Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Легендарные шуты. Станчик

Сейчас артисты, люди публичные, хотим мы этого или нет, властвуют нашими умами и душами. Возможно они и злоупотребляют повышенным к ним вниманием, забывая, что равны перед законом вместе с простыми смертными...И только время решит, чьи имена сохранить для потомков.

Наверное самое известное полотно классика польской живописи Яна Матейко (Matejko Jan Alojzy) - это портрет королевского шута Станчика. Никто не может с достоверностью сказать, кем был этот человек, как его звали на самом деле (Станчик-это уменшительное имя), да и был ли он вообще в действительности. Но легенда о шуте Станчике жива, потому что простой люд в Польше считал его истинным защитником интересов Польши при королевском дворе.

Jan_Matejko,_Staczyk.jpg
Станчик, Ян Матейко, 1862


Станчик здесь - как опустошенная душа клоуна. Вспоминается Арлекино Аллы Пугочевой, кготорый "должен быть смешным для всех", и "слез его не видно никому."
Но на картине Станчик скорбит не о своей горькой судьбе, а о брошенной на произвол родине.

Полное название картины - "Станчик при дворе королевы Боны после взятия Смоленска" - на столе лежит письмо, и в самом его низу видны слово "Смоленск" и написанное римскими цифрами число "1514". В последний день июля этого года Смоленск сдался армии великого князя московского Василия Третьего.

Король Сигизмунд прочел письмо и бросил, ведь веселье на балу в самом разгаре, ему не до бед союзника по унии -Литвы (Смоленск тогда был литовским городом).
В отличии от королевских особ, шут Станчик глубоко удручен горьким известием. На картине изображен как символ патриотизма. На его груди - образок Ченстоховской Божьей Матери, а в окне слева летит по ночному небу комета: как предвестник войн и прочих бедствий. Смоленск - это только начало, впереди потеря Полоцка подписание Люблинской унии, отдавшая Русской Короне всю Волынь, Киев и Заднепровье. Придет время (лет через 120), "московиты" возьмут и Варшаву.

Видимо Станчик действительно принимал близко к сердцу происходящее и пытался и сильным мира сего раскрыть глаза. Сохранилась, например, такая история: какие-то "хлопьята" озорства ради напали на Станчика, сняли с него всю одежду и в таком виде отпустили. Выслушав сочувственные слова короля Сигизмунда, шут сказал ему: "Это ещё ничего. Вот у тебя, король, отобрали Смоленск - а ты молчишь".

Stanczyk-2.jpg576px-Jan_Matejko_Monument_in_Warsaw_-_05.jpg
Памятники Станчику


Эта история по-видимому увлекла впоследствии молодого тогда еще художника Яна Матейко. Он окончательно обессмертил Станчика на своем полотне, а Станчик прославил 24-х летнего Яна Мотейко - именно эта его картина стала самым известным его произведением.
Даже предполагается, что художник придал Станчику свой образ, т.е. это на самом деле автопортерет Яна Матейко

Jan-Matejko.jpg
Автопортрет Яна Матейко (в гораздо более зрелом возрасте)


На картине о Станчике никакой обычной для зрелого Матейко многофигурности, никаких сложносочинённых сюжетов - просто ночь в Вавельском замке. В соседней зале идёт бал, а тут одиноко сидит королевский шут Станчик, погружённый в мрачные раздумья.

polsha-24-1024x683.jpg
Вавельский замок в Кракове, где происходит действие картины.

Jan_Matejko-Poisoning_of_Queen_Bona.jpg
Ян Мотейко. Королева Бона


В названии картины возможно сознательно была допущенна ошибка -королевой Польши в 1514 году была не Бона Сфорца, а Барбара Запольи, дочь венгерского магната. Годом позже она умерла, а Сигизмунд начал поиски новой жены.

331223-741x1024.jpg
Король Сигизмунд и королева Барбара


И в дальнейшем Мотейко, писавший исторические полотна, рядом с фигурой короля, почти всегда изображал и Станчика, причем короли могли быть разными - Станчик был шутом у трех польских королей.

0_10ba4e_a18a5f9c_XL.jpg
Сигизмунд Старый и Станчик в замке Вавель, Ян Матейко.

265-sigismund-bell-47-1452445388.jpg
"Колокол Сигизмунда"Яна Матейко
Здесь как раз многофигурность, свойственная историческим картинам Яна Матейко, Станчика придется поискать.


Личность шута Станчика одна из центральных фигур в польской культуре.
Станчик (польск. Staczyk — Станьчик; ок. 1480 — ок. 1560) — придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона (1492/15011506), Сигизмунда I Старого (1506-1548) и Сигизмунда II Августа (1548 -1572).
Хотя о нем мало что можно сказать с достоверностью, и даже его имя и национальная принадлежность являются предметом спора. Но учёные уверены: такой человек действительно существовал.
Есть несколько источников, которые упоминают придворных шутов по именам Гаска и Станчик. Эти два имени фигурируют в двух коротких стихотворениях Яна Кохановского. Считается также, что эти два имени являются псевдонимами одного и того же человека. Станчика иногда называют Станиславом Гаска, что является типичным польским именем.
Он родился в деревне Прошовицы близ Кракова. Своего привилегированного положения при королевским дворе добился благодаря своему остроумию; пользуясь статусом шута беспощадно критиковал беззаботную политику повелителей.
В эпоху Возрождения рассказы о Станчике были известны по всей стране.
После раздела Речи Посполитой в 1795 году Станчик стал популярной исторической фигурой. Многие из авторов относились к нему как к символу борьбы Польши за независимость.
Существовало даже тайное общество под названием "Станчик", боровшееся за независимость Польши.

f39949d1440ce72aa6d4d874edffec7d.w590.jpg
"Свадьба" Анджей Вайда 1972


Он стал еще более популярным в XIX веке и остается хорошо известным и до наших дней.
В польской литературе второй половины XIX века и начала XX века Станчик был представлен как единственный при дворе польских королей, кто тревожился о будущем польской державы.

Его шутки сохранены польскими писателями и историками, например его поговорка: «очень глупо выпускать медведя, который уже сидит в клетке».
У короля Сигизмунда I Старого был огромный медведь, которого для него привезли из Литвы. Однажды в 1533 году он выпустил медведя в лес, чтобы поохотиться на него. Во время охоты медведь впал в ярость и вызвал настоящую панику среди местных жителей, задрав нескольких крестьян и охотников. Впоследствии Станчик неоднократно вспоминал об этом в ехидной форме, желая предупредить короля о его политических промахах.

Легенды седой старины возможно уже подзабылись, но образ Станчика не померк и стал даже в чем-то сродни образу Че

cc42629f1035cb2498cad87ef38848fd.jpg






http://fon-eichwald.livejournal.com/117727.html
http://ic-press.ru/articles/2314-stanchik-samyi-izvestnyi-shut-kotoryi-perezhil-tryoh-korolei.html
http://www.ezerzeme.lv/ru/novosti/aktualno/1453/khudozhnik-napisavshiy-istoriyu-vzglyad-v-proshloe
http://www.molomo.ru/inquiry/clowns.html
http://diletant.media/articles/25923383/
https://tvkinoradio.ru/article/article2534-i-eshe-20-citat-zhivopisi-v-kino-ot-karavadzho-do-magritta

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments