Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Ах,эти барышни из Смольного...печален будет ваш удел

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Ах,эти барышни из Смольного...печален будет ваш удел

 

Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой

Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года, первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц».

Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер.

. Колонный зал Смольного института

Екатерина Владимировна Родзянко, ур. Квашнина-Самарина (1794-1877), жена М.П.Родзянко, фрейлина, начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге.В конце и в начале и Елизавета Александровна Черкасова (1761-1832) с 1781 года жена Е.И.Пальменбаха. С 1802 года начальница Смольного института.

Екатерина, поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причём с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока.

Актовый зал жилого флигеля (Вдовьего дома) Смольного института

Выпускницы:

Княжна Елена Михайловна Голицына (1831-1885) и Портрет Е.И. Нелидовой. Неизвестный художник, 1790-е гг.:

Портрет фрейлины императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны в парадном придворном платье. Возможно Мария Трофимовна Пашкова, ур. Баранова (1807–1887), в 1824 году окончила Смольный институт с шифром, с августа 1825 года фрейлина двора..Екатерина Ивановна Молчанова, в замужестве Олсуфьева (1758— 1809)

Жилой флигель Смольного института.

Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей». Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.

Портрет выпускницы-отличницы Екатерининского института благородных девиц.Портрет фрейлины (Александра Александровна Зубова, ур. Эйлер (1808–1870), жена А. Н. Зубова.

Церковь Смольного института.

В 1765 году при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.

Иван Иванович Бецкой (1704, Стокгольм —  1795, Санкт-Петербург) — видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии художеств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

Галерея 2-го этажа жилого флигеля Смольного института

 Иван Бецкой-общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях. 

выпускницы-отличницы

При основании Смольного института  его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно. 

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет.Суровые правила в Смольном институте благородных девиц можно сравнить разве что с теми, что существуют в хореографических школах.

Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими.

Гостиная комната

Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.

Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся.

Группа преподавательниц и классных дам Смольного института
За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года.Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.

Glaphire Ivanowna Alymoff

Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт. 

Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике.

Dmitry Levitsky - Portrait of Ekaterina Khruschova and Ekaterina Khovanskaya

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение. 

Опрос воспитанниц на уроке арифметики в Смольном институте

За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.

Левицкий Д.Г. "Портрет А.П. Левшиной". 

Хор воспитанниц Смольного Института

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы.

Смольный институт. Урок танцев

на уроке танцев

Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно.

Воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт) на уроке пения под аккомпанемент арф

Урок игры на арфе в Смольном институте

Урок рисования 

Смольный институт. Урок пения

К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша.

Группа воспитанниц Смольного института на занятиях по ручному труду

Девочки за шитьем 

Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Урок физкультуры в Смольном институте



Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Приготовление обеда на кухне

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной.

Воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт) за обедом

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.

Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний. 

Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек. 

Помывочная. Фото 1889 года

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности». 

Медицинский осмотр. Выпускной альбом института 1889 года.

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

Елена Александровна Ливен, Светлейшая княжна, дочь генерала-от-инфантерии А. А. Ливен, начальница Московского Елизаветинского института благородных девиц до 1894 г. С 1895 г. – камер-фрейлина Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины, начальница Императорского воспитательного общества и Смольного института. Портрет светлейшей княжны работы придворного фотографа Р. Ю. Тиле, Москва, 1887 г.

На катке. Фото 1889 года.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой. 

Портрет Марии Петровны Новосильцевой (около 1830—1910)

Мария Петровна Новосильцева (урождённая Кожина) (ок.1830—9 октября 1910) — сестра милосердия; начальница Смольного института благородных девиц в 1886—1894 годах; кавалерственная дама ордена Св. Екатерины меньшего креста.

Ольга Александровна Томилова (урождённая Энгельгардт) (1822—1894) — начальница Смольного института благородных девиц в 1875—1886 годах, фрейлина российского императорского двора

Преподаватели Смольного института.

В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц.

учительская

Софья Ивановна де Лафон, начальница Смольного института в 1764—1797 годах

Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Экзамен по музыке.

Самое важное и волнительное событие в Смольном - публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. За день до экзамена девушке вручали билет, по которому она должна была хорошо подготовиться.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы.

Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей.

Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Урок рукоделия.

Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Начальница Смольного института Е.А. Ливен в кабинете за письменным столом.

Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.

Преподаватели Смольного института в учительской комнате

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе.

Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени. Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.

 

 

Шифр для лучших выпускниц Смольного института


Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами.

За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института могли стать после выпуска стать гувернантками.

Группа выпускниц Смольного института с преподавателями

Мария Фёдоровна (жена Павла I)

В 1796 году институт вошёл в Ведомство учреждений императрицы Марии.

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими. 

Группа бывших воспитанниц Смольного института с преподавателями

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск

Последний российский выпуск состоялся в феврале 1919 года в Новочеркасске. Уже летом 1919 года институт покинул Россию и продолжил работу в Сербии.Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. [Т. 1—4]. — СПб., 1890—1901
Быкова В. П. Записки старой смолянки. Ч. 1. 1833-1878 гг. — СПб., 1898.
Угличанинова М. С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов. — [М.], 1901
Мордвинова 3. Е. Статс-дама М. П. Леонтьева. — СПб., 1902
Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Т. 1—3. — СПб.-Пг., 1914—1915
Водовозова Е. Н. На заре жизни, Т. 1. — М., 1964.
Озерская Ф. С. Женское образование // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в XVIII — первой пол. XIX вв. — М., 1973.

http://humus.livejournal.com/3961276.html
https://www.culture.ru/materials/211612/istoriya-smolnogo-instituta

http://www.kulturologia.ru/blogs/040515/24370/

Серия сообщений "Россия царская":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments