кинолент снималось по сценариям, написанным на сюжеты популярных романсов.
Ко всему этому стоит сказать, что Николай был похож на актера немого кино Ивана Мозжухина, в то время очень известного (фото прилагается справа).

!!!!!!A00000-12-8, иван монзжухин (200x280, 66Kb)!!!!!!000А2 (600x340, 1047Kb)
!!!!0001,29 (750x430, 170Kb)

Николай Иванович Харито родился в Ялте в 1886 году. Видимо, в роскошной природе Ялты особенно запомнились Николаю яркие краски и запахи цветов. Разумеется, влюбленность в девушек и "запахи" чувств ассоциировались в великолепии ялтинских хризантемах и астрах... а затем оформлялись в романсах.
Сады особняков Ялты обычно украшались именно кустами цветов, а хризантемы и астры были самым долгоцветущими цветами - до поздней осени.

Мать — Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан.
Отец — Иван Петрович Иванисов, горный инженер, русский .
В 1884 году он был направлен в Ялту для строительства дорог на южном побережье, в том числе и для прокладки трассы к будущему дворцу последнего российского императора – Ливадию.

!!!!!!!A00000-1Ливада (700x364, 95Kb)

Иванисов оставляет в Санкт-Петербурге семью и уезжает в Крым. Влюбившись в красавицу-гречанку, тем не менее не может официально жениться на ней при живой законной супруге, отказавшей в расторжении брачного контракта. Оставался только гражданский брак, в котором, кроме Николая, родилось ещё четыре сестры — Вера, Лида, Елена и Надежда.
Человек весьма состоятельный, Иван Петрович имел в Ялте роскошный особняк (особняк купчихи Соболевой, улица Чехова, 13), а в Алупке купил сосновый лес площадью 22 гектара. В этом лесу он хотел открыть частный санаторий для больных туберкулезом. В ялтинском доме постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Надежда Георгиевна Харито была образованной женщиной, хорошо разбирающейся в искусстве. Её музыкальные наклонности перешли к детям, которые с малых лет обучались игре на фортепиано. Самым одаренным из них оказался Коля. В пять лет мальчик стал овладевать игрой на фортепиано и писал стихотворения. Вечерами устраивались домашние концерты с участием детей. В доме постоянно звучала музыка, и мать сразу же узнавала игру сына: у него была особенная манера исполнения.

У Николая рано проявились музыкальные способности: в пять лет он уже хорошо играл на фортепиано. В 1895 году его отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Став учеником гимназии, возглавляемой с 1903 года Артуром Генриховичем Готлибом, Николай на праздниках исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского и любимого Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами. Играя без нот, демонстрировал блестящую музыкальную память.
Его учебные успехи и деятельное участие в гимназических вечерах и балах ежегодно отмечались похвальными грамотами.
К этому же времени относится и его увлечение русской поэзией.

!!!!!!!A00000-1Ливада, мужская гомназия (41x550, 65Kb)
1905 год, справа Самуил Маршак, за ним (предположительно) Войков, рядом Харито.
Много позже Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс "Минувшего не воротить" на стихи Татьяны Строевой.


А его школьными друзьями по гимназии были будущий детский писатель и поэт Самуил Яковлевич Маршак и Пинхус Лазаревич Вайнер - будущий революционер и дипломат Павел Войков. Вообще, та ялтинская гимназия, была "роддомом" многих талантов для России, ведь членами опекунского совета ее были Екатерина Пешкова (жена Максима Горького) и Антон Павлович Чехов, а музыкальными наставниками - Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.
В 1904-1906 годах в воздухе носились революционные вихри и конечно они не могли не затронуть молодой бунтарский характер. В старших классах у молодого человека, который переселился на отдельную квартиру, собиралась революционно настроенная молодежь - студенты, рабочие и служащие. Критиковали царя, правительство. И только старанием матери Харито удалось завершить Николаю учебу в гимназии. Семья переезжает в Киев.

В 1907 году семья Харито переехала в Киев и Николай поступил на юридический факультет университета имени Святого Владимира. Поражение революции 1905—1907 годов, инертность и неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы. В годы учебы в университете Н. Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в "черный список".
Николай разделял многие воззрения либерально настроенного студенчества. Однажды ему даже довелось испытать вероятность исключения из университета за шумное и демонстративное исполнение "Марсельезы" при намеренно раскрытых окнах. Отстоял его профессор Эйхельман. Впоследствии профессору ещё раз пришлось заступаться за студента Харито, ибо тот участвовал в беспорядках, вспыхнувших в связи с кончиной Льва Толстого.
В университете Николай Харито постоянно находился в центре студенческой жизни. Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов.
!!!!0001,7 (720x236, 52Kb)


Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — "Хризантемы".
Ныне, правда, в сборниках "Русский романс на рубеже веков" (авторы В.Мордерер и М.Петровский, изд. "Оранта-Пресс", Киев, 1997 г.) и "Русский романс" (изд. "Правда", М., 1987 г.) этот романс называется "Отцвели хризантемы".
После оглушительного успеха "Хризантем" Николай Харито продолжает сочинять с удвоенной энергией. Его романсы звучат повсюду; часто он пишет их на свои собственные стихи. "В те годы стихи и ноты печатались на красочных листках с виньетками и распространялись, помимо подписки, почтальонами и трубочистами".
Одновременно Николай участвует в многочисленных студенческих политических сходках, даже становится членом партии эсеров.
!!!!!!!A00000-1Киев (580x410, 54Kb)
Николай Харито с друзьями. Второй справа в первом ряду Дмитрий Багров.

1911 году Н. Харито, уже будучи членом подпольной организации, возглавляемой эсером Дмитрием Багровым, стрелявшим в министра внутренних дел П. А. Столыпина, был арестован после неоднократных обысков на его квартире.
За выступления против правительства уже в конце 1911года будущего законодателя отчислили из вуза вместе с 720 студентами. В феврале 1912 года группа опальных студентов в спецвагоне отправилась к месту отбытия наказания в поселок Пинегу Архангельской губернии на три года. Поселили их как "политических" отдельно от уголовников в теплых бараках. Кормили сносно, предоставляли определенную свободу передвижения. В качестве трудовой повинности назначили валку и обработку леса.
Николай Харито к тому времени был уже женат, и его молодая супруга Мария Олимпиевна Федорович последовала за ним в Пинегу. Он и здесь, на севере, не переставал писать стихи, сочинять музыку. Одна из мелодекламаций этого периода - "Третью ночь бушует вьюга" - посвящена друзьям-ссыльным.

!!!!!!A00000-12-19 (640x420, 77Kb)


После возвращения из Швейцарии в Киев Николай Харито был вынужден искать работу, ибо на восстановление в университете рассчитывать не приходилось.
Главному режиссеру Театра миниатюр Матвею Тимофеевичу Строеву сразу же пришелся по душе этот молодой человек, многое умеющий и готовый хоть работать тапером, хоть оформлять музыкальные спектакли, хоть писать музыку к театральным постановкам.
К тому же имя 27-летнего композитора, бывшее тогда уже у всех на слуху, служило своеобразной визитной карточкой. Для начала Строев взял Харито тапером, потом настолько расположился к новому сотруднику, что предложил ему место гувернера его детей.
Вскоре Николай Харито стал другом семьи Строевых. Через некоторое время он стал получать авторские отчисления от публикации своих произведений: его романсы пользовались огромным спросом, тиражи их нот постоянно возрастали. Харито обрел, наконец, материальную независимость, но расстаться с семьей Строевых уже не мог, влюбившись в юную дочь Матвея Тимофеевича Татьяну.
Между тем в огромной киевской квартире Строева поселилась и Надежда Георгиевна Харито с дочерьми, сняв несколько комнат. Матвей Тимофеевич видел в Николае преемника своего театрального дела. Николай и Татьяна переехали в отдельную квартиру, на Пушкинской, 10. Сочетаться официальным браком не могли: Мария Олимпиевна не соглашалась на развод.
Период с 1913 по 1915 год - самый счастливый и плодотворный в недолгой биографии композитора. В это время созданы большинство его лучших романсов, фортепианных пьес, мелодекламаций.
Он был талантлив, красив, в него влюблялись чувственные барышни, его приглашали в модные салоны.

!!!!!!A00000-12-4 (640x380, 38Kb)


тени минувшего

Шла война. В первую мобилизацию Николай не попал из-за слабых легких, но уже осенью 1916-го стал юнкером Николаевского пехотного военного училища. По окончании направлен на Кубань, на железнодорожную станцию Тихорецкую в войска генерала Антона Деникина – так бывший революционный бунтарь невольно оказался среди белогвардейцев.
Именно в Тихорецке в ноябре 1918 года прозвучал тот зловещий выстрел, как в "жестоком романсе".
Когда Николай Иванович уже служил у Деникина, в Тихорецке была свадьба – женился университетский друг Николая. Сестра невесты пришла вместе со своим женихом -– офицером Бонгарденом.
Внимание женщин, в том числе и сестры невесты, было приковано к Харито. К этому времени он уже был известным автором романса "Отцвели уж давно хризантемы в саду". Всего он написал 48 романсов. Многие из них также стали популярными и часто исполнялись в концертах, а также записывались на граммофонные пластинки. Их любили слушать. Они напоминали людям, что где-то есть или может быть другая жизнь, полная любви, надежды и счастья.
Николай Иванович, как всегда, сидел за роялем, играл и пел, буквально очаровал всех дам.
Подвыпившему барону это не понравилось. Бонгарден приревновал сестру невесты и пригласил Харито выйти, поговорить.
Вышли. И, как вспоминают, никто не успел даже оглянуться: офицер застрелил музыканта мгновенно, в упор. Это случилось 9 октября 1918 года.

Николаю Харито было 31 год.
Убийцу судили, оправдали, посчитав, что убил революционера. Позже в Советской России предпочли особо не вспоминать автора романсов, служившего у Деникина...

!!!!0001,23 (660x500, 93Kb)


Умирали цветы, и взволнованный сад
Тихо плакал щемящей тоскою.
И, тревогой безумной объят,
Он шумел непокорной листвою.

Умирали цветы, умирала любовь,
Всё красивое в прошлом далеком,
И следы лишь былой красоты,
- Всё ушло, я стою одиноко.

Умирали цветы, умирала любовь,
И цветам не дождаться весны,
И любви моей дни сочтены...



* * *
Недолгое пребывание в армии Деникина сослужило плохую службу Николаю Ивановичу: его имя кануло в Лету и всплыло лишь с наступлением новых времен, когда киевские концертмейстеры Татьяна Чайка и Нонна Козлова взялись за составление сборника произведений Харито.

На недавно установленном памятнике на Лукьяновском кладбище Киева – скрипичный ключ и строки "Отцвели уж давно хризантемы в саду...". На могиле растут хризантемы.

!003schl (600x300, 555Kb)




-----------------------------------------------------------------
Лев Кудрявцев "История одного романса".
http://morpolit.milportal.ru/otcveli-uzh-davno-xrizantemy-v-sadu/
http://pogudin-oleg.ru/forum/6-1973-1
http://zelda-l.livejournal.com/254152.html
https://www.obzor.lt/news/n10586.html



Серия сообщений "История известных произведений":



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments