Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Category:

Неизвестная Земля:край пещерных городов.Часть 2. Тепе-Кермен,Качи-Кальон,Шулдан

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Неизвестная Земля:край пещерных городов.Часть 2. Тепе-Кермен,Качи-Кальон,Шулдан

 

часть 1

Т е п е - К е р м е н

Тепе-Кермен — гора-останец в Бахчисарайском районе Крыма. Расположена в 7 км на юго-восток от Бахчисарая, и в 2 км на северо-восток от городища Кыз-Кермен. Высота 544 м. Подняться на гору проще всего с северного склона, откуда на вершину ведут 2 тропы.

В юго-восточной окрестности Бахчисарая находятся ещё два пещерных города: Тепе-Кермен и Качи-Кальон. При желании их оба можно осмотреть в течение одного дня, но делать это не рекомендуется, поскольку в таком случае придётся много важного пропустить в самих пещерных городах, характеризующихся ярко выраженной хозяйственной направленностью: Тепе-Кермен – пещерный город скотоводов, Качи-Кальон – пещерный город виноделов.

М. Пресняков (2006). Столовая гора с пещерным городом Тепе-Кермен в верхней части

А ведь здесь есть ещё и другие интересные объекты: поселение Кыз-Кермен с развалинами стен и усадеб, ущелье Таш-Аир с наскальными рисунками, живописная Алимова балка, смотровая площадка горы Беших-Тау, откуда открываются восхищающие глаз ландшафты на многие десятки километров вокруг.

Тепе-Кермен - это одинокая конусовидная гора, на которой селились люди, напоминает по форме вулкан. Она была частью Внутренней гряды, которая постепенно разрушается, и осталась в виде одинокого «крымского Везувия» высотой 543 метра над уровнем моря. Тепе-Кермен, с тюркского означает Вершина-Крепость, видна издалека. Подниматься на нее удобней по тропе на северо-восточной стороне горы, хотя к отвесным скалам с пещерами нижнего яруса можно подойти с любой стороны. 

 

Считается, что крепость на этой горе начали строить в VI веке. На ничтожной площади в 1,4 гектара вырублены около 250 пещер самого разного назначения: жилища, склады, подвалы, оборонительные, культовые (церкви) и погребальные помещения. После похода на Тепе-Кермен остается впечатление, что город перенасыщен пещерами, что скала истончена и вотвот распадется от этих бесконечных, съедающих ее полостей в шесть ярусов. Со всех сторон горизонта гора похожа на террикон шахты, а с востока выглядит огромным кораблем, рассекающим прозрачный воздушный океан, сквозь который видна суша - придонные скалы, деревья, обросшие лесом горы. 

Стенами здесь перекрыли только самые ответственные участки плоскогорья, где нет обрывов и куда враг смог бы легко пролезть по склону. Там же, для надежной обороны, выдолбили пещеры-казематы. Караульное помещение на юго-западе плато могло служить основанием специальной дозорной башни.

Остатки жилища

В отличие от соседнего городища-долгожителя, Тепе-Кермен был слишком неудобным для нормального, хотя бы для сносного быта. Здесь нет колодцев. Жителям приходилось собирать дождевую воду по системе желобков в специальные каменные цистерны. Город продержался недолго и то лишь как военная крепость. На плато видны остатки каких-то зданий. В центральной части городища археологи откопали фундаменты четырехкомнатного дома, у стен которого остались конической формы вырубки IХ-Х веков для установки глиняных бочек (пифосов).

Интересно увидеть пещерную церковь VIII века, высеченную в северо-восточном обрыве скалы. Храм прямоугольный, с округленными углами, плоским потолком и полукруглой алтарной частью. В полу вырублены могилы.

Есть у пещерной церкви своя особая примета – оконный проем неправильной формы, объяснить которую могут лишь посвященные в тайну пещерного города Тепе-Кермена. Вот эта тайна, случайно открытая краеведами. В день Пасхи восходящее солнце светит через окно пещеры - и на противоположной стене появляется точная форма креста.

На «носу» плато Тепе-Кермена остался одинокий вертикальный камень, от которого падает тень на площадку. Раньше это была большая пещера со сводами, по которым (и под которыми) любили ходить взрослые и дети. В те годы еще немногие туристы приезжали на Тепе-Кермен. Свод дал трещину и вот-вот должен был рухнуть. Людям, которые пришли сюда впервые, как-то не верится, что скальные твердыни могут обвалиться под их ногами. Однако скала рухнула и завалила пещеру в конце 80-х гг., к счастью, в ненастный день (или ночь) пустынного межсезонья.

Здесь мало места для охоты, здесь негде вскопать огород, а главное - на плато нет воды. В одной из стен осталась ниша, из которой когда-то пробивался маленький источник, но это было слишком давно...

Гроты на Тепе-Кермене
 
 
 
Церковь с баптистерием
 
 
Крипта
 

И все-таки даже теперь на теплых южных склонах несколько пещер бывают заселены неугомонными туристами, причем не только летом, но и среди зимы. Эти «комнаты» уставлены посудой, завешены простынями. Чтобы понять, как жили здесь люди, надо все испробовать самим!

Глубокая долина разделяет городище Тепе-Кермен и соседний Кыз-Кермен. Между ними, на дне долины, устроена автобаза военного городка, тоже устаревшая. Косятся друг на дружку «оборонительные объекты» средневековья и двадцатого столетия. Назначение у них одинаковое, но судьбы разные. Первый давно стал музеем, объекты второго еще только ждут своей очереди в переплавку...

Тепе-Кермен – самый малоизученный пещерный город. Здесь проводились только эпизодические раскопки. Случайными находками можно назвать монету 1305 года, несколько бубенчиков, нательный крестик, зеленые и синие обломки стеклянных браслетов, нащечную бляшку конской сбруи, осколки стеклянной лампадки...

К а ч и - К а л ь о н


 

Возможно, название Качи-Кальон переводится как «Крестовый корабль». Имея воображение, можно увидеть на этой скале подобие большого креста, образованного трещинами, а в самой скалес заостренным «носом» сухопутные туристы охотно признают сходство с огромным кораблем.

Не только Качи-Кальон похож на корабль. Эски-Кермен тоже возвышается над равниной, напоминая не то баржу, не то ледокол с обрубленным носом. Проезжая через село Красный мак в сторону Мангупа, слева видим гору-останец, очень похожую на Эски-Кермен в миниатюре, то есть, опять же на нечто вытянутое, плавучее.

В эту группу войдет даже вулканоподобный Тепе-Кермен. Если подняться на плато и поглядеть с юго-восточного выступа, можно тоже почувствовать себя на капитанском мостике или на носу высоченного корабля, навсегда посаженного на мель. В походах по Внутренней гряде можно пофантазировать: это, мол, окаменевшие корабли того времени, когда Крым еще лежал на дне моря..

.

Но еще не доехав до крепости метров пятьсот, можно выйти на остановке «Второе Предущельное» и разглядеть на скале Таш-Аир красно-бурые наскальные рисунки первобытных жителей долины. Им от трех до семи тысяч лет. В само городище надо подниматься. На высокой вертикальной стене природой образовано несколько больших гротов. Там примерно 150 вырубленных в скале помещений, соединенных между собою террасами и лестницами, которые, конечно, не сохранились. Поэтому обследовать пещеры сложно нужна страховочная веревка и хотя бы минимальные навыки скалолазания.

На пологих подъемах можно разглядеть остатки ворот и оборонительной стены из тесаных блоков, основание оборонительной башни. Похоже, что византийцы создали эту крепость, пожили в ней и ушли, уступив место хазарам.

Самый большой грот Качи-Кальона - четвертый, узнаваемый за километры по своему громадному полукруглому своду с тремя рядами искусственных пещер. С IX по XV век здесь был монастырь, отделенный оборонительной стеной. Теперь там просто каменный завал.

На плодородных землях Качинской долины рос виноград, как растет он и теперь (урожай везут даже в Новый Свет для производства шампанского). Жители Качи-Кальона тоже давили гроздья и сбраживали сок на вино. С той поры в полу многих помещений остались четкие следы тарапанов.

Остатки пещерной церкви

Судя по их количеству, здесь был настоящий центр виноделия: в городище могли одновременно перерабатывать до 250 тонн винограда! Невдалеке был большой гончарный центр для производства необходимой виноделам посуды - настольных киликов, малых и больших амфор, огромных пифосов. На стенах некоторых гротов можно разглядеть следы греческих букв.

Там были надписи, изображения крестов, остатки могил и другие стертые временем признаки пещерных храмов. На одном из рухнувших обломков скалы вырублена большая неглубокая ниша с рельефным «процветшим» крестом в виде виноградной лозы. Скорее всего, здесь была апсида небольшой часовенки.

Цитадель построена в четвертом гроте, над источником святой Анастасии Узорешительницы. Просачиваясь через трещину в скале, чистейшая вода накапливалась в круглой купели. Над источником видны ниши, в которых были установлены иконы, и высеченный на скале крест.

Немного ниже, под источником, из расселины растет огромная старая черешня (когда-то их было две) - тоже примета Качи-Кальона. Это дерево считается священным.

Есть еще пятый грот. В него вел так называемый Волосяной мост (опасная узенькая полочка над стометровым обрывом), но теперь обрушился даже он. Пробраться в грот можно только с козырька, по длинной веревке, повиснув и раскачавшись маятником...

Главная святыня городища находится ниже «носа» Качи-Кальона. Это церковь святой Анастасии. Ее алтарная часть вырублена в отдельной скале, стоящей на поляне. Храм, построенный в УНЫХ веках, существовал до 1778 года - пока не ушли из Крыма греки. Восстановили его только в XIX столетии.

Монастырь был основан в византийскую эпоху, скорее всего - иконопочитателями VIII—IX веков. В XIX веке местный помещик Хвицкий восстановил церковь и освятил ее во имя святой Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница. На ее стене высечен крест в круге - символ вечности. Вокруг усыпальницы, непременным атрибутом всякого поселения, устроено было древнее кладбище с двускатными надгробиями.

Поднявшись на плато, можно подойти к обрыву над сводом четвертого и недоступного пятого гротов и осторожно поглядеть вниз. Отсюда, с высоты сто двадцать метров, прыгают на парашютах. Это зрелище доводилось видеть летом и на Новый год самым везучим из туристов, а уж как нагляделись местные! Скалу для прыжков облюбовала семья московских парашютистов; ребятам до того понравилось на Качи-Кальоне, что они даже купили себе домик в Баштановке.


 

Шулдан

Экскурсионный автобус из Симеиза в Бахчисарай проезжает через село Терновку. От ее окраины всего полтора километра до монастыря Шулдан.

Монастырь Шулдан.

Вооон там на обрыве виднеется золотоголовая башня, а внизу каскад пещер.

Слева от дороги пассажиры видят большую скалу с двумя десятками пещер, пробитых в два яруса. Недавно там сложили из камня башенку-часовню, на ней по вечерам включают свет. Это своеобразный монастырский маяк.

Средневековый Шулдан недалеко от Мангупа. В монастыре найдены остатки двух храмов и крещальня с купелью, а келий и других помещений мало. Пещерным город это назвать сложно. Значит, не много было и послушников, зато в храмы приходили жители столицы княжества Феодоро. Расцвет обители пришелся на ХIV-ХV века, но жизнь продолжалась в ней еще долго. Даже в храме XX столетия была видна фреска с изображением Божьей матери с младенцем на руках.

Нас поразила тишина, уединенность и благодать, так и льющаяся в душу от этих камней и пещер, хранящих молитвы и подвиги живших в ней некогда отшельников

Теперь святыня восстанавливается. В пещере Шулдан сохранилась крупная церковь позднего средневековья. Подворье ныне действующего мужского монастыря устроено в Терновке, в доме с крестами у дороги.

Первое что бросается в глаза, это множество гранитных плит с надписью "Чаю воскресение мертвых" — "Жду, желаю воскрешения мертвых и новой жизни, обещанной Богом"

Монастырь Шулдан, или «Отдающий эхо», расположен в Севастопольской области, чуть севернее села Терновка, в пещерах меловой скалы Шулдан-Бурун. Шулданский монастырь является, наверное, самым приветливым из подобных сооружений в Крыму.

Его настоятель – отец Анатолий с радостью принимает здесь многочисленных паломников, туристов, приезжих и отшельников. Еще несколько лет назад возле уютных пещер можно было встретить лишь ящериц, мирно греющихся на солнце. Сейчас же средневековый монастырь обретает новую жизнь.

Сейчас Шулданский монастырь состоит из двух ярусов. На первом, как уже говорилось выше, располагается вход в монастырские владения и главный храм монастыря, действующий и в наше время. На втором ярусе находится второй по значимости храм и несколько пещер, обустроенных под кельи.

Удобная терраса, примыкающая к ним, является своеобразной смотровой площадкой, с которой открывается вид на красоты Шульской долины. Для тех, кто не боится высоты, сооружена деревянная беседка-балкон, на которой так любят фотографироваться туристы. Визитной карточкой монастыря служит каменная часовня, высотой около 7 метров, с куполом, обитым медными листами. Нужно сказать, что жители Шулдана являются довольно «продвинутыми» – крест на одной из стен часовни оснащен светодиодной подсветкой, а сам монастырь Христа Спасителя имеет странички Вконтакте и на Фейсбуке.

Наверное, этому немало поспособствовал отшельник Давид, получивший два высших образования в Болонском университете. Давид уже около десяти лет ютится в пещерных монастырях Крыма. Сейчас он составляет компанию настоятелю Анатолию.

Давид Готский

До недавнего времени они вместе оказывали помощь наркозависимым людям, но государственные органы настаивали на получении официальной лицензии, поэтому отшельники были вынуждены прекратить свою богоугодную деятельность.

Но, несмотря на это, они уже много лет стараются жить в полном соответствии с уставом монастыря, уместившимся в небольшой, но мудрой строчке: «Никто никому не мешает жить. Аминь!».

Подъезд к башне достаточно прост и сложен. Дорожка петляет среди леса на вершине плато, но при этом покрытие — сплошные валуны. 

Мы побывали в монастыре Шулдана осенью 2009 года, когда он был в процессе восстановления. Послушники -  очень приветливые к гостям. Они охотно проводят нечто вроде экскурсии по сложным пещерным помещениям, помогая взбираться по деревянным лестницам.

После подробного рассказа об истории монастыря мы узнаем про его главное дело - спасение наркоманов. Смертельную пропасть, черную дыру в сознании надо заполнить. Во все времена ряды монахов пополняли бывшие грешники, вот и теперь в монастыри приходят не от хорошей жизни.

В Шулдане от новичков не требуют, чтобы вдруг стали христианами и начали молиться по графику (а встречаются и такие заведения). Просто ребята входят в здоровую жизнь, учатся по-настоящему ценить этот Божий дар, приглядываются к себе и к товарищам, взвешивают возможные варианты своего будущего. Они трудятся физически, они живут среди монастырской братии, которая занята большой душевной работой, они сравнивают свою прошлую жизнь с нынешней - и сами постепенно приходят к тому, ради чего создавалась, а потом и обновлялась эта святая обитель.

Далекие от религии ребята с первых дней в монастыре Шулдан воспринимают свой новый быт как сложную для объяснения условность, которая требует участия в легенде или в игре (правда, с предельно высокой ставкой). Но со временем парни начинают понимать, что это действительно их шанс, что если захотят и очень постараются, то в этой пещерной обители они найдут спасение. И тогда, нимало не лукавя, всею душой смогут уверовать в ее святость.

Продолжение следует...

 

 

Серия сообщений "в Крыму":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments