Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Фантастический хор из нереализованной оперы «Мандрагора» П.И.Чайковского

Автор - Liudmila5591. Это цитата этого сообщения
Фантастический хор из нереализованной оперы «Мандрагора» П.И.Чайковского








С‡ Р° Р№ Рє Рѕ (537x240, 104Kb)

У Петра Ильича Чайковского осталось множество нереализованных идей сценических произведений, среди которых исторические, мифические, фантастические и, можно сказать, экзотические.

Одна из таких идей – опера «Мандрагора».

Уже само ее название способно взорвать воображение. Мандрагора! Пифагор называл ее «человекообразным растением», Колумелла «травой-получеловеком». В Аравии было поверье, что мандрагора ночью светится, поэтому ее называли «свеча дьявола». Какие-то мрачные, неведомые обряды связывали мандрагору с орденом «Тамплиеров». Предания говорят, что откапывали этот корень только ночью, и во время изъятия из земли мандрагора издавала человеческий стон.
16926370 (600x400, 255Kb)

В Средневековье и эпоху Возрождения вокруг мандрагоры складывается целая мифология в жанре ужасов. Но почему мандрагора заинтересовала Чайковского?+

Вот что известно об истории ее создании. В Москве композитор познакомился с профессором кафедры ботаники Московского университета Сергеем Александровичем Рачинским. Это был очень разносторонний человек. Будучи ботаником и математиком, он собирал фольклор, писал статьи о литературе, живописи и музыке и был одним из руководителей «Русского вестника». В историю музыки Рачинский вошел как автор двух либретто, написанных им для Петра Ильича. Одним из них и была «Мандрагора».

Сергей Александрович Рачинский рассказывает сюжет «Мандрагоры» так: «Рыцарь влюблен в прелестную даму, которая отвергает его любовь. Праздник в замке. Менестрель поет о всесильной мандрагоре, волшебном корне, о котором упоминается еще в Библии. Рыцарь отправляется в таинственный сад добывать мандрагору. Ночь. Инкантация. Расцветает мандрагора. Рыцарь вырывает ее с корнем — это оказывается заколдованная красавица, которая, конечно, тотчас в него влюбляется, и, в виде пажа, привязывается к его стопам. После целого ряда перипетий рыцарь влюбляется в другую женщину, а несчастная Мандрагора снова обращается в цветок».

Чайковский успел написать к опере «Мандрагора» только «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь».Рукопись его хранится в Музее музыкальной культуры. Композитор использовал в сочинении смешанный состав хора (с участием хора мальчиков) и двойной состав оркестра. На этом работа, к сожалению, прекратилась. Чайковский передумал писать оперу: «Я было решился приняться за это либретто, но приятели отговорили, доказывая, что опера выйдет несценичная», - писал композитор своему брату Модесту.
Полный текст либретто в настоящее время неизвестен. Однако сюжет «Мандрагоры» был кратко изложен Рачинским в письме к брату композитора Модесту Ильичу уже после смерти Петра Ильича Чайковского. По утверждению биографа Сергея Рачинского Ивана Баврина, «Хор цветов и насекомых», написанный Чайковским для оперы «Мандрагора», стал «символическим памятником дружбы великого композитора и профессора ботаники».
Mandragora-201017 (229x350, 64Kb)

Впервые этот хор был исполнен в Москве 18 декабря 1870 года на VI симфоническом собрании Русского музыкального общества. Дирижером был Николай Рубинштейн.


«ХОР ЦВЕТОВ И НАСЕКОМЫХ В ИВАНОВУ НОЧЬ»
из незавершённой оперы П.И. Чайковского «Мандрагора»





Тихо шепчет воздух чистый
Серебристою струёй.
Озаряет лес душистый
Тихий свет луны златой.

Высоко царица ночи
Блещет в синих небесах.
Как мерцающие очи
Звёзды смотрятся в струях.

Наше время быстротечно
И прекрасен мир земной.
Насладимся же беспечно
Этой ночью золотой!



После исполнения музыкальный критик Г.А. Ларош так отзывался о сочинении: «Настроение тихой лунной ночи … и фантастический характер переданы композитором превосходно: в хоре эльфов мы опять находим ту бархатную мягкость, то благородство и изящество, которыми отличается г. Чайковский в лучшие моменты своего творчества... Инструментовка весьма богата и … некоторые её эффекты обнаруживают влияние Берлиоза … сочетание арфы со струнными инструментами играющими соn legno вполне оригинальны» («Современная Летопись», 1871, № 4).








Всего среди неосуществлённых идей П.И. Чайковского – двадцать один замысел сценических произведений. Композитор задумывался о темах, связанных с русской историей и мифологией («Гроза», «Добрыня Никитич», «Ундина», «Бэла», «Ванька-ключник», «Капитанская дочка»). Обращался к сюжетам, разворачивающимся в иных, в том числе фантастических государствах («Гипербола», «Ефраим», «Александр в Вавилоне», «Франческа да Римини», «Отелло», «Прихоти Марианны», «Тарас Бульба», «Цыгане», «Баядера», «Куртизанка (Садиа)», «Любовь мистера Гильфиля», «Волшебный башмачок, или Сандрильона»), и даже намеревался создать оперу на текст экзотической японской сказки «Ватанабе».


http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/exp...ry-mandragora-p-i-chajkovskogo
http://gr-sily.ru/kul-tura/mandragora-nedopisannaya-opera-p-i-chajkovskogo-24386.html
http://glinka.museum/visitors/exhibitions/khor-tsvetov-i-nasekomykh-v-ivanovu-noch/
http://www.tchaikov.ru/modest155.html

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments