Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Франческо Боттичини (итал. Francesco di Giovanni Botticini; 1446, Флоренция — 1498, Флоренция)

Автор - Anabelle21. Это цитата этого сообщения
Франческо Боттичини (итал. Francesco di Giovanni Botticini; 1446, Флоренция — 1498, Флоренция)

 


Франческо Боттичини (итал. Francesco di Giovanni Botticini; 1446, Флоренция — 1498, Флоренция)

 

 

Франческо Боттичини (итал. Francesco di Giovanni Botticini; 1446, Флоренция — 16 января 1498, Флоренция) — итальянский художник.

Творчество

В круговороте художественных идей, сменявших одна другую во Флоренции второй половины XV века, Франческо Боттичини вполне успешно творил, используя в своём искусстве всё, что считал необходимым. В его работах видят влияние Верроккьо, Боттичелли, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли, Филиппино Липпи и фламандской живописи. Первые исследователи творчества Боттичини, такие как Бернард Бернсон и Раймонд ван Марле, критически относились к его наследию, обвиняя художника в недостатке оригинальности и склонности к имитации стилей других живописцев. Современные специалисты, не столь категоричные в своём критицизме, ссылаются на «Трактат» Ченнино Ченнини, в котором сообщается, что копирование широко известных художников было частью тренинга, для чего существовали сборники рисунков и схем, которые циркулировали среди художественных мастерских.

 

Франческо Боттичини. Мадонна с младенцем. Частное собрание. В мадоннах Боттичини исследователи видят одновременно влияние Андреа Верроккьо и Сандро Боттичелли.

Мастерская Верроккьо. Мадонна с младенцем. 1460-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Современные исследователи склоняются к тому, что это одна из наиболее ранних работ Боттичини.

">

Творчество Боттичини делится на три основных периода: ранний, в котором видна зависимость от искусства его учителя Андреа Верроккьо; зрелый период 1470-х- начала 1480-х годов, когда художник, находясь под влиянием работ Сандро Боттичелли и фламандской живописи, смог создать индивидуальный сложный и изысканный стиль; и поздний период, для которого характерно воспроизводство художественных клише и повторение проверенных собственных формул — в это время художник работал в основном для заказчиков из провинциальных городков, окружающих Флоренцию. Существующие сегодня произведения, приписываемые мастеру, как правило, не имеют подписи и даты, поэтому разные авторы относят некоторые его работы то к ранним, то к более поздним.

 

Три архангела и Товий. ок. 1471 г. Галерея Уффици, Флоренция

Francesco Botticini (1446–1497)
Мадонна поклоняющаяся Младенцу Христу С Иоанном Крестителем и ангелами. ок. 1485г, Галерея Питти, Флоренция.

 Мадонна поклоняющаяся младенцу Христу. 1475-98гг, Авиньон, Пти Пале

Portrait of a Youth.-Francesco Botticini. Date unknown. Tempera on panel. Private collection
 

The Virgin and Infant with John the Baptist and Two Angels. Francesco Botticini - circa 1490. Musée du Louvre  (France - Paris)

Virgin and Child with Two Angels. Attributed to Francesco Botticini - circa 1465-1475.    Art Institute of Chicago  (United States - Chicago)

Мадонна с младенцем. Около 1475. Музей Брукса, Мемфис

Франческо Боттичини. Голова Мадонны.Перо, бистр, черная тушь, подсветка белым, на грунтованной розовым тоном бумаге.15х10,8.Музей Лувр.Париж

Вознесение Марии. ок. 1475 г. Лондон, Нац. галерея.

Несмотря на то, что Франческо Боттичини был довольно крупным флорентийским художником, Джорджо Вазари , итальянский живописец, архитектор и писатель, автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания,не оставил  никаких упоминаний о нём в своём многотомном труде. Более того, самое известное произведение Боттичини, картину «Вознесение Марии» («Алтарь Пальмьери», Лондон, Национальная галерея) Вазари ошибочно приписал кисти Сандро Боттичелли. Немногочисленность документов, обнаруженных в архивах, не позволяет последовательно и полно выстроить биографию художника.

Биография

Боттичини родился в семье Джованни ди Доменико, художника, изготовлявшего и расписывавшего игральные карты. По всей вероятности, именно отец привил ему вкус к рисованию и научил первичным навыкам. В возрасте двенадцати или тринадцати лет (22 октября 1459 г.) Франческо был отдан в обучение флорентийскому художнику Нери ди Биччи, который возглавлял мастерскую по изготовлению разнообразной живописной продукции религиозного содержания, выполненной на среднем, коммерческом уровне. Нери ди Биччи в истории итальянского искусства прославился своим «Дневником», В «Дневнике» он называет Боттичини «Francesco di Giovanni naibaio» (термином «найбайо» обозначалась рутинная работа подмастерья, который занимался росписями ящиков, шкатулок, флагов и прочей мелочью) и сообщает, что менее чем через год (24 июня 1460г) Франческо сбежал из его мастерской. По общему мнению специалистов, Франческо Боттичини оставил Нери ди Биччи ради мастерской Андреа Верроккьо, выдающегося мастера Ренессанса, выпестовавшего и открывшего миру целый ряд больших талантов — Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и др. Именно в мастерской Верроккьо Боттичини достиг уровня настоящего мастера в рисунке, пластике фигур и в композиционных решениях. Влияние учителя на Франческо было столь сильным, что некоторые его работы раннего периода исследователи ошибочно считали произведениями самого Андреа Верроккьо.

Около 1470 года художник вступил в Братство Архангела Рафаила (так наз. «Раффа»), и написал для него известную картину «Три архангела и Товий», которая ныне хранится в Галерее Уффици (сохранилась запись о выплате художнику небольшой суммы за часть выполненной работы). Год спустя (1471г) имя Франческо появляется среди членов Братства св. Луки (объединение художников, скульпторов, ювелиров и т. д.). Приблизительно в это время он создаёт мастерскую, игравшую заметную роль в художественной жизни Тосканы, и работает во Флоренции, Эмполи, Вальдарне, выполняя разнообразные заказы, среди которых знаменитое «Вознесение Марии» (1474-76гг, Национальная Галерея, Лондон) и «Табернакль св. Себастьяна» (после 1476 г., Эмполи, Музей). Далее документы освещают его деятельность в 1484 и 1491 годах. В них сообщается, что в этот период художник работал над алтарём для церкви Сант Андреа, так наз. «Табернаклем Таинства», который был установлен в храме в 1491 году.

В конце 1480-х и в 1490-х годах семейное предприятие, в котором наряду с Франческо Боттичини трудился и его сын Рафаэлло, выполняло работы в небольших поселениях вокруг Флоренции. В Фучеккио, городке недалеко от Эмполи, сохранился контракт от 1492 года, согласно которому Боттичини написал алтарную картину «Мадонна с младенцем и святыми» для Братства св. Креста (ныне в Музее Метрополитен, Нью-Йорк), а его сын Рафаэлло алтарную картину «Благовещение со св. Франциском и Андреем». К 1490 м годам исследователи относят целый ряд крупных работ, созданных Франческо для провинциальных храмов — Алтарь св. Иеронима (Лондон, Национальная галерея), алтарь «Мадонна с младенцем и святыми» (Прато, Музей) и др. По всей вероятности, художник всю свою жизнь прожил во Флоренции, в районе Санта Кроче, выезжая по делам лишь в небольшие провинциальные города, и продолжал активно работать до самой смерти, наступившей 16 января 1498 года.

 

Сын Франческо — Рафаэлло Боттичини (род.1477 — документы сообщают о нём до 1520г), в основном работал в провинции, но уже в иной живописной манере, поскольку художественные тенденции быстро менялись.

 

https://www.wikiwand.com/ru

http://www.the-athenaeum.org

http://wiki-org.ru

 

 

 

Серия сообщений "Религиозная живопись":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments