Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Ольга Остроумова...Из поколения с прививкой благородства

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Ольга Остроумова...Из поколения с прививкой благородства

 


Еще один юбилей в жизни актрисы,жены,матери...бабушки...Еще один повод вспомнить жизнь...творчество

21 сентября Ольга Остроумова отметила свой юбилей. 70лет...не верится даже.Не просто актриса и даже не просто жена Валентина Гафта. Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого "А зори здесь тихие", а вот достопочтенная матрона...

А вот просто красивая женщина..... В день юбилея многие СМИ  называли ее "секс-символом". Но это  пошло, мелко и избито. Все так, как совершенно не подходит к Ольге, девочке из оренбуржья, из исконно русской семьи, в которой на много поколений обозначилась линия священников.

"Она принадлежит поколению с прививкой благородства, носителям настоящего русского характера. Таким актрисам надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня", - справедливо заметил критик Валентин Курбатов.

Строгая, но внимательная в беседе, мудрая, не злословящая относительно "террариума единомышленников" (как называют знающие люди театральный коллектив)

Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого "А зори здесь тихие". Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях

Мы помним ее, Женьку Комелькову из фильма "А зори здесь тихие". Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях...

в то время,чтобы снятся в таком эпизоде было необходимо просто мужество для актрисы,переступить через многие условности и внутренние табу...

- Ну почему сегодня всех интересует, как ты живешь, какая у тебя квартира, что ты ешь, как ты ешь? В театре Моссовета я в день рождения я играла "Римскую комедию". Потом были у меня и стол, и гости...Но не это важно. Правда, не это.

Спрашивают: а что тогда? Отвечает:

- А знаете, я поняла, как важно уметь радоваться маленьким вещам. Не ждать чего-то сверхъестественного, а любить то, что есть. Солнце взошло — это уже чудо. Живы любимые — это чудо. Если уметь радоваться, тогда от беды и от случайности, несчастья не упадешь. Выстоишь.

И вдруг, услышав вопрос о природе оптимизма, знаменитого остроумовского оптимизма, о котором знают все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с ней - снова грустнеет. "Оптимизм мой, мусечка, на исходе. Совсем мало его осталось.Почему? Время такое. Какое? Идиотское...

Кадр из фильма "Доживем до понедельника"

Кадр из фильма "Доживем до понедельника"

Странно слышать...недоверчиво

Очевидно, есть тому причины. И уход любимого режиссера Павла Хомского. И неопределенность в театре Моссовета, где долгое время служит актриса. И страх за судьбу русского психологического театра. Не раз, не раз (правда, не называя фамилий) она говорила, как не любит режиссерские выкрутасы, когда режиссер выпячивает себя, ради эпатажа, а не ради идеи... А может, разница во времени сказалась. Наш звонок пришелся, когда в Благовещенске стояла поздняя ночь.

- Я прилетела на фестиваль "Амурская осень" и, к моему удивлению, день рождения стали отмечать здесь. Это было приятно и неожиданно, - сказала она.При полном аншлаге актриса провела творческий вечер. И даже пела любимую "Летят утки". "Как-то с возрастом становишься ближе к людям, к народной песне".

Она и сама такая: настоящая, народная. Не стесняется признаться:

"Ужасно боюсь этих всяких вечеров. Легче спектакль сыграть. Я там защищена режиссером, актером, костюмом... А здесь - как голая..."

Ей чужда публичность, повышенное внимание. Она часто говорит: "по мне - лучше бы меня просто не замечали" и приводит в пример Вертинского, мазавшего лицо белилами и добившегося полной неузнаваемости вне сцены. Потому, наверное, лучшей работой считает не Женьку в "Зорях", а, например, рвущую душу Анфису из спектакля "Вдовий пароход" или Василисы из "Василия и Василисы", по рассказу Валентина Распутина.

Сцену, в которой Василиса, ловко орудуя ухватом обезвреживает пьяницу-мужа, пригвоздив его к полу, крутят на экранах ТВ часто.А вот сам фильм - жемчужина нашего кинематографа - прошел в восьмидесятые тихо и незаметно. Лента поднимает популярную нынче проблему домашнего насилия. Но дает немодный сегодня ответ. Правозащитники бы взвыли.

Кто видел - понимает: Остроумова совершила подвиг. Совсем молодая - едва за тридцать - сыграла всю жизнь русской женщины. От 17 до семидесяти лет. И не просто сыграла, потому что игры в фильме и не было. Раскрыла невероятной силы русский характер. Сложный, непонятный, настоящий, да еще воплощенный Распутиным. Чтобы понять русскую женщину, японская переводчица Распутина приняла христианство... Стоит ли сомневаться; роль удалась Остроумовой по праву происхождения и той самой прививки, о которой говорил Курбатов.

Когда-то, как вспоминает Остроумова, история Василисы не давала покоя.

- Я ложилась спать - и мне снились сны про Василису. Я готовила еду - и думала о Василисе. И в итоге поняла. Простить, даже самый чудовищный проступок - всегда выше, чем не простить.

Почти библейская история о прощении удивительным образом аукнулась в жизни самой Остроумовой, когда ей пришлось прощать мужа. Не за домашнее насилие, а за измену.Критик Лев Аннинский сказал: у нашего поколения "спасенышей", детей, родившихся в войну и послевоенные годы - особое ощущение судьбы. Ты не понимаешь умом, но чувствуешь ее руку, чувствуешь, что так надо.

Кадр из фильма "Варвары"

Кадр из фильма "Варвары"

Можно себе представить, как ошарашила родителей, когда из Куйбышева, (куда переехала семья), без связей, знакомств и перспектив, отправилась поступать в ГИТИС. Долгое время она и сама не понимала до конца смысл поступка. Сомнений прибавляло и то, что голос не соответствует внешности (слишком высокий, чтобы исправить несоответствие, актриса даже начала курить). Но даже после успеха - "Доживем до понедельника" и "А зори здесь тихие" - продолжала сомневаться.Всякий раз вздрагивала и удивлялась, когда ее, уже сыгравшую в знаменитых лентах, узнавали на улицах. "Неужели меня знают".

Рассеять сомнение помогла поэзия.

Уже на излете Советского Союза актрисе предложили прочесть со сцены Кремлевского дворца съездов стихотворение.

- Что-то менялось. Обычно актеры читали стихи советских авторов, которых выбирали за них. Читали под фонограмму. Видимо, руководство боялось, вдруг скажут что-то не то... А мне сказали: "читайте, что угодно". Я поняла: Цветаеву.Так вершится справедливость.

Именно тогда она, может быть, впервые поняла, что все было не зря. Поняла, зачем выбрала эту профессию.

- Читая Цветаеву, я почувствовала себя колесиком в нескончаемой жизни русской культуры. Ее стихи прозвучали моими связками в Кремле, в первый раз...

Слышно, как улыбается в трубку. Кстати, она до сих пор считает книгу - лучшим подарком.

- Папа очень любил читать и на свою скромную учительскую зарплату собрал замечательную библиотеку. А в конце жизни - сам смастерил, переплел четыре экземпляра книги, автобиографии и раздал детям. Эту папину книгу я очень берегу.

Призналась, что писать автобиографию не торопится. Время еще не пришло. Пока - предпочитает читать мемуарную литературу. Недавно, к примеру, открыла для себя мемуары актера Анатолия Адоскина.

Когда-то в разгар русско-грузинского конфликта, по ее инициативе в театре поставили пьесу "Я, бабушка, Илико и Илларион, в которой Остроумова сыграла бабушку Ольгу. В одном из интервью заметила: играть красавиц надоело. Хочу сыграть "мощную старуху".

Кажется, сын,Михаил Левитин, решил исполнить это желание.

- В театре Моссовета будем играть спектакль по роману Грэма Грина "Путешествие с тетушкой". Я - тетушка. репетиции вот-вот начнутся. Но больше, пожалуй ничего не скажу. Сами все увидите. Есть ли, что еще пожелать себе? Конечно, есть. Хочу учиться новому, хочу быть понятой, постоянно играть. И еще - чтобы был мир. Я надеюсь. Я верю, что жизнь -это великое , неостановимое чудо.


ДОСЛОВНО.....Михаил Левитин, сын Ольги Остроумовой:

«Дорогая мама, не могу даже передать, что ты значишь для всех нас»

Я сейчас говорю и за твоих детей, и за внуков, которых, нашими стараниями, у тебя все больше, и за Валентина Гафта, конечно. Желаю тебе счастья, спокойствия, хотя нет, спокойствия не получится. Просто постарайся перестать все за всех делать. И чтобы ты поняла, что не все в твоих силах. Тогда ты, может быть, станешь счастливее и веселее. Я тебя очень люблю. Тебя все любят.Кстати, пользуясь случаем приглашаю 9 октября на мамин творческий вечер в театре Маяковского он называется "Юбилей поневоле". Приходите, а какие цветы маме дарить - я не знаю. Она у нас сторонится торжеств.

***

Каждую роль надо начинать так, будто ничего не умеешь и всегда попадать" в яблочко" - считает Ольга Остроумова. Сегодня она отмечает юбилей. Всенародную любовь актриса обрела, появившись на экране даже не в главной роли, еще будучи студенткой ГИТИСа. Но, несмотря на признание и награды, звездой себя не считает, признаваясь, что хочет быть "человеком из публики". Среди режиссеров-фаворитов в последнее время - сын Михаил Левитин. Снялась в его ленте "Подлец", готовится сыграть в пьесе по Грэму Грину "Путешествие с моей тетушкой" в Театре Моссовета.

"Сын мне сказал - хватит тебе играть героинь всяких, сыграй авантюристку замечательную", - поделилась народная артистка РФ Ольга Остроумова.

В Театре Моссовета Ольга Остроумова играет уже больше 30 лет. 

"Она очень хороша, умна. И кроме этого, невероятно требовательна к себе. Часто говорят эту фразу, я обычно пропускаю ее мимо ушей. Тут была какая-то особая внутренняя работа внимательная, очень ждущая, хорошо слышащая", - отметила народная артистка РФ Генриетта Яновская.

На киноэкраны Ольга Остроумова попала в 20 лет - Станислав Ростоцкий пригласил ее на роль самой популярной девочки в классе - самовлюбленной Риты Черкассовой в фильм "Доживем до понедельника". А через несколько лет не только Советский Союз - Италия, Китай, даже Штаты узнают эти глаза, голос и роскошные волосы - Женька Комелькова из фильма "А зори здесь тихие" - не только боец, но и красивая девушка.

"Каждый день начинался с грима, искали правильный рыжий тон волос, не вульгарный, чтобы героиня Остроумовой была похожа на Грету Гарбо. Я запомнила трагическую историю, выезжая на съемку, они каким-то чудом умудрились забыть гримерный ящик", - рассказала актриса, депутат Государственной думы РФ Елена Драпенко.

Макияж Ольге Остроумовой тогда сделали единственным подручным средством - черным карандашом, который был в сумочке каждой. На черно-белой пленке актриса с таким гримом смотрелась особенно проникновенно.

"Оля - человек необыкновенно талантливый, жизнеутверждающий и самоотверженный. Я этот оптимизм и веру в жизнь, в радость и счастье, хочу пожелать ей и ее замечательной семье", - подчеркнул народный артист России Игорь Костолевский.

Сегодня для Ольги Остроумовой главное - семья, особенно ее радуют четверо внуков. 

Биография

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).

Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был ее дедушка, человек умный, уважительный и отзывчивый. Его сын, отец Ольги, был школьным учителем физики. Его отличали тактичность и терпение, невероятная аккуратность и добросовестность. Мать была хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу



В семье Остроумовых кроме Ольги еще две дочери и сын: Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время находится на пенсии; Людмила – предприниматель, ныне живет в Геленджике; и Георгий, который в свое время работал на Байконуре, а сейчас работает на фирме по строительству подвесных дорог.

Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и естественно. Никто её не отговаривал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.

Ольга Остроумова в спектакле "Учитель танцев"

Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке, где тогда, в последние годы хрущевской «оттепели», звучали чудесные песни Леонида Филатова и Владимира Качана.Окончив институт в 1970 году, Остроумова была принята в Театр юного зрителя, где она начала работу у режиссера П. Хомского, который ранее был ее педагогом в ГИТИСе и привнес туда «воздух живого театра». Ей довелось работать в ТЮЗе с режиссером Михаилом Левитиным, который стал ее первым мужем.

Окончив институт в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе.Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным.Первым супругом Ольги Остроумовой был её однокурсник по театральному вузу Борис Аннабердыев. Но этот брак был недолгим. В 1973 году актриса вышла замуж во второй раз. Её мужем оказался Михаил Левитин, режиссёр и писатель. В этом союзе родилось двое детей – дочь Ольга и сын Михаил.

Михаил Левитин

С Левитиным она прожила 23 года и рассталась по своей инициативе. На суде в заявлении, по какому поводу Остроумова хочет расстаться с мужем, написала: «За безудержную любовь к свободе».

По-настоящему она поняла, что такое профессия актера, что такое театр, лишь начав работать с А. Эфросом в Театре на Малой Бронной. Театральный мир Эфроса оказался генетически близким, как бы единственно возможным, естественным для нее. Так было и в «Веранде в лесу», и в «Лете и дыме».

За 30 лет работы в театре и кино Остроумова сыграла самые разные, порой прямо противоположные по содержанию роли. Ей пришлось пережить и дорогие для каждого актера звездные минуты зрительского признания и творческого триумфа. Слава обрушилась на нее в весьма юном возрасте

Ольга Остроумова в фильме «Доживём до понедельника»

 Роль школьницы в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» в одночасье сделала ее любимицей миллионов зрителей. В фильме «А зори здесь тихие» она сыграла роль Жени Комельковой. Фильм стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Культовой актрисой стала и Ольга Остроумова

Но самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». Эта работа стала этапной для Остроумовой. По ее признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Генриэттой Яновской на сцене Театра имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».

Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие»
Анфиса – одна из самых любимых театральных ролей О. Остроумовой, так же как и сам спектакль «Вдовий пароход». Здесь впервые в ее творческом опыте возникла уникальная атмосфера художественной правды, помноженной на правду общечеловеческую. Спектакль заставлял весь тысячный зрительный зал превращаться в одно сострадающее сердце

Ольга Остроумова в фильме «Василий и Василиса»

Апогей звездности Ольги Остроумовой пришелся на пору, которую принято теперь именовать эпохой застоя. Именно тогда актриса оказывается идеалом женщины. Личность далеко не «правого» толка попадает в ведущее женское амплуа времени.
Сама актриса о своей работе отзывается в далеких от восторженности тонах. Она не считает себя звездой в голливудском смысле этого слова, поскольку он подразумевает некий раз и навсегда созданный для дальнейшей эксплуатации образ, фактически маску. Остроумова же совершенно не может участвовать в том, что уже сделано, пройдено, и старается взять роль с таким женским характером, который еще не был ею сыгран.

Ольга Остроумова в фильме «Гараж»

Главное же в работе над очередной ролью – всегда оставаться правдивой, будь то на сцене или на экране. Помимо роли Анфисы во «Вдовьем пароходе» дорогими для себя ролями на театральной сцене она считает роли Глафиры из спектакля «Волки и овцы» (Театр на Малой Бронной), Эммы из спектакля «Мадам Бовари» (Театр имени Моссовета) и Елены в спектакле «Дни Турбиных».О. Остроумова – народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и премии имени А. Довженко. В 1998 году награждена орденом

третий супруг -В.Гафт

-Вы отважная женщина: нашли в себе силы пуститься в новое семейное плавание.

— Это получилось случайно. Приготовилась к тому, что буду одна, никого не искала. Когда мы встретились с Валей, даже не были знакомы, хотя до этого вместе снимались в «Гараже». Но тогда подойти к нему боялась и вообще всех боялась — там собрались такие мэтры: Саввина, Гафт, Слава Невинный, Мягков. А потом, много лет спустя, какая-то организация пригласила меня выступить в кафе на 8 Марта. Спросила: а кто там будет? «Гафт».

Подумала: если Гафт согласился, значит, нормально. А Гафту позвонили и сказали, что Остроумова там будет. И он почему-то согласился. И представляете, оказалось, что это кафе «Фиалка» в Сокольниках, где прошли его детство и юность. Была весна, и Валя предложил: «А может, мы с вами как-нибудь погуляем? Тут так хорошо. Я вам все покажу». Начались встречи, и вдруг раз — он исчез на четыре месяца. Что же это? Надо же как-то объясниться: не могу или не хочу. Я, естественно, тоже не звонила. Но было чувство, что это не конец. Лишь окончился первый акт. И дали антракт. Через 4 месяца раздается звонок: «В общем, я не могу без вас». Мне как-то сразу легко стало: «Давайте, — говорю, — начнем второй акт. Интересно, сколько он продлится и каким будет третий».

Ольга Остроумова в фильме «Змеиный источник»

— Если вы узнаете, что вас обманули, потом этому человеку поверите?

— Не осложняю свою жизнь местью или злом. Знаете, какие анонимки мне приходили во время «Вдовьего парохода»? Писали, что я и так-то артистка была никудышная, а уж в этом спектакле… Прямо перед премьерой. И я подумала: «Боже, как мне жалко этого человека». Потом вторая анонимка пришла, измазанная дерьмом, где уже моих детей называли чуть ли не ублюдками. И я подумала: «Сколько же в этом человеке зла! Господи, да прости его. Дай ему стать добрей». И опять никакого внимания не обратила. И этим спасла себя. Если бы гневалась, свою душу изжевала бы. Не надо держать зла в душе, не надо. Этим ты себя, свою жизнь поганишь.





— Но для этого надо иметь душевное мужество. Тут места себе не находишь, если обхамили ни за что…

— Была одна история лет семь назад. Зашла в булочную. И какой-то пьяный мужичок ругается матом. А мне всегда очень неудобно поставить кого-то в неловкое положение, меня от этого всю колотит. И вот меня трясет, и я говорю дрожащим голосом: «Как вы смеете, здесь же дети! Прекратите сейчас же!» Мужичок обалдел, посмотрел на меня: «При детях — не буду. А при тебе — буду». Но перестал. Вообще, от хамства у меня болит сердце. Не выношу, когда при мне кого-то оскорбляют. Скорее хамство по отношению к себе пропущу, но по отношению к другому — нет. Дрожащим голосом, но скажу: «Прекратите!



— А вам не обидно, что мало ваш дар использовало кино?

— Не обидно. Я из-за театра много отказывалась. Вообще старалась не сниматься только для того, чтобы быть на виду или заработать денег. Я в этом смысле гордячка. Все-таки роль — прежде всего, а деньги потом. Старалась не предавать профессию ради денег. А уж когда новое кино пошло, приглашали так: «Ольга Михайловна, значит, 5 тыс. долл. Один съемочный день. Надо посидеть в ресторане. Красивая женщина какого-то крутого». Я говорила: «Знаете, я все-таки считаю себя русской актрисой, а не манекенщицей. Извините, мне нужна роль». Очень много отказывалась. Вот сейчас более-менее кино стало появляться, а то все было, как домашнее видео. Ну зачем же в этом сниматься? Нет, не хочу. У меня, слава богу, есть роли в театре.

Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.

https://www.kp.ru/daily/26734.4/3760971/

https://24smi.org/celebrity/photo/1659-olga-ostroumova/334138/

http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/ostroumova/interview.html

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/191726/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments