Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Елецкие кружева

Автор - _Sofia-9_. Это цитата этого сообщения
Елецкие кружева

 

4809770__4_ (700x525, 56Kb)

В городе Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, прошва на полотенце была с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».  

4809770_n00_2_ (700x468, 102Kb)

">

Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце встречаются в 1867 году. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет, что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в разные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей …

4809770_n00_1_ (700x416, 93Kb)

В Ельце женщины занимались плетением кружев от простых до  сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, после того, как он достиг полного расцвета в Ельце к 1880 году, перешел в уезд, где им занимались и женщины, и дети.

4809770_n60 (600x472, 96Kb)

Как и в других губерниях, кружево изготавливали для предметов приданого. В Ельце существовал обычай убирать полотенцами зеркала, вешать на крючки по стенам (так называемые накрючники), дарить их всем присутствующим во время венчания молодых. В старину говорили: «Много накрючников - много и добра».

4809770_n64 (602x400, 123Kb)

Елецкие кружева отличались и отличаются необычайной тонкостью и тщательностью отделки, легкостью стиля, воздушностью и изяществом, парностью кружева, тонкой проработкой деталей орнамента.  Мотивы несколько однообразны, но певучие, сложились под влиянием ровного степного пейзажа, они так и назывались - жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное.

4809770_n74 (700x645, 241Kb)

В Елецком кружеве вилюшка плетется не сплошной полотнянкой, а переходит в прозрачную сетку или разнообразные тесемки, кружево нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру с разнообразными решетками, в орнаменте распространен мотив цветка а уже цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник.

4809770_n51 (500x399, 78Kb)

В 1880 году в Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц. А накануне первой мировой войны их было более сорока тысяч.

4809770_n54 (500x467, 165Kb)

Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.

4809770_n4 (537x639, 426Kb)

Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

4809770_n57 (546x700, 210Kb)

Одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. Семья  Стаховичей внесла значительный вклад и в развитие народного прикладного искусства – художественного кружевоплетения.

4809770_n6 (700x659, 158Kb)

В Европе на внешнем рынке славился французский «валансьон». Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения. 

4809770_n63 (641x575, 486Kb)

Французские модные кружева 90-х гг. плелись одинаково тонкими нитками, поэтому узоры, кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли чёткость и художественную выразительность; елецкие кружевницы для большей выразительности рисунка изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой, или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне.

4809770_n66 (699x506, 451Kb)

В отличие от французских кружевниц, елецкие мастерицы для большей чёткости, выразительности узоров и композиций фон изделия, прозрачную сетку и узоры плели нитками из шелка и бумаги различной тонкости, причем елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерам; французские, да и в некоторых регионах русские кружевницы, при парной технике плетения начинают и заканчивают работу над кружевом с одним и тем же количеством коклюшек.

4809770_n700 (700x488, 174Kb)

Елецкие кружевницы в зависимости от сложности рисунка для большей рельефности и чёткости рисунка добавляют или снимают некоторое количество пар коклюшек.

4809770_n6kv1 (650x700, 164Kb)

Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 г.  был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона руб.

4809770_n6kv (637x699, 643Kb)

Сейчас  елецким кружевом торгуют по всей России. Спросом пользуется новая сезонная коллекция  из цветного кружева. Елецкие кружева, как и встарь, легко и непринуждённо влюбляют в себя ценителей и знатоков прекрасного и, в свою очередь, дарят им ощущение молодости, сообщают  красоту и неподражаемый стиль. 

4809770_n6kv_1_ (699x686, 149Kb)

Для современного елецкого кружева характерна мягкость светотеневых переходов, изящество и ювелирная обработка фактуры изделия, нежность, прозрачность и воздушность узоров, эффект объёмности. Разнообразие красивых елецких фонов создаёт впечатление мерцающего звёздного неба или мягко падающих снежинок-звёзд.

4809770_ (700x525, 239Kb)

4809770_r4 (600x471, 195Kb)

4809770_r61 (600x460, 145Kb)

4809770_n600_2_ (640x568, 141Kb)

4809770_r72 (700x653, 284Kb)

4809770_r6 (700x659, 195Kb)

4809770_r8 (700x524, 94Kb)

4809770_n72 (700x466, 111Kb)

4809770_r7 (700x466, 117Kb)

4809770_1533_2_ (400x600, 127Kb) 4809770_1533_3_ (378x640, 102Kb)

4809770_r10 (700x464, 55Kb)

4809770_n76 (700x525, 378Kb)

4809770_n77 (700x466, 118Kb)

4809770_n6kv3 (687x700, 193Kb)

4809770_nstol (700x525, 239Kb)

4809770_n79 (700x466, 58Kb)

4809770_n8myzei (700x466, 57Kb)

4809770_n91 (700x466, 214Kb)

4809770_2490 (432x606, 154Kb) 4809770_2490_1_ (428x600, 67Kb)

 4809770_2525 (403x604, 104Kb) 4809770_2525_1_ (465x699, 250Kb)

4809770_3500 (484x691, 148Kb)  4809770_3500_1_ (546x700, 217Kb)

4809770_4400 (475x589, 151Kb) 4809770_4400_1_ (400x400, 102Kb) 

Источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments