Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

М.Ю. Лермонтов Парус

Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн...
М.Ю. Лермонтов. Тамань


Parus_Md.jpg
Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


Случайное впечатление, белый парус в дымке золотого осеннего дня... а в творческом сознании поэта возникает один из самых выразительных образов, символизирующих его мятежные порывы, его стремление к свободе. Пафос, которым проникнуто это стихотворение, его художественные образы, и в первую очередь образ мятежного паруса, ищущего бури, выражали настроения, свойственные не только Лермонтову-поэту, но и всей передовой русской интеллигенции тридцатых годов XIX века. Образ одинокого паруса Лермонтов запечатлел и в живописном произведении того же времени – в акварельном морском пейзаже, написанном на берегу Финского залива (ныне хранится в Государственной Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде).


"Белеет парус одинокой... " - эта строка совпадала с 19-м стихом первой главы А. А. Бестужева (Марлинского) «Андрей, князь Переяславский» (отд. изд. 1828 г.) .

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло
И грустен путник ясноокий
У ног колчан, в руках весло

А. А. Бестужева (Марлинского) «Андрей, князь Переяславский» (отд. изд. 1828 г.)

Чьи -то имена и строки стираются, пропадают во времени , а чьи-то строки в памяти многих поколений. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова осталось в литературе на века, в том числе и благодаря стихотворению "Парус"
А ведь оно написано совсем еще юношей - в 18-летнем возрасте. Впрочем за 27 лет своей короткой жизни Лермонтов внес просто неоценимый вклад в развитие русской прозы и поэзии.

137154392_i_031.jpg
Михаил Лермонтов в форме юнкера гусарского полка

В конце июля или в самом начале августа 1832 года Михаил Юрьевич Лермонтов, вынужденный после нескольких столкновений с реакционными профессорами оставить словесное отделение Московского университета, приехал вместе с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, в Петербург.
Лермонтову шел в то время восемнадцатый год. Это был широкоплечий, невысокого роста юноша. Он не был красив, но внимание каждого, даже незнакомого с ним, невольно останавливалось на его смуглом, немного скуластом лице и особенно черных проницательных глазах, взгляд которых обладал какой-то необыкновенной силой. Часто этот взгляд был тяжел и задумчив, иногда выражал иронически насмешливое отношение к окружающему, изредка, в кругу близких, освещался озорным огоньком.[...]

Первое время в Петербурге Лермонтов чувствовал себя одиноко. Захваченный воспоминаниями о недавно пережитом, он отнесся к новому городу отчужденно:

По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти,
Как после бури на песок
Волной расшибенный челнок.


Так определял Лермонтов свое состояние в письме к приятельнице с детских лет С. А. Бахметевой.

Пока с помощью родных и знакомых Е. А. Арсеньева подыскивала подходящую квартиру, Лермонтов, по его собственному признанию, "...рассматривал город по частям и на лодке ездил в море". Плоские берега Финского залива и первые встречи с морем не произвели на него ожидаемого впечатления:

И, наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул?..
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул;
Нет! как оно, я не был волен:
Болезнью жизни, скукой болен
(Назло былым и новым дням),
Я не завидовал, как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам.


Прошло две-три недели, и Лермонтов однажды во время прогулки по берегу Финского залива написал стихотворение "Парус".
Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г.
В письме, адресованном Марии Александровне Лопухиной, сестре Варвары Бахметевой, Лермонтов пишет, что не видит «впереди ничего особенно утешительного» и отправляет в этом же письме текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря».

Лермонтов_Парус._Автограф_стихотворения._1832.jpg
Лермонтов_Парус._Автограф_стихотворения.

i_029.jpg
Лермонтов — юнкер. Художник А. А. Бильдерлинг

О предполагаемом месте написания стихотворения: академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира. Анна Андреевна Ахматова заметила, что ни парки, ни другие достопримечательности столицы не затронули струн в душе Лермонтова: «Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: „Белеет парус одинокий…“»

5751912_xlarge.jpg
Вид Финского залива с террасы дворца Монплезир

cdde7c7c4c8661890dd90aef552bc73c.jpg

Терраса Монплезира в Петергофе в разные столетия

800_32600bf2559e7e58a55d2e20be0e4489.jpg

shl11.jpg


st4kexp2fu53cbdv.jpg

petergof09.JPG

Дворец Монплезир (Петергоф)

15565a4fd-6e38-4c36-8336-75d0ec6033de_0.jpg

Palace-Monplezir-Petergof-1.jpg

monplezir-5_1.jpg

Monplezir_14a.jpg

4327.JPG

5737709_xlarge.jpg


Впереди была учеба в Школе Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, где Лермонтов был в дружбе и в хороших отношениях со всеми юнкерами, но не выносил фальши, лжи и неискренности.

Сближение с литературным Петербургом произошло только после того, как Лермонтов выступил со стихотворением "Смерть поэта".
К образу одинокого паруса Лермонтов вернулся, завершая повесть "Княжна Мери":

И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...

5tDdk6KA3nyZR5yHZSRZd6Nff (1).jpg
И. Айвазовский. Буря на Ледовитом океане. 1864


Выдержки из книги В.А.Мануйлова и Л.Н.Назаровой "Лермонтов в Петербурге")
http://www.pravmir.ru/mayoshka-ili-prodelki-yunkera-lermontova/
http://literatura5.narod.ru/lermontov_nazarova.html
http://rushist.com/index.php/rus-literature/3834-lermontov-knyazhna-meri-chitat-onlajn
http://www.pravmir.ru/mayoshka-ili-prodelki-yunkera-lermontova/

Серия сообщений "Мой взгляд. Писатели":
Часть 1 - Рождение и детские годы Лермонтова.
Часть 2 - Пушкин глазами современников
...
Часть 34 - Грамота на бессмертие Одессы
Часть 35 - Марина Цветаева близко (странички жизни и творчества)
Часть 36 - М.Ю. Лермонтов Парус

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments