Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Неизвестная Земля:край пещерных городов.Часть 1.Бакла и Чуфут-Кале

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Неизвестная Земля:край пещерных городов.Часть 1.Бакла и Чуфут-Кале

Край пещерных городов – волнующее воображение романтическое словосочетание.

Центром Края является город Бахчисарай, основанный на рубеже XV-XVI столетий на месте ещё более древних поселений, ныне районный центр Республики Крым Российской Федерации. Именно с Бахчисарая удобно начинать и заканчивать большинство походов и экскурсий по Краю – железнодорожный и автомобильный транспорт надёжно связывает этот город с Симферополем и Севастополем, куда прибывают и откуда отбывают домой все туристы и отдыхающие в Крыму.


Край пещерных городов отличается ландшафтным разнообразием и большим количеством исторических объектов. Вокруг названных пещерных городов встречаются и другие средневековые памятники: поселения, укрепление, монастыри, кладбища, руины стен и башен, но везде обязательно присутствуют рукотворные пещеры – большие и маленькие, одиноко стоящие и объединённые в комплексы, пещеры, с которых и начиналось освоение человеком этой территории.

Б А К ЛА


Севернее всех, между Симферополем и Бахчисараем расположен пещерный город Бакла. Он лежит как бы в стороне от основных туристических маршрутов и посещение этого пещерного города нужно планировать специально. Здесь, кроме самого города, интересны для осмотра многочисленные гроты и могильники.Он находится в Крыму и раскинулся вдоль Внутренней гряды Крымских гор от реки Альма до возвышенности Чилтер-Кая. На склонах и плато этой горной гряды расположены знаменитые пещерные города Крыма:

Бакла — урочище в Бахчисарайском районе Крыма. Расположено на крутом южном склоне Внутренней гряды Крымских гор в 2,5 км от села Скалистого.Пещерный город Бакла представляет собой сегодня узкую полоску пещерных помещений и сооружений, вырубленных вдоль непрерывной зигзагообразной кромки скалистого плато, сложенного мшанковыми известняками. Плато, в свою очередь, окружено более поздней нуммулитовой грядой, возвышающейся верхним ярусом на западе и востоке и сходящей на нет на севере. Высшая точка гряды считается вершиной горы Бакла и находится согласно топографическим картам на высоте 471 метра над уровнем моря.

Из 129 пещерных помещений Баклы, расположенных обособленными группами вдоль склона, большинство находится в сильно разрушенном состоянии, от многих остались лишь тыльные стены либо грубо вырубленные открытые полости. Причиной этого является обвалившийся склон, унесший с собой всю первоначальную архитектуру города.

И тем не менее Бакла чрезвычайно интересна для осмотра, поскольку на ней в наиболее первозданном виде сохранились следы начального этапа пещерного строительства. Даже в оставшихся фрагментах помещений можно выделить некоторые «фирменные» баклинские детали – это обилие светильниковых ниш стрельчатой или полускругленной формы в стенах, прямоугольные входные люки и производственные площадки с десятками разнообразных технологических выемок

Приблизительно во второй половине III века на вершине Баклы было основано укрепленное поселение. В V — первой половине VI вв. здесь была сооружена первая линия его обороны, усиленная в VIII—IX столетиях. Стены защищали наиболее уязвимый южный пологий склон. В конце III — начале IV веков укрепление составляло единое целое с остальным поселком, с южной стороны которого размещались хозяйственные постройки винодельного комплекса. В VI в. на месте винодельного комплекса построили замок.

Шайтан-Коба место стоянки древнейшего человека

Его оборонительные сооружения были сложены из крупных блоков известняка на известковом растворе. Боевые пещеры находились под западным участком цитадели в двадцатиметровом обрыве. В некоторые из них вели люки, в другие — высеченные в скале лестницы. Здесь несли дозор и вели фланговый обстрел наступающего неприятеля лучники и пращники.

Помещения хозяйственого и оборонительного назначения вырубались в мергелях и известняках мелового карниза куэсты. Замок был защищен рвом. Примыкаюшее к замку слобода и сельское поселение было не защищено стенами, что было характерно для феодальных комплексов средневековья. На месте сельского поселения часто находят обломки больших глиняных пифосов; в восточной части обнаружены остатки гончарной печи.

Отличительная черта Баклы – огромное количество зерновых ям на поверхности. Снаружи это лишь небольшие круглые отверстия, окруженные бортиками и водоотводящими канавками, а под землей – широкие и глубокие полости с гладкими скругленными стенками. Настоящие пифосы, вырубленные в массиве скалы! Сюда засыпалось зерно, яма накрывалась плитой, и в таком виде зерно хранилось длительное время, поскольку внутри было сухо в любое время года. Остается непонятной технология создания таких ям: каким образом через горловину шириной всего 36 - 40 см вырубывались большие подземные пифосы (размерами до 1,8 х 2,0 м), причем с совершенно гладкими отшлифованными стенками?

Сейчас на территории Баклы можно увидеть следы тесно стоящих двухэтажных домов и узеньких улиц, небольшого храма IX в., встроенного в комплекс жилых помещений, высеченные в скалах могилы, зерновые ямы, остатки виноградных давилен, кладок стен, остатки крепостной стены и башни, желоба для сбора воды, ступени, пещерную церковь, около 100 искусственных пещер, вырубленных в известняках и располагающихся в два яруса.

Пещеры были хозяйственого и оборонительного назначения, население же жило в наземных постройках, которые не сохранились.

На западной окраине Баклы сохранились остатки большой церкви и четырёхугольных склепов, высеченных в скале. Это вероятно монастырь.

В скалах вырублены полукруглые кельи с низкими коридорами, в стенах которых выдолблены ниши для светильников и лампад. Тут же находится грот с настенными рисунками: фигуры святых мучеников, кресты, силуэты храма, кораблей и рыб. Над этим церковным комплексом в выступе скалы находится очень небольшая пещерная церковь.


 

Пещеры у южного входа дают дополнительную информацию для размышлений. Они вырублены на месте зерновых ям, от которых остались лишь отверстия в потолке. Получается, что на каком-то этапе зерновые ямы перестали заполнять зерном, а их полости расширили в пещерные помещения. К тому же стены пещер под ямами обработаны достаточно грубо в отличие от гладких стенок ям. Скорее всего, пещеры строили уже другие народы, поселившиеся на Бакле после ухода отсюда создателей первых зерновых ям, владевших технологиями гладкой обработки скалы.

Недалеко от церкви, вниз по течению речушки Куба в 1970 году открыт некрополь V—IX веков. В результате раскопок исследовано свыше 800 погребальных сооружений, в основном склепов, в которых хоронили с IV по XI век н. э. В Бахчисарайском музее представлены вещи из захоронений: византийские поясная пряжка и браслет, две фибулы (скреплявшиеся на груди цепочкой), кольца, кресты, посуда из керамики и стекла.

В долине напротив Баклы открыты остатки трех храмов. Самый ранний возведен в VIII—IX веках. В X—XI вв. был сооружен крестообразный в сечении храм, от которого сохранились обломки арочного портала и фрагменты фриза византийского стиля. В XII—XIII вв. на месте храма был возведен другой, более простой.

На расположенной рядом производственной площадке хозяйственные выемки и тарапан соседствуют с могилами, что довольно часто встречается на Бакле. Очевидно, что могилы могли быть вырублены только после окончательного ухода отсюда жителей.
Большой участок у юго-восточной кромки плато считается территорией баклинской цитадели. На его северном краю в зарослях просматривается земляной вал, рядом с ним большое количество каменных блоков.

Считается, что здесь начиналась оборонительная стена и стояла надвратная башня цитадели. Сегодня же на откры¬той скальной поверхности для осмотра осталась лишь производственная площадка с дренажной канавкой, где вырублены два ряда зерновых ям, большие ванны грушевидной и каплевидной формы и много круглых неглубоких отверстий, выстроенных по линиям. Невдалеке раскопан церковно-погребальный комплекс с основанием наземной церкви, построенной около X века

Городище погибло под ударами татарского войска золотоордынского беклярбека Ногая в 1299 году.

Гигантское зернохранилище Баклы расположено на производственной площадке длиной около 80 метров. Здесь сконцентрировано 109 зерновых ям, хозяйственные ванны, 2 погреба, 4 тарапана и 16 более поздних могил. Глубокий сточный канал свидетельствует о том, что раньше здесь был обильный источник воды, стекавшей по каналу с плато в долину. На этой площадке интересен для осмотра также пещерный храм XIII века с изящной ритуальной нишей.

Бакла впервые изучалась сотрудниками Крымского краеведческого музея в 1929 году, с 1961 года его изучанием занимался Государственный Исторический музей. В постсоветское время Бакла и окрестные некрополи подвергаются разграблению «черными археологами».

Ч у ф у т- К а л е

На северной оконечности плато Баклы расположена еще одна производственная площадка с 16 зерновыми ямами и 2 тарапанами.
В непосредственной близости к Бахчисараю, захватывая его восточную окраину, лежит местность пещерного города Чуфут-Кале, самая посещаемая туристами, поскольку она богата разновременными, разнотипными и одновременно легко достигаемыми историческими объектами. В самом Бахчисараe туристу Успенский пещерный монастырь, караимское кладбище Балта-Тиймез и сам пещерный город Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале: название переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость» (çufut — еврей, qale — крепость), это же название используется в советской научной литературе, а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи.

Чуфут Кале. Вид на караимские кенасы XVI—XVIII вв.
Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Время возникновения поселения Чуфут-Кале по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г.

Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в городе набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии.

В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

Мавзолей Джаныке-ханум, дочери Тохтамыша

Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание с красной черепичной крышей; это бывшее медресе — высшая мусульманская духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит к Успенскому монастырю. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь. За монастырем по балке Марьям-Дере к желанной цели — Воздушный город Чуфут-Кале.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Караимская кенасса XVI в.

С октября 2015 года Крепость и пещерный город «Чуфут-Кале» являются объектом культурного наследия федерального значения.

Ворота Орта-Капу (фото 1968 года)

В настоящее время большая часть бывшего города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты и множество жилых домов.

Погребальная камера

Добраться до Чуфут-Кале можно от ж/в вокзала в Бахчисарае на маршрутном такси или городским автобусом № 2, следующими на Староселье. Ехать необходимо до конечной остановки. Потом вверх по дороге пройти около 1 км до Успенского Монастыря, а затем и до Чуфут-Кале.

Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).

Plan of Chufut-Kale.svg

Цифрами обозначены:

1.Малые (южные) ворота.2.Малая кенасса XVII в.3.Большая кенасса XIV в.4.Место бывшей караимской школы.5.Место старого базара
6.Руины мечети 1346 г.7.Водосборный колодец.8.Банная пещера (Хамам Коба..).9.Мастичная пещера (Сакыз-Коба).10..Мавзолей Джанике-Ханым 1437 г.11.Большой и малый крепостные рвы.12.Хозяйственная пещера («темница»)13.Место ханского монетного двора.14.Средняя оборонительная стена15.Сквозной колодец (Копка-Кую)16.Усадьба А. С. Фирковича XVIII в.17.Руины дома караимских обществ 1896 г.18..Усадьба Чал-Борю XVIII в.19..Туалет.20.Место дома С. Бейма XVIII в.21.Пещеры.22.Восточная оборонительная стена XIV-XVI вв.23.Водосборочный бассейн.24.Ворота восточной оборонительной стены.25.Ворота средней оборонительной стены.264.Пустырь (м. «бурунчак»)27..Руины «дворца».28Крепостной ров перед восточной оборонительной стеной

Город-крепость Джуфт-Кале и расположенное рядом с ним древнее кладбище Балта Тиймез являются выдающимися памятниками истории и культуры и в то же время главными национальными святынями крымских караимов. Здесь находятся и почитаемые до сих пор этим народом Крыма кенаса, могилы и памятники караимов со всей Российской империи, священные деревья. Джуфт-Кале и кладбище — основа духовного возрождения и едва ли не единственный национальный символ крымских караимов”.

По сухой и выжженной траве
И по скалам, серым и шершавым,
Я пойду туда, где ждёт Кале
Путников в молчанье величавом.

Там парит над бездною восторг,
Там писал Крамской «Исус в пустыне»,
Истина там рядом, близко Бог,
Было так всегда, и есть поныне.

Встретив там  хотя б одну зарю,
Станешь ты сильней и совершенней,
Не забудь сказать «благодарю»
Маленькой возвышенной вселенной!

Продолжение следует...

Серия сообщений "Старая крепость":

Серия сообщений "Культура народов России":

Серия сообщений "в Крыму":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • "Пленившись розой...". Роза "К Элизе"

    Автор - liudmila_leto. Это цитата этого сообщения "Пленившись розой...". Роза "К Элизе" К цветущей розе я приник, Тут чудо цвета, аромат.…

  • Острова Кузова и романтика. ч. 1.

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения Острова Кузова и романтика. ч. 1. Любое путешествие на Север всегда особенное. Поездка на…

  • Дорогами в Тмутаракань...

    Автор - Лулу_Прада. Это цитата этого сообщения Дорогами в Тмутаракань... «Где находится Тмутаракань?» Если кого-то нужно послать куда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments