Галина Чванина (kazanocheka) wrote,
Галина Чванина
kazanocheka

Categories:

Массандровский дворец (Massandra Palace ) Крым.

Автор - valniko77. Это цитата этого сообщения
Массандровский дворец (Massandra Palace ) Крым.

Массандровский дворец (Massandra Palace ) Крым.

jiozgh5bp318rajykbosaamdcw.png

 

 

8690499854_66643e6570_k.jpg

 Массандра хорошо известна за пределами Крыма благодаря прекрасным винам, которые изготавливают здесь, и дворцу императора Александра III.

3889863954_0d62f68dca_o.jpg

Массандровский дворец — один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма, гармонично вписавшийся в окружающую его природу. Легкое изящное здание хорошо вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор. Дворец расположился в Верхней Массандре на высоте 200 метров над уровнем моря. От него открывается прекрасный вид на море и Ялтинскую бухту.  

massandrovskij-dvorec-v-krymu-foto.jpg"> Император Николай I, посетив в 1837 году Массандровское имение графа М.С. Воронцова, был так поражен красотой этого места, что, осматривая другие южнобережные дачи, повторял: «Хорошо, да все не Массандра».


==История Массандры==

Территория Массандры была заселена с древних времен. Археологи обнаружили остатки таврского поселения и руины средневековых храмов XIV—XV веков. В Античные времена здесь появилось поселение, когда — точно не установлено, но видимо, не раньше XV или начала XVI веков. Рядом с источником Ай-Ян (святой Иоанн) греки построили церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. И хотя после выхода христиан из Крыма храм был разрушен татарами, оставшиеся греки приходили сюда 24 июля в день Рождества Иоанна Предтечи и совершали богослужения. В повелительном листе хана Крым-Гирея за 1782 год упоминаются покинутые греческие деревни «Марсанда» и «Мгараш». К моменту присоединения Крыма к России местность представляла собой развалины, заросшие лесом и дикими виноградными лозами. Академик П.С. Паллас, совершив путешествие по Крыму в 1793—1794 годах, описывает заброшенные земли греческой деревни Марсанда, жители которой в 1778 году были переселены в Мариупольский уезд.

В 1788 году эти земли были подарены Екатериной II французскому контр-адмиралу принцу Карл Нассай-Зигену, начальнику Черноморской гребной флотилии за участие в штурме Очакова. Красота этих мест произвела на маршала неизгладимое впечатление, принц хотел поселиться здесь навечно, но вскоре был вынужден вернуться на родину. Земли Массандры снова перешли в казну, и в 1796 году они были пожалованы помещику Матвею Никитину.

Первым владельцем Массандры был экономсоветник Н.М. Смирнов, который свое имение назвал «Дача Богоданная». Землемерный план дачи, снятый в 1897 году, сохранился в Никитском саду. Территория этой дачи огромная — около трех тысяч десятин, она простиралась от Ялты и деревни Ай-Василь на западе, до деревни Ай-Даниль на востоке.  В связи с тем, что Смирнов не занимался ни строительством, ни сельским хозяйством, дача уже в 1811 году снова принадлежит казне. Из территории этой дачи по распоряжению дюка Ришелье Х.Х. Стевеном было выбрано место (деревня Никита и разоренная деревня Магарач) для организации Императорского Никитского ботанического сада. В это же время принимается решение о продаже земель деревни «Марсанды».

В путеводителе того времени пишется: «Миновавший по шоссе Ялтинский церковный бугор заметит тропинку, ведущую на возвышенность, лежащую с правой стороны почтовой дороги. Дорожка эта ведет в крошечную татарскую деревушку Масандру, о существовании которой могут знать только туземцы, потому что она покоится в углублении двух возвышенностей, препятствующих видеть ее со всех сторон, и почти неизвестна официально за отдельное селение, потому что показана внутри округа соседственного с нею помещика».

В 1815 году имение купила Софья Константиновна Потоцкая, женщина с романтической судьбой. Графине очень нравились массандровские просторы, и прекрасный климат. Виноградарством и виноделием она тоже не занималась, но мечтала на холмах Массандры построить город — центр всего Южного берега и назвать его Софиополис. Ялта в то время была маленькой рыбацкой деревушкой на побережье. Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Новороссийского края дюка Армана де Ришелье, Софья Константиновна начала строительство замка и парка. Но вскоре Ришелье по политическим мотивам вынужден был оставить свой пост, и идея постройки крупного города умирает.

После кончины красавицы гречанки дача «Богоданная» перешла по наследству ее дочери Ольге Нарышкиной, супруге генерал-адъютанта Льва Нарышкина, двоюродного брата Михаила Воронцова — генерал-губернатора Новороссии и Бесарабии. У неё-то и покупает Массандру для своей любимой племянницы графини А.В. Браницкой (тещи М.С. Воронцова) светлейший князь Григорий Александрович Потемкин. Александра Васильевна приобрела эту дачу для внуков, но всеми делами ведал и распоряжался Михаил Семенович Воронцов. Граф, оценив красоту здешних мест, устроил парк и возродил церковь. Новый храм, построенный по проекту архитектора Филиппа Федоровича Эльсона (1793—1867), оригинально смотрелся среди окружавшего его леса. Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм в древнегреческом стиле. Он был построен довольно просто, главный вход украшали четыре колонны дорического ордена и треугольный фронтон, который венчал крест, к входу вели девять мраморных ступеней. Колокольню разместили прямо на ветвях могучего дуба, росшего рядом с церковью. Строительство храма закончили в 1832 году и освятили в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Из под алтаря церкви вытекал источник, который собирался недалеко от церкви в небольшой водоём, украшенный иконами. Храм Иоанна Предтечи посещали члены императорской семьи, в 1837 году здесь молилась императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I.

В 1879 году рядом с церковью наследник генерал-губернатора князь С.М. Воронцов решил построить дворец. Для строительства была выбрана местность, изобилующая живописными скалами, гротами и источниками. Проект дворца, в основе которого лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения со средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами и затейливыми мансардами, был готов к 1880 году. Французский архитектор М.А. Бушар поселился в Массандре, и строительство шло довольно успешно.

дворец1.jpg | Массандровский дворец

К середине 1881 года дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался. Вскоре умер и сам заказчик С.М. Воронцов. Строительство дворца надолго остановилось, и жизнь здесь замерла до 1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство для императора Александра III. В собственность царя перешло «здание в два этажа… сложенное из местной известковой породы камня», с цинковой крышей и подвалами, но абсолютно не оборудованное внутри. Он поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Руководил строительством дворца архитектор О.Е. Вегенер. В декор фасада вносятся многие изменения в стиле модерн. Строительство идет быстрыми темпами, но внезапная смерть императора в 1894 году, отодвигает его окончание.

Словно роковая печать довлела над этим дворцом, не позволяя завершить строительство. Дворец строился 20 лет, но даже в 1902 году строители сдали его не пригодным для жизни: не было внутренней отделки, мебели, освещения. Массандровскому имению не находилось применения. В конце концов, решили сделать из него путевой дворец — император Николай II заинтересовался созданием в Массандре центра Крымского виноделия и собирался приезжать сюда для наблюдения за работами. К тому же дворец служил охотничьим домом Романовых. Внутреннее убранство, следовательно, было весьма скромным, никаких хозяйственных построек, кроме сторожевого дома, не предполагалось. Царское семейство ни разу даже не оставалось здесь на ночлег — отдохнув несколько часов и посетив церковь, ехали в любимую Ливадию.

Достроили дворец уже после 1921 года, устроив в нем санаторий для больных туберкулёзом. Окружающее пространство изменилось: Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох. На память о тех временах остались лишь несколько мраморных ступеней. В советское время этот прекрасный архитектурный памятник был «закрытым объектом». В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу, куда дважды на отдых приезжал И.В. Сталин. Здесь регулярно бывали Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев.

В 1990 году дворец был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма» для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III. В настоящее время дворец является филиалом Алупкинского дворцово-паркового заповедника и открыт для посещения. На первом и втором этажах здания размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX века, созданная на основе фондов Алупкинского дворца-музея. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки.

==Стиль==  

Вход_в_Массандровский_дворец,_Ялта.jpg

В завершенном своем виде творение архитектора Месмахера отличается от замысла Бушара, то есть от французского готического замка, и напоминает постройки в стиле Людовика ХVI. Архитектор превратил аскетичный рыцарский замок в сказочный терем.  

massandra_027_deadokey.livejournal.com.jpg

Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение «крепостных» башен, высокие каминные трубы придают строению устремленность ввысь, и поэтому дворец кажется легким и изящным. Петербургский архитектор применил в отделке фасадов метлахскую и керамическую плитку, в интерьерах — майоликовые изразцы, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской. Мастерство и вкус позволили ему гармонично соединить элементы архитектуры и изобразительного искусства.  

32792536714_218b926b77_k.jpg

32821421333_39cd0f023d_k.jpg

massandra_030_deadokey.livejournal.com.jpg

Массандровский дворец был задуман по последнему слову инженерной мысли — динамомашина и мощный котел снабжали царский дворец электроэнергией и теплом. С восточной стороны построена подпорная стена с практической целью: чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушали дворец. Но украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она выглядит как неотъемлемая часть дворцового комплекса. Даже высокая труба «кочегарки», стилизованная под минарет, гармонирует с пестрым узором изразцовой крыши и изящными линиями и вырезами стен здания. Великолепный парк, разбитый вокруг дворца подчеркивает его неповторимость и романтичность.  

massandra_031_deadokey.livejournal.com.jpg

massandra_032_deadokey.livejournal.com.jpg

Композиция дворца и парк площадью 6 гектаров создают уникальный дворцово-парковый ансамбль. Верхней Массандре была предназначена роль своеобразного ландшафтного заповедника. Роскошные сенокосные луга обширными террасами взбирались к самому подножию гор, лиственные леса чередовались с сосновыми, можжевеловыми и тисовыми. На их фоне живописно выделялись серые глыбы скал с таинственными каменными гротами. Парк формировался постепенно путем замены местных дубово-грабовых насаждений привозными экзотическими деревьями и кустарниками, среди которых самшит, тис ягодный, пиния, катальпа.  

==Парк==  

massandra3_010_deadokey.livejournal.com.jpg

massandra3_012_deadokey.livejournal.com.jpg

В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами.  

32792497034_cc6434ac38_k.jpg

massandra3_025_deadokey.livejournal.com.jpg

massandra3_024_deadokey.livejournal.com.jpg

Архитектурно оформленная часть парка занимает небольшой участок у самого дворца. Далее она переходит в естественный лесной массив с прогулочными дорогами и тропинками. У самого дворца газоны, цветники и невысокие кустарники. В центральной части партера, напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами. Напротив сфинксов, растут гигантские секвойи редкой формы и цвета.

Massandra Palace, Yalta.jpg

massandra_004_deadokey.livejournal.com.jpg

skulptura2.jpg

8412485303_aae671ba4e_h.jpg

8689399577_f7be839ce0_k.jpg

4001360545_4ab228755d_b.jpg

massandra_005_deadokey.livejournal.com.jpg

9256532942_020ee5097e_k.jpg

9256533470_802577a349_k.jpg

32792578204_b21ce0cec4_k.jpg

32821426933_cfec66705c_k.jpg

8236113952_1bd6648678_k.jpg

massandra_021_deadokey.livejournal.com.jpg

massandra_028_deadokey.livejournal.com.jpg

. С площадки у дворца открывается прекрасный вид на беспредельные просторы моря, ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри.  

massandra_003_deadokey.livejournal.com.jpg

33251428100_f60308ea61_k.jpg

16262874160_8ee02ee1a3_k.jpg

==Дворец внутри==  

В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Архитектор Мемахер придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма.

При жизни Александра III его живописная коллекция произведений искусств была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах. С 1947 по 1989 годы дворец использовался как государственная дача, а в 1992 году открылся музей, который стал филиалом Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника...  

9253752115_58eb217ba0_k.jpg

Нижний вестибюль.  

massandra2_001_deadokey.livejournal.com.jpg

Для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, архитектор в первом интерьере - вестибюле вместо традиционных деревянных панелей облицовывает нижнюю часть стен керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах.  

8154832757_8041f8de06_b.jpg

Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Архитектор применил разные породы дерева - дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и желтой медью, витражи, живопись по стеклу, - все это составило великолепный убор комнат, каждой из которых архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Та гармония, которая достигнута в художественном их оформлении, создает особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла.

Переходя из одной комнаты в другую, попадаешь то в строгую приемную императора, то в торжественный его кабинет, то в интимную опочивальню или же в нарядную и праздничную гостиную императрицы.

massandra2_003_deadokey.livejournal.com.jpg

Усиливали ощущение прохлады в вестибюле пол, выложенный метлахскими плитками, и решение окон: они, так же как и входные двери, были оформлены цветными стеклами. После яркого солнца приглушенный, мягкий, радужный свет вызывал чувство покоя.  

massandra2_004_deadokey.livejournal.com.jpg

Бильярдная.  

9256532510_c15d3f4c46_k.jpg

Во дворце было проведено водяное отопление, камины же, сооруженные почти в каждой комнате, хотя и топились, но прежде всего играли роль украшения. Декоративная обшивка камина художественно "увязана" с панелями, дверьми. Архитектор здесь использует разные техники обработки дерева: резьбу, интарсию, выжигание с подкраской.  

massandra2_005_deadokey.livejournal.com.jpg

8962.jpg

У входа в столовую висит картина известного русского баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) "Подземная галерея в Эллоре". В коллекции Александра III были работы этого прославленного живописца. Возможно, и данный этюд, украшающий в настоящее время бильярдную, также принадлежал когда-то Александру III, поскольку до революции он находился в Малом Ливадийском дворце, построенном для наследника. После революции картина была перевезена в Государственную Третьяковскую галерею, а оттуда передана в Алупкинский дворец-музей.  

Другую стену у входа в бильярдную украшает большое полотно художника-академиста Вильгельма Александровича Котарбинского (1849-1921) "Песни невольниц". Проникнутый историзмом XIX век своеобразно отразился в живописи русских художников-академистов. Они охотно обращались к прародине всех искусств Италии и черпали в ее прошлом свои сюжеты. В картине "Песнь невольниц" ("Кормление голубей") Котарбинский выступает как яркий представитель академической школы живописи. В ней отсуствует психологическая трактовка сюжета, что было свойственно передвижникам. Главное внимание художник уделяет не состоянию девушек, томящихся в неволе, а передаче красоты интерьера богатого дома римлянина. Исходя из академической "трехцветки", художник с блеском вводит в картину множество оттенков красного, синего, желтого, что составляет живописное богатство полотна. Великолепно передана фактура разных материалов, тонко проработаны все детали.  

massandra2_007_deadokey.livejournal.com.jpg

Стену между входной дверью и камином украшает большое полотно Владимира Донатовича Орловского (1842-1914) "Крымский пейзаж в окрестностях Алушты" (1870 г.) (картина справа от камина). Хотя эта картина не была заказана императором, в ней изображено местечко Кучук-Ламбат, которое впоследствии стало одним из южнобережных царских имений.  

massandra2_019_deadokey.livejournal.com.jpg

Бильярдная. Камин.  

. Бильярдная. Камин..jpg

Столовая.  

Рядом с бильярдной расположена столовая, в отделке которой ярко проявился талант Месмахера как декоратора. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII. Она напоминает старинный рыцарский зал. Всеми средствами архитектор стремился придать оформлению романтическую окраску: он спускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажного перекрытия, поднимает выше роста человека дубовые панели, покрывает их сложной резьбой барочных форм, вплетая элементы рыцарских доспехов. Свободные от декоративного оформления стены и потолки были расписаны ученым рисовальщиком М. Д. Салтыковым многоцветной росписью, общий колорит которой удивительно гармонировал с цветом мореного дуба.  

32792516184_a0fe858b92_k.jpg

33478706192_2d51d72115_k.jpg

. Столовая..jpg

Камин в столовой

massandra2_011_deadokey.livejournal.com.jpg

massandra2_012_deadokey.livejournal.com.jpg

Вид на партер дворца и сфинксов.  

Вид на партер дворца и сфинксов..jpg

Кабинет Ея Величества.  

Приемная Его Величества..jpg

Кабинет Ея Величества..jpg

Кабинет Ея Величества.  

9253751651_988ae05cd6_k.jpg

Приемная Его Величества

Приемная Его Величества.jpg

Кабинет Его Величества

16449340032_25c8fde9a1_k.jpg

33635021795_a5745d06b7_k.jpg

Опочивальня Их Величеств.  

Опочивальня Их Величеств..jpg

33478686222_d1b65a173c_k.jpg

Опочивальня Их Величеств.  

9256531470_1982a0fa97_k.jpg

Прихожая второго этажа.  

Прихожая второго этажа..jpg

Прихожая второго этажа.  

Прихожая второго  2.jpg

http://www.qrim.ru/about/sights/MassandraPalace

http://deadokey.livejournal.com/

https://www.flickr.com/search/?text=Massandra%20Palace%2C%20Yalta

 

Серия сообщений "по Крыму и Кавказу":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Усадьба в Полибино и первая в мире башня Шухова

    Автор - Буала. Это цитата этого сообщения Усадьба в Полибино и первая в мире башня Шухова. Дом усадьбы Нечаевых в селе Полибино,…

  • Принц Филипп. Русские корни (ч.2)

    "Я бы очень хотел побывать в России, хотя мерзавцы убили половину моей семьи" – ответ принца Филиппа на вопрос, хотел ли бы он посетить Советский…

  • О счастливых людях

    Автор - izogradinka. Это цитата этого сообщения О счастливых людях Мы все время стремимся к навязанным ценностям: положению в обществе,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment