Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Русская перегородчатая эмаль Федора Рюкерта

 Не золотом, не серебром прославлен человек.
Своим талантом, мастерством прославлен человек.
Абдуррахман Джами

 Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали,

процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр.

Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей.

Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.


Федор Иванович Рюккерт
Федора Ивановича Рюккерта, сотрудничавшего с царским ювелиром Карлом Фаберже, по праву называли «живописцем по эмали».
 

Он прославился серебряными работами в «оригинальном русском стиле» рубежа позапрошлого и прошлого столетия, украшенными полихромными эмалями по скани и миниатюрными живописными композициями на тему русской истории и старинного быта.

 
Наследие мастера в государственных музеях России невелико и насчитывает неболее двух десятков предметов. В России не было издано ни одной работы о знаменитом эмальере, но по воспоминаниям потомков Федора Ивановича, живущих в Москве и бережно хранящих семейную память, удалось в общих чертах восстановить историю его мастерской.
Федор Рюкерт, тонко чувствовавший красоту и поэзию русского искусства, был немцем по происхождению и прусским поданным. Согласно семейным преданиям Фридрих Мориц Рюккерт, родился в Эльзас-Лотарингии в 1840 году.

 
Фридрих Мориц Рюккерт, немец по происхождению, родился в 1840 году в земле Эльзас Лотарингия (ныне территория Восточной Франции), и был привезен в Россию в возрасте четырнадцати лет - либо Юсуповым, либо семьей Голицыных.

 
В России будущего ювелира стали звать Фёдором Ивановичем Рюкертом. (По какой-то причине часть источников считает, что правильно писать Рюккерт)

В 1886 году Федор Иванович открыл собственную мастерскую серебряных изделий. Работы Рюкерта отличались индивидуальным стилем с характерными элементами русского модерна.
Уже в 87-м году он заключил договор с московским отделением фирмы Фаберже. До 80% всех изделий мастерской Рюкерта выходило с клеймом «Фаберже».



В 1850 году Федор Рюккерт женится на Эмиль с благославления князя. Его первая жена, немка, была одной из лучших белошвеек и жили они безбедно. Первый их ребенок - Адель (1860 - 1938), появляется на свет в 1860 г, потом через 13 лет Ида (1873-1958), Павел (1880 - 1922), Александр (1882 -?) и Петр (1888-?)
 

Федор Рюккерт всех своих детей приучал к работе в мастерской, они растирали и отмучивали эмали, помогали мастерам, постигали основы ремесла. Особое внимание он уделял своему сыну Павлу, которого все в семье считали приемником отца.

Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной нарочито небрежной штриховкой, или закрученная в тугие золоченые клубочки – все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический  почерк.



На фотографии (слева направо):
первый ряд: Фёдор Иванович, Евгения Калистратовна, Аня
второй ряд: Александр, Адель, жена Александра,
Павел, Ида, муж Иды - Виктор Ремизов (сын известного русского банкира)

Федор Рюкерт никогда не работал исключительно для Фаберже, но, тем не менее, был у него главным поставщиком эмалей в русском стиле.
 
Рюкерт производил серебряные изделия, украшенные эмалью по скани, в узоры которой иногда искусно включались живописные эмалевые миниатюры на темы из русской истории, боярского быта, фольклора. Порой они представляют собой копии картин известных живописцев того времени – К.Маковского, В.Васнецова, И.Куликова, К.Лебедева, С.Соломко.



 
После смерти первой жены (она была немецкой швеей), Федор Иванович женился на Евгении Калистратовне Беловой, дочери стеклодува. Дети от первого брака были воспитаны в духе лютеранской церкви (Адель, Ида, Павел).
 
Евгения Калистратовна Белова ( 2 жена)

Дети от второго брака (Федор, Анатолий, Александр, Евгений, Мария и Софи) были воспитаны в духе православной церкви. Семья была большая, и супруга ювелира пригласила ее племянницу - Марию Васильевну Белову помочь ей.

Евгения Алистратовна вскоре скончалась, и Федор Иванович попросил Марию остаться с семьей, так как она помогала ему воспитывать детей. Однако, она поставила условие - остаться в доме, как хозяйка, и как жена Федора Ивановича. В то время ему было шестьдесят четыре года, и ей было двадцать три.

 
С 1910-х по 1917 год, Рюкерт - владелец фабрики серебряных изделий в Москве, находившейся по адресу Воронцовская улица 29, в собственном доме мастера. В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. Здесь же Рюкерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты.
Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины.

 
Вся семья Рюккертов жила в доме на Воронцовской, кроме двух дочерей, Иды и Адель. Левая часть дома отдана была мастерам, где они жили со своими семьями.

 
Позднее Рюкерт стал принимать заказы от фирм-конкурентов Фаберже  .Федор Рюкерт сотрудничал с московской фирмой О. Курлюкова, торговым предприятием М. Ломбардо, а также с прославленной фирмой П. Овчинникова и киевским предприятием И. Маршака.
Дети от первого брака:Павел,Адель,Ида,
 



Творчество мастеров фирмы Ф. Рюккерта на рубеже XIX-XX веков существенно обогатило пластику, язык, самовыражение русского ювелирного искусства. Показав совершенно уникальный стиль, присущий в большей степени Рюккерту, которого можно назвать новатором, как в технологии, так и в образно-пластической подаче своих произведений
.
 
Все работы Федора Ивановича можно узнать по авторскому клейму - тройник московского окружного пробирного управления – женская головка в кокошнике, обращенная вправо, с шифром округа греческой буквой «дельта» и пробой для изделий из серебра – 88


В 1917-м году Федор Иванович скончался. Его могила находится на Введенском кладбище в Москве.

Подарок сделанный мастерами Ф.И.Рюкерту в честь 25-летия Фирмы.
 
Произведения Фридриха Рюкерта единичны в музейных коллекциях и не часто появляются на отечественном антикварном рынке.

 

Серия сообщений "Ювелирика ":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments