Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

При слове Вена - музыка Шопена, И Моцарта, и Штрауса, и,и...

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
При слове Вена - музыка Шопена, И Моцарта, и Штрауса, и,и...


Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек


Международный день музыки , отмечаемый ежегодно 1 октября, начиная с 1975 года, был учрежден по инициативе Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО двумя годами ранее на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович.

Пожалуй, трудно в мире найти другой город, с которым была бы связана жизнь и судьба такого количества величайших композиторов XVIII-ХIX веков.Венцы даже шутят, что по количеству музыкальных классиков на душу населения их город уже давно надо вносить в «Книгу рекордов Гиннеса».

Вена… При этом слове сразу возникают стойкие ассоциации – венский вальс, венская опера, кофе по-венски, венские сладости… А уже потом приходит на память, что Вена – столица Австрии, великий город с древней историей.
И на самом деле, в Вене и её пригородах значительное количество музеев, мемориальных комнат, памятников и мест, связанных с жизнью и творчеством величайших композиторов Европы.

Вена и музыка – эти два понятия неразрывны. Здесь родились и развивались все основные направления западноевропейской музыки, возникшие за последние 200 лет. Тут жили и творили Гайдн и Моцарт, Бетховен и Брамс, Шуберт и Штраус, Глюк и Брукнер, Берг и Малер. Старые улочки «Внутреннего города» бережно хранят память о прославленных композиторах

Первым известным композитором, работавшим на территории современной Австрии, был так называемый Зальцбургский монах (расцвет деятельности — 2-я половина XIV века).Подлинное имя поэта-композитора неизвестно. В рукописях его называют «бенедиктинцем Германом», «мастером Гансом, доминиканцем», «Иоганном из Мюнхена», «Якобом из Мюльдорфа», «Петром Саксонским» и т.д. Важнейшее рукописное собрание песен Зальцбургского монаха носит название Песенника Мондзее в Вене (Mondsee-Wiener-Liederhandschrift, XV век), ныне хранящегося в Австрийской национальной библиотеке.


В наследии Зальцбургского монаха 49 духовных и 57 светских песен (сохранились и стихи и музыка). Светская лирика охватывает различные жанры: альбы («Taghorn», «Nachthorn» и др.), любовно-лирические (в том числе традиционной куртуазной тематики как, например, «Rosenlied»), застольные, наконец, один ляйх. 

Большое количество музыки Зальцбургского монаха по обычаю, широко практиковавшемуся у миннезингеров и мейстерзингеров, являет собой контрафактуру известных ранее песен. Например, его рождественская песня (которую в Германии поют до сих пор) «Josef, lieber neve mein»,— контрафактура кэрол «Resonet in laudibus». Вместе с тем, многие песни содержат оригинальную музыку Зальцбургского монаха, в том числе, первые нотированные образцы полифонической музыки с немецким текстом. Среди них «Pumhart» и Канон св. Мартину (Martincanon) — первый в истории образец трёхголосного канона на немецком языке.

Работал он при дворе зальцбургского архиепископа Пилигрима фон Пуххайма.Новаторство Зальцбургского монаха заключается в том, что все его песни (включая католические гимны и секвенции) были написаны не на латыни, а на ранненововерхненемецком языке.



А ведь с Веной связана и  жизнь Брукнера, Глюка, Цицера, Сальери, Ланнера, Легара, Штольца и других, чьи имена со временем подзабылись, но их вклад в мировую культуру от этого меньше не стал.

Beethoven, Mozart, Schubert

Находясь в Вене, можно как минимум день посвятить музыке и её создателям.

Ф.Шуберт и Й.Брамс

Начать рекомендую с Центрального кладбища, на котором упокоилось большинство из великих венских композиторов и исполнителей. Отправиться туда лучше утром, пока закрыты музеи, начинающие работать с 10 часов.

Арнольд Шёнберг

Йохан Штраус (отец)

Grave of Johann Strauss II

Да и туристов в это время будет поменьше, днем же здесь иногда бывает настоящее столпотворение. Доехать до кладбища можно на трамвае или автобусе. Если идти по центральной аллее в сторону возвышающегося над кладбищем храма, то уже через несколько минут слева от вас окажется мемориальный участок, на котором похоронены деятели искусства.

Надгробный памятник В. А. Моцарта

Одним из первых памятников, которые вы здесь увидите, будет изящная скульптурная композиция на могиле Вольфганга-Амадея Моцарта. Кстати, это символическая могила, так как останков композитора в ней нет, он был погребен на венском кладбище святого Марка, но подлинное место захоронения не сохранилось.

Claudia A. Wohlfromm & Falco.Могила Фалько

Йоханн Хёльцель (19 февраля 1957, Вена — 6 февраля 1998, Доминиканская республика), более известный под сценическим псевдонимом Фалько — австрийский музыкант, исполнитель в стиле рэп, поп и рок. 

Рядом находятся могилы Штраусов, Бетховена, Брамса, Шуберта и т. д. Если повезет, станете свидетелями импровизированного концерта. Сюда часто приходят музыканты, в том числе и мировые звезды, чтобы рядом с могилами своих кумиров исполнить их произведения.В настоящий момент на Центральном кладбище более 350 почётных могил и более 600 почётных посвящённых могил.

С кладбища можно отправиться в один из музеев, уверяю, они все весьма интересны.

Музеи, мемориальные места и памятники композиторам разбросаны по всему городу, поэтому маршруты удобнее составлять самостоятельно, учитывая посещение и других объектов.

Обычно одним из первых туристы посещают музей, разместившийся в единственной из сохранившихся в Вене квартир Моцарта, что на Domgasse, 5.

В доме, расположенном в престижном районе Вены, композитор прожил больше двух лет с 1784 по 1787 годы. Кстати, квартира была весьма дорогой, 460 гульденов в год, но тогда композитор мог это себе позволить.

Это время было для него периодом славы и творческого подъема. В этом доме созданы многие известные произведения, включая оперу «Женитьба Фигаро». Сюда в гости к Моцарту приходил Гайдн.

В музее много подлинных экспонатов, связанных с творчеством композитора. Несомненный интерес представляет обстановка, в которой жила семья Моцарта, инструменты, на которых он играл и сочинял свои произведения.

Часть интерьера без изменений сохранилась с тех времен — печь в спальне, оконные рамы, лепнина. Кроме мемориальной квартиры в музее несколько больших экспозиций, разместившихся на трех этажах и в подвале, рассказывающих о венском периоде жизни композитора. При желании можно воспользоваться аудиогидом на русском языке.


Не далеко от музея находится собор святого Стефана, связанный со значимыми событиями в жизни композитора. В 1782 году Моцарт здесь венчался с Констанцей Вебер, затем крестил двоих детей, в конце жизни получил должность капельмейстера собора, а после смерти здесь его отпели и из соборной часовни увезли на кладбище.

Собор Святого Стефана: Мемориальная доска об отпевании Моцарта на выходе из катакомб

собор

При желании можно пройти по нескольким адресам, связанным с жизнью Моцарта. Композитор неоднократно бывал и выступал во дворце Хофбург, впервые он был приглашен на аудиенцию к императрице Марии-Терезии в 1768 году, когда приехал в столицу с отцом из Зальцбурга, а ведь ему было всего лишь 12 лет.

Хофбург

Слева от парадных ворот в Хофбург со стороны площади Michaeler Platz можно увидеть мемориальную доску, посвященную находившемуся в этом месте до 1888 года городскому театру, на ней имеется надпись: «Здесь состоялись премьеры опер Моцарта „Похищение из Сераля“, „Женитьба Фигаро“ и „Так поступают все женщины“».

В парке рядом с дворцом установлен памятник композитору, перед которым летом разбивают большой цветник с изображением скрипичного ключа.


В оранжерее загородного дворца Шёнбрунн в 1786 году происходил «музыкальный поединок» между Моцартом и Антонио Сальери в присутствии императора Иосифа II, присудившего победу Сальери.


А свой первый публичный концерт во дворце Коллальто на Дворцовой площади (Platz am Hof) в октябре 1762 г. Мемориальная доска на бывшем дворце Коллальте напоминает об этом концерте

Квартира ,которую снимал  располагалась совсем рядом с домом на Домгассе, в конце узенькой Блутгассе

Еще одна  квартира недалеко от Еврейской площади (Юденплатц), о чем свидетельствует эта мемориальная доска

В доме на Rauhensteingrasse, 8 (теперь здесь универмаг «Steffl») композитор провел последние дни жизни, сочинил «Волшебную флейту», работал над «Реквиемом», видимо, предвидя скорую кончину.

Моцарт в венском Музее Мадам Тюссо

В 1787 году Моцарту представили юного Бетховена, которому маститый композитор дал несколько уроков. В 1792 году (менее года после смерти Моцарта) Людвиг ван Бетховен поселился в Вене, где за все время сменил более 60 адресов.

Мемориал Бетховена (Beethoven – Gedenkstätten Pasqualatihaus)Людвигу ван Бетховену в Вене посвящены четыре дома-музея.

На некоторых домах, включая здание театра рядом с центральным рынком и Венским сецессионом, где композитор жил в служебной квартире в 1803—1804 годах, теперь установлены мемориальные доски.

1804 по 1815 годы периодически жил в доме Паскуалати, на 4 этаже. Здесь он работал над выдающимися 4, 5, 7 и 8  Симфониями и оперой "Фиделио". Он возвращался в тот дом, говорят, потому что из окон открывается изумительный вид на Вену - имейте это в виду при посещении музея!Мемориальная коллекция хранит документальные свидетельства жизни Бетховена, его вещи. В комнатах с белыми стенами посетители могут увидеть старинный рояль, бюст композитора, его посмертную маску, множество картин, рисунков, различные документы. Выставлен в музее и портрет композитора работы Виллиброда Йозефа Мелера (Willibrord Joseph Mähler), написанный в 1804 - 1805 годах Внутренний дворик дома Паскуалати также не изменился со времён Бетховена.

На площади Бетховена установлен памятник композитору.


Еще один памятник находится на окраине Вены в парке местечка Heiligen, где Бетховен неоднократно снимал квартиры. Интерес для туристов представляют три музея, посвященных композитору. Наиболее посещаем музей Бетховена на Mölker Bastei, 8, где он прожил 8 лет. Музей находится на верхнем этаже обыкновенного жилого дома.

Здесь можно увидеть личные вещи композитора, партитуры его произведений, картины, включая портрет Бетховена, написанный Йозефом Мёлером. Интересен и внутренний дворик дома, практически не изменившийся с того времени. Еще два музея находятся далеко от центра города, в местах, где во времена Бетховена царила сельская идиллия. Сейчас это городские кварталы, куда можно доехать на трамвае. В местечке Heiligen на Probusgasse, 6, расположен небольшой музей, экспозиция которого в основном посвящена одному году из жизни Бетховена. В 1802 году в этом доме композитором было написано письмо братьям, «Хайлигенштадтское завещание», которое он разрешал вскрыть только после его смерти.



Бетховен в этот период тяжело переживал прогрессирующую потерю слуха. По его мнению, глухота могла вынудить его прекратить писать музыку. К счастью, столь пессимистический прогноз не оправдался. Подтверждение этого находится по соседству, в зданиях на Grinzigerstrasse, 64, где им в 1808 году была сочинена Пасторальная симфония, и на Pfarplatz, 2, где композитор жил в 1817 году (через 15 лет), написав несколько музыкальных произведений.


Если появится желание осмотреть небольшой музей Бетховена на Döblinger Hauptstraße, 92, придется заранее позвонить по телефону, так как посещение организуется только по предварительной заявке. В этом музее я не была, знаю только, что посвящен он короткому периоду жизни композитора, когда он в деревенской тиши работал летом 1803 года над Третьей (Героической) симфонией. Музеев и мест, связанных с жизнью и творчеством известных композиторов, в Вене множество.

Бетховен в музее Мадам Тюссо

Недалеко от Венского оперного театра на одном из домов можно видеть доску свидетельствующую о том что здесь жил Антонио Вивальди (он умер в Вене в 1742 г.)

На улице Кеттенбрюкенгассе в доме номер 6

находится квартира в которой 19 нября 1828 г. умер еще один великий композитор, Франц Шуберт

Еще один уроженец Вены – Франц Шуберт, творчество которого является особой гордостью венцев. Композитор поднял народную австрийскую песню до уровня высокого искусства. В маленьком домике на Нусдорферштрассе, 54 устроен его мемориальный  дом- музей Гайдна в нынешнем районе Мариахильф..он жил здесь с 1796/1797 до своей смерти в 1809. Именно здесь Гайдн написал свои знаменитые оратории "Творение" и "Времена года". Среди прочего здесь можно видеть ноты составленные собственноручно Гайдном

его рояль или кпавессин

Ну а как же не вспомнить о знаменитом венском вальсе – символе жизнерадостности, воплощении венского духа. Придумал его Иоганн Штраус-отец, а прославил – Иоганн Штраус-сын. Его прекрасные вальсы и оперетты знает весь мир – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», «Летучая мышь», «Цыганский барон»… В городском парке стоит памятник Штраусу. В руках у него скрипка, из которой словно льются чарующие звуки не стареющих и сегодня вальсов.

В 1862 году, после неудачного пятилетнего романа с русской девушкой Ольгой Смирнитской, который завязался во время летних концертов Штрауса в Санкт-Петербурге, он, наконец, женился на певице Йетти Халупецкой (сценическое имя Трефц).

Год спустя они переехали в квартиру на Пратерштрассе 54, в которой прожили 7 лет. Жена была на семь лет старше Иоганна Штрауса. У нее к тому времени уже было семеро детей. Несмотря на это, их брак был вполне счастливым.

На начало 1870-х годов пришелся расцвет творчества Штрауса. В это время он написал знаменитые вальсы «Сказки Венского леса» и «На прекрасном голубом Дунае». В этот период Штраус передал придворные обязанности своему брату и занялся опереттой, написав всего 15 произведений.

Во время гастролей по Великобритании и США, Штраус поставил мировой рекорд во время управления оркестром численностью более тысячи человек.

Praterstraße um 1870

После смерти первой жены, Штраус состоял в браке еще дважды: 4 года он был женат на певице Ангелине Дитрих, а в 1882 году его женой стала Адели Дойч. Несмотря на три брака, своих детей у композитора не было.

Последние годы своей жизни Иоганн Штраус почти не выходил из дома, сделав исключение лишь в честь 25-летия оперетты «Летучая мышь». Во время этой волнительной поездки он сильно простудился. Умер Штраус от воспаления легких в возрасте 73 лет.

Адели, вдова композитора, посвятила себя созданию музея Иоганна Штрауса, собирая все интересные письма и ноты. В музее, который расположен в бывшей квартире на Пратерштрассе, собраны музыкальные инструменты композитора, картины и мебель, партитуры вальсов, а также личные вещи Штрауса.

Кроме того, здесь экспонируются вещи отца Штрауса и его братьев. Интерьеры музея воссоздают атмосферу того времени, где когда-то жил и творил Иоганн Штраус, который подарил миру 496 великих произведений

Музыка вечна, а жизнь не стоит на месте. На смену вычурности XIX века приходит век XX, век великих потрясений и революций, когда менялись не только общественные уклады, но и сознание людей. Еще в конце XIX в. Вена стала одним из центров новой культуры: в 1897 г. живописцами и архитекторами здесь была организована группа «Сецессион». Молодые художники уходили от традиционной живописи и архитектуры в первые ряды авангардного искусства. 



Памятник К.Глюку в Вене
Любоваться Веной можно бесконечно. Недаром говорят, что она похожа на многослойный торт. Бульвары и парки, площади и дворцы, старые улочки и кафе – их невозможно не полюбить. Но несмотря на всю роскошь, а иногда и помпезность, Вена – это очень уютный город и один из самых красивых и самых приветливых в Европе.
 

Источники: https://shkolazhizni.ru/world/articles/37486/

http://venividi.ru/node/31504

http://lyonka72.livejournal.com/293081.html

http://www.liakada.net/content/doku.php/blog:besuch_beim_nachbarn_johann_strauss

https://www.e-reading.club/chapter.php/1016268/12/50_znamenityh_gorodov_mira.html

u

Серия сообщений "Австрия":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments